Эссе «Любимая игрушка моего детства»




Детство – самая замечательная и беззаботная пора нашей жизни. И, конечно же, важной составляющей этой поры являются игрушки, которые очень сильно влияют на нашу жизнь.

Как и у всех маленьких детей в детстве у меня было огромное количество всевозможных игрушек. Особое внимание уделяла я куклам барби. Пластмассовый розовый домик, машинка, различные красивые платья и украшения – все это настолько кружило мне голову, что я могла целыми днями, не переставая, играть. Однако длилось это недолго и вскоре совсем сошло на «нет». В классе 3 у меня появилась мечта – большой плюшевый мишка. К сожалению, на тот момент в нашей семье было недостаточно средств, чтобы исполнить мое желание, и я это прекрасно понимала. Спустя три года мы возвращались с родителями с отдыха на море. Дома нас встречала бабушка. И какого же было мое удивление, когда, зайдя в свою комнату, я обнаружила сидящего на моей кровати, бежевого, красивого, плюшевого огромного медведя. Моей радости не было предела! Я была в восторге! Бабушка устроила мне незабываемый сюрприз! Как же мне хотелось потом похвастаться всем своим друзьям, притащить его в школу, однако унести маленькой девочке мишку размерами с ее собственный рост было трудновато. Когда я уезжала из дома, мне было грустно расставаться с ним. Хотелось брать его за руку и везти с собой! Каждую раз на ночь я рассказывала ему на ушко о событиях, которые происходили со мной за целый день. Он знал все мои секреты и никому не рассказывал (за это я его особенно любила). Однажды ко мне пришел троюродный братик, который сразу же захотел играть с моим мишкой. Когда я вернулась в комнату, проводив брата домой, я обнаружила у своего друга дырку на лапке. Мне стала так обидно и больно одновременно, что я не выдержала и расплакалась. Тут мама прибежала на мои крики. Она сказала, что нет ничего страшного, и она поможет зашить мне любимую игрушку. Я с ужасом начала представлять, как мишке будут зашивать лапку толстыми, грубыми нитками. Это же так больно! Однако мама сказала, что стоит подуть мне на ранку медведя, как тут же боль утихнет. Как только мама сделала первый шов я сразу же начала усиленно дуть, думая, что непременно помогаю другу! После последнего стежка и маминого «Готово! Теперь как новенький!» я окончательно успокоилась и одновременно обняла маму и мишутку. После этого случая, я еще больше старалась беречь свою игрушку и не давать ее в чужие руки, хотя иногда очень хотелось. Сейчас мне 17 лет и я живу в другом городе от родителей и моей игрушки. Нет, теперь не моей. 2 года назад мой родной братик, которому сейчас 6,заявил, что теперь это его любимая игрушка. А я не смогла сопротивляться! Надеюсь, что мишка станет для него другом и братишка будет беречь его так же, как и я берегла в детстве!

Игра, для ребенка, это своеобразный способ обучения, подготовка к более сложной «взрослой» жизни. Проживая игровые ситуации, как бы «пропуская» их через себя ребенок учится общаться, устанавливает для себя нормы и правила поведения в тех или иных ситуациях, учится взаимодействовать с окружающим миром. Поэтому не стоит ругать детей в магазинах за то, что они бурно реагируют на современные красивые игрушки в магазинах, возможно, какая-то из них станет близким другом для малыша и повлияет на его жизнь чуть больше, чем «поучительный» от знакомой женщины.

2.3. Матрица-таблица «Особенности психического развития в различные периоды онтогенеза»

Возраст Хронологические рамки Социальная ситуация развития Ведущий тип деятельности Кризис возраста Новообразования возраста
Младенчество 1,5 – 2 месяца – 1 год Биологическая беспомощность младенца, полная зависимость в удовлетворении потребностей от взрослых. Младенец лишен основного средства социального общения – речи. Социальная ситуация связанности ребенка с взрослым. Л. С. Выготский назвал ее социальной ситуацией «МЫ». Жизнь и поведение опосредуется или реализуется в сотрудничестве с взрослым Эмоциональное общение со взрослым, в котором происходит психологическое развитие ребенка и возникают новые формы деятельности. Происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы» за счет развития ходьбы. Происходит установление новых взаимоотношений с родителями и с ребенком.Кризис 1 года характеризуется освоением речевого действия. Формирование автономной речи. Ходьба - одно из основных новообразований младенческого возраста, знаменующих собой разрыв старой ситуации развития. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет.
Ранний возраст От 1 года до 3 лет Стремление самостоятельному выполнению действий с предметами. Социальная ситуация развития в раннем возрасте характеризуется наличием системы «ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый». Социальное развитие ребенка идет по двум направлениям: через усвоение правил взаимодействия людей друг с другом и через взаимодействие ребенка с предметом в мире постоянных вещей. Осуществляется через посредника (старшего) и соучастника усвоения социальной роли (ровесника). Предметно-манипулятивная деятельность. Общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности. Внутри предметной деятельности зарождаются новые виды – игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование). Деловое общение, предметная деятельность в наибольшей степени способствует развитию познавательных процессов. Кризис 3 лет связан с развитием самооценки, стремлении все делать самому. Причина кризиса в столкновении потребностей «хочу» и «могу». (Л.И. Божович). Пересмотр старой системы отношений, кризис выделения своего «Я». Психологическое отделение от близкого взрослого. Появляется «гордость за достижение». Формирование «внешнего Я - сам», которое характеризуется появлением и развитием самооценки, самоуважения, самосознания. Развитие речи, для которой характерно: значительное увеличение словарного запаса; построение предложений; понимание смысловых связей между словами. Развитие самостоятельной ходьбы, овладение прямой походкой. Овладение предметной деятельностью, что связано с формированием нового отношения к миру предметов. Личное новообразование – возникает гордость за собственные достижения. Символическое, замещающее действие. Предметная игра. Активная речь.
Дошкольный возраст От 3 до 6-7 лет У ребенка появляется большое желание постичь смысловую основу действий взрослых. Ребенок отстранен от активного участия в деятельности и отношениях взрослых. Сюжетно-ролевая игра. В 3-5 лет возникают «кратковременные объединения», продолжительность общения зависит от умения создавать и реализовывать игровой замысел и от владения игровыми действиями; содержание игры еще не способствует устойчивому общению. В 4-6 лет возникают «длительные объединения играющих» ребенок стремиться воспроизвести в игре действия взрослых и их взаимоотношения. У ребенка появляется необходимость иметь партнера. В игре возникает необходимость договариваться друг с другом, вместе организовывать игру с несколькими ролями. Кризис саморегуляции, напоминающий кризис 1 года. По мнению Л.И. Божович это период рождения социального «Я» ребенка. Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Потеря детской непосредственности (манерничанье, кривляние). Обобщение переживаний и возникновение внутренней психической жизни. Способность и потребность в социальном функционировании, в занятии значимой социальной позиции. Начало развития произвольности. Способность к обобщению переживаний. Нравственное развитие. Способность к перцептивному моделированию. Социализированная речь. Развитие наглядно-образного и появление словесно–логического мышления. Появление «внутреннего мира».
Младший школьный возраст От 6‑7 до 10‑11 лет Переход к учебной деятельности. Ребенок развивает­ся в условиях сложной социальной среды, в условиях воспитания и обучения. Меняется сфера социальных отношений, появляется система «ребенок – взрослый» дифференцируется: ребенок ‑ учитель; ребенок – взрослый; ребенок – родители; ребенок – дети. Происходит смена референтной группы. Учебная деятельность ‑ это деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры. У ребенка имеются две сферы социальных отношений «ребенок – взрослый» и «ребенок – дети». Эти системы связаны игровой деятельностью. Отношения существуют параллельно, они не связаны иерархическими связями.   Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование благодаря усвоенной системе научных понятий. Рефлексия как осознание собственных изменений в результате развития учебной деятельности. Э. Эриксон считал чувство компетентности центральным новообразованием возраста. В результате учебной деятельности возникают психические новообразования: произвольность иосознанность психических процессов, рефлексия (личностная, интеллектуальная), внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать)
Подростковый возраст 10 (11) – 13 (14) лет Социальная ситуация характеризуется тем, что появляется устойчивое стремление к независимости, к самостоятельной жизни. В то же время ближайшее окружение (прежде всего родители и другие взрослые) относятся к подростку как к ребенку. Построение взаимоотношений и действований в них. Общение со сверстниками – установление эмоциональных контактов с целью удовлетворения информационных, эмоциональных и других потребностей, которые не могут быть удовлетворены во взаимодействии с взрослыми. Напоминает кризис 3 лет («Я сам»). Становление человека как субъекта собственного развития. Снижение продуктивности и способности к учебной деятельности. Негативизм – отталкивается от среды, враждебен, склонен к спорам. Одновременно испытывает внутренне беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, самоизоляции. Абстрактное мышление, рефлексия (способствует не только познанию себя, но и пониманию других людей); воображение (опосредовано абстрактным мышлением и «уходит в сферу фантазий»); самооценка и Я-концепция (способствует большей регуляции, контролю и управлению поведением, личностному росту). Центральное новообразование‑ чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком.
Юношеский возраст 15-18 лет ранняя юность, 18-23 года юность. Существует зависимость от взрослых и, прежде всего, от родителей и в этом плане юноша еще ребенок. У личности актуализируются потребности, связанные с тем, каким быть и кем быть (задачи самоопределения). учебно-профессиональная деятельность – деятельность, в ходе которой помимо усвоения знаний решаются задачи профориентации и профессионального самоопределения. напоминает кризисы 1 года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция) происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Если человек научится объяснять, а следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам. Напоминает кризисы 1 года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция) происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Если человек научится объяснять, а следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам.

Список литературы, используемой при подготовке к занятиям, выполнения проектных заданий

1. Психологические словари

2. Википедия

3. https://ebooks.grsu.by/semchuk/index.htm



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: