Общее понятие о социологическом измерении




Социолог имеет дело с массовыми процессами, он по необходимости оперирует различными числовыми показателями, выражающими частоты, протяженность и напряженность связей между различными социальными характеристиками. Поэтому в основе работы социолога при изучении социальных процессов - первичное измерение качественных признаков, или их квантификация. Любое социологическое измерение начинается с поиска простейших качественных признаков, отношения между которыми можно выразить в числовом масштабе.

Измерение - это процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном. Получается числовое выражение в определенном масштабе или шкале. Социальные измерения иногда называют квалиметрическими, то есть условно количественными аналогами качественных социальных отношений. Такую тонкую материю, как отношение, например, к выполняемой работе, социолог выражает с помощью цифровых показателей. В принципе, можно измерить практически любые свойства соци альных объектов, качественные и количественные. Количественные: возраст - число исполнившихся лет, заработок - денежные единицы, образование - число лет обучения и т. п. Качественные характеристики (социальная принадлежность, мнение людей, отношение к работе, оценка качества жизни и т. п.) не имеют установленных эталонов измерения. Социологу приходится их конструировать. Такие измерительные процедуры - своего рода изобретения.

В первом приближении способы измерения в социологии делятся на две группы:

Приемы, с помощью которых измеряются количественные признаки объектов с точки зрения их физического пребывания в пространстве и во времени (удаленность проживания от столицы, культурного центра, от места работы). Частота событий, частота публикаций, величина временных интервалов в использовании свободного и рабочего времени также характеризуют социальные процессы с количественной стороны.

Измерения, относящиеся к социальным объектам, для которых не существует общепринятых шкал. Но даже самые сложные социальные явления могут быть квантифицированы со стороны их протяженности, интенсивности, повторяемости. Многое зависит от умения социолога найти или изобрести надежную и убедительную измерительную процедуру.

Нахождение эталона измерения, как правило, осуществляется в три этапа, стадии:

1. Качественная классификация объекта исследования. Например, изучая ценностные ориентации личности, мы, прежде всего, должны классифицировать типы ориентации личности исходя из теоретической концепции и задач исследования. Можно положить в основу классификации иерархию потребностей или интересов, сфер деятельности, социальные функции, социальные ситуации, которые бы различались по степени свободы выбора целей и средств деятельности. Рассмотрим с этой точки зрения ценностную ориентацию на материальный достаток или культурные ценности.

Их можно классифицировать как:

сильная - средняя - слабая;

устойчивая - малоустойчивая - неустойчивая;

господствующая - рядоположенная - подавленная;

центральная или периферийная.

Можно поискать и другие варианты.

2. Поиск эмпирических индикаторов или внешних признаков тех свойств объекта, которые поддаются расположению в континуум. Индикатор - внешне хорошо различимый показатель изменяемости признака. Например, высота ртутного столбика термометрa - индикатор температуры.

В социологии простейшим индикатором является расположение измеряемых показателей в предложенном списке (ранговое место). Допустим, измерению подлежат интересы к различным видам занятий в свободное время. Предлагаются три одинаковых списка возможных занятий, в каждом по 18 наименований (чтение художественной литературы, театр, прием гостей, встреча с друзьями, спорт, игра в карты и т. д.). В первой ситуации (широкий диапазон выбора) изучаемый имеет право без ограничения указать любые виды занятий, которые ему нравятся. Во второй ситуации (средний диапазон выбора) ему предложено оставить или выбрать шесть наиболее важных для него занятий, в третьем случае (узкий диапазон) не более трех.

Индикатор сильной ориентации человека - выбор какого-то занятия имел место во всех трех ситуациях; средней ориентации - выбор в первой и второй ситуации, слабый - выбор имел место только при широком диапазоне принятия решения.

Одно и то же социальное свойство, качество, признак могут фиксироваться с помощью нескольких индикаторов, которые затем сводятся в общий показатель-индекс.

3. Проверка работы индикатора применительно ко всей изучаемой выборке, совокупности. К примеру, если социологи изучают отношение людей к труду, то измерить его только через выполнение норм выработки или соблюдения трудовой дисциплины не представляется возможным. Труд людей творческой профессии вряд ли можно измерить такими показателями.

В результате всех указанных процедур устанавливается эталон или шкала измерения.

Следующая очень важная работа - проверка процедуры первичного измерения на надежность. Такие операции используются на стадии отработки инструмента измерения в пилотажных исследованиях. Для этого существуют довольно сложные специальные процедуры.

Точность и правильность измерения зависят от:

степени устойчивости измеряемого объекта или свойства;

чувствительности эталона измерения (дробности шкалы);

отсутствия систематических ошибок измерения;

устойчивости измеряемого признака.

Дробность шкалы, ее чувствительность прямо связаны с "Точностью измерения. Шкала в 10 делений точнее, чем шкала в три или пять делений. Известно, что в вузе используется четырехбалльная система оценки знаний. Все понимают, что преподаватель часто колеблется между пятеркой и четверкой, между двойкой и тройкой, есть даже такое выражение "туберкулезная троечка". Конечно, лучше бы пользоваться десятибалльной системой оценки знаний Но дробность пунктов шкалы нельзя увеличивать бесконечно. Надо установить оптиум, удовлетворяющий двум требованиям: минимум градаций шкалы при высокой устойчивости результатов измерения. Постепенно повышая дробность эталона измерения, можно найти границу, за которой точность измерения уже не меняется.

В современной социологии отработано достаточно большое количество шкал, которые могут быть упорядочены по мере повышения их способности удовлетворять требованиям более многообразных операций с числами.

Номинальная шкала - основа всех шкальных процедур. Она устанавливает отношения равенства между явлениями, которые включены в один класс.

Пример номинальной шкалы:

Рабочие ручного труда, не требующего специальной подготовки.

Рабочие ручного труда высокой квалификации.

Рабочие механизированного труда средней квалификации

Рабочие механизированного труда высокой квалификации.

Рабочие автоматизированного труда.

Рабочие заняты наладкой автоматизированного оборудования.

В этой шкале каждому из пунктов дается детальная эмпирическая интерпретация. Рабочие перечислены по мере роста их квалификации.

Операции с числами для номинальной шкалы следующие:

Нахождение частот распределения по пунктам шкалы в единицах или процентах от общего количества.

Поиск средней тенденции по модальной частоте. Модальной называют группу с наибольшей численностью в данном измерении. Упорядоченная номинальная шкала чаще всего используется при опросах общественного мнения. Пример такой шкалы:

"вполне согласен",

"пожалуй, согласен",

"затрудняюсь ответить",

"пожалуй, не согласен",

"не согласен",

"совершенно не согласен".

Весьма часто употребляемые разновидности шкал этого типа - ранговые. Они предполагают полное упорядочение каких-либо объектов или свойств от наиболее к наименее важному, значимому, предпочитаемому. Можно ранжировать относительную важность тех или иных методов решения крупных экономических, политических или социальных проблем, предпочтительное использование свободного времени. Задание на ранжирование формулируется примерно так: "Из перечисленных ниже суждений выберите самое для вас предпочтительное, затем - наименее предпочтительное, а остальные расположите от первого до последнего". То есть респондент указывает ранги предложенных вариантов. Полезно не забывать, что численность объектов для ранжирования не должна быть большой - до десяти. В противном случае результаты ранжирования будут неустойчивыми.

Применение количественных методов и использование статистики социальных явлений возводит социологию в ранг строгой науки. Создается впечатление математической точности выводов. Между тем квантификация сложных социальных реалий накладывает немало ограничений на собственно математические операции с их измерениями. Математик работает с простыми однозначными абстракциями, в основе которых суждение "есть нет". Социолог обязан помнить, что в действительности скрывается за величинами, которыми он оперирует. Главное состоит в том, что количественный анализ не самоцель, а лишь средство качественного анализа.

 

Типы и виды выборки

 

Простая случайная выборка - это подход, при котором каждый член совокупности имеет одинаковую неизвестную вероятность быть выбранным. Процесс формирования такой выборки прост. напишите имена на теннисных шариках, поместите их в большую чашу, тщательно перемешайте и выберите необходисое число элементов.

На практике чаша заменяется таблицами случайных чисел. Простая случайная выборка - наиболее верный способ достижения репрезентативности выборки.

Стратифицированная выборка. Простая случайная выборка набирается из списка (основы выборки), представляющего совокупность. Для повышения эффективности используется информация о подгруппах, существующих в ее основе. При использовании стратифицированной выборки эффективность повышается благодаря тому, что точность исследования растет быстрее его стоимости.

Пропорциональная стратифицированная выборка. Пропорциональная стратифицированная выборка - разновидность стратифицированной выборки, при которой число выбранных элементов в каждой страте пропорционально численности входящих в них элементов. Пропорциональная стратифицированная выборка может быть классифицированна на прямо пропорциональную и обратно пропорциональную.

Прямо пропорциональная стратифицированная выборка подразумевает выбор большего количества элементов в большей группе, меньшего - в меньшей. Например, это может быть полезным для оценки известности торговой марки, потребляемой всеми возрастными группами.

Обратно пропорциональная стратифицированная выборка. В отличие от прямо пропорциональной выборки, в обратно пропорциональной в меньшей группе выбирается большее количество элементов, а в большей группе - меньшее количество. Например, если меньшая группа относительно менее осведомлена о теме исследования, чем большая, то следует использовать обратно пропорциональную выборку.

Непропорциональная стратифицированная выборка. Если при использовании стратифицированного метода размеры выборок из каждой группы не пропорциональны размеру соответствующей группы, такую выборку называют непропорциональной стратифицированной выборкой. Если проводится сравнение большого числа небольших групп, пропорциональная выборка может не обеспечить достаточный для значимого сравнения размер выборки. В подобных случаях использую непропроциональную выборку.

Кластерная выборка. При использовании кластерной выборки эффективность увеличивается за счет того, что стоимость уменьшается быстрее точности. Как и в случае с стратифицированной выборкой, формирование кластерной выборки - процесс, состоящий из двух этапов. В процессе формирования кластерной выборки совокупность делится не на "страты", а на "кластеры". Далее кластеры отбираются случайным образом, и все представители выбранных кластеров подвергаются исследованию. Например, чтобы выяснить отношение к курению учеников выпусных классов в городе, необходимо сформировать случайную выборку из совокупности всех выпускных классов города, а затем опросить всех учеников выбранных классов.

Систематическая выборка. Систематическая выборка - это "грубый" аналог простой случайной выборки. Главное отличие этих выборок заключается в правилах выбора элементов. Систематическая выборка подразумевает выбор элементов из списка с определенным шагом, например - каждый 10-й элемент. При этом точка отсчета может выбираться случайно.

Точность систематической выборки заведомо ниже, чем в простой случайной выборке, поскольку существует риск закономерностей списка.

Типовая выборка. Типовая выборка - один из методов неслучайных выборок, при использовании которой специалист опирается на собственные суждения о репрезентативности. Например, посетители торгового центра могут представлять район, город или целый регион.

В этом типе выборки присутствует ряд искажений. Например, если для формирования группы применяется метод перехвата, то в выборке будет непропорционально много респондентов, часто посещающих магазины. Но бывают ситуации, когда применение типовой выборки даже рекомендуется. Например, точного списка уличных торговцев не существует и составить его невозможно. Метод типовой выборки снимает это ограничение.

Выборка методом "снежного кома". Выборка методом снежного кома - это разновидность типовой выборки, применяемой в случае необходимости контакта с небольшой специфической группой. Например, если необходимо собрать экспертную информацию о новой технологии, методом "снежного кома" можно сформировать выборку преподавателей технических ВУЗов. При использовании выборки методом "снежного кома" каждого респондента после интервью просят порекомендовать одного или несколькуих аналогичных специалистов.

Проблема выборки методом "снежного кома" состоит в том, что ведущие более активный образ жизни имеют больше шансов попасть в нее.

"Удобная" выборка. Процедура "удобной" выборки состоит в установлении контактов с "удобными" единицами выборки - с группой студентов, спортивной командой, с друзьями и соседями. Если необходимо получить информацию о реакции людей на новую концепцию, такая выборка вполне обоснованна. "Удобную" выборку часто используют для предварительного тестирования анкет.

Квотированная выборка. Квотированная выборка - это типовая выборка, на которую накладываются ограничения: оговаривается минимальное число каждой группы совокупности. Если необходимо опросить выборку из 1000 жителей города, можно оговорить квоты для северной и южной части этого города.

Квотированные выборки чаще всего основываются на демографических критериях: пол, возрат, регион, доход, образование и прочих.

Чтобы исследователям было проще закрывать квоты выборки, составляется матрица квот, содержащая подробные сведения о квотном задании каждого интервьюера.

 

Список использованной литературы

1. Аванесов B.C. Тесты в социологическим исследовании. М., 2002.

2. Батыгин Г. С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. М.: Наука, 2006.

3. Девятко И.Ф. Диагностическая процедура в социологии: Очерк истории и теории. М.: Наука, 1993.

4. Методы социологического иссвледования / под ред. А. Ю. Светлинского. – М.,2006

5. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1,2/ Отв. ред. В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. М.: Наука, 1990

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: