1. 1. Краеведение и его сущность. Основные направления краеведческих исследований. Виды краеведения.
1. 2. Источники краеведения. Методика их использования.
1. 1. Под краеведением следует понимать проводимое на научной основе изучение населением исторических, социально-экономических, географических, культурных, природных и ряда других факторов, характеризующих в комплексе формирование и развитие какой-либо определенной территории страны (села, города, района, области и т.д.).
Или краеведение – комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края.
Чаще всего краеведы изучают территорию, на которой проживают (свой край) и которая доступна их непосредственному наблюдению. Во всех случаях изучается самый широкий круг вопросов, касающийся природы, населения, его истории, хозяйства, культуры и т.д.
Отсюда следует, что в краеведении выделяют различные направления (виды).
Виды краеведения:
![]() |
Об особенностях некоторых из них поговорим подробнее.
Историческое краеведение: один из разделов общего краеведения, задача которого – познание тех или иных исторических явлений, событий, процессов, относящихся к различным этапам истории края, на основе письменных и вещественных источников, изучение жизни и деятельности выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства.
Географическое краеведение иногда называют малой географией. Оно изучает природу, население и экономику края в их тесной взаимосвязи. Географическое краеведение лучше, чем любое другое, отвечает комплексному подходу к краеведению.
Этнография в краеведении: этнография – это историческая наука, которая изучает народы, их культуру и быт. Термин «этнография» происходит от греческих слов «этнос» (народ) и «графейн» (описывать) и означает народоописание, народоведение. Народами в этнографии называют группы людей, обладающих общими особенностями языка, культуры, быта и осознающих своё культурно-бытовое единство.
Каждый народ создают свою культуру и формы быта, которые являются составной частью мировой культуры. Под культурой в этнографии понимается все то, что создано руками и умом человека.
Как историческая наука этнография использует разнообразные источники, в которых содержится информация о культуре и быте народов в прошлом и настоящем. В круг этих источников входят и письменные свидетельства (опубликованные и рукописные), коллекции предметов в музеях, полевые этнографические материалы, которые собираются во время непосредственных контактов с изучаемым народом.
Организационные формы краеведения:
1) Формы государственного краеведения
2) Формы самодеятельного краеведения
Наиболее распространенная форма государственного краеведения – краеведческие музеи, вокруг которых группируются краеведы – любители. Музеи ведут большую работу по комплексному изучению своего края, снаряжают специальные экспедиции, обрабатывают разнообразный статистический материал, делают интересные и ценные открытия. Через всевозможные экспозиции, издания книг, брошюр, плакатов они популяризируют знания о своём крае среди широких слоев населения.
К формам государственного краеведения относятся так же краеведческие институты, библиотеки, ведущие пропаганду краеведческой литературы, местные научно-исследовательские учреждения (гидрометеостанции и посты, сельскохозяйственные опытные станции, архивы и пр.), местные ведомства и учреждения, которые собирают и частично обрабатывают различные краеведческие материалы (статистические управления, мелиоративные организации, плановые отделы рай- и облисполкомов и т.д.).
В этих учреждениях сосредотачивается большой и весьма интересный материал, позволяющий заниматься глубокими краеведческими исследованиями, делать важные научные обобщения и выводы.
Формы самодеятельного краеведения представлены добровольными краеведческими обществами в областях, районах с отделениями и кружками на местах; краеведческой работой, выполняемой туристами, школьным краеведением.
В общественном краеведении ведущая роль принадлежит местному населению: как краеведам-любителям, так и лицам, организуемым профсоюзными организациями, домами культуры, клубами и т.д. Краеведы-любители часто являются первооткрывателями и проводниками для исследовательских экспедиций.
Школьное краеведение – всестороннее изучение учащимися близлежащей местности в соответствии с учебными и воспитательными задачами, стоящими перед школой.
В школьном краеведении выделяется два основных вида краеведческой работы:
1) работа, определяемая программой и выполняемая классом под руководством учителя в установленное расписанием время;
2) работа во внеурочное время.
Краеведческая работа по программе в большинстве случаев проводится в форме экскурсии всего класса, а также в виде постоянных или периодических наблюдений. Эта работа является строго обязательной и призвана дать учащимся тот минимум краеведческих знаний, который необходим для осуществления краеведческого принципа практики обучения.
Краеведческий принцип в обучении – это использование знаний учащихся по местным наблюдениям в качестве основы для изучения всего курса (предмета).
Перед внеурочной краеведческой работой наряду с учебными ставятся и научные цели. Для лучше её организации создаются кружки, краеведческие общества и иные формы внеурочного школьного краеведения.
Все формы краеведческой работы находятся в тесной взаимосвязи: используют одни и те же источники (документы архивов, материалы и документы экспедиций, краеведческую литературу, воспоминания участников и очевидцев исторических событий и т.д); занимаются одними и теми же объектами изучения; одинаковые методы познания (метод исторического исследования, непосредственного наблюдения и др.). Краеведы-любители знакомятся с методами исследования в современной науке и опираются на данные научного краеведения. Общим для всех форм краеведения является также бережной отношение к историко-культурному наследию – прошлому, потребность в сохранении и пропаганде памятников истории и культуры. Однако перед научным краеведением, общественным и школьным, имеются и существенные различия как по содержанию и методам работы, так и по задачам исследования.
В школьном и общественном краеведении внимание прежде всего сосредоточено на учебно-воспитательных, познавательных и культурно-просветительных целях, в научном краеведении в основе исследования лежит объект изучения. Пути и методы научного краеведения, а также объект изучения вытекают из задач развития той или иной отрасли знания и осуществляются в плановом порядке.
Участие в краеведческой работе духовно обогащает людей, содействует углублению общего образования, прививает навыки глубоких самостоятельных наблюдений и исследований.
Ход урока
№ | Этап урока | Цель этапа | Технология | ||
Методы обучения | Средства обучения | Форма уп деятельности | |||
I | Организационный момент Постановка цели и задач урока | Организовать внимание учащихся Обозначить предмет изучения, сформулировать тему, цель урока | Словесный, информационно-рецептивный Словесный, проблемный | Слово преподавателя Слово преподавателя | Фронтальная фронтальная |
II | Основная часть урока 1. Беседа с учащимися о предмете изучения дисциплины «краеведении Беларуси», работа со словарём терминов и понятий 2.Работа со схемами «Направления краеведческих исследований»; «Виды краеведения» 3. Анализ организационных форм краеведения | Сформировать у учащихся представление о предмете изучения дисциплины, формирование понятия «краеведение Беларуси» Выяснить основные направления краеведческих исследований; обозначить виды краеведения Проанализировать организационные формы краеведения (с примерами) | Словесный аналитический, беседа Аналитический, беседа Метод анализа, наглядный | Словарь терминов и понятий, конспект урока Схема Слово преподавателя | Фронтальная, индивидуальная Фронтальная, индивидуальная Фронтальная, индивидуальная |
III | Заключительная часть урока 1. Подведение итогов урока, выводы по уроку; беседа по проблеме следующего урока «источники краеведения» 2. рефлексия урока 3. домашнее задание: выявить и проанализировать основные источники краеведения: 4. письменные, устные, наглядные и др. | Обобщить и систематизировать знания учащихся по еме урока Проанализировать материал следующего урока по краеведению Беларуси | Метод обобщения, беседа Метод анализа | Слово преподавателя С. Ходин «Источниковедение как подраздел исторической науки» | Фронтальная индивидуальное |