Права и ответственность
Должностная инструкция включает отдельные разделы, касающиеся прав и ответственности сотрудников. К правам относится право на обеспечение необходимым инвентарем и рабочим местом. Такое право обоснованно, поскольку мастер должен иметь возможность нормально работать и соблюдать интересы руководства.
В его подчинении может находиться технический персонал. Соответственно, механик вправе фиксировать факты добросовестного исполнения должностных функций и ходатайствовать перед руководством о поощрении указанных лиц.
Он вправе получать правильную полную информацию об издании приказов, связанных с его деятельностью.
В журнале учета выхода автомобиля на линию и возврата с линии фиксируются следующие данные:
- ФИО водителя;
- транспортное средство, марка, номер;
- дата и время выхода на линию;
- показания спидометра при выходе на линию;
- техническое состояние ТС при выходе;
- дата и время возврата с линии;
- показания спидометра при возврате с линии;
- техническое состояние ТС при возврате с линии;
- заключение и подпись механика.
Перевозка грузов товарного характера оформляется товарно-транспортными накладными.
Грузоотправитель представляет автотранспортному предприятию на предъявленный к перевозке груз товарного характера товарно-транспортную накладную, которая является основным перевозочным документом и по которой производится списание этого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем. Таким образом, товарно-транспортная накладная предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом.
1.2
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подп. |
Дата |
Лист |
КР 190631 23 00 00 00 ПЗ |
Оперативное руководство всеми работами по ТО и ремонту автомобилей осуществляет ООУ ЦУП. Персонал ООУ выполняет следующие основные работы:
- принимает смену, т. е. фиксирует состояние производства, выполненную программу, размеры незавершенного производства, количество автомобилей в очереди на ремонт, имеющиеся помехи, отклонения;
- осуществляет оперативный контроль проведения диагностирования, ТО-1, ТО-2;
- осуществляет оперативное планирование, регулирование, учет и контроль выполнения ремонта подвижного состава, т. е. принимает требования на ремонт;
- устанавливает очередность выполнения работ, определяет плановое время, необходимое для выполнения намеченных работ;
- обеспечивает своевременную постановку автомобилей на посты ремонта;
- выдает задания непосредственным исполнителям, персоналу комплекса подготовки производства по доставке на рабочие места необходимых запчастей и материалов;
- периодически контролирует ход выполнения работ;
- передает смену.
Отдел обработки и анализа информации (ООАИ)
В принципе управление процессом начинается со сбора информации о состоянии управляемого объекта (АТП, цех, участок и т. п.), затем полученная информация анализируется и используется для принятия решений и, наконец, эти решения доводят до исполнителей. Таким образом, основой управления является информация о состоянии управляемого объекта. Это информация может быть получена:
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подп. |
Дата |
Лист |
КР 190631 23 00 00 00 ПЗ |
- из нормативно-справочной документации;
- в результате специально организованных выборочных наблюдений и опросов персонала;
- при обобщении и анализе имеющегося опыта. Производственный учет отражает деятельность предприятия путем фиксации технических, экономических и других показателей, например, конкретные значения расхода топлива, плановых и фактических периодичностей ТО, наработок на отказ и пр.).
Сведения о выполненных производственно-хозяйственных операциях фиксируются на первичных бумажных или электронных носителях информации в виде натуральных, стоимостных или иных показателей
Для упрощения и возможности компьютерной обработки данных объекты воздействия и технологические операции могут кодироваться.
Все подразделения АТП (и работающий в них персонал) можно разделить на две части — выполняющие свои функции на территории и за пределами территории предприятия. Деятельность подразделений и персонала фиксируется в различных документах (табели заботы служащих, наряды выходов на линию, путевые и ремонтные листы, требования на получение запасных частей и пр.). Результаты деятельности предприятия оформляются в виде различных отчетов и сводок. Таким образом, источниками информации являются подразделения АТП, в которых персонал выполняет определенные виды работ (рисунок 2).
Подразделения Персонал работ Документ
![]() |
Источники и носители информации о проведении ТО.
На ООАИ возлагается выполнение всех работ, связанных с организацией информационного обеспечения системы управления с использованием технических и программных средств персональных компьютеров (ПК). Основной задачей ООАИ является систематизация, обработка, анализ и хранение информации о деятельности всех подразделений технической службы, а также ведение учета пробегов автомобилей, движения основных агрегатов и планирование технических воздействий.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подп. |
Дата |
Лист |
КР 190631 23 00 00 00 ПЗ |
- принимает первичные документы для обработки, осуществляет контроль
правильности и полноты их заполнения и подготавливает информацию к дальнейшей обработке на электронных носителях;
- обрабатывает информацию, в том числе и с помощью ПК, т. е. выполняет работы по формированию, сортировке и систематизации информации, накоплению ее по соответствующим группам — в зависимости от используемого на предприятии программного обеспечения ПК (выходные формы);
- производит анализ по результатам обработки информации и передает материалы руководству для принятия конкретных мер и разработки мероприятий по совершенствованию работы ИТС АТП; в лицевых карточках автомобиля ведет учет цепочки пробега, отмечает случаи замен основных агрегатов (двигателя, коробки передач, мостов и др.) при ремонте и отдельно учитывает их пробеги, на основании фактических пробегов планирует постановку автомобилей на ТО и диагностирование.
Техническая документация системы обслуживания. Документация, используемая в системе обслуживания подвижного состава АТП, классифицируется по способу получения, стабильности, характеру содержания и назначению информации.
По способу получения документация может быть исходной и производной. В качестве исходной информации служат такие документы, как путевой, технический и ремонтный листы, накладные, требования на материально-технические средства, наряды на работы, выписки из планов и др.
Производная документация является результатом переработки и систематизации документов первой группы и может содержать данные о выполнении плана технического обслуживания, качества обслуживания по показателям надежности работы автомобилей, эффективности работы системы обслуживания по трудовым и экономическим показателям, данные о расходе запасных частей и материалов и др.
По стабильности документация может быть постоянной и пере_икам.
К числу постоянной документации относятся: нормативы, ГОСТы, расценки, справочные данные и другие; к переменной — учетно-отчетная документация, характеризующая работу и состояние системы обслуживания, планы-графики, лицевые карточки на автомобили, материалы, запасные части, ведомости и т. д.
По назначению и содержанию документация группируется по функциональным подразделениям и подсистемам АТП: техническая — по работе системы обслуживания, эксплуатационная — по транспортной работе и пр.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подп. |
Дата |
Лист |
КР 190631 23 00 00 00 ПЗ |
План-отчет ТО подвижного состава составляется на основании лицевой карточки. Он содержит информацию о назначении и выполнении ТО-1 и ТО-2 подвижного состава непосредственно в зоне их проведения. Бланки плана-отчета выписываются группой обработки и анализа информации и ежедневно выдаются бригадирам специализированных бригад, которые после заполнения по результатам выполнения ТО (в конце смен) передают их обратно в группу.
2. Разработка операционно-технологической карты
Технологические карты используют для рациональной организации работ по ТО,диагностированию автомобилей и их ремонту.Составляются различные технологические карты:
1.Постовая-технологическая карта составляется раздельно на вид обслуживания (ЕО, ТО-1, ТО-2), а внутри вида обслуживания – по элементам (по видам работ).
В технологических картах указывают перечень операций, место их выполнения (снизу, сверху или снизу автомобиля), применяемое оборудование и инструмент, норму времени на операцию, краткие технические условия на выполнение работ, разряд работ и специальность исполнителей.
Выполнению постовых карт предшествуют:
-выбор метода организации процесса ТО, диагностирования;
-распределение объемов работ и исполнителей по постам поточной линии или специализированным переходящим звеньям, обеспечивающее синхронность работы постов;
- определение перечня работ (операций), выполняемых на данном посту ТО, ремонта, диагностирования, или перечня операций, выполняемых данным звеном рабочих.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КР 190631 23 00 00 00 ПЗ |
Операционная карта составляется на одну из контрольно-диагностических, регулировочных, демонтажно-монтажных, разборочно-сборочных и других работ, выполняемых на постах зон ТО, ремонта, диагностирования или в цехах.
Технологические карты составляются на:
- Специализированный пост зоны ТО (постовая карта)
- Пост диагностирования (карта диагностирования)
- Специализированное переходящее звено рабочих при методе универсальных постов
- Определенный вид работ ТО, ремонта, диагностирования (часть постовых работ)
- Операцию ТО, ремонта, диагностирования (операционная карта)
- Операции, выполняемые одним или несколькими рабочими (карта на рабочее место).Постовая карта
На основании технологических карт:
-определяется объем работ по техническим воздействиям;
-производится распределение работ (операций) между исполнителями. Любая технологическая карта является руководящей инструкцией для каждого исполнителя и, кроме того, служит документом для технического контроля выполнения обслуживания или ремонта.
Технологические карты составляются раздельно по видам обслуживания (ЕО, ТО-1, ТО-2), а внутри вида обслуживания – по элементам.
Виды работ:
контрольные, крепежные, регулировочные операции; электротехнические работы; обслуживание системы питания; смазочные, очистительные операции и др.
При разработке технологических карт необходимо предусмотреть:
- создание удобных, безопасных и гигиенических условий труда для рабочих в соответствии с требованиями НОТ;
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КР 190631 23 00 00 00 ПЗ |
- необходимое осмотровое, подъемно-транспортное оборудование;
- удобство установки, снятия и перемещения автомобиля или агрегатов в процессе выполнения операций;
- средства и способы контроля качества работ. Формулировка операций и переходов должна указываться в строгой технологической последовательности, кратко, в повелительном наклонении, например:
«Установить автомобиль на пост, открыть капот…» и т.д.
Технологическая карта на вид работ (группу операций), специализированный пост ТО, диагностирования или переходящее звено рабочих помещается в технологической части проекта.
Эскизы к технологическим картам:
-Изъясняют последовательность выполнения операций и переходов;
-Выполняются аккуратно, от руки, карандашом на лист графической части проекта Формат А4 или A3) с угловыми штампами по ГОСТ.
Они обязательны при выполнении контрольных, регулировочных, разборочно-сборочных и других работ, так как при этом одного описания недостаточно для четкого представления о выполняемой операции или переходе.
Детали на эскизах обозначаются номерами (позициями), на которые делаются ссылки при описании операций или переходов в текстовой части технологической карты.
Эскиз может быть представлен:
- в изометрии;
-в виде чертежа с разрезами, сечениями, выносками;
-в виде схемы, иллюстрирующей последовательность операций, (при проведении разборочно-сборочных работ).
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КР 190631 23 00 00 00 ПЗ |
Карта на рабочее место содержит операции, выполняемые на рабочем месте (местах), и определяет круг обязанностей одного или нескольких рабочих.
Оформление карт является универсальным для карт любого назначения (названия), но для диагностирования она изменится. В частности, в заголовке записывается «Карта диагностирования» с указанием вида диагностирования (Д-1, Д-2) и номера поста.
В первой графе записывается «Наименование снимаемых параметров», а в четвертой графе проставляются условные обозначения исполнителей в зависимости от того, заняты этой работой (операцией) оба исполнителя или нет, так как на постах диагностирования одновременно работают, как правило, два исполнителя (диагноста): слесарь-диагност IV разряда и мастер-диагност V разряда по работам Д-1, по работам Д-2 – СД IV–V разряда, МД V–VI разряда (специальность и разряд указываются в строке «Исполнители»).
2.1 Операционно-технологическая карта.
Операционно-технологическая карта на выполнение смазочно-заправочных работ автомобиля КамАЗ-5320
Содержание работ: проведение смазочно-заправочных работ
Трудоемкость работ: 1 чел. ч
Исполнители: 1 человек
Специальность и разряд каждого рабочего: слесарь IV разряда
Таблица 1. Операционно-технологическая карта на выполнение смазочно-заправочных работ автомобиля КамАЗ-5320
Наименование операции переходов и
| Место выполнения операции | Техническая смазка | Технические условия и указания | ||||||||
1. Картер двигателя | ЕО, пост ТО-2 | Летом М10ГФл, ТУ 38-1-164-68 Зимой М8ГФз, ТУ 38-1-16 | Ежедневно проверять уровень масла в картере двигателя, при необходимости дополнить. Сменить масло. | ||||||||
2. Втулки вала вилки выключения сцепления | Пост ТО-1 | 158, ТУ 38-101320-72 | Заполнить смазкой через пресс-масленку, сделав шприцем не более трех ходов. | ||||||||
3. Подшипник муфты выключения сцепления | Пост ТО-2 | 158, ТУ 38-101320-72 | Заполнить смазку через пресс-масленку, сделав шприцем не более двух ходов. | ||||||||
4. Гидропривод выключения сцепления | СО | Тормозная жидкость "Нева", ТУ 6-09-550-73 | Доливать жидкость после проверки свободного хода, | ||||||||
Продолжение таблицы 1 | |||||||||||
прокачки и ремонтных работ. | |||||||||||
5.Картер коробки передач автомобилей КамАЗ-53201 и КамАЗ-53203 | ТО-1 | ТСп-15к | Проверить уровень масла и при необходимости долить. | ||||||||
Сменить масло | |||||||||||
6.Муфта опережения впрыска топлива | СО | Масло, применяемое для двигателя | Проверить уровень масла и при необходимости долить (один раз в год) | ||||||||
| 158, ТУ 38-101320-72 | ТО-2 | Смазывать через пресс-масленки до выдавливания свежей смазки из-под кромок сальников | ||||||||
8.Картер среднего моста | ТО-2 | ТСп-15к | Проверить уровень масла и при необходимости долить | ||||||||
9.Картер межосевого дифференциала | ТО-2 | ТСп-15к | Сменить масло | ||||||||
10.Картер заднего моста | ТО-2 | ТСп-15к | Проверить уровень масла и при необходимости долить. Сменить масло. | ||||||||
11.Оси собачки и защелки крюка буксирного прибора | СО | Масло, применяемое для двигателя | Смазывать несколькими каплями из масленки | ||||||||
Продолжение таблицы 1 | |||||||||||
12.Стебель крюка буксирного прибора | СО | УС-1 (пресс-солидол), ГОСТ 1033-73, или пресс-солидол С, или солидол С, ГОСТ 4366-76 | Смазывать через пресс-масленки при работе с прицепом | ||||||||
13.Шкворни поворотных кулаков | ТО-1 | УС-1 (пресс-солидол), ГОСТ 1033-73, или пресс-солидол С, или солидол С, ГОСТ 4366-76 | Смазывать через пресс-масленки до выдавливания свежей смазки | ||||||||
14.Шарниры продольной рулевой тяги
| ТО-1 | УС-1 (пресс-солидол), ГОСТ 1033-73, или пресс-солидол С, или солидол С, ГОСТ 4366-76 | Смазывать через пресс-масленки до выдавливания свежей смазки | ||||||||
15.Шарниры поперечной рулевой тяги | ТО-1 | УС-1 (пресс-солидол), ГОСТ 1033-73, или пресс-солидол С, или солидол С, ГОСТ 4366-76 | Смазывать через пресс-масленки до выдавливания свежей смазки | ||||||||
16.Подшипники ступиц колес передней оси | СО | Литол 24 ГОСТ 21150-75 | Закладывать смазку при снятой ступице. Смазка должна быть заложена между роликами и сепараторами равномерно по всей внутренней полости подшипников | ||||||||
17.Пальцы передних рессор | ТО-1 | УС-1 (пресс-солидол), ГОСТ 1033-73, или пресс солидол С, или солидол С, ГОСТ 4366-76 | Смазывать через пресс-масленки до выдавливания свежей смазки | ||||||||
Продолжение таблицы 1 | |||||||||||
18.Амортизатор передней подвески | СО | Амортизаторная жидкость АЖ-12Т, ТУ 38-101432-75 | Менять один раз в год (осенью) | ||||||||
19.Амортизатор задних опор кабины | СО | Амортизаторная жидкость АЖ-12Т, ТУ 38-101432-75 | Менять один раз в год (осенью) | ||||||||
20.Башмаки балансирной подвески | СО | ТСп-15к | Проверить уровень масла. Менять при ремонтных
| ||||||||
21.Шарниры реактивных штанг балансирной подвески | СО | Литол 24, ГОСТ 21150-75 | Смазывать через пресс-масленки до выдавливания свежей смазки (через два ТО-2, но не менее двух раз в год). | ||||||||
22.Подшипники ступиц колес зад ней тележки | СО | Литол 24, ГОСТ 21150-75 | Сменить масло при выполнении ТО после обкатки. Закладывать смазку при снятой ступице. Смазка должна быть заложена между роликами и сепараторами равномерно по всей внутренней полости подшипников. | ||||||||
Продолжение таблицы 1 | |||||||||||
23.Система гидроусиления рулевого механизма | ТО-1 | Всесезонное масло для гидросистем автомобилей марки РТУ 38-1011-79-71 | Проверить уровень масла в бачке и при необходимости долить | ||||||||
24.Регулировочные рычаги тормозных механизмов | ТО-2 | Графитная смазка (УССА) ГОСТ 3333-55 | Смазывать через пресс-масленку до выдавливания свежей смазки | ||||||||
25.Седельное устройство | ТО-2 | УС-1 (пресс-солидол), ГОСТ 1033-73, или пресс-солидол С, или солидол С, ГОСТ 4366-76
| Смазывать через пресс-масленки до выдавливания свежей смазки | ||||||||
26.Гидросистема механизма подъема платформы | СО | Летом. Дизельное масло ДП-11, МРТУ 38-1-234-66 Зимой. Дизельное масло ДП-8, МРТУ 38-1-234-66 | Сменить масло |
2.2 Организация проведения работ на участке.
На АТП организуются ремонтные бригады:
-Комплексные;
-Специализированные.
Комплексные бригады организуются на небольшие АТП, имеющих менее 100 единиц подвижного состава, а также, когда на предприятии не хватает производственных помещений и оборудованных рабочих постов.
На средних и крупных АТП организуются специализированные бригады, выполняющие определенные виды технического обслуживания и ремонт подвижного состава. Наиболее часто специализированные бригады организуются для выполнения ЕО и ТО.
По признакам, влияющим на производственную структуру технической службы, АТП и объединения характеризуются большим разнообразием.
По типу предприятия автомобильного транспорта могут быть как комплексными, выполняющими функции перевозки и функции технического содержания подвижного состава, так и не комплексными, выполняющими только функции ТО и ремонта (базы централизованного технического обслуживания (БЦТО), АРМ и т. п.).
АТП по своему назначению бывают грузовые, автобусные, таксомоторные, смешанные и пассажирские.
В основном на предприятии выполняются наиболее трудоемкие и сложные виды технического обслуживания, диагностики и ТР. подвижного состава, а также все виды ТО, ремонт и хранение той части подвижного состава, которая базируется, но основном предприятий. Технический процесс обслуживания автомобилей показан на схеме (1):
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КР 190631 23 00 00 00 ПЗ |

Схема1. Техническое обслуживание автомобилей
Прибытие автомобилей в ремонтную зону проходит в течение короткого времени, а пропускная способность зоны ЕО рассчитывается в одну или две рабочие смены. В то же время большая часть автомобилей после приема направляется в зону хранения, откуда в порядке очереди они поступают в зону ЕО и далее в соответствии с графиком на посты обслуживания или в зону хранения.
В зоны ТО-1 и ТО-2 подвижный состав поступает после определенного пробега по плану, регламентируемому графиком ТО автомобилей на предприятии.
ТО – это комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности автомобиля при использовании по назначению, при стоянке, хранении или транспортировании. ТО является профилактическим мероприятием и проводится принудительно в плановом порядке, через строго определенные периоды эксплуатации автомобиля.
При ТО – 1 обеспечивается:
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КР 190631 23 00 00 00 ПЗ |
– БДД;
– защита окружающей среды = экологическая безопасность автомобиля;
– топливная экономичность, ресурс шин;
– безотказность работы автомобиля на линии.
Сущностные направления ТО – 1:
– уменьшение интенсивности изнашивания;
– предупреждение отказов и неисправностей, выявление их с целью своевременного устранения.
Типичные работы ТО – 1:
– контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, смазочно-заправочные;
– шинные, электротехнические, по системе питания (выделяются особо);
– очистные, моечные, уборочные (не только для красоты, но и для обеспечения нормального теплового режима, предупреждения замыканий, заеданий, коррозии).
Задачей ТО-1 является снижение интенсивности параметров технического состояния механизмов и агрегатов автомобиля, выявление и предупреждение неисправностей, обеспечение экономичности работы, безопасности движения, защиты окружающей среды путём своевременного выполнения контрольных, смазочных, крепежных, регулировочных и других работ. ТО должно обеспечивать безотказную работу агрегатов, узлов и систем автомобиля в пределах установленных периодичностей по тем воздействиям, которые включены в перечень операций.
Для обеспечения высокой технической готовности парка рабочие зоны должны полностью выполнять суточную программу ТО при качественном проведении всех операции данного вида обслуживания на каждом автомобиле. Для этого необходимо провести диагностирование Д-1 и Д-2.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КР 190631 23 00 00 00 ПЗ |
Качество ТО и ремонта автомобилей в каждом подразделении оценивают по этой методике отклонением количества фактически простаивающих в ТО и ТР автомобилей от их расчетного максимально допустимого значения. В целом по АТП качество ТО и ТР оценивается уровнем отклонения фактического значения КТГ от его расчетного минимально допустимого уровня. Уровни всех видов затрат при этом контролируют по нормативам затрат труда, расхода материалов, запасных частей.
Таким образом, управление качеством ТО и ремонта на АТП производится в основном двумя методами:
1) считают ресурсы и межремонтные наработки автомобилей при соблюдении максимально допустимых нормируемых расходов на эксплуатацию автомобилей и их простоев в технически неисправном состоянии.
2) считают уровень технической готовности автомобилей при выполнении ресурсов основных агрегатов и соблюдении норм расходов на эксплуатацию автомобилей.
Одним из путей повышения производительности труда и снижения простое автомобилей в ТО и ТР, является рациональная организация рабочих мест, и, следовательно, улучшение их использования.
Рабочий пост – это участок производственной площади, предназначенный для размещения автомобиля и включающий одно или несколько рабочих мест для проведения ТО и ТР. Таким образом, при организации рабочих мест на АТП применяют два метода их размещения – на рабочем посту, т.е. около предмета труда и около орудия труда – у стенда, станка, верстака.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КР 190631 23 00 00 00 ПЗ |
Применение той или иной организации формы зависит от производственной программы ремонтного участка, количества моделей обслуживаемых автомобилей, их конструктивных особенностей, идентичности основных систем и оборудования и возможности распределения комплексов работ на операции.
Техническое обслуживание и ремонт на универсальных постах состоят в выполнении всего комплекса работ на одном посту группой исполнителей бригады. Каждый исполнитель выполняет свою часть работы в определенной технической последовательности. Ремонтные работы производят в том случае, если производственная программа по одной марке автомобиля мала, а работы по восстановлению работоспособности требует индивидуального подхода. В этом случае конструктивные элементы, требующие ремонта, поступают в соответствующие участки, оснащенные специальным оборудованием, а разборочно-сборочные и слесарные работы, связанные с подгонкой узлов и деталей, выполняют на участке этого поста.
Инструкция по охране труда на рабочем месте.
Представленнаятиповые инструкции по охране труда для основных профессий и видов работ наряду с Правилами по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденными в декабре 1995 г., и другими нормативными и методическими документами предназначены для создания информационно-методической базы по охране труда для руководителей и специалистов автотранспортных предприятий.
Пересмотр инструкций по охране труда осуществляется не реже одного раза в пять лет, а для профессий и видов работ (операций), к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности, - не реже одного раза в три года.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КР 190631 23 00 00 00 ПЗ |
Каждый руководитель на своем участке в целях обеспечения качественного проведения инструктажей и лучшего усвоения рабочими основных приемов безопасного проведения работ должен иметь соответствующие инструкции по охране труда. Он обязан также повседневно контролировать выполнение рабочими требований этих инструкций в процессе трудовой деятельности.
Для более эффективного усвоения рабочими безопасных приемов труда, формирования у них устойчивых и правильных стереотипов поведения в опасных производственных ситуациях целесообразно основные положения инструкций оформлять и доводить до сведения рабочих в виде соответствующих памяток, плакатов, диафильмов и т. п.
Результаты проведенных исследований показывают, что при выполнении производственного задания рабочий, как правило, основное внимание сосредотачивает на решении только одной задачи - как быстрее выполнить порученную работу с соблюдением установленных требований к ее качеству (полезная деятельность). В то же время другая, не менее важная задача - как при выполнении порученной работы избежать несчастного случая (защитная деятельность) - или не принимается рабочим во внимание, или рассматривается им как второстепенная.
В связи с этим основными задачами при проведении инструктажей работающих являются: привлечение внимания инструктируемых к наиболее характерным травмоопасным ситуациям, которые могут возникнуть при выполнении отдельных видов работ, операций, действий; закрепление в их памяти условий возникновения и развития этих ситуаций. При этом желательно, чтобы разбор материала инструктирующий проводил на реальных примерах, взятых или из жизни своего предприятия, или из информационных и методических материалов, с подробным рассказом о трагических последствиях того или иного несчастного случая и методах, позволяющих правильно и безопасно выполнять ту или иную работу.
Типовые инструкции по профессиям состоят из 6 разделов:
- Общие положения;
- Требования безопасности перед началом работы;
- Требования безопасности во время работы;
- Требования безопасности в аварийной ситуации;
- Требования безопасности по окончании работы.
Во втором разделе приведены нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ).
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КР 190631 23 00 00 00 ПЗ |