ПОНИМАНИЕ ОБРАЩЕННОЙ РЕЧИ




АЛЬБОМ

ДЛЯ ЛОГОПЕДА

Введение

«Альбом для логопеда» представляет собой иллюстративный материал для проведения индивидуального обследования устной речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возра­ста (6—9 лет). Он состоит из 6-ти частей: обследования звукопроизношения; фонематического восприятия, фонематического ана­лиза и синтеза, фонематических представлений; слоговой структуры слов; словаря; грамматического строя речи; самостоя­тельной речи.

I. Обследование произношения

Для проведения обследования произношения в альбоме подо­браны иллюстрации с теми звуками речи, которые чаще всего бы­вают нарушенными у детей указанного возраста (с, с', з, з', ц, ш, ж, ч, щ, р, р', л, л', ы, м, н, б, д, в, к, к', г, г', х, х'). Подбор материала обследования проводился в соответствии с существую­щими методиками известных авторов Ф. Ф. Рау, М. Ф. Фомичевой.

Для исследования каждого из перечисленных звуков, кото­рый обозначен в правом верхнем углу соответствующей ему бук­вой, в альбоме отводится по одной странице, иллюстративный материал располагается в два ряда.

В верхнем ряду находятся картинки для обследования звука, стоящего в различных позициях: начале, середине и конце сло­ва. В основном, это слова с наиболее простой слоговой структу­рой и знакомы детям. В нижнем ряду — картинки, в которых тот же звук может находиться в слове с более сложной слоговой струк­турой, или в стечении согласных, либо повторяется в слове два раза. В названиях картинок второго ряда допускается наличие сложных для произношения звуков, например: р, л, ш и т. д., так как не всегда можно подобрать слова в которых названные зву­ки бы отсутствовали.

При подборе материала для обследования звукопроизношения предпочтение отдавалось словам наиболее знакомым детям этого возраста где отсутствовали:

1) звуки той фонетической группы к которой принадлежал обследуемый звук

2) другие звуки, которые чаще всего бывают нарушены в речи детей.

 


 

1. Обследование произношения.


















Лексический словарь

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

Задание 1. Назвать части туловища.

Задание 2. Назвать части лица.

Задание 3. Назвать. Подобрать обобщающее слово.

 


























ГЛАГОЛ

Задание 34. Назвать действие по предъявленному предмету.


Задание 35. Кто что делает?

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

 

Задание 37. Подобрать слова противоположные по значению (антонимы).


Задание 37. Подобрать слова противоположные по значению (антонимы)


Качественные прилагательные

Задание 38. Назвать какой формы предмет.


Задание 39. Назвать какого цвета.


Задание 40. Назвать оттенки.

 

Задание 41. Какие на вкус, нарисованные фрукты, овощи.

 


Задание 42. Какой хвост у белки? Какой стакан (прозрачный)? Какой ежик?


НАЗВАТЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ПО ТАКТИЛЬНОМУ ОЩУЩЕНИЮ

 

Задание 43. Определить:

Какой в чайнике чай?

Какой снег на ощупь?

Какой дождь летом?

Относительные прилагательные

Задание 44. Из чего сделан предмет?



Задание 48. Назвать притяжательные прилагательные.

Чей это хвост?

НАРЕЧИЯ.

 

Качественные наречия

Задание 49. Как ползает черепаха? Как светит месяц? Как скачет конь?


Наречия времени

Задание 50. Когда, в какое время суток дети идут в детский сад?

Когда ребята идут гулять?

Когда дети ложатся спать?

МЕСТОИМЕНИЯ

 

Задание 53. Назвать местоимения единственного и множественного числа.

 

 

3. Обследование

грамматического строя речи.



 

ПОНИМАНИЕ ОБРАЩЕННОЙ РЕЧИ

 

Задание 1. Выполнение инструкций из одного задания.

- закрой книгу

- достань ручку

Выполнение инструкций из двух заданий.

- достань ручку и положи её на тетрадь

- положи линейку за тетрадь

Задание 2. Понимание предлогов

Покажи где:

кот идет к дому;

кот в доме;

кот перед домом;

кот за домом;

кот на крыше;

кот вылезает из трубы;

кот под крыльцом.

 

Задание 3. Понимание предложений с причинно-следственной связью.

Петя ударил Васю.

Кому было больно?

 

Я пошел в кино, после того как сделал уроки.

Володя сломал карандаш, который ему подарила Оля.

 

Что было раньше?

 

 


Задание 4. Понимание изменения числа существительных в предложении.

 

Покажи, где самолеты летят, а где самолет летит.

Где ракета взлетает, а где ракеты взлетают?


СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ

Задание 5. Изменение существительных по падежам.

Именительный падеж


Родительный падеж


Дательный падеж


Винительный падеж


Творительный падеж


Предложный падеж


Изменение прилагательных по родам

Задание 6. Назови, какой по цвету этой предмет?


Задание 7. Подобрать глагол к существительному

 

бабочка… бабочки…


Задание 8. Изменение существительных женского рода по числам


Задание 8. Изменение существительных мужского рода по числам


Задание 8. Изменение существительных среднего рода по числам


Задание 9. Изменение существительных с непродуктивными основами по числам.

лоб – лбы ухо – уши


Задание 10. Согласование существительных с числительными.

Назвать количество предметов


 

 

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

 

Задание 13. Образование от глагольных основ глаголов с помощью приставок.

 

ПРИ

У ЕХАТЬ

ЗА

ИДТИ,

БЕЖАТЬ,

ЛЕТЕТЬ

 

 

Задание 14. Образование глаголов с противоположным значением.

 

ЗАВЯЗЫВАТЬ – РАЗВЯЗЫВАТЬ

ПРИКЛЕИТЬ –

ВКЛЮЧИТЬ –

ЗАДВИНУТЬ –

ПРИТАЩИТЬ –


Задание 15. Образование существительных с помощью уменьшительно – ласкательного суффикса.

 

Назвать предметы

Задание 16. Образование слов, обозначающих профессию с помощью суффиксов.

 

СТЕКЛО – СТЕКОЛЬЩИК

СВАРКА –

КРАН –

САПОГ –

ДВОР –

 

Задание 17. Образование прилагательных от существительных.

 

ДЕРЕВО – ДЕРЕВЯННЫЙ

ЖЕЛЕЗО –

ГЛИНА –

СНЕГ –

ТВОРОГ –

Задание 18. Образование прилагательных обозначающих неполноту действия.

 

 

Задание 19. Образование глаголов от прилагательных.

КРАСНЫЙ – КРАСНЕТЬ

БЕЛЫЙ –

ЧЕРНЫЙ –

СИНИЙ –

ЖЕЛТЫЙ –

 

 

Задание 20. Подбор родственных слов.

ДОМ – ДОМИК, ДОМАШНИЙ, ДОМОВОЙ.

САД –

СТОЛ –

СВЕТ –

БЕГ –

 

4. Самостоятельная

речь.


Задание 21. Составить предложения по картинкам.


 

Задание 22. Составить рассказ по картинке.

Задание 23. Составить рассказ по серии картинок.


Задание 24. Составить рассказ по опорным словам и предложениям.

Опорный материал: Встретились на мостике два козленка. Белый козленок говорит...

Пусти меня, не хотел уступать, стукнулись лбами, упали в воду.
Задание 25. Составить пересказ текста.

Белочка и зайчик

Летом подружились белочка и зайчик. Белочка была рыженькая, а зайчик был серенький. Каждый день они прибегали на полянку и уго­щали друг друга. Белочка приносила шишки, орехи, а зайчик — мор­ковку, капусту. Прошло лето. Наступила зима. Выпал белый снег. Бе­лочка спряталась в дупле, а зайчик — под елкой. Раз белочка высунулась из дупла. Она увидела зайчика и не узнала его: зайчик был не серый, а белый. А зайчик увидел белочку и тоже не узнал ее. Он знал рыженькую белочку, а эта была серая. Но летом они снова узнали друг друга.

 

 

Задание 26. Составь самостоятельный рассказ о каком-либо событии или празднике.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: