Тема 1. Краеведение и его сущность




1. 1. Краеведение и его сущность. Основные направления краеведческих исследований. Виды краеведения.

 

1. 2. Источники краеведения. Методика их использования.

 

1. 1. Под краеведением следует понимать проводимое на научной основе изучение населением исторических, социально-экономических, географических, культурных, природных и ряда других факторов, характеризующих в комплексе формирование и развитие какой-либо определенной территории страны (села, города, района, области и т.д.).

Или краеведение – комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края.

Чаще всего краеведы изучают территорию, на которой проживают (свой край) и которая доступна их непосредственному наблюдению. Во всех случаях изучается самый широкий круг вопросов, касающийся природы, населения, его истории, хозяйства, культуры и т.д.

Отсюда следует, что в краеведении выделяют различные направления (виды).

 

Виды краеведения:

 
 

 


Об особенностях некоторых из них поговорим подробнее.

Историческое краеведение: один из разделов общего краеведения, задача которого – познание тех или иных исторических явлений, событий, процессов, относящихся к различным этапам истории края, на основе письменных и вещественных источников, изучение жизни и деятельности выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства.

Географическое краеведение иногда называют малой географией. Оно изучает природу, население и экономику края в их тесной взаимосвязи. Географическое краеведение лучше, чем любое другое, отвечает комплексному подходу к краеведению.

Этнография в краеведении: этнография – это историческая наука, которая изучает народы, их культуру и быт. Термин «этнография» происходит от греческих слов «этнос» (народ) и «графейн» (описывать) и означает народоописание, народоведение. Народами в этнографии называют группы людей, обладающих общими особенностями языка, культуры, быта и осознающих своё культурно-бытовое единство.

Каждый народ создают свою культуру и формы быта, которые являются составной частью мировой культуры. Под культурой в этнографии понимается все то, что создано руками и умом человека.

Как историческая наука этнография использует разнообразные источники, в которых содержится информация о культуре и быте народов в прошлом и настоящем. В круг этих источников входят и письменные свидетельства (опубликованные и рукописные), коллекции предметов в музеях, полевые этнографические материалы, которые собираются во время непосредственных контактов с изучаемым народом.


 

Организационные формы краеведения:

1) Формы государственного краеведения

2) Формы самодеятельного краеведения

Наиболее распространенная форма государственного краеведения – краеведческие музеи, вокруг которых группируются краеведы – любители. Музеи ведут большую работу по комплексному изучению своего края, снаряжают специальные экспедиции, обрабатывают разнообразный статистический материал, делают интересные и ценные открытия. Через всевозможные экспозиции, издания книг, брошюр, плакатов они популяризируют знания о своём крае среди широких слоев населения.

К формам государственного краеведения относятся так же краеведческие институты, библиотеки, ведущие пропаганду краеведческой литературы, местные научно-исследовательские учреждения (гидрометеостанции и посты, сельскохозяйственные опытные станции, архивы и пр.), местные ведомства и учреждения, которые собирают и частично обрабатывают различные краеведческие материалы (статистические управления, мелиоративные организации, плановые отделы рай- и облисполкомов и т.д.).

В этих учреждениях сосредотачивается большой и весьма интересный материал, позволяющий заниматься глубокими краеведческими исследованиями, делать важные научные обобщения и выводы.

Формы самодеятельного краеведения представлены добровольными краеведческими обществами в областях, районах с отделениями и кружками на местах; краеведческой работой, выполняемой туристами, школьным краеведением.

В общественном краеведении ведущая роль принадлежит местному населению: как краеведам-любителям, так и лицам, организуемым профсоюзными организациями, домами культуры, клубами и т.д. Краеведы-любители часто являются первооткрывателями и проводниками для исследовательских экспедиций.

Школьное краеведение – всестороннее изучение учащимися близлежащей местности в соответствии с учебными и воспитательными задачами, стоящими перед школой.

В школьном краеведении выделяется два основных вида краеведческой работы:

1) работа, определяемая программой и выполняемая классом под руководством учителя в установленное расписанием время;

2) работа во внеурочное время.

Краеведческая работа по программе в большинстве случаев проводится в форме экскурсии всего класса, а также в виде постоянных или периодических наблюдений. Эта работа является строго обязательной и призвана дать учащимся тот минимум краеведческих знаний, который необходим для осуществления краеведческого принципа практики обучения.

Краеведческий принцип в обучении – это использование знаний учащихся по местным наблюдениям в качестве основы для изучения всего курса (предмета).

Перед внеурочной краеведческой работой наряду с учебными ставятся и научные цели. Для лучше её организации создаются кружки, краеведческие общества и иные формы внеурочного школьного краеведения.

Все формы краеведческой работы находятся в тесной взаимосвязи: используют одни и те же источники (документы архивов, материалы и документы экспедиций, краеведческую литературу, воспоминания участников и очевидцев исторических событий и т.д); занимаются одними и теми же объектами изучения; одинаковые методы познания (метод исторического исследования, непосредственного наблюдения и др.). Краеведы-любители знакомятся с методами исследования в современной науке и опираются на данные научного краеведения. Общим для всех форм краеведения является также бережной отношение к историко-культурному наследию – прошлому, потребность в сохранении и пропаганде памятников истории и культуры. Однако перед научным краеведением, общественным и школьным, имеются и существенные различия как по содержанию и методам работы, так и по задачам исследования.

В школьном и общественном краеведении внимание прежде всего сосредоточено на учебно-воспитательных, познавательных и культурно-просветительных целях, в научном краеведении в основе исследования лежит объект изучения. Пути и методы научного краеведения, а также объект изучения вытекают из задач развития той или иной отрасли знания и осуществляются в плановом порядке.

Участие в краеведческой работе духовно обогащает людей, содействует углублению общего образования, прививает навыки глубоких самостоятельных наблюдений и исследований.


 

Ход урока

Этап урока Цель этапа Технология
Методы обучения Средства обучения Форма уп деятельности
I Организационный момент     Постановка цели и задач урока Организовать внимание учащихся     Обозначить предмет изучения, сформулировать тему, цель урока Словесный, информационно-рецептивный Словесный, проблемный Слово преподавателя   Слово преподавателя Фронтальная   фронтальная
II Основная часть урока 1. Беседа с учащимися о предмете изучения дисциплины «краеведении Беларуси», работа со словарём терминов и понятий   2.Работа со схемами «Направления краеведческих исследований»; «Виды краеведения»     3. Анализ организационных форм краеведения     Сформировать у учащихся представление о предмете изучения дисциплины, формирование понятия «краеведение Беларуси»     Выяснить основные направления краеведческих исследований; обозначить виды краеведения     Проанализировать организационные формы краеведения (с примерами)     Словесный аналитический, беседа   Аналитический, беседа     Метод анализа, наглядный     Словарь терминов и понятий, конспект урока   Схема     Слово преподавателя     Фронтальная, индивидуальная   Фронтальная, индивидуальная   Фронтальная, индивидуальная
III Заключительная часть урока 1. Подведение итогов урока, выводы по уроку; беседа по проблеме следующего урока «источники краеведения» 2. рефлексия урока 3. домашнее задание: выявить и проанализировать основные источники краеведения: 4. письменные, устные, наглядные и др.     Обобщить и систематизировать знания учащихся по еме урока   Проанализировать материал следующего урока по краеведению Беларуси     Метод обобщения, беседа     Метод анализа     Слово преподавателя     С. Ходин «Источниковедение как подраздел исторической науки»     Фронтальная     индивидуальное

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: