Тема 3. МЕТОДЫСОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (4 часа)
План проведения занятия:
Занятие: Общая характеристика методов социологии
1. Повторите понятия:
· Социологическое исследование
· Фундаментальные исследования
· Прикладные исследования
· Методология
· Методика
· Метод
· Теоретические методы
· Эмпирические методы
· Методы математической статистики
· Количественный подход
· Качественный подход
· Переменная (зависимая, независимая)
· Индикаторы
Индивидуальный опрос - 45 мин
Контрольные вопросы:
1. Что такое социологическое исследование?
2. Какие виды социологических исследований Вы знаете?
3. Что представляет собой программа социологического исследования?
4. Из каких элементов состоит программа исследования?
5. Что такое объект и предмет исследования?
6. Что такое цель и задачи исследования?
7. Что такое гипотезы исследования?
8. Какие требования предъявляют к построению гипотез?
9. Что такое генеральная совокупность исследуемых объектов?
10. Что социологи называют выборкой?
11. Что такое репрезентативность выборки?
Выполнение заданий (на выбор) – 45 мин
Задания для самостоятельной работы:
1. Проведите классификацию методов сбора данных по степени контакта с объектом исследования и степени формализации данных, распределив их в соответствующие графы таблицы.
1. Стандартизированное интервью 2. Анкетирование с использованием закрытых вопросов 3. Невключенное неструктурированное наблюдение 4. Невключенное структурированное наблюдение 5. Контент-анализ 6. Глубинное интервью 7. Включенное наблюдение 8. Анкетирование с использованием открытых вопросов
Степень формализации данных | Степень контакта с объектом исследования | |
Высокая | Низкая | |
Высокая | ||
Низкая |
|
2. Для каждого предмета исследования выберите из приведенного перечня методов сбора информации один в качестве основного и один в качестве вспомогательного. Впишите краткое обоснование своего выбора в соответствующую графу таблицы.
Метод сбора данных | Выявление основных интересов и ценностей подростков | Определение уровня популярности телепередач | Выявление социально-демографических характеристик участников демонстрации |
Анкетирование | |||
Интервью | |||
Наблюдение | |||
Контент-анализ |
3. Составьте таблицу, отражающую преимущества и недостатки качественных и количественных методов социологического исследования.
Преимущества | Недостатки | Примеры использования | |
Количественные методы | |||
Качественные методы |
Занятие: Качественные и количественные стратегии в социологических исследованиях
1. Повторите понятия:
· Контент-анализ
· Анкетирование
· Интервью (нарративное и глубинное)
· Наблюдение
· Эксперимент
· Социометрические методы
· Традиционный анализ документов
· Кейс-стади
· Устная история
· Биографический метод
· Этнографическое исследование
· Обоснованная теория
· Мультиметод
Индивидуальный опрос - 30 мин
Контрольные вопросы:
1. Какие методы сбора социологической информации Вы знаете?
2. В чем состоит отличие качественных и количественных методов социологического исследования?
|
3. В каких случаях метод наблюдения используют в качестве основного? Какие виды наблюдения Вы знаете?
4. Какие виды опроса используются в проведении социологических исследований, и каковы их особенности?
5. Что такое фокус-группы?
6. В чем состоит сущность контент-анализа как метода анализа документов?
7. Что представляется собой метод социометрии?
8. В каких случаях используется метод социального эксперимента?
9. В чем заключается обработка данных?
10. Какие методы применяются для анализа данных?
Выполнение заданий (на выбор) – 30 мин
Задания для самостоятельной работы:
1. Сформулируйте проблему в виде противоречия между текущим и желаемым состоянием социальной системы (или ее элементов), например, противоречие между социальной потребностью в оздоровлении населения и снижением двигательной активности людей. На основе выявленного противоречия:
· Сформулируйте тему социологического исследования, посвященного изучению данной проблемы.
· Определите объект и предмет исследования, его цели и задачи.
2. Предложите методы, которые следует использовать при изучении следующих социальных проблем (на выбор) и аргументируйте свой ответ:
· Детская преступность
· Вредные привычки
· Молодежные контркультуры
· Девиантное поведение фанатов
· Снижение рождаемости
3. Операционализация – это процедура перевода теоретических понятий в переменные и эмпирические индикаторы. Используя таблицу, приведенную ниже в качестве примера, проведите операционализацию следующих понятий: социальная мобильность, социальное взаимодействие, девиация (на выбор).
|
Теоретическое понятие | Содержание понятия | Переменные | Эмпирические индикаторы |
Социальный статус | Положение индивида в социальной системе | Уровень дохода Власть Уровень образования | Ответы респондентов о размере дохода, наличие/отсутствие недвижимости, автомобиля и др. Занимаемая должность, количество людей в подчинении Квалификация, наличие дипломов, сертификатов, научных степеней и т.д. |