Общая характеристика способностей человека




Московский автомобильно-дорожный государственный

Технический университет (МАДИ)

 

Кафедра социологии и управления

 

 

РЕФЕРАТ ПО ПСИХОЛОГИИ

 

на тему: «одаренность талант гениальность и психология способностей »

 

 

 

Выполнила: студентки 1 бЭМТ

Рассолова В.В.,Карих К.Г

Проверил: ст. преподаватель

Дворянинова И.С.

 

 

Москва

Введение

В наше время, в период научно-технического прогресса современным детям приходится многое вмещать в свою память. Кроме этого, родители хотят видеть своё чадо всесторонне развитым и стараются записать одновременно в несколько кружков или секций. Иногда их молодая неустойчивая психика не выдерживает таких нагрузок. Порой это становится причиной эмоциональных срывов и подавленности. А в школе – учебная нагрузка. Тут уже не приходится говорить о развитии творческого потенциала, требующего бережного, вдумчивого отношения, происходит непрерывная гонка за количеством и качеством знаний.

Мы выбрали эту тему не случайно. Проблема выявления способностей, одарённости и таланта постоянно ставится жизнью перед человеком. Даже в относительно одинаковых условиях жизни и деятельности психические свойства людей неодинаковы и развиваются в разной степени. Поэтому, на наш взгляд, проблема выявления способностей, одаренности и таланта актуальна и в наше время.

В разные периоды человечества, в зависимости от представлений о природе людей, к способностям и одаренности относились по-разному.

 

Цель нашей работы – изучить особенности и условия появления, развития и раскрытия таких сторон человеческой психики как одаренность, талант, гениальность.

 

Цель реализуется следующими задачами:

 

- дать общую характеристику способностей человека, описать уровни и развитие специальных способностей, взаимосвязь способностей и возраста;

-изучить общее понятие одаренности, особенности детской одаренности и ее виды, влияние социальной среды на одаренность;

- изучить теоретико-психологические основы таланта;

- раскрыть общее понятие гениальности, сходство гениальных людей с помешанными;

- дать общие рекомендации для работы с одаренными, талантливыми детьми, гениями.

 

Глава I

Способности.

 

Общая характеристика способностей человека

 

 

Понятие способности используется в быту для объяснения случаев, когда разные люди в одинаковых условиях добиваются разных успехов (особенно если эти успехи очень сильно разнятся между собой). В этой связи можно сразу указать на тот феномен, что люди вообще-то очень часто склонны выдавать своё "не хочу" за "не могу". Под этим "не хочу" может скрываться безволие, лень, низкая мотивация иные личностные особенности. И за этим "не могу" (низкими способностями) во многих случаях скрывается психологическая защита. Размытость бытового понимания феномена способностей оказало влияние и на теоретическую психологию.

Слово "способность" имеет очень широкое применение в самых различных областях практики. Обычно способности тесно привязаны к тому или иному виду выполняемой деятельности: высокие способности - качественная и эффективная деятельность, низкие способности - некачественная и неэффективная деятельность.

Б. М. Теплов выделил три основных признака понятия "способность":
- индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого (если какое-то качество не уникально, как у всех, это не способность),
- индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или ряда деятельностей,
- способности могут существовать без ЗУНов.

Классический пример: знаменитый художник В. И. Суриков, не смог поступить в Академию художеств. Хотя выдающиеся способности Сурикова проявились рано, необходимых умений и навыков в рисовании у него ещё не было сформировано. Академические педагоги отказали Сурикову в поступлении в академию

Преподаватели часто ошибаются и не могут отличить отсутствие ЗУНов от отсутствия способностей. Не менее распространена обратная ошибка: развитые ЗУНы воспринимаются как развитые способности (хотя молодой человек может быть просто "натаскан" своими родителями и предыдущими педагогами).
Тем не менее, в современной психологии и педагогике сложилось представление о том, что ЗУНы и способности тесно связаны. А именно: в овладении ЗУНами способности не только раскрываются, но и развиваются.
Как считал Б. М. Теплов, способности могут существовать только в постоянном процессе развития. Способности, которые не развиваются, со временем утрачиваются. Примеры областей человеческой деятельности, в которых развиваются способности:
- наука,
- музыка,
- техническое творчество,
- художественное творчество,
- литература,
- математика,
- спорт.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: