Полиархическая теория демократии Роберта Даля




Роберт Алан Даль – известный американский политолог, один из основоположников концепции плюралистической демократии. Эту широкую известность ему принесли, в первую очередь, работы в области политической теории, в частности, теории современной демократии, распределения власти и плюрализма. В дальнейшем его идеи окажут значительное влияние на современные политические исследования, так как в свое время они затронули вопросы, во многом определившие направление взглядов в области теории демократии.

Основополагающим в идеях Р. Даля выступает понятие - «полиархия», в честь чего его теория и названа полиархической. Несмотря на то, что термин «полиархия» (что дословно значит «правление многих») возник в Англии еще в 1609 году, в политической литературе он практически не использовался вплоть до начала 50-х годов XX века. Именно благодаря Р. Далю и Ч. Линдблому этот термин был введен в оборот в качестве политической категории. Произошло это в 1953 году в книге «Политика, экономика и благосостояние» и, по мнению авторов, использование этой новой категории открывало возможности для более реалистического анализа существующих демократических систем, оставляя при этом в стороне абстрактные демократические идеалы.

Сперва Даль и Линдблом анализировали полиархию как процесс, посредством которого граждане могут осуществлять контроль над политическими лидерами. В последующем концепция полиархии развивалась и дополнялась существенными признаками, затрагивающими институциональные, процессуальные и культурологические аспекты плюралистической демократии.

Уже сформировавшееся понятие «полиархия» наиболее полно раскрыто в работе Даля «Полиархия. Участие и оппозиция» (1971), где оно представлено как «система политического управления посредством открытого соперничества политических групп за власть». Понятие же «полиархичеркая демократия», раскрывается в книге «Введение в теорию демократии» (1956).

Ей в этом вопросе стоит уделить особое внимание, ведь именно эта работа стала первым серьезным теоретическим исследованием политолога. Во «Введении» Даль пишет о том, что теория демократии является «неубедительной, независимо от того, рассматривать ли ее как этическую теорию или как попытку описать реальный мир». Поэтому внимание политолога направлено на рассмотрение многообразия подходов в теории демократии с тем, чтобы выявить их особенности, специфику формирования и развития.

Развивая свою теорию, Даль несколько изменил подход к раскрытию понятия демократия и значительно расширил содержание этого концепта. Но, все же, общее направление, заключенное в уделении особого внимания к институциональным механизмам осуществления демократического правления, сохранилось.

Один из ключевых моментов развития концепции Даля – это исследование оправданий демократии, которые позволяют создать вокруг теории некий философский контекст. Его образуют идеи равенства, проявляющегося в условиях демократии в возможности равного участия всех граждан в политической сфере, самоуправления и свободы самоопределения. Они означают возможность граждан жить согласно принятым ими законам и обеспечивают тем самым моральную автономию личности.

Основной характеристикой полиархической демократии Даля является постоянная способность правительства реагировать на предпочтения и потребности своих граждан. А для того, чтобы это осуществлялось должным образом, граждане должны обладать следующими правами:

· формулировать свои предпочтения;

· выражать свои предпочтения согражданам и правительству посредством индивидуальных и коллективных действий;

· иметь равное отношение к своим предпочтениям со стороны правительства, т.е. отношение, исключающее дискриминацию на почве содержания или источника этих предпочтений.

Эти условия Даль считает необходимыми для существования демократии. Следовательно, политолог полагает, что наличие перечисленных возможностей у огромного количества людей обеспечивается со стороны общественных институтов предоставлением некоторых гарантий.

1. Для того чтобы формулировать потребности гражданам необходимы следующие гарантии:

· Свобода в создании организаций.

· Свобода мысли.

· Право голоса.

· Право политических лидеров состязаться за поддержку масс.

· Альтернативные источники информации.

2. Для информирования о своих предпочтениях необходимы:

· Свобода в создании организаций.

· Свобода мысли.

· Право голоса.

· Право быть избранным.

· Право политических лидеров состязаться за поддержку масс.

· Альтернативные источники информации.

3. Для реализации права иметь предпочтения, определяющие деятельность правительства народу необходимо:

· Свобода в создании организаций.

· Свобода мысли.

· Право голоса.

· Право быть избранным.

· Право политических лидеров состязаться за поддержку масс.

· Альтернативные источники информации.

Даль отмечает, что разные политические режимы отличны как раз тем, насколько эти гарантии доступны и реализованы. Исходя из этого, он выделяет следующую типологию политических режимов:

Конкурентная олигархия – режим, при котором политическая конкуренция существует, а степень участия граждан в политике очень низкая.

Закрытая гегемония – режим, при котором оппозиция отсутствует, а степень включенности граждан низкая.

Открытая гегемония (гегемония с большим числом граждан, имеющих право участия в выборах и управлении) – режим с отсутствием политической конкуренции и высоким уровнем участия граждан в политическом процессе.

Полиархия – режим, который предполагает не только высокий уровень участия граждан, но и открытое политическое соперничество. Этому режиму и соответствует демократия. Только Даль заменяет понятие «демократия» на более точный, по его мнению, термин - «полиархия», придерживаясь мнения, что в мире нет полностью демократизированных систем.

В связи с чем Даль выделяет следующие условия, при которых возможна стабильность полиархии:

· политические лидеры для завоевания власти и ее обеспечения не должны прибегать к средствам насильственного принуждения, то есть к использованию силовых структур (армии, полиции);

· необходимо наличие современного, динамичного общества, организованного на плюралистических принципах;

· конфликтный потенциал субкультурного плюрализма должен уравновешиваться высоким уровнем терпимости;

· среди граждан государства, особенно политически активных слоев необходимо наличие политической культуры и системы убеждений, тяготеющих к идеям демократии и полиархии.

· страна не подвергается интервенции со стороны враждебной полиархии иностранной державы.

Следуя той же логике, можно утверждать, что в стране, где отсутствуют перечисленные условия или сложились прямо противоположные, практически наверняка будет установлен недемократический режим. Что же касается тех стран, которые находятся в промежуточном положении, то там полиархии, чаще всего, оказываются неустойчивыми или же происходит постоянное чередование полиархических и недемократических режимов.

Подводя итог, можно прийти к следующим выводам. Разумеется, Роберт Даль внес огромный вклад в теоретическое оформление сущности демократии и ее разновидностей.

Из неоспоримо положительных аспектов выделяется, можно сказать, реалистический взгляд политолога на ход вещей. Он не строит себе утопическую систему демократии, прекрасно понимая невозможность ее реализации в нашем мире. Взамен этого он вытесняет понятие демократии понятием полиархии – действительностью, хоть и отличной от нереализуемого демократического идеала, но стремящейся к нему.

Сюда же можно отнести и то, что, согласно теории Даля, граждане имеют право на свободные выборы, контроль и влияние на власть, всеми возможными легитимными, правовыми способами, что является высокой степенью включенности граждан в политический процесс.

Но некоторые пункты, на мой взгляд, выбиваются, и их не столько можно назвать негативными, сколько недостаточно проработанными. Как отмечает сам Даль, неравенство граждан является фундаментальной проблемой, ведь реализация демократии, во многом зависит от степени приближения народа к элите, принимающей решения. Из этого можно сделать логичный вывод, что группы, занимающие более низкие ступени общества и не имеющие определенных благ, не приносят пользы такому режиму. И, соответственно, к Далю возникает вопрос, учитывает ли его демократия голоса таких групп, сильно отдаленных от правящей элиты?

Также слабым местом теории, прежде всего, является установка на объединение всего населения в «группы давления», на их равенство во влиянии. Хотя желаемым провозглашается привлечение как можно большего количества граждан в «группы давления», большинство из них обречено на пассивность в политическом процессе.

Совершенствование граждан, их активное участие в жизни общества и государства является необходимым условием развития демократии. И чем выше уровень политического участия, чем ближе граждане к постоянно возрастающему уровню требований к участникам политического процесса, тем ближе демократия к своему идеалу, к которому можно и нужно стремиться, но которого достичь невозможно.

Тем не менее, Роберт Даль убежден, что «демократическая идея не утратит своей привлекательности для людей в недемократических странах, и, по мере того как в этих странах будут формироваться современные, динамичные и более плюралистические общества, их авторитарным правительствам станет все труднее противодействовать устремлениям к расширению демократии».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: