Проектные задания
№ | Термин | Автор понятия | Содержание понятия | Источник |
1. | Адаптация | Пиаже Жан | (от лат. adapto — приспособляю) — приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Процессы адаптации направлены на сохранение гомеостаза. | Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского |
2. | Акселерация | Е.Кох | (от лат. acceleratio — ускорение) — ускоренное физическое развитие детей, наблюдающееся в последние 100-150 лет. Акселерация охватывает различные анатомические и физиологические стороны организма (в частности, увеличились рост и вес новорожденных и детей школьного возраста); сократились в среднем на 1-2 г. сроки полового созревания и т. д. Есть основания полагать, что акселерация обусловлена действием целого ряда биологических и социальных факторов. | Психологический словарь. И. М. Кондаков. |
3. | Амбивалентность | Э. Блейлер | (от греч. amphi — вокруг, около, с обеих сторон, двойственное + лат. valentia — сила) — двойственное, противоречивое отношение субъекта к объекту, характеризующееся одновременной направленностью на один и тот же объект противоположных импульсов. | Краткий толковый психолого-психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008 |
4. | Антропогенез | Ф. Энгельс | (от антропо… и греч. genesis - происхождение), процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества. | https://referat7.ru/neo/source/edu-content-21951.html |
5. | Ведущая деятельность | А.Н. Леонтьев | (англ. leading activity) - деятельность, выполнение которой определяет формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности. | Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского |
6. | Возраст | Л.С. Выготский | конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей | Ермолаева М. В.. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения, 2003 |
7. | Возрастная периодизация | Д. Б. Эльконин | периодизация развития человека от рождения и до смерти, определение возрастных границ этапов в жизни человека, принятая в обществе система возрастной стратификации | https://ru.wikipedia.org/wiki |
8. | Генеративность | Эриксон | интерес к следующему поколению и его воспитанию, проявляемый в продуктивности и созидательности в различных сферах жизни у человека, достигшего 40 лет и положительно переживающего свойственный этому возрасту кризис. | Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. |
9. | Дезадаптация | Абульханова-Славская | это психическое состояние человека (чаще – ребенка, чем взрослого), при котором психосоциальный статус личности не соответствует новой социальной обстановке, что затрудняет или вовсе отменяет возможность приспособления | https://www.syl.ru/article/199786/new_dezadaptatsiya---eto-sotsialnaya-dezadaptatsiya-problemyi-dezadaptatsii |
10. | Депривация | психическое состояние, возникновение которого обусловлено жизнедеятельностью личности в условиях продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных ее потребностей. | Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г | |
11. | Зона актуального развития | Л.С.Выготский | совокупность представлений, знаний, навыков, умений, личностных качеств, которыми ребенок уже овладел и может пользоваться без посторонней помощи. | Основы духовной культуры ( энциклопедический словарь педагога ).— Екатеринбург. В. С. Безрукова. 2000. |
12. | Зона ближайшего развития | Л.С.Выготский | уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе совместной деятельности со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности. | Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко |
13. | Идентичность | З. Фрейд/Э. Эриксон | чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям. Чувство обретения, адекватности и стабильного владения личностью собственным Я независимо от изменений последнего и ситуации; способность личности к полноценному решению задач, встающих перед ней на каждом этапе развития | Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. |
14. | Интериоризация | П. Жане, Ж. Пиаже, А. Валлон | (от лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. | Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998. |
15. | Инфантилизм | Эрнест Шарль Ласе́г | (от лат. infantilis – детский) – задержка в развитии организма человека, для которой характерно сочетание физического и психического недоразвития: у ребенка замедлен рост, половые органы недоразвиты, вторичные половые признаки отсутствуют или недостаточно выражены, кроме того, он отстает в психическом развитии. | https://www.psychologies.ru/glossary/09/infantilizm/ |
16. | Кризис | Карл Бюллер | означает острую ситуацию для приня-тия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент развития. | Крайг, Г. Психология развития [текст] / Г. Крайг, Д. Бокум. - СПб.: Пи-тер, 2004. - 940 с. |
17. | Лонгитюдный метод исследования | Б.Г. Ананьев | длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определять диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека. | С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г. |
18. | Психологическая готовность к школьному обучению | сформированность у ребенка психологических свойств, без коих в школе невозможно успешное овладение деятельностью учебной. | Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 | |
19. | Рефлексия | С.Л. Рубинштейн | навык, который позволяет не только контролировать направленность внимания, но и осознавать собственные мысли, ощущение и общее состояние. Благодаря рефлексии человек имеет возможность наблюдать за собой со стороны и видеть себя глазами людей, которые его окружают. | https://fb.ru/article/162226/chto-takoe-refleksiya-v-psihologii-ponyatie-i-suschnost-refleksii |
20. | Самоактуализация | Джеймс Уильям | (от лат. actualis — действительный, настоящий) — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В нек-рых направлениях современной западной психологии С. выдвигается на роль главного мотивационного фактора | Краткий психологический словарь. — Ростов - на - Дону: « ФЕНИКС ». Л. А. Карпенко, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998. |
21. | Самоопределение | Адлер | личностное самоопределение, рассматриваемое как высшее проявление жизненного самоопределения, когда человек становится хозяином ситуации и всей своей жизни. Личность в этом случае как бы поднимается и над профессией, и над социальными ролями и стереотипами. | Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С. С. Степанов. 2005. |
22. | Сензитивность | Л.С. Выготский | (от лат. sensus — чувство, ощущение) — характерологическая особенность человека, проявляющаяся по повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т. п. | Краткий психологический словарь. — Ростов - на - Дону: « ФЕНИКС ». Л. А. Карпенко, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998. |
23. | Социальная ситуация развития | Л.С.Выготский | сущностная характеристика возрастного периода развития, С. с. р. как единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой, определяет: 1) объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом (А. Н. Леонтьев); 2) особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми; | Краткий психологический словарь. — Ростов - на - Дону: « ФЕНИКС ». Л. А. Карпенко, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998. |
24. | Эгоцентризм | Жан Пиаже | (от лат. ego — я и centrum — центр круга) — неспособность индивида, сосредоточиваясь на собственных интересах, изменить исходную позицию по отношению к нек-рому объекту, мнению или представлению даже перед лицом очевидных неразрешимых противоречий. | Краткий психологический словарь. — Ростов - на - Дону: « ФЕНИКС ». Л. А. Карпенко, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998. |