Электронные технологии в библиотечно-информационном обслуживании
Методическое обеспечение дисциплины
Челябинск 2013
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Челябинская государственная академия культуры и искусств»
Факультет документальных коммуникаций и туризма
Кафедра библиотечно-информационной деятельности
Электронные технологии в библиотечно-информационном обслуживании
Методическое обеспечение дисциплины
по направлению подготовки
071900 Библиотечно-информационная деятельность
квалификация (степень) выпускника «магистр»
Челябинск 2013
УДК 23 (073)
ББК 78.303 я73
Э45
Автор-составитель: С. В. Олефир, канд. пед. наук, преподаватель кафедры библиотечно-информационной деятельности ЧГАКИ
Рецензент: В. Я. Аскарова, доктор филологических наук, профессор, преподаватель кафедры библиотечно-информационной деятельности ЧГАКИ
Методическое обеспечение дисциплины одобрено на заседании совета факультета документальных коммуникаций и туризма от 16.09.2013 г., протокол № 1
|
Издание включает: методические рекомендации (материалы) для преподавателя, методические указания для студентов и фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
© Челябинская государственная
академия культуры и искусств, 2013
Содержание
I. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя | |
II. Методические указания для студентов | |
III. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации | |
3.1. Вопросы для подготовки к экзамену | |
3.2. Методические указания по выполнению рефератов, эссе и творческих заданий по дисциплине | |
3.3. Планы семинарских занятий | |
3.4. Задания для практических занятий | |
3.5. Темы и задания контрольных работ | |
3.6. Задания для выполнения самостоятельной работы | |
3.7. Тестовые задания | |
3.8. Контрольная работа для студентов заочного отделения и методические рекомендации по ее выполнению | |
3.9. Методические указания по выполнению курсовой работы | |
3.10. Требования, предъявляемые к студенту для промежуточной аттестации по дисциплине |
I. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 071900 Библиотечно-информационная деятельность реализация компетентностного подхода с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся в сочетании с внеаудиторной работой предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм.
Занятия лекционного типа по дисциплине «Электронные технологии в библиотечно-информационном обслуживании» для студентов сопровождаются презентациями, которые могут быть использованы студентами для подготовки к практическим и семинарским занятиям.
Для выполнения практических работ «Концепция и модель библиотечного обслуживания в электронной среде», «Сравнительный анализ российских и международных позиций, определяющих доступ к электронным ресурсам библиотеки», «Тенденции в развитии индивидуального библиотечного обслуживания: в электронной среде», «Проект ЛИБНЕТ как стратегия развития всероссийской корпоративной каталогизации», «Моделирование и структура режимов предоставления электронных библиотечных продуктов» «Технология электронной доставки документов как формы библиотечного обслуживания», «Функциональный подход к оценке качества контента библиотечных веб-сайтов » рекомендуется использовать компьютерный класс с выходом в Интернет.
II. Методические указания для студентов
Комплексное изучение студентами учебной дисциплины «Электронные технологии в библиотечно-информационном обслуживании» предполагает: овладение материалами лекций, учебной и дополнительной литературы, указанными в учебной программе; творческую работу студентов в ходе проведения семинарских и практических занятий, а также систематическое выполнение практических заданий для самостоятельной работы студентов.
В ходе лекций раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее сложные и интересные положения изучаемого материала, которые должны быть приняты студентами во внимание. Основой для подготовки студента к семинарским занятиям являются лекций и издания, рекомендуемые преподавателем (см. раздел «Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации»).
Основной целью семинарских занятий является контроль за степенью усвоения пройденного материала и ходом выполнения студентами самостоятельной работы, обсуждение наиболее сложных и спорных вопросов в рамках темы семинарского занятия. При обсуждении на семинарах сложных и дискуссионных вопросов и проблем используются методики интерактивных форм обучения («Сократический диалог», «Займи позицию», ПОПС-формула, «Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу», дебаты, стратегия обучения решению проблем «ИДЕАЛ» и т.д.), что позволяет погружать студентов в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем, оптимальную для выработки умений и владений.
Для успешной подготовки к семинарским занятиям студенты в обязательном порядке, кроме рекомендуемой к изучению литературы, электронных изданий и интернет-ресурсов, должны использовать публикации по изучаемой теме в журналах: «Библиография», «Библиополе», «Библиотека», «Библиотека в школе», «Библиотековедение», «Библиотековедение», «Библиотечное дело», «Библиотечные технологии», «Мир библиографии», «Школьная библиотека».
Основной целью практических занятий является отработка профессиональных умений и владений. В зависимости от содержания практического занятия могут быть использованы методики интерактивных форм обучения. Основное отличие активных и интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.
Для выполнения заданий самостоятельной работы в письменной форме студенты, кроме рекомендуемой к изучению литературы, электронных изданий и интернет-ресурсов, должны использовать публикации по изучаемой теме в журналах: «Библиотечное дело – ХХI век», «Библиотечное дело», «Библиотечные технологии», «Научные и технические библиотеки», «Современная библиотека».
Предусмотрено проведение индивидуальной работы (консультаций) со студентами в ходе изучения материала данной дисциплины.
III. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля