Основные группы, на которые можно подразделить показатели рентабельности, приведены в таблице.
Основные группы показателей рентабельности
Показатели рентабельности | Формулы расчета | Назначение |
Рентабельность отдельных видов продукции, всей товарной продукции и производства | Прибыль в расчете на единицу продукции / Себестоимость единицы Продукции × 100% Прибыль в расчете на товарный выпуск / Себестоимость товарной продукции × 100% Балансовая (чистая) прибыль / Сумма основных производственных фондов и материальных оборотных средств × 100% | Характеризует прибыльность различных видов продукции, всей товарной продукции и рентабельность (доходность) предприятия. Служит основанием для установления цены |
Рентабельность реализации (продаж) | Прибыль от продажи продукции / Выручка от реализации × 100% Балансовая прибыль / (Чистая выручка от реализации продукции + Доходы от прочей реализации и внереализационных операций) × 100% | Показывает, какой процент прибыли получает предприятие с каждого рубля реализации. Служит основанием для выбора номенклатуры выпускаемой продукции |
Рентабельность активов (капитала) Рентабельность текущих активов Рентабельность чистых активов | Прибыль / Совокупные активы × 100% Прибыль / Текущие активы × 100% Прибыль / Чистые активы × 100% | Эти комплексные показатели характеризуют отдачу, которая приходится на рубль соответствующих активов. Отражает эффективность вложенных в предприятие денежных средств |
Рентабельность собственного капитала | Чистая прибыль / Собственный капитал × 100% | Характеризует прибыль, которая приходится на рубль собственного капитала после уплаты процентов за кредит и налогов. Характеризует отдачу или доходность собственных средств |
|
Наиболее часто используются показатели рентабельности активов (капитала), рентабельности чистых активов, рентабельности собственного капитала и рентабельности реализации. Взаимосвязь этих показателей отражена на рис. 1–3.
В аналитической работе также часто полную сумму активов заменяют на стоимость текущих активов и анализируют рентабельность использования последних.
В качестве показателя прибыли, в зависимости от конкретных условий деятельности, используют показатели прибыли до налогообложения, прибыли от обычной деятельности или чистой прибыли.
В зарубежной практике в качестве числителя чаще всего используют показатели прибыли до налогообложения, а некоторые организации в расчет принимают показатели чистой прибыли.
В качестве активов (знаменателя формулы) используют следующие показатели:
· стоимость активов по балансу;
· стоимость активов по балансу плюс суммы амортизации по амортизируемым активам;
· действующие активы;
· оборотный капитал плюс внеоборотные активы.
Заключение
Прибыль является основным фактором экономического и социального развития не только для предприятия, но и для экономики страны в целом. Поэтому экономически обоснованное планирование прибыли на предприятиях имеет очень большое значение.
Само понятие прибыли в итоге дифференцируется в зависимости от того, рассчитывается ли она на основе полных или частичных затрат. Появляется понятие чистой нетто-прибыли, рассчитываемой с учетом полных издержек, в которые произвольно включается часть постоянных затрат. С другой стороны, становится ясно, что постоянные затраты не играют решающей роли при принятии ценовых решений, а ориентированное на полный учет затрат ценообразование неизбежно ведет к росту цен. Тогда вместо нетто-прибыли (чистой прибыли) при принятии оперативных (краткосрочных) ценовых решений используется расчет брутто-прибыли, или покрытия на основе раздельного учета затрат по методу "директ-костинг". Величина покрытия определяется как разность между оборотом (общей выручкой) и суммой переменных затрат за данный период.
|
Список литературы
1. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 528 с. - (Высшее образование).
2. Экономика: учебник для вузов/И.В. Липсиц. - М.: Омега-Л, 2006. -- 656 с. - (Высшее экономическое образование).
3. Экономика предприятия: Учеб. пособие / В.П. Волков, Э40 А.И. Ильин, В.И. Станкевич и др.; Под общ. ред. А.И. Ильина, В.П. Волкова. - М.: Новое знание, 2003. - 677 с. - (Экономическое образование)
4. Экономика промышленного предприятия: Учебник. - 4-е изд., перераб. И доп. Зайцев Н.Л. Издательство: ИНФРА-М, 2004. 384 стр.
5. Балабанов И.Т., Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 208 с.
6. Попова Р.Г., Самонова И.Н., Доброседова И.И., Финансы предприятий, - СПб: Питер, 2002. - 224 с.