Амортизационная политика как инструмент стимулирования инвестиционной активности




Содержание

Введение 3

1.Амортизационная политика как инструмент стимулирования инвестиционной активности 5

2. Изменения в налоге на прибыль 17

2.1 Методы амортизации 17

2.2 Амортизационная премия 19

2.3 Оценка методов амортизации 20

2.4 Амортизационные группы 21

2.5 Списание недоначисленной амортизации 28

2.6 Специальные коэффициенты 29

2.7 Включение объекта в состав амортизируемого имущества 30

Заключение 32

Список использованной литературы 34

 

 


 

Введение

 

Законом №224-ФЗ в ст. 284 НК РФ внесено одно из самых важных для налогоплательщиков изменений. Общая ставка налога на прибыль с 1 января 2009 года снижена с 24% до 20%. Причем, согласно уточнениям, внесенным Федеральным законом от 30.12.08 №305-ФЗ, с 2009 года в федеральный бюджет налог следует уплачивать по ставке 2%, а в региональный – по ставке 18%. Кроме того, сохранилось право органов власти субъектов РФ снижать еще на 4% ставку налога на прибыль, подлежащего зачислению в региональный бюджет, для отдельных категорий налогоплательщиков.

Организациям, распределяющим налог на прибыль между обособленными подразделениями, необходимо учесть изменение, внесенное Законом №224-ФЗ в п. 2 ст. 288 НК РФ. Оно касается только налогоплательщиков, которые перешли на начисление амортизации нелинейным методом и сгруппировали все объекты амортизируемого имущества по отдельным амортизационным группам (подгруппам). При распределении между обособленными подразделениями авансовых платежей и сумм налога на прибыль, подлежащих уплате в региональный бюджет, такие организации вправе определять остаточную стоимость амортизируемого имущества по данным бухгалтерского учета.

В рамках совершенствования амортизационной политики, начиная с 2009 года, концептуально пересмотрен подход к начислению амортизации в налоговых целях. Кодексом для налогоплательщиков налога на прибыль организаций предусмотрена возможность отказа от пообъектного начисления амортизации и переход к начислению амортизации методом убывающего остатка по укрупненным амортизационным группам (пулам). При применении нелинейного метода начисления амортизации налогоплательщики получили возможность относить на расходы до 50 процентов первоначальной стоимости амортизируемого имущества в первую четверть срока его полезного использования. При этом у налогоплательщиков сохраняется право выбора одного из двух методов начисления амортизации.

Одновременно для основных средств, относящихся к 3–7 амортизационным группам, величина так называемой «амортизационной премии» (то есть, возможности относить на расходы текущего периода до начала начисления амортизации определенную долю расходов на приобретение или создание основных средств) была увеличена с 10 процентов до 30 процентов. Таким образом, при комбинации нелинейного метода начисления амортизации и амортизационной премии по 3–7 амортизационным группам налогоплательщики получили возможность относить на расходы основную часть стоимости приобретаемых основных средств, что является существенной льготой, оправданной во многих случаях в условиях высокой инфляции и отсутствия переоценки основных средств в целях начисления амортизации.


Амортизационная политика как инструмент стимулирования инвестиционной активности

 

Одним из важнейших источников финансирования организаций являются амортизационные отчисления, представляющие собой сумму износа основных производственных фондов и нематериальных активов. Они входят в состав себестоимости производимой продукции и после ее реализации в виде выручки поступают на расчетный счет хозяйствующего субъекта.

С 1 января 2010 г. введен специальный коэффициент (но не выше 2) в отношении амортизируемых основных средств, относящихся к объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности (введен Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ).

Действующие амортизационные нормы позволяют существенно увеличить величину амортизации и списать намного больше стоимости имущества в начальный период его эксплуатации. Таким образом, организация сможет получить наиболее существенную сумму дополнительных свободных денежных средств, что позволит ей укрепить свою платежеспособность и ускорить процесс возврата ранее авансированного капитала.

Амортизационная политика является составной частью общей научно-технической политики государства. Она выступает в качестве важнейшего рычага воздействия государства на экономические процессы в стране. В первую очередь амортизационная политика воздействует на процесс обновления основных производственных фондов, ускорение темпов научно-технического прогресса, инвестиционную деятельность, а через них и на эффективность общественного производства.

На основе амортизационной политики государства каждое предприятие разрабатывает и реализует собственную амортизационную политику. Она базируется на установленных государством принципах, методах и нормах амортизационных отчислений (сроках полезного использования).

Амортизационная политика предприятия - это управление амортизационными отчислениями, которые образуются в процессе эксплуатации основных фондов (и нематериальных активов). Амортизационную политику предприятия определяют из экономической стратегии, состава основных фондов, методов оценки стоимости амортизирующих объектов, уровня инфляции и др. Амортизируемым имуществом предприятия является большинство видов основных средств (за исключением земли), а также нематериальные активы. Основные средства принимаются на баланс предприятия по их первоначальной стоимости, куда также входит стоимость транспортировки и монтажных работ, после чего из них вычитается амортизация, т.е. получается остаточная стоимость. Амортизационные отчисления (амортизационный фонд) - это главная составляющая финансового обеспечения воспроизводства основных средств. Характеристикой качества управления оборотом основного капитала выступают:

· величина основных фондов и ее динамика;

· степень соответствия величины амортизационного фонда стоимости основных средств;

· оптимальность структуры;

· своевременность замены;

· эффективность использования;

· другие коэффициенты движения, состояния, структуры и пр.

В процессе формирования амортизационной поли­тики предприятия учитываются следующие факторы:

а) объем используемых основных фондов и не материальных активов, подлежащих амортизации;

б) методы оценки стоимости используемых основных фондов и нематериальных активов, подлежащих амортизации;

в) реальный срок предполагаемого использования на предприятии амортизируемых активов;

г) разрешенные законодательством методы амортизации основных фондов и нематериальных активов;

д) состав и структура используемых основных фондов;

е) темпы инфляции в стране;

ж) инвестиционная активность предприятия в предстоящем периоде.

При выборе методов амортизации исходят из действующей законодательной базы в этой области, предполагаемого периода использования амортизационных активов и задач формирования инвести­ционных ресурсов предприятия в разрезе отдельных источников. Решение о применении метода прямолинейной (линейной) или ускоренной амортизации основных фондов предприятие принимает самостоятельно.

Средства амортизационного фонда, который формируется за счет накапливаемых амортизационных отчислений, носят целевой характер и должны использоваться на следующие цели:

а) осуществление капитального ремонта основных фондов;

б) осуществление реконструкции, модернизации, технического переоснащения и другие виды улучшения основных фондов;

в) приобретение новых видов нематериальных активов (в первую очередь, связанных с инновационной деятельностью).

Это не исключает временного использования этих средств до их востребования на инвестиционные цели в различных формах краткосрочных финансовых вложений. В процессе формирования амортизационной политики должны быть определены гарантии целевого использования средств амортизационного фонда и регламентированы условия финансовых операций с ними до их использования в инвестиционном процессе.

В условиях ограниченного применения возможных методов амортизации оценка эффективности амортизационной политики предприятия основана на сравнении двух альтернатив: денежном потоке (суммы прибыли и амортизационных отчислений) при прямолинейной и при ускоренной амортизации отдельных амортизируемых активов (или всей их суммы).

Расчет годового эффекта ускоренной амортизации отдельных амортизируемых активов может быть произведен по следующей формуле:

Эуа = у - Ап) - у - Ап) × (1 – СНп)× Ккп, где

Эуа - годовой эффект ускоренной амортизации актива, определяемый суммой дополни тельного денежного потока;

Ау - годовая сумма амортизационных отчислений при ускоренной амортизации ак тива;

Ап годовая сумма амортизационных отчислений при прямолинейной (линейной) амортизации актива;

СНП ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;

ККп коэффициент капитализации чистой прибыли, выраженный десятичной дробью. Расчет годового эффекта в форме дополнительного денежного потока может быть дополнен рас четом эффекта от использования этой суммы в форме краткосрочных финансовых вложений (если сумма дополнительного денежного потока не реинвестируется в основные фонды в этом же периоде).

По экономической природе амортизационные отчисления обеспечивают простое воспроизводство ценностей, однако они относятся к финансовым ресурсам. Дело в том, что износ зданий, сооружений, машин, оборудования, транспортных средств не возмещается сразу же по мере начисления и образования амортизационных отчислений. Последние могут накапливаться и расходоваться на расширение и обновление производства, на вложения в ценные бумаги и высокодоходные проекты и т. д.

Таким образом, согласно экономической концепции, под амортизацией понимается средство распределения затрат на приобретение долгосрочных активов во времени и регулирования тем самым величины финансового результата, приходящегося на отчетные периоды.

Регулирование финансового результата составляет основу финансовой амортизационной концепции. При этом в отличие от концепции экономической, акцент делается на возможности и направлениях использования высвобождаемого финансового результата. Амортизация, с точки зрения экономической концепции, есть потребленная стоимость, а с финансовой — сумма, накопленная для последующего реинвестирования.

Налоговая (фискальная) составляющая амортизации, так же как и в двух предыдущих случаях, предполагает уменьшение величины финансового результата, однако в данном случае он служит не столько мерой эффективности хозяйственной деятельности, сколько объектом налогообложения, поскольку речь идет о величине налогооблагаемой прибыли.

В большинстве развитых стран, экономика которых характеризуется высокой инновационной активностью, амортизационная политика является одним из важнейших инструментов стимулирования инвестиций в обновление основных средств производства, в наукоемкие технологии, в научные исследования и опытно-конструкторские работы. От состояния воспроизводства основного капитала зависит создание и регулирование рынка средств производства (основного капитала), а также технический уклад всего хозяйственного комплекса. В этой связи становится особо актуальным более подробное рассмотрение способов реализации амортизационной политики хозяйствующего субъекта.

В последние 50 лет в развитых странах амортизационная политика превратилась в один из главных инструментов стимулирования экономического роста. Если в середине XX в. доля амортизационных отчислений в общих инвестициях составляла всего 25-30 %, то сегодня она стабильно держится на уровне 70-80 %, и наоборот, доля прибыли в общих инвестициях уменьшилась с 50% до 5-10%, а заемных средств — соответственно с 25-30 % до 12-15 %.

Исследования свидетельствуют о четкой направленности тенденций в налогообложении, начислении дивидендов и в амортизационной политике на усиление инвестиционной активности в зарубежных странах и явном отсутствии этих тенденций в российской экономике.

Существующая амортизационная политика как инструмент управления воспроизводством основного капитала пока еще не стала эффективным инструментом стимулирования инвестиционной активности в национальной экономике.

В 2007 г. на амортизационные отчисления приходилось только 22,8 % от всех инвестиций в основной капитал, остальная часть осуществлялась за счет привлеченных средств со стороны — 54,6 % и прибыли — 19,2%, и это довольно низкий уровень по сравнению с мировой практикой.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации на 2008 — 2010 гг. говорится о необходимости либерализации амортизационной политики для целей налогообложения, в том числе о расширении возможностей для ускорения амортизации технологического оборудования и введении дополнительных мер стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

При осуществлении эффективной амортизационной политики предприятием идет процесс обновления основного капитала и повышается технический уровень производства. Все это, в свою очередь, создает достаточные предпосылки для снижения себестоимости продукции и максимизации прибыли, которые являются основными показателями устойчивой деятельности организации.

В связи с этим одной из важнейших задач амортизационной политики должно стать восстановление воспроизводственной функции амортизации.

Налоговым кодексом РФ предусматриваются два метода начисления амортизации: линейный и нелинейный. Метод начисления амортизации организация устанавливает самостоятельно по всем объектам амортизируемого имущества (за исключением объектов, амортизация по которым начисляется только линейным методом в соответствии с пунктом 3 статьи 259 НК РФ) и закрепляет в учетной политике для целей налогообложения. С 2009 года глава 25 НК РФ допускает изменять применяемый метод начисления амортизации с начала очередного налогового периода. Причем налогоплательщик может переходить с нелинейного на линейный метод начисления амортизации не чаще одного раза в пять лет.

Порядок расчета сумм амортизации при применении линейного метода (ст. 259.1 НК РФ) за последние годы в целом не изменился. В то же время существенные изменения внесены в порядок расчета сумм амортизации при нелинейном методе.

В статье 259.2 НК РФ, вступающей в силу с 2009 года, изложен новый порядок расчета сумм амортизации при нелинейном методе. На 1-е число налогового периода, с начала которого в налоговой учетной политике установлено применение нелинейного метода начисления амортизации, для каждой амортизационной группы (подгруппы) нужно определить суммарный баланс, который представляет собой результат сложения стоимости всех объектов амортизируемого имущества, отнесенных к данной конкретной амортизационной группе (подгруппе) в порядке, установленном в статье 322 Налогового кодекса.

В дальнейшем суммарный баланс каждой амортизационной группы (подгруппы) определяется на 1-е число каждого месяца, для которого рассчитывается сумма начисленной амортизации согласно статье 259.2 НК РФ. Для амортизационных групп и входящих в их состав подгрупп суммарный баланс определяется без учета амортизируемого имущества, амортизация по которому начисляется только линейным методом в соответствии с пунктом 3 статьи 259 Налогового кодекса.

По мере ввода в эксплуатацию объектов амортизируемого имущества первоначальная стоимость таких объектов увеличивает суммарный баланс соответствующей амортизационной группы (подгруппы). При этом первоначальная стоимость таких объектов включается в суммарный баланс соответствующей амортизационной группы (подгруппы) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда они были введены в эксплуатацию.

При изменении первоначальной стоимости основных средств в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации объектов суммы, на которые изменяется первоначальная стоимость указанных объектов, учитываются в суммарном балансе соответствующей амортизационной группы (подгруппы).

Суммарный баланс каждой амортизационной группы (подгруппы) ежемесячно уменьшается на суммы начисленной по этой группе (подгруппе) амортизации.

Следует отметить, что организациям выгоднее применять нелинейный метод начисления амортизации, который позволит самортизировать объект в налоговом учете намного быстрее. Однако хозяйствующие субъекты практически не используют ускоренные методы расчета амортизации. По данным Росстата, доля амортизации для целей налогообложения, начисленной нелинейным способом, в общем объеме амортизации составила в 2007 г. - 4,5 % (в 2006 г. - 3 %).

Государство, проводя активную политику ускоренной амортизации и сознательно через нее сокращая свои поступления по налогу на прибыль в бюджет, способствует перетоку денежных средств в амортизационный фонд, что позволяет без уплаты налога расширять, модернизировать, обновлять свои фонды. В результате ускоряются темпы развития экономики, заметно растет ее эффективность, качество производимой продукции и ее конкурентоспособность на мировых рынках и т. д. Все это компенсирует государству сокращение поступлений от налога на прибыль в федеральный и региональный бюджеты.

В соответствии с налоговым законодательством РФ налогоплательщики имеют право на применение так называемой ускоренной амортизации со специальным коэффициентом (но не выше 2): в отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и повышенной сменности; в отношении собственных амортизируемых основных средств организаций, имеющих статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны или туристско-рекреационной особой экономической зоны; в отношении собственных амортизируемых основных средств налогоплательщиков - сельскохозяйственных организаций промышленного типа (птицефабрики, животноводческие комплексы, зверосовхозы, тепличные комбинаты).

Повышающий коэффициент (не более 3) применяется: в отношении основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности; в отношении амортизируемых основных средств, являющихся предметом договора финансовой аренды (договора лизинга), налогоплательщиков, у которых данные основные средства должны учитываться в соответствии с условиями договора финансовой аренды (договора лизинга).

В 2005 г., учитывая критику со стороны некоторых ученых, Торгово-промышленной палаты РФ и Российского союза промышленников и предпринимателей, региональных органов власти относительно ошибочности отмены инвестиционной налоговой льготы, в гл. 25 Налогового кодекса РФ вводится новая норма, льготу по которой называют «амортизационной премией». Речь идет о п. 9 статьи 258, в соответствии с которой налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), а также не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств и суммы которых определяются в соответствии со статьей 257 настоящего Кодекса. Увеличение амортизационной премии до 30% в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам, произошло с 1 января 2009 г. в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 г. № 158-ФЗ и носит антикризисный характер. Данная мера позволяет быстрее списывать расходы на закупку, а также на модернизацию, техническое перевооружение и т. д. основных средств и, соответственно, обновлять их.

Расходы в виде капитальных вложений признаются в качестве косвенных расходов того отчетного (налогового) периода, на который приходится дата начала амортизации (дата изменения первоначальной стоимости) основных средств, в отношении которых были осуществлены капитальные вложения (п. 3 ст. 272). Налогоплательщик, принявший решение применять положение п. 9 ст. 258 в целях налогообложения прибыли, должен зафиксировать это в своей учетной политике для целей налогообложения с указанием размера доли расходов на капитальные вложения - в пределах 10% (30%) первоначальной стоимости вводимых объектов основных средств. Этой нормой налогоплательщику предоставляется право на разовый перенос части стоимости основных средств на расходы на производство товаров (работ, услуг).

Исследования показали, что эффект в случае применения амортизационной премии проявляется только в первый год использования основных средств, который в последующие годы нейтрализуется увеличением налога на прибыль, вызванного уменьшением амортизации, поэтому применение инвестиционной амортизационной премии не всегда выгодно налогоплательщику.

Амортизационную премию следует рассматривать в качестве налогового инструмента стимулирования инвестиционной активности в основном тех хозяйствующих субъектов, которые воспользовались банковским кредитом и, вернув с первой же выручки от реализации товаров (работ, услуг) средства в размере не более 10% (30%) осуществленных капитальных вложений, получают возможность направить их на погашение кредита.

Особый порядок начисления амортизации предусмотрен для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, в отношении электронно-вычислительной техники. Указанные организации имеют право расходы на приобретение электронно-вычислительной техники признать материальными расходами в порядке, установленном подпунктом 3 пункта 1 статьи 254 НК РФ, т. е. включить в состав расходов в полной сумме по мере ввода в эксплуатацию. Использование данной льготы предполагает выполнение ряда условий, предусмотренных пунктом 6 статьи 259 НК РФ. Однако далеко не все организации, работающие в области информационных технологий, соответствуют установленным критериям, что снижает стимулирующее значение данного налогового преимущества.

На наш взгляд, амортизационная политика, прежде всего, должна быть нацелена на воспроизводство основного капитала, на модернизацию и обновление основных фондов организаций. Это будет способствовать ускорению темпов развития экономики государства и регионов, росту ее эффективности, повышению качества производимой продукции и ее конкурентоспособности на внутрироссийском и мировых рынках, что в конечном итоге повлияет на рост объемов производства и как следствие на расширение налоговой базы регионов и государства в целом.

Именно модернизация производства на основе грамотной амортизационной политики позволит воссоздать экономический потенциал российских регионов, способный реально увеличить поступление доходов в бюджет без усиления налогового бремени.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: