Гори, пожалуйста, гори!
Тема этого поэтического повествования – «поэтический костер », который помогает лирическому герою жить. Свидетельство тому – возвышенная, приподнятая интонация.
Заглавие обманчиво… Так, поначалу я думала, что сейчас прочту о теплом летнем вечере, о пламени костра, вокруг которого собрались друзья… Оказалось, что это стихотворение о другом костре, но суть, пожалуй, едина – на поэтическом костре согревают души люди творческие точно так, как греются вокруг костра где-то у озера люди с общими интересами и любовью к природе. И яркий свет, который излучает Слово на поэтическом костре, не менее горяч, чем пламя от горящих дров.
Все стихотворение я разделила бы на две части по строфам. В первой строфе говорится о наступлении вечера, о радостном ожидании встречи. Состояние лирического героя приподнятое, поэтому и вечер ему кажется гостеприимным: «руки распростер».
Вторая часть - вторая и последующие строфы – само пребывание на этом «месте встречи». Вот именно тогда мы узнаем, что слова могут «светить » ярко и сильно, что они «волнуют, будят чувства ». Как понимает читатель, слова эти доносятся именно из уст того, кто свои чувства воплощает в Слове, то есть кто пишет стихи. Именно люди творчества так могут благотворно воздействовать друг на друга.
Лирический герой хочет, чтобы жизнь этого уютного уголка была долгой:
Ты не смолкай зимой и летом …
Мне кажется, что автор стихотворения считает, что каждый человек в душе – поэт, особенно если он слышит «прекрасные слова », то они могут разбудить и чувства. То есть получается, что в каждом из нас живет некое поэтическое, лирическое начало, и важно суметь разбудить в себе это чувство. Не надо таить в себе ничего, стоит выливать свои мысли в «поэтический костер»… Поэтому, как мне кажется, словосочетание «поэтический костер » многозначно – это и место встречи поэтов, и просто место встречи друзей, и костер как всплеск чувств в душе каждого человека (костер из слов).
|
Стихотворение меня взволновало, оно оставило в душе след незабываемый. И, если честно, то и мне захотелось там побывать и воочию увидеть и проникнуться чувствами от восприятия звучащего Слова. Ведь если лирический герой считает это «жизнью», «солью родной земли», выходит, это Что-то да значит для него…
Читая стихотворение, я вижу тем самым картину наступления вечера, почему-то лунную дорожку среди темноты и даже пламя настоящего костра…
Все средства художественной выразительности весьма уместны, чтобы появилось в душе читателя такое нежное восприятие мира. Метафоры, эпитеты, сравнения – всё к месту, чтобы пропитаться чувственным восприятием всего, что окружает.
Я думаю, что за плечами человека, который смог так искренне поведать нам о самом сокровенном, - огромный жизненный опыт. Этот человек нашел свое место в этом мире.
Николай Орнатский
Зимнее утро
Зимнее утро,
На улице холод,
Скатертью белой
Покрыта земля,
Птички-синички,
Почувствовав голод,
Стайкой слетелись
Под крышу двора.
Здесь им уютно:
Ни ветра, ни стужи,
Можно укрыться
В мороз и пургу.
Добрый хозяин
Закроет снаружи
Корма насыплет,
|
Спасет в кутерьму.
Птички-синички
И с ним воробьишки,
Дружной семейкой
Под крышей живут,
Только вороны,
Сороки-воровки
Дружной семейке
Житья не дают.
В жизни бывают
Явления такие,
Вороны, сороки,
Не зная добра,
Они забираются
В гнезда чужие,
Лезут нахально
В чужие дела.
Главной темой этого стихотворения, мне кажется, является не просто тема зимнего утра, о которой заявлено в заглавии, а тема добра и зла. Основная идея, которую раскрыл нам автор, - там, где живет добро, обязательно появляется и зло.
Тема добра раскрыта на примере «доброго хозяина», который в суровую зиму помогает «птичкам-синичкам » и «воробьишкам », а образы злого – вороны и сороки-воровки.
В том, как автор называет птиц, чувствуется его отношение к ним: «синички», «воробьишки» - использование уменьшительно-ласкательных суффиксов говорит о том, что лирический герой их жалеет, они ассоциируются с чем-то маленьким, беззащитным, «сороки-воровки » - олицетворение наглости, нахальства. Они без разрешения вторгаются в жизнь мелких птичек, вредят им.
Композиционно стихотворение я бы разделила на две части: в первой говорится о том, как синички нашли себе приют зимой рядом с жилищем человека, во второй – появление их недругов, которые «дружной семейке житья не дают». В стихотворении проводится параллельная линия: мир птиц – мир людей, и в среде людей происходит то же самое:
В жизни бывают
явления такие,
Вороны, сороки,
не зная добра,
Они забираются
|
в гнезда чужие,
Лезут нахально
в чужие дела.
И здесь уже автор прибегнул к аллегории, так как «воронами» и «сороками » называет людей.
«Голод», «ветер», «стужа » - эти слова употребляются с той целью, чтобы наиболее полно передать ситуацию, в которой находятся птицы в зимнее время (утро – в стихотворении).
Использование анафоры помогает нам заострить свое внимание на тех, кто оказался беззащитен.
Возможно, если бы не было проведено параллели «люди – птицы», это стихотворение можно было бы отнести к детской тематике, как мне поначалу и представлялось. Но проведя параллель, автор тем самым придал своему небольшому лирическому произведению некий философский смысл.
Эдуард Ковшевный
Вдохновение
Внезапно. Как вспышка. Как чудо.
(Когда совершенно не ждал),
так ясно, бог знает откуда,
строка, что так долго искал,
сама по себе появилась,
вся сразу, уже не таясь.
Как вспышка. Как чудо. Как
милость,
Как с чем-то таинственным связь.
Трудно найти, наверно, поэта, который бы не обратился к теме творчества, к тому таинственному и непостижимому мгновению, когда возникает стихотворение.
Именно в стихотворении «Вдохновение» молодой поэт Э. Ковшевный и раскрывает эту тему. Автор пишет о том мгновении, когда его внезапно посетила Муза, поэтому такое заглавие он и предпослал своему поэтическому творению. И ключевыми словами являются такие, как «вдохновение», «вспышка», «чудо». Именно они и являются ведущими, когда речь идёт о творчестве, ведь «вдохновение » (как творческий подъем, как прилив творческих сил) невозможно без «вспышки » (мгновенного возгорания мысли). А «вспышка », в свою очередь, невозможна без «чуда » - чего-то такого, что может поразить… Получается логическая цепочка: чудо → вспышка → вдохновение → стихотворение. И в этом плане данное стихотворение я воспринимаю как Открытие. Открытие в том плане, что я, наконец, поняла, как рождается стих.
Композиционно данное стихотворение неделимо, так как все оно есть логическая цепочка, как уже было сказано выше.
Где слышится голос автора? С первых же строк. Удивление («когда совершенно не ждал») читатель воспринимает как искреннее откровение. Множество сравнений помогают нам понять то, что всё происшедшее для лирического героя явилось неожиданностью.
Нет, не подумайте, что стихи вот так сразу и рождаются. Это не так, и сам герой не отрицает следующее:
Строка, что так долго искал …
Озарение приходит неожиданно, но до этого были поиски, длительные, мучительные. Помните, как у Маяковского: «…изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды»…
Анафора, которую использует автор («Как вспышка. Как чудо. ») еще раз подтверждает наш домысел о том, что найденная строка – находка, желанная находка. И я думаю, что вместе с автором в данной ситуации радуется и читатель.
Интересное стихотворение, не правда ли. Все оно читается тоже вспышками, и этому способствует удачно использованный стилистический прием, называемый парцелляцией.
А теперь давайте обратимся еще к одному стихотворению Эдуарда Ковшевного.
Так всплывает строка…
Так всплывает строка
Позабытых стихов,
(не записанных в прошлом когда-то),
Как далёкое эхо, как отзвук,
Как зов,
Как в окне пламя – отблик заката.
Когда чувство …
И пустоты
Во сто крат и сильней,
И страшнее, и отчетливо видишь
Сколь лживы мечты,
И надеяться больше
Не смей,-
Рвешь бумаги, стихи, и бросаешь в огонь,
Подводя своей жизни итоги.
И как гвоздь, ржавый гвоздь,
Вбитый…в ладонь
Даже мысль
о надежде,
О Боге.
В данном стихотворении автор продолжает развитие темы творчества. В отличие от рассмотренного ранее стихотворения, здесь автор рассказывает не о мгновенном проблеске рождения стиха, а о рождении, точнее – о возрождении той строки, которая уже когда-то явилась поэту и осталась в душе его, но он не записал её, а теперь мучается и, как мне показалось, не может её вспомнить. Об этом свидетельствуют и сравнения, которые он употребляет. Строка «позабытых стихов» для него сейчас «как далекое эхо, как отзвук» (глухой отзвук – неясный, нечеткий, расплывчатый), «как зов» (то есть он хочет её вспомнить, но прошло много времени, и он не может точно вспомнить), «как в окне пламя» (что-то яркое и в то же время устрашающее)… Автор использует прием анафоры, чтобы придать не просто выразительность, но и показать значимость изображаемого. Это усиливает образность стихотворения, придает экспрессию.
Сравнения продолжаются и в той части стихотворения, где лирический герой повествует о том, как он, «подводя своей жизни итоги », уничтожает написанное. По-видимому, это происходит в те моменты, когда он не удовлетворен чем-то в жизни, когда то, о чем он мечтал и, скорей всего, о чем писал, превращается в ложь («лживы мечты»). Стихи, как в этом убеждается читатель, - проявление Божественной стихии. И если в первом стихотворении об этом лирический герой сказал вскользь («бог знает откуда»), то здесь мы видим, что именно Бог вселяет надежду в поэта.