Идеологические и экономические проблемы.




Наука, техника, да и все вообще, настолько усложнились, так обросли огромными знаниями, что только для того, чтобы усвоить их часть требуется несколько лет напряженного умственного труда. И всякие “размышлизмы” на тему – “землю попашет, попишет стихи” – утопия. Американцы несколько лет назад забили тревогу – заводы-автоматы настолько подняли производительность труда, что “20 человек обеспечивают все Соединенные Штаты всеми видами лампочек”, если дело так пойдет – то чем занять остальных?

Рынок – механизм сооценки спроса и предложения. Был такой анекдот: Однажды ЦК, считая, что скоро весь мир будет “социализмом” (в их понимании), задумались – стоит ли оставить хотя бы одну страну капиталистической, или нет? Каганович говорит: “давайте позовем одного еврея и спросим его?” Позвали еврея. Он подумал и говорит – “одну страну стоит оставить капиталистической”. “Зачем?” - загалдели они. А он и говорит – “это для того, чтобы все-таки знать – что сколько стоит на самом деле”.

Вспомнил о проблеме очередей, которые всегда сопровождали нас в прошлом. В очереди интересы всех встречны – все считают справедливым, если они первые. Думаю, что мы начинаем идеализировать даже тот социализм, при котором жили. И тем больше, чем он дальше уходит в прошлое. Это хорошо и нескучно иллюстрируется “Золотым теленком”, если его читать или смотреть внимательно. Критерии и направления оптимизации у социализма и капитализма различны. Капитализм ориентирован на максимум продаж и минимум издержек при максимуме качества (иначе обойдут конкуренты). Социализм – совсем не на минимум затрат, и не на максимум качества (нет конкурентов)

Компьютер – машина без “свободы воли”, или запрограммированная на определенную “свободу”. Но с точки зрения технаря – познание самого себя чем- то напоминает компьютер, который изучает самого себя. При этом накапливаются ошибки и он, наконец, зависает (“сходит с ума”). Мой смысл жизни не идет дальше смысла, заданного природой и до конца понятного и определенного – сохранение и продолжение жизни и вида. Все остальные “смыслы” не до конца понятны. Они, похоже, выдумки тех, кто этого не понимает.

Человечество само своим неуёмным стремлением к комфорту (минимум труда, подвижности, интеллектуального напряжения, неограниченным стремлением к удовольствиям, вещам и пр.) загоняет себя в угол, из которого нет выхода. Точнее, выход есть только один – исчезновение современного человечества, с возможным последующим развитием из джунглей. Увеличением потребления человечество ведет себя к гибели. Ресурсы природы ограничены, а небывалый рост численности населения и его потребительские аппетиты не хотят этого знать. США недоиспользуют 80-90% продукции, т.е. промышленность в основном работает на утиль, на помойку. Для того, чтобы произвести один автомобиль, надо добыть из земли около 20 тонн разных ископаемых, а чтобы его эксплуатировать – надо еще добывать по нескольку тонн в год.

Современная цивилизация столь же сложна, сколь легко разрушима. Так, например, стоит зимой в нескольких местах подорвать газопровод из Сибири всего на 3-4 дня – как европейские города России замерзнут безвозвратно, а электростанции выйдут из строя из-за перегрузки. При истощении газовых кладовых наше северное государство обречено на переселение в деревни. Но это вызовет сведение на нет лесов, что и было во время войны.

Теперь многие склоняются к выводу, что при отсутствии внешних катаклизмов (землетрясение, падение астероидов и пр.) развитие человечества будет повторяться циклами в 3 тыс. лет с почти полным исчезновением. За это время планета самоочистится от всего вредного, созданного цивилизацией, но невосстанавливаемых ресурсов не будет, или они будут для того человечества недоступны. Жизнь сохранится в основном на экваторе, откуда она снова будет распространяться в стороны полюсов, по мере восстановления лесов.

Социализм…, добровольный?

Думаю, что “добровольный социализм”, в котором все равно должно быть сравнение потребления и отдачи каждого (иначе банкротство неизбежно) - без рынка невозможен. Человечество пока не придумало более совершенный механизм для сравнения вклада и вознаграждения, нежели рынок, который тоже не идеален и может быть коррупционным (чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия). Несовершенна, тем более, современная конкуренция, для которой необходим значительный начальный капитал. Современные технологии настолько сложны, что в принципе не позволяют добиться свободного рынка и совершенной конкуренции. Но “человеческий фактор” (не учитывая его крайнего проявления – криминала) еще важнее. Если я беру пищу, одежду, квартиру, тепло, а отдаю стихи (как Маяковский), картины (как Малевич), музыку (как Шнитке), то кто это сравнит? Ясно, что одну продукцию на другую будет менять не крестьянин и не буровик, а определенная часть элиты, которая сама паразитирует (хотя бы частично) на первых, поэтому и сравнивает “продукцию” на свой манер. В нашем “социализме” эту роль судьи выполняли парткомы, профкомы и пр. “комы”, устанавливая зарплаты и выдавая талоны на дефицит (галоши – в 20 годы), а потом и на многое другое. Нужна какая-то новая система хозяйствования, но какая?

Один мой приятель утверждал, что коммунизм по формуле – “от каждого - по способностям, каждому – по потребностям” нам уже построить удалось с условием, что потребности каждого определял не он, а за него. Вариант, где потребности каждый определял бы сам – невыполним по многим причинам, к тому же Природа этого не выдержит.

Роль религий.

Предупреждаю, что я атеист, но тема требует обсуждений. Поэтому, лучше задавать вопросы.

Почему такой мудрый Бог допустил существование разных религий? Почему язычники, особенно из северных народов, мораль которых не уступает христианской, заслуживают ад? Почему каждая из религий полностью отметает все другие? Почему во всех “справедливых и истиных” религиях существует образ врага в виде другой “справедливой” религии? Зачем пророки и служители культа запугивают массы и добиваются послушания, из-за чего многие подозревают их в паразитировании. Какую “истину” могут найти две деревни – православная и исламская, если земля у них общая и ее мало? А как быть с Косово? Где “высокая рождаемость” албанцев вытеснила “низкую рождаемость” сербов. Как в сказке – “про зайца и лису и их лубяную и ледяную избушки”. Кстати, тоже ожидает и Москву?

Выборы.

Выборы – это большая профанация. Представьте, что перед нами 6 или 7 дверей и нам предлагают выбрать одну из них. А за ними ничего нет, а если есть, то информации никакой, или она ложная. Оценить программу можно, но где гарантия ее выполнения? Оценить интеллект, мировоззрение и жизненный опыт Харитонова, Глазьева или Хакамады я бы не взялся, т.к. для этого необходимо (но и может быть недостаточно) иметь интеллект (и тезаурус) больше, чем у оцениваемых. Поэтому меня можно дурить, предлагая выбрать того или другого. Я не верю экономистам, защитившим диссертации на преимуществах колхозного строя. “Выбор выборщиков” решает часть проблем, но все равно никакие выборы не дают гарантии того, что функции целей граждан – избирателей и избранного – будут совпадать.

Положительный пример преобразования производственных отношений даже при “том” социализме.

При проведении реформы в 1956 – 58 гг. нам удалось поставить эксперимент по преобразованию производственных отношений.

Как известно, при социализме, в котором мы жили, зарплата была стабильной. Все мы знали, что 2 раза в месяц мы ее получим. При этом от работы она не зависела, поэтому задача всех сотрудников была – минимизиновать работу. Из-за специфики работы (разработка и конструирование приборов) она планированию не поддавалась не только из-за сложности проблем, которые нужно было решать, но и из-за случайных факторов. Начальство навязывало работу, но каждый, кому это удавалось, от нее уворачивался. Если не удавалось – тянул с выполнением, сколько возможно. Труд был принудительным, почти рабским (вроде барщины) и совершенно неинтересным.

И вот, наш доктор наук – В.Л.Фабрикант придумал следующее. Он отделил часть зарплаты (5-6%) в “премию”, которая выплачивалась тому, кто:

1.Вел рабочий журнал, куда записывал все результаты работы по теме (и потери) за день.

2.Участвовал в ежемесячных “разборках полетов” – так называемых профсоюзных собраниях, где все участвующие отчитывались за месяц, а доктор комментировал.

В этом можно было не участвовать, но при этом 5% не платились и человек чувствовал себя неловко. Все бывшие и впервые попавшие в нашу лабораторию довольно быстро в эту “игру” включались. При этом происходило чудо. Каждый сотрудник не только не отлынивал от работы, но следил за тем, чтобы у него было полезное дело, за которое ему не стыдно было бы отчитаться за день, за неделю, за месяц. Если работа группы почему-либо останавливалась (сгорел транзистор и т.п.), то на время “простоя” группы ее участники предлагали свои услуги другим группам, у которых был фронт работ (хотя начальство этого не требовало).

За 5 лет работы в лаборатории не возникло не только ни одного конфликта, но даже “натянутости” отношений между сотрудниками. Наоборот, коллектив сдружился, заинтересовался и работой и друг другом. Началась новая интересная жизнь. После такой “интенсификации мыслей” и умельцев, их реализующих, лаборатория стала “перевыполнять план” – коллектив требовал дополнительных задач или сам их ставил, придумывая что-то новое, оригинальное.

В более поздние годы моей работы разработчиком в других организациях я несколько раз вводил этот принцип, и каждый раз – с тем же успехом. Производительность труда и его эффективность при этом возрастают до своих предельных значений, но уже определяемых внешними факторами.

И последнее – очень важна была добровольность в выполнении двух пунктов. Вознаграждение же за их выполнение было мизерным. При отсутствии добровольности никакого эффекта не наступало.

Сейчас эта система используется во всем мире (кроме нас).

В заключение считаю обязанным сказать, что я не вижу выхода из создавшейся в России ситуации, а “каркать” неприлично!

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://www.sciteclibrary.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: