Контрольная работа может быть выполнена от руки чернилами, либо напечатана на одной стороне белой бумаги формата А – 4 (210 – 297) без исправлений, аккуратно. Необходимо оставить поля для замечаний преподавателя.
Страницы контрольной работы должны быть пронумерованы. Рекомендованный объем контрольной работы не менее 20 страниц печатного текста (шрифт «Тimes New Roman», кегль 14, через 1,5 интервал). В случае выполнения работы от руки ее объем должен быть 20 – 25 страниц формата А – 4. Контрольная работа должна содержать следующие структурные элементы:
- титульный лист;
- оглавление;
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- библиографический список.
Титульный лист оформляется в общем порядке. Он отражает информацию об учебном заведении, кафедре, названии дисциплины, номере варианта задания, об авторе, специальности, номере зачетной книжки, о преподавателе, который должен проверить контрольную работу.
На втором листе помещается оглавление. Оно включает все разделы работы с указанием начальных страниц каждого раздела.
Во введении студент обосновывает актуальность избранных вопросов, а также цель и задачи своей работы.
Основная часть работы состоит из глав, название которых должно соответствовать выбранным вопросам. Главы делятся на параграфы.
В заключение контрольной работы кратко делаются основные выводы.
Библиографический список должен включать все информационные источники, использованные автором в контрольной работе. Нормативно – правовые акты должны располагаться в зависимости от их юридической силы: Законы Р.Ф., Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и т.д. Монографии, учебники, учебные пособия, научные статьи, публикации в периодической печати рекомендуется располагать в алфавитном порядке по фамилиям авторов, а если автор на титульном листе не указан, то по названию учебника, учебного пособия, сборника и т.д.
|
Контрольная работа сдается студентом на кафедру лаборанту: Экономики и менеджмента за 1 месяц до начала сессии для регистрации, после чего передается преподавателю для проверки. После проверки преподаватель может вернуть контрольную на доработку или допустить к защите, которая производится в форме устного собеседования.
После защиты и сдачи экзамена контрольные работы студентам не возвращаются.
Перечень вопросов к экзамену дан в приложении № 2.
Приложение 1
Темы контрольных заданий:
1. Понятие финансового контроля, его задачи и направления.
2. Виды, формы и методы финансового контроля.
3. Аудиторский контроль, его место в финансовом контроле.
4. Финансовый контроль, осуществляемый Счетной палатой РФ.
5. Основные направления деятельности Федерального казначейства в сфере финансового контроля.
6. Система налогов и сборов в РФ: понятие и развитие на современном этапе.
7. Понятие и сущность налогов и сборов в российском законодательстве.
8. Организации как субъекты налоговых правоотношений.
9. Правовой статус физического лица как налогоплательщика.
10. Правовое регулирование налогообложения субъектов малого предпринимательства.
11. Финансово – правовая ответственность за нарушение налогового законодательства.
12. Налоговый контроль по российскому законодательству.
13. Бюджетное право РФ: понятие, система, субъекты.
|
14. Бюджетная компетенция РФ.
15. Бюджетная компетенция субъектов РФ.
16. Муниципальные образования как субъекты бюджетного права.
17. Органы бюджетного контроля, их система, задачи, функции.
18. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства: понятие, виды, основы правового регулирования.
19. Правовое положение внебюджетных фондов, их виды.
20. Пенсионный фонд РФ: понятие назначение, источники.
21. Фонд социального страхования: понятие, назначение, источники образования, порядок управления.
22. Государственный фонд занятости: назначение, порядок образования, направления расходования.
23. Банковская деятельность и банковские операции как предмет банковского права РФ.
24. Банковские правоотношения и их виды.
25. Субъекты банковского права и банковских правоотношений.
26. Источники банковского права в РФ.
27. Правовое регулирование валютного контроля.
28. Правовые основы осуществления валютных операций.
29. Система органов и агентов валютного регулирования и контроля в РФ.
30. Правовое регулирование государственного кредита в РФ.
31. Правовое регулирование государственного внутреннего и внешнего долга РФ.
32. Особенности правового регулирования внутренних государственных займов.
33. Управление и обслуживание государственного внутреннего долга.
34. Правовой режим сметно–бюджетного финансирования.
35. Правовое регулирование формирования и использования внебюджетных средств бюджетных организаций.
36. Инвестиционное право.
37. Страховое право.
38. Правовое регулирование сберегательного дела.
|
39. Расчетные правоотношения.
40. Общие положения о ценных бумагах: понятие, признаки, классификация.
Приложение 2
Вопросы к экзамену по дисциплине «Финансовое право»:
1. Финансы и финансовая система РФ.
2. Методы и принципы осуществления финансовой деятельности.
3. Предмет и методы финансового права.
4. Источники и система финансового права.
5. Нормы финансового права, их виды.
6. Финансовые правоотношения.
7. Понятие финансового контроля и его значение.
8. Виды, формы и методы проведения финансового контроля.
9. Аудит как независимая организационно – правовая форма финансового контроля.
10. Понятие бюджета и бюджетного права.
11. Бюджетные правоотношения.
12. Источники бюджетного права.
13. Бюджетное устройство и бюджетная система РФ.
14. Состав доходов и расходов бюджетной системы, их распределение между бюджетами.
15. Понятие бюджетного процесса и его принципы.
16. Общие правила формирования бюджета.
17. Правовые основы денежной системы.
18. Правовые основы обращения наличных денег.
19. Правовые основы безналичного денежного обращения и расчетов.
20. Налоги, их понятие, роль в обществе. Основные начала и функции налогообложения.
21. Система налогов и сборов в РФ.
22. Принципы налогообложения.
23. Основные права налогоплательщиков.
24. Обязанности налогоплательщиков.
25. Понятие страхования и его правовое регулирование. Функции страхования.
26. Государственное регулирование страховой деятельности.
27. Правовые основы обязательного страхования.
28. Сущность банковского кредитам и принципы его осуществления.
29. Банковская система РФ. Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями.
30. Общая характеристика ценных бумаг.
31. Акция, облигация.
32. Чек.
33. Государственные ценные бумаги.
34. Вексель и банковские сертификаты.
35. Понятие и знание государственного (муниципального) кредита в РФ.
36. Правовое регулирование внутренних государственных и муниципальных займов. Их виды.
37. Понятие, виды и структура государственного долга. Методы управления государственным долгом.
38. Понятие, виды и значение государственных и муниципальных фондов.
39. Правовое регулирование социальных государственных внебюджетных фондов.
Приложение 3
Перечень ключевых слов
Аудиторский финансовый контроль - независимый вневедомственный контроль, осуществляемый в виде предпринимательской деятельности, именуемой аудиторской. Согласно Федеральному закону от 7 августа 2001 г. «Об аудиторской деятельности» аудит - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Её осуществляют аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на основании лицензии, выданной уполномоченным государственным органом. В указанных законодательством случаях предусматривается обязательность аудита.
Банк России - Центральный банк Российской Федерации, является главным банком страны, представляет первый уровень банковской системы РФ. Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора, осуществляя постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, а также установленных им обязательных нормативов. Банк России имеет статус юридического лица, является федеральной собственностью. Получение прибыли не является целью его деятельности. Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организацию их обращения, является органом валютного контроля и надзора. Его деятельность регулируется Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Издает нормативно-правовые акты в банковской сфере. Центральный банк РФ не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено федеральными законами.
Банковская система РФ - совокупность действующих на территории РФ организаций, полномочных осуществлять банковские операции (аккумуляцию свободных денежных средств юридических и физических лиц, кредитование, расчеты и др.). Эта система включает два уровня: а) Центральный банк РФ (Банк России) и б) кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.
Банковский кредит — это договорное обязательство, в соответствии с которым банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик
обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить
проценты на нее. Осуществляется в соответствии с принципами:
возвратности, срочности, платности, обеспеченности,
целенаправленности.
Бюджет. Государственные и местные (муниципальные) бюджеты - центральное звено финансовой системы страны. В материальном аспекте государственный, как и местный, бюджет представляет собой централизованный в масштабах государственного или муниципального образования денежный фонд, который формируется в целях обеспечения финансовыми ресурсами выполнения общезначимых государственных и муниципальных задач. Сущность бюджета проявляется в тех экономических (денежных) отношениях, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием названных денежных фондов.
Федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ утверждаются в форме соответствующего закона, местные бюджеты - в форме решения органа Местного самоуправления. С позиции права собственности средства бюджета входят в состав казны, соответственно - федеральной, субъекта РФ или муниципальной.
Бюджетн ая классификация - законодательно установленная группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней по однородным признакам с присвоением объектам классификации группировочных кодов. В Российской Федерации действует единая бюджетная классификация, что обусловлено единством бюджетной системы РФ, требующим сопоставимости показателей бюджетов всех уровней; имеет важное значение для реализации единой финансовой политики в стране. Представительные органы власти субъектов РФ и местного самоуправления вправе производить лишь дальнейшую детализацию объектов классификации, не нарушая общих принципов ее построения и единства. Соответственно классификации доходы подразделяются на налоговые и неналоговые с выделением их видов. В отношении расходов выделяются функциональная, экономическая, ведомственная и другие классификации
Бюджетная компетенция (права) РФ, субъектов РФ, муниципальных образований — это принадлежащие им в лице соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления полномочия по формированию и реализации собственного бюджета и регулированию бюджетных отношений на своей территории в определенных законодательством пределах. Эти полномочия определяют бюджетно-правовой статус названных субъектов. Основой данного статуса является право на самостоятельный бюджет, из которого вытекают права на получение конкретных доходов и их использование соответственно задачам и функциям государственного или муниципального образования. На каждом уровне бюджетная компетенция имеет свои особенности (гл. 2 БК РФ).
Бюджетная система (структура) РФ как федеративного государства - установленная нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и действии местного самоуправления. Бюджетная система РФ основана на принципах единства, самостоятельности бюджетов, разграничении доходов и расходов между уровнями бюджетной системы и др. (ст. 28 БК РФ). В унитарных государствах действует двухуровневая бюджетная система, включающая государственный и местные бюджеты.
БК РФ, помимо бюджетов, включил в состав бюджетной системы РФ также бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов (ст. 10, 13 БК РФ).
Бюджетное обязательство - расходное обязательство, исполнение которого предусмотрено законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год (ст. 6 БК РФ). Бюджетное обязательство имеет определенный лимит, соответствующий объему бюджетных ассигнований по предусмотренным расходам на период, не превышающий квартал. Лимиты доводятся до всех распорядителей и получателей бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, не позднее чем за пять дней до начала периода их действия (ст. 222-224 БК РФ).
Бюджетное право - подотрасль российского финансового права, нормы которой регулируют бюджетную систему и бюджетное устройство, состав и порядок распределения доходов и расходов бюджетной системы, бюджетную компетенцию государства и муниципальных образований, а также бюджетный процесс. Основано на конституционных принципах федерализма и местного самоуправления. В бюджетном праве выделяются нормы: а) материальные (закрепляющие систему бюджетов, виды доходов и расходов бюджетов и т. п.) и б) процессуальные, закрепляющие порядок составления и рассмотрения проекта бюджета, его утверждения и т: д.
Источниками бюджетного права является система правовых актов, состоящая из трех уровней: федерального и регионального (субъектов РФ) законодательства и правовых актов органов местного самоуправления. Основой их всех является Конституция РФ. Своей важной ролью среди них выделяется БК РФ - впервые принятый в России (31 июля 1998 г.) кодифицированный законодательный акт, регулирующий бюджетные отношения в стране, и введенный в действие с 1 января 2000 г.
Бюджетное регулирование - распределение доходов между бюджетами в процессе их формирования, осуществляемое вышестоящим органом государственной власти или местного самоуправления в отношении нижестоящих бюджетов в целях сбалансирования их доходов и расходов. В этих целях используются процентные отчисления от налогов и других платежей, находящихся в распоряжении вышестоящих органов власти, передаваемые для зачисления в нижестоящий бюджет. В настоящее время широко распространен другой метод - прямой финансовой помощи нижестоящим бюджетам путем выделения фиксированной денежной суммы в форме дотаций, субвенций и субсидий. В этих целях создаются в бюджетах вышестоящего уровня фонды финансовой поддержки субъектов РФ и муниципальных образований соответственно (ст. 48 БК РФ). В процессе бюджетного регулирования складываются межбюджетные отношения (ст. 6 БК РФ).
Бюджетное устройство - это основанные на правовых нормах принципы построения бюджетной системы, ее структура и организация взаимодействия входящих в нее бюджетов по линии их доходов и расходов.
Бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти и местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. К бюджетным учреждениям относятся школы, вузы, больницы и др. Бюджетное учреждение в процессе исполнения бюджета является получателем бюджетных средств (ст. 161-163 БК
Бюджетные правоотношения - урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения, возникающие в связи с формированием, распределением и использованием средств государственных и местных бюджетов. Носители юридических прав и обязанностей в этих правоотношениях именуются субъектами бюджетного права (бюджетных правоотношений). К ним относятся: а) Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования; б) органы государственной власти и местного самоуправления; в) получатели, распорядители и главные распорядители бюджетных средств; г) Центральный банк РФ и другие органы денежно-кредитного регулирования. Основное право - право на соответствующий бюджет принадлежит государству в целом, государственному или муниципальному образованию.
Особенности бюджетных правоотношений проявляются в их субъектном составе и содержании: а) они возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованного государственного или муниципального денежного фонда, имеющего общее значение для соответствующей территории; б) в бюджетных правоотношениях участвуют (в лице соответствующих органов власти) государство, государственные и муниципальные образования как носители права на самостоятельный бюджет; в) права и обязанности всех субъектов бюджетных правоотношений обусловлены формированием и исполнением бюджета как основного финансового плана государства, государственного или муниципального образования.
Бюджетные целевые фонды - это централизованные денежные фонды, образуемые в рамках государственного и местного бюджетов, средства которых используются по строго целевому назначению (см. ст. 133, 137, 138, 140 БК РФ; ст. 6, 46, 51 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год»).
Бюджетный (финансовый) год - период действия утвержденного бюджета, равный по российскому законодательству календарному году - с 1 января по 31 декабря (ст. 12 БК РФ).
Бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах (ст. 6 БК РФ).
Бюджетный процесс - это регламентированная правовыми нормами деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению и
исполнению бюджета, завершаемая утверждением отчета об
исполнении бюджета. БК РФ (ст. 6) при определении бюджетного
процесса исключает из него стадию утверждения отчета об
исполнении бюджета, но предусматривает стадию контроля за его
исполнением. Кроме того, в соответствии с БК бюджетным процессом охватывается и деятельность, связанная с принятием бюджетов государственных внебюджетных фондов (но не муниципальных).
Валюта. Под валютой понимают денежную единицу конкретной страны (национальная валюта), денежные знаки иностранных государств (наличная валюта), а также другие платежные и кредитные средства, выраженные в иностранных денежных единицах (безналичная валюта). Кроме того, термин валюта применяется при характеристике всей совокупности внешних по отношению к конкретному государству денежных единиц (иностранная валюта). В соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле в Российской Федерации» валюта РФ - это: а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории РФ, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах. Валюта иностранных государств - денежные знаки, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену; средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
Валютное регулирование - деятельность государства по рег ламентированию порядка совершения валютных операций и международных расчетов. Валютное правовое регулирование осуществляется как на нормативном, так и индивидуальном уровнях. Нормативное регулирование заключается в упорядочивании общественных отношений, связанных с валютой и операциями с ней (обращением, вывозом, использованием в сфере международных расчетов и т.п.) посредством принятия норм права. Индивидуально-правовое регулирование - упорядочивание посредством применения норм права к отношениям, обусловленным конкретными жизненными ситуациями.
Валютны е ценности - ценности, относительно которых Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливается особый ограничительный режим обращения в стране. Валютные ценности в правовом аспекте - это: во-первых, иностранная валюта; во-вторых, внешние ценные бумаги (бумаги, которые выпущены и зарегистрированы не на территории РФ и номинальная стоимость которых выражена в любой валюте, кроме российской). В отличие от ранее действовавшего Закона 1992 г., новый Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» не относит к валютным ценностям, драгоценные металлы и природные драгоценные камни. Порядок и условия функционирования рынка драгоценных металлов и драгоценных камней на территории РФ регулируется в настоящее время специальным Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».
Валютный контроль - это контроль Правительства РФ, органов и агентов валютного контроля за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Органами валютного контроля в России являются Банк России, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Банку России, а также профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.
Внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды - обособленные по целевому назначению финансовые ресурсы государства и муниципальных образований. Образуют самостоятельное звено финансовой системы РФ. Источниками их формирования являются обязательные платежи (налоги, страховые взносы), добровольные взносы, а в случаях, прямо предусмотренных законом, — ассигнования из бюджета и пр. Могут быть классифицированы по различным основаниям: территориальному уровню функционирования; относимости к государственному или местному бюджету (бюджетные и внебюджетные); форме собственности; целевому назначению; органам, их создающим и (или) осуществляющим контроль за их деятельностью, и т.д.
Государственные и муниципальные доходы - часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы, необходимой для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также для функционирования государственных органов. Муниципальные (местные) доходы также представляют часть национального дохода и служат созданию финансовой основы местного самоуправления, используются для решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения соответствующей территории.
Государственные доходы зачисляются в различные государственные денежные фонды: федеральный и региональные бюджеты, внебюджетные целевые государственные фонды. Муниципальные (местные) доходы поступают соответственно в муниципальные денежные фонды - местные бюджеты и внебюджетные фонды. Часть доходов остается в распоряжении государственных или муниципальных предприятий. В Российской Федерации действует единая система государственных и муниципальных доходов. Они подразделяются на налоговые и неналоговые, обязательные и добровольные платежи, централизованные (доходы, сосредоточенные в бюджетах и внебюджетных государственных фондах) и децентрализованные (доходы, остающиеся в распоряжении государственных и муниципальных предприятий).
Государственные и муниципальные расходы - суммы затрат государства и муниципальных образований, произведенных ими в целях выполнения своих функций и задач. Это понятие имеет также организационный и юридический аспекты, выступая в качестве составной части финансовой деятельности государства и муниципальных образований, а именно деятельности по использованию денежных средств. Они подразделяются на государственные и муниципальные, а также на централизованные, осуществляемые за счет бюджета и государственных (муниципальных) внебюджетных фондов, и децентрализованные, осуществляемые государственными и муниципальными организациями за счет тех средств, которые получены ими самими в результате своей
деятельности и остаются в их распоряжении. Расходы классифицируются и по функциональному признаку согласно Федеральному закону «О бюджетной классификации Российской Федерации».
Государственный и муниципальный долг в соответствии с БК РФ (ст. 6) - это обязательства, возникающие из государственных или муниципальных займов (заимствований), принятых на себя Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием обязательства третьих лиц. При этом внешний долг - это обязательства, возникающие в иностранной валюте, а внутренний - обязательства, возникающие в валюте РФ. БК РФ обособленно выделяет и закрепляет понятия государственного долга РФ (ст. 97), государственного долга субъекта РФ (ст. 99) и муниципального долга (ст. 100). Госдолг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну, госдолг субъекта РФ - соответственно всем имуществом субъекта РФ, составляющим казну субъекта РФ, а муниципальный долг - всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.
Государственный и муниципальный кредит - урегулированные правовыми нормами отношения по аккумуляции государством и муниципальными образованиями свободных денежных средств юридических и физических лиц и иных субъектов на принципах добровольности, срочности, возмездности и возвратности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.
Денежная система - это форма организации денежного обращения, т. е. непрерывного процесса движения денег в качестве средства обращения и платежа в государстве, сложившаяся исторически и закрепленная законодательно. Денежная система любой страны состоит из ряда элементов: денежной единицы; масштаба цен; вида денег; порядка эмиссии денег и их обращения; государственного аппарата, осуществляющего регулирование денежного обращения. Организация и функционирование денежной системы относится к числу факторов первоочередного значения для экономики страны и жизнеобеспечения государства. Денежная система государства отражает состояние его экономики. Источником правового регулирования российской денежной системы являются Конституция РФ (п. «ж» ст. 71), федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности».
Денежная эмиссия - это процесс выпуска денежных знаков в обращение. Осуществляется исключительно Банком России. Конституция РФ (ч. 1 ст. 75) содержит положение о недопустимости в Российской Федерации введения и эмиссии каких-либо других денег, кроме рубля. Наличные деньги в России выпускаются в обращение в виде банковских билетов (банкнот) и металлической монеты, которые являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. На Банк России возлагается ответственность за покупюрный состав наличных денег в обращении, необходимый для бесперебойного проведения расчетов наличными деньгами на территории РФ. Функции эмиссионного кассового регулирования денежной массы выполняют расчетно-кассовые центры. РКЦ создаются при головных территориальных управлениях Центрального банка РФ.
Денежное обращение - это движение денежной массы в пределах территории страны в наличной и безналичной формах.
Дотация в межбюджетных отношениях - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов (ст. 6 БК РФ).
Доходы государственного и муниципального бюджета подраз-
деляются: а) по источникам - на доходы от предприятий и других
организаций разных форм собственности; от государственного и
муниципального имущества; от государственной
внешнеэкономической и другой деятельности; поступления от личных доходов граждан; б) по юридической форме - на налоговые и неналоговые; в) в зависимости от порядка зачисления в бюджет - на закрепленные и регулирующие. Регулирующие доходы передаются в бюджет нижестоящего уровня в целях сбалансирования его доходов и расходов. Различают также собственные и заемные средства бюджета. Займы государственные и муниципальные - одна из форм государственных и муниципальных долговых обязательств (государственного и муниципального долга). Регулируется БК РФ (ст. 98-100). В соответствии со ст. 6 БК РФ государственный или муниципальный заем (заимствование) - это передача в собственность Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования денежных средств, которые Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа. Федеральные и региональные займы (государственные) могут быть внутренними и внешними, а муниципальные - только внутренними (ст. 90 БК РФ). Размещаются на принципе добровольности (ч. 4 ст. 75 Конституции РФ, ч. 2 ст. 817 ГК РФ). Выпуск займов осуществляется посредством эмиссии ценных бумаг соответствующего уровня (ст. 114 БК РФ) и регулируется Федеральным законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».
Инвестиционный налоговый кредит - изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность, при наличии указанных в НК РФ оснований, в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшить свои налоговые платежи с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Предоставляется по налогу на прибыль организаций, по региональным и местным налогам на основании заявления организации финансовым органом и оформляется договором с этим органом (ст. 66 НК РФ).
Исполнение бюджета - процесс реализации утвержденного бюджета по доходам и расходам, т. е. обеспечение полного и своевременного поступления доходов в бюджет и их использование по целевому назначению. Общую ответственность за исполнение бюджета соответствующего уровня несут: Правительство РФ - за федеральный бюджет, правительства (администрации) субъектов РФ - за бюджет субъекта РФ, исполнительные органы местного самоуправления - за исполнение местного бюджета. В исполнении бюджета участвуют и все органы управления. Непосредственной работой по исполнению бюджета занимается Минфин России и его структурные подразделения.
Кредитные организации - юридические лица, которые для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеют право осуществлять банковские операции, предусмотренные законом. Подразделяются на банки и небанковские кредитные организации. Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законом.
Министерство финансов РФ - орган исполнительной власти с комплексным характером функций, связанных с разными сторонами финансовой деятельности государства, воздействующих на эту деятельность в целом. Обеспечивает выработку и проведение единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, разрабатывает проект федерального бюджета, а также координирует деятельность в этих сферах иных федеральных органов исполнительной власти, издает правовые акты по вопросам организации финансовой деятельности, взаимодействует с другими органами исполнительной власти - федеральными и субъектов Федерации, органами местного самоуправления.
Налог в финансово-правовом аспекте - это обязательный и по юридической форме индивидуально безвозмездный платеж организаций и физических лиц, установленный в пределах своей компетенции представительными органами государственной власти или местного самоуправления для зачисления в бюджетную систему (или в указанных законодательством случаях - внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды) с определением их размеров и сроков уплаты. Зачисление налогов в бюджетную систему предполагает и определяет их публичный характер, т.е. направленность на общезначимые интересы соответствующего территориального уровня.
НК РФ, учитывая отчуждение собственности налогоплательщика при налогообложении, определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8). Налоги являются основным источником доходов бюджетной системы. Помимо фискальной функции, обеспечивающей формирование казны государства и муниципальных образований, налоги используются для регулирования социально-экономических процессов. В систему нало гов РФ входят федеральные, региональные (субъектов РФ) и местные налоги.
Налоговая санкция - мера ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренная в виде денежного взыскания (штрафа) в установленных НК РФ размерах ст. 114 гл. 15, гл. 16), Является разновидностью мер финансово-правовой ответственности. Кроме того, за правонарушения, совершенные в сфере налогообложения, может наступить также уголовная, административная и дисциплинарная ответственность
Налоговое право - подотрасль финансового права РФ, содержащая правовые нормы, регулирующие общественные отношения по установлению, введению в действие и взиманию с организаций и физических лиц налогов, зачисляемых в бюджетную систему и в предусмотренных случаях - внебюджетные государственные целевые фонды. Состав источников налогового права определяется принципами федерализма и местного самоуправления в стране.