Основные виды деятельности




В зависимости от цели, содержания и форм различают три основных разновидности деятельности: игру, учебу и труд. Человеку независимо от возраста свойственные все три разновидности деятельности, однако в разные периоды жизни они оказываются по-разному за целью, содержанием, формой и значением. В дошкольном возрасте ведущей разновидностью деятельности является игра, в школьном - учеба, а в зрелом - труд.

Игра и учеба свойственны и людям, и животным. Однако у животных почвой этих разновидностей деятельности являются инстинкты, а у человека они предопределены социальными условиями жизни, отличаются качественно, значительно более сложные и более богатые по содержанию и формой.

Труд по природе и содержанием - общественно-историческое явление. В процессе труда возник и развился человек как сознательное социальное существо. Характерная особенность всех разновидностей человеческой деятельности в том, что чаще всего они связаны с языковой деятельностью. Последняя способствует развитию содержания и форм всех разновидностей деятельности, их целенаправленности и мотивации.

Игровая деятельность - это такой вид деятельности, продуктом которой является сам ее процесс.

Основная форма проявления активности ребенка дошкольного возраста - игровая деятельность - является в то же время основным средством познания ею внешнего мира, отражение его в форме ощущений, восприятий, представлений и тому подобное. Но она отличается от учебы и труда. В игре ребенок увлекается по большей части процессом, который вызывает у нее удовольствие. Как только интерес к игре исчезает, ребенок прекращает ее.

В играх маленьких детей цели не бывают стойкими. Это оказывается в том, что маленькие дети теряют цели в игре и легко переходят от одной игры к другой. Но в процессе развития и воспитания целенаправленность игровой деятельности детей растет, цели в играх приобретают более стойкий характер. Справедливо отмечают, что игра - это школа мысли, чувств и воли. В играх не только оказываются, но и формируются все психические процессы и свойства детей, наблюдательность, внимательность, вдумчивость, настойчивость, смелость, решительность, умение, навыки, способности. В игровой деятельности происходит не только психическое, но и физическое развитие детей, развиваются физическая сила, ловкость, скорость и точность движений. В играх формируются все свойства личности ребенка, в частности такие моральные черты, как коллективизм, дружба, общительность, правдивость, честность и тому подобное. Поэтому игры дошкольников играют важную роль в подготовке их к школьной учебе.

В школьном возрасте игра имеет более сложный и цілеспрямованіший характер. У школьников преобладают дидактичные игры, в которых ярко оказывается цель,: успешно провести игру, победить партнера, развить в себе соответствующие физические и умственные свойства. В подростковом и юношеском возрасте могут возникнуть вредные привычки, например, к азартным играм.

Привлечение детей к занятиям спортом, к интересным делам станет важным средством предотвращения увлечения вредными играми.

Учебная деятельность - это такой вид деятельности, продуктом которой является знание, навыки и умения.

Учеба - основная разновидность деятельности детей школьного возраста; активная, сознательная и целеустремленная деятельность, которая заключается в усвоении знаний, выработанных человечеством, с целью подготовки детей к будущей самостоятельной трудовой деятельности. Учеба не ограничивается школьным возрастом. Человек учится вся жизнь. До этого ее побуждают развитие науки, техники, общественной жизни. Научно-технический и социальный прогресс, что свойственный XX веку, нуждается значительного пополнения и перестройки систем общеобразовательных и специальных профессиональных знаний, добытых в средней школе и профессионально-технических учебных заведениях.

Различают три категории учебно-воспитательных действий:

· влияние направленное на повышение учебной активности людей, стимулирования ответственного, заинтересованного отношения до выполнения учебных заданий, а также ориентация учебной работы на достижение конкретных целей (постановка учебных заданий);

· передаваемость, сообщение информации (рассказ, разъяснение, показ, демонстрация);

· контроль и оценка результатов деятельности - знаний, навыков и умений.

Успешная учеба детей в школе в большой степени зависит от осознания цели учебы и мотивов, которыми они руководствуются. В учебе заметно актуализируется социальная и познавательная мотивация: первая - через осознание роли и необходимости знаний для жизни и труда, вторая - в отношении к содержанию знаний, в заинтересованности ими.

Важным условием успеха в овладении знаниями является готовность и подготовленность ученика к учебе. Готовность ученика к учебе - в его психологической готовности к этому, в желании и умении учиться, в наличии у него необходимого для этого развития. Умение учиться оказывается в том, что ребенок понимает объяснение учителя и руководствуется ими, выполняя задание, самостоятельно выполняет эти задания, контролирует себя в соответствии с указаниями учителя и правилами, а не за тем, как выполнил задание кто-то другой. Ученики, которые обнаруживают самостоятельность в учебе, лучше усваивают знание и более успешно развиваются.

 

ВЫВОД:

Я считаю, что успех труда человека зависит от понятности цели, которую она ставит перед собой, от зрелости мотивов, которые побуждают ее работать, и связанного с ними отношения к трудовым обязанностям, от соответствия ее способностей, общей и специальной подготовки требованиям труда. Очень важную роль в труде играют такие индивидуально-психологические свойства человека, как аккуратность и дисциплинированность.

Так же творческая деятельность предопределена потребностями общества. Осознание этих потребностей является источником разных замыслов, идей, проектов. Начинается творческая деятельность с возникновения определенного замысла, в частности: изменить методы, приемы работы в той или другой отрасли, создать новые орудия, сконструировать новую машину, осуществить определен научный эксперимент, написать художественное произведение, создать музыкальную пьесу, нарисовать картину и тому подобное.

Человек сравнивает производимое действие с запланированным, существующим в виде образов и мыслей.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Абульханова -Славская К. А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980. Асмолов А. Г. Деятельность и установка. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. Беспалов Б. И. Действие: Психологические механизмы визуального мышления. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

Брушлинский А. В. Деятельность, действие и психическое как процесс // Вопр. Психологи. - 1984,-№5.

Леонтьев А. П. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.

Ломов Б. Ф., Сурков Е. Н, Антиципация в структуре деятельности. - М.: Наука, 1980.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: