Московский автомобильно-дорожный государственный
Технический университет (МАДИ)
Кафедра социологии и управления
РЕФЕРАТ ПО ПСИХОЛОГИИ
на тему: «одаренность талант гениальность и психология способностей »
Выполнила: студентки 1 бЭМТ
Рассолова В.В.,Карих К.Г
Проверил: ст. преподаватель
Дворянинова И.С.
Москва
Введение
В наше время, в период научно-технического прогресса современным детям приходится многое вмещать в свою память. Кроме этого, родители хотят видеть своё чадо всесторонне развитым и стараются записать одновременно в несколько кружков или секций. Иногда их молодая неустойчивая психика не выдерживает таких нагрузок. Порой это становится причиной эмоциональных срывов и подавленности. А в школе – учебная нагрузка. Тут уже не приходится говорить о развитии творческого потенциала, требующего бережного, вдумчивого отношения, происходит непрерывная гонка за количеством и качеством знаний.
Мы выбрали эту тему не случайно. Проблема выявления способностей, одарённости и таланта постоянно ставится жизнью перед человеком. Даже в относительно одинаковых условиях жизни и деятельности психические свойства людей неодинаковы и развиваются в разной степени. Поэтому, на наш взгляд, проблема выявления способностей, одаренности и таланта актуальна и в наше время.
В разные периоды человечества, в зависимости от представлений о природе людей, к способностям и одаренности относились по-разному.
Цель нашей работы – изучить особенности и условия появления, развития и раскрытия таких сторон человеческой психики как одаренность, талант, гениальность.
|
Цель реализуется следующими задачами:
- дать общую характеристику способностей человека, описать уровни и развитие специальных способностей, взаимосвязь способностей и возраста;
-изучить общее понятие одаренности, особенности детской одаренности и ее виды, влияние социальной среды на одаренность;
- изучить теоретико-психологические основы таланта;
- раскрыть общее понятие гениальности, сходство гениальных людей с помешанными;
- дать общие рекомендации для работы с одаренными, талантливыми детьми, гениями.
Глава I
Способности.
Общая характеристика способностей человека
Понятие способности используется в быту для объяснения случаев, когда разные люди в одинаковых условиях добиваются разных успехов (особенно если эти успехи очень сильно разнятся между собой). В этой связи можно сразу указать на тот феномен, что люди вообще-то очень часто склонны выдавать своё "не хочу" за "не могу". Под этим "не хочу" может скрываться безволие, лень, низкая мотивация иные личностные особенности. И за этим "не могу" (низкими способностями) во многих случаях скрывается психологическая защита. Размытость бытового понимания феномена способностей оказало влияние и на теоретическую психологию.
Слово "способность" имеет очень широкое применение в самых различных областях практики. Обычно способности тесно привязаны к тому или иному виду выполняемой деятельности: высокие способности - качественная и эффективная деятельность, низкие способности - некачественная и неэффективная деятельность.
|
Б. М. Теплов выделил три основных признака понятия "способность":
- индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого (если какое-то качество не уникально, как у всех, это не способность),
- индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или ряда деятельностей,
- способности могут существовать без ЗУНов.
Классический пример: знаменитый художник В. И. Суриков, не смог поступить в Академию художеств. Хотя выдающиеся способности Сурикова проявились рано, необходимых умений и навыков в рисовании у него ещё не было сформировано. Академические педагоги отказали Сурикову в поступлении в академию
Преподаватели часто ошибаются и не могут отличить отсутствие ЗУНов от отсутствия способностей. Не менее распространена обратная ошибка: развитые ЗУНы воспринимаются как развитые способности (хотя молодой человек может быть просто "натаскан" своими родителями и предыдущими педагогами).
Тем не менее, в современной психологии и педагогике сложилось представление о том, что ЗУНы и способности тесно связаны. А именно: в овладении ЗУНами способности не только раскрываются, но и развиваются.
Как считал Б. М. Теплов, способности могут существовать только в постоянном процессе развития. Способности, которые не развиваются, со временем утрачиваются. Примеры областей человеческой деятельности, в которых развиваются способности:
- наука,
- музыка,
- техническое творчество,
- художественное творчество,
- литература,
- математика,
- спорт.