Все виды технического обслуживания и ремонта автомобилей на территории предприятия выполнять только на специально предназначенных для этой цели местах (постах).Приступать к техническому обслуживанию и ремонту автомобиля только после того, как он будет очищен от грязи, снега и вымыт.
После постановки автомобиля на пост технического обслуживания или ремонта обязательно проверить, заторможен ли он стояночным тормозом, выключено ли зажигание (перекрыта ли подача топлива в автомобиле с дизельным двигателем), установлен ли рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение, перекрыты ли расходные и магистральный вентили на газобаллонных автомобилях, подложены ли специальные противооткатные упоры (башмаки) не менее двух под колеса. В случае невыполнения указанных мер безопасности сделать это самому.
На рулевое колесо повесить табличку "Двигатель не пускать - работают люди". На автомобиле, имеющем дублирующее устройство для пуска двигателя, повесить аналогичную табличку у этого устройства.Все работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля производить при неработающем двигателе, за исключением работ, технология проведения которых требует пуска двигателя. Такие работы проводить на специальных постах, где предусмотрен отсос отработавших газов.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КР 190631 23 00 00 00 ПЗ |
Для пуска двигателя и передвижения автомобиля обратиться к водителю, перегонщику, бригадиру или слесарю, назначенным приказом по предприятию для выполнения этой работы.Перед пуском двигателя убедиться, что рычаг переключения передач (контроллера) находится в нейтральном положении и что под автомобилем и вблизи вращающихся частей двигателя нет людей. Осмотр автомобиля снизу производить только при неработающем двигателе.
Для перегонки автомобиля на стоянку внутри предприятия и проверки тормозов на ходу вызвать дежурного или закрепленного водителя.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КР 190631 23 00 00 00 ПЗ |
Перед началом работы с грузоподъемным механизмом убедиться в его исправности и соответствии веса поднимаемого агрегата грузоподъемности, указанной на трафарете грузоподъемного механизма, не просрочен ли срок его испытания, а на съемных грузозахватных приспособлениях - наличие бирок, с указанием допустимой массы поднимаемого груза.
Для снятия и установки узлов и агрегатов весом 20 кг и более (для женщин 10 кг) пользоваться подъемными механизмами, оборудованными специальными приспособлениями (захватами), другими вспомогательными средствами механизации. Подъем и перемещение тяжестей при чередовании с другой работой (до 2 раз в час), если подъем и перемещение тяжестей осуществляется постоянно в течение смены - 7 кг.При перемещении деталей вручную соблюдать осторожность, так как деталь (агрегат) может мешать обзору пути движения, отвлекать от наблюдения за движением и создавать неустойчивое положение тела.
-Выполнять только ту работу, по которой прошел обучение, инструктаж по охране труда и к которой допущен работником, ответственным за безопасное выполнение работ.
- Не допускать к своей работе необученных и посторонних лиц.
- Применять необходимые для безопасной работы исправное оборудование, инструмент, приспособления; использовать их только для тех работ, для которых они предназначены.
- Следить за работой оборудования, состоянием инструмента, приспособлений и др.
- Периодически проводить визуальный осмотр с целью выявления повреждений оборудования, оснастки, инструмента, нарушений технологического процесса.
- При обнаружении неисправного оборудования, приспособлений, оснастки, инструмента, других нарушений требований охраны труда, которые не могут быть устранены собственными силами, и возникновении угрозы здоровью, личной или коллективной безопасности работнику следует сообщить об этом руководству. Не приступать к работе до устранения выявленных нарушений.
- При производстве совмещенных работ необходимо соблюдать правила эксплуатации грузоподъемных механизмов, производственного оборудования, пневмо- и электрооборудования, ручного инструмента в соответствии с инструкциями по охране труда.
-Приступать к выполнению задания только по указанию непосредственного руководителя (ответственного исполнителя работ) и в его присутствии.
-Работы осуществлять только на рабочем месте, указанном руководителем.
- Способ проникновения на рабочее место, пути перемещения выбирать согласно наряду-допуску.
- Соблюдать инструкции по охране труда при выполнении строительных, монтажных, ремонтных и других видов работ.
- Пуск и остановку оборудования осуществлять только путем, указанным в руководстве по эксплуатации завода-изготовителя, постоянно контролировать исправность и эффективность устройств защиты и контроля.
- Держать руки и другие части тела вдали от движущихся элементов и вращающихся поверхностей, поверхностей с повышенной температурой.
-Управлять технологическим процессом, своевременно реагировать на возникающие изменения в работе.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КР 190631 23 00 00 00 ПЗ |
— появлении посторонних подозрительных звуков в работе агрегатов;
— ощущении электротока при прикосновении;
— появлении огня или дыма;
— поломке механизмов и деталей, сигнальных датчиков, предохранительных и блокировочных устройств;
— перерывах и по окончании работ;
— несчастном случае на производстве.
-При выполнении грузоподъемных работ:
— массу груза определять до начала его подъема;
— устанавливать крюк подъемного механизма над грузом так, чтобы при подъеме исключалось косое натяжение грузового каната;
— строповку груза производить в соответствии со схемой строповки для данного груза;
— застрапливать и отцеплять груз только после полной остановки грузового каната, его ослабления и при опущенной крюковой подвеске или траверсе;
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КР 190631 23 00 00 00 ПЗ |
— подъем и перемещение груза осуществлять только при отсутствии людей в зоне работы подъемного механизма, предварительно подавать предупредительный сигнал;
— перемещаемые в горизонтальном направлении грузы предварительно приподнимать на 500 мм выше встречающихся на пути предметов;
— внимательно следить за канатами. Останавливать работу подъемного механизма при спадании их с барабанов или блоков, образовании петель или обнаружении повреждений канатов;
— опускать перемещаемый груз только на предназначенное для этого место, где исключается возможность его падения, опрокидывания или сползания;
— подъем, опускание, перемещение груза, торможение при всех перемещениях производить плавно, без рывков;
— выполнять сигнал «Стоп», кто бы его ни подавал.
- Материалы, изделия, конструкции принимать и складировать на рабочих местах в объемах, необходимых для текущей работы. Складирование осуществлять в специально отведенных для этого местах, исключающих их заваливание, а также загромождение рабочего места и подходов к нему.
- При перемещении материалов, заготовок вручную соблюдать нормы переноски тяжестей.
- При выполнении работ на высоте пользоваться сертифицированными средствами подмащивания (лесами, подмостями и пр.), соответствующими нормативным требованиям охраны труда. Не применять для этих целей случайные предметы.
- До начала работы обеспечивать их устойчивость, путем осмотра и опробования убедиться в правильном креплении и невозможности их опрокидывания.
- Проверить заземление металлических лесов.
- Убедиться в том, что внизу под местом производства работ определены и соответствующим образом ограждены опасные зоны.
- Работы на высоте выше 1,8 м производить с применением страховочных систем.
- Соблюдать правила перемещения в помещениях и на территории выделенного участка, пользоваться только установленными проходами.
- Проявлять осторожность при обходе машин, механизмов, ям, котлованов, других препятствий.
- Избегать нахождения в опасной близости от движущихся (вращающихся) элементов оборудования, маневрирующих транспортных средств, в зоне действия подъемного оборудования и пр.
- Выполнять предписания строительных знаков, сигналы производственной сигнализации, команды непосредственного руководителя (ответственного исполнителя работ).
- Покидать рабочее место только с его разрешения.
- При производстве совмещенных работ запрещается:
— прикасаться к токоведущим частям электрооборудования, наступать на электрокабели, провода;
— дотрагиваться до вращающихся деталей оборудования;
— применять неисправное оборудование, инструмент, приспособления, а также оборудование, работе с которым работник не обучен;
— использовать производственное оборудование ненадлежащим образом;
— вносить в него конструктивные изменения;
— перегружать оборудование, превышать его установленную производительность;
— работать со снятыми предохранительными устройствами;
— оставлять работающее оборудование без присмотра;
— использовать ненадлежащий инструмент, применять инструменты или устройства в целях, для которых они не предназначены;
— выполнять работы, не предусмотренные нарядом-допуском;
— покидать рабочее место без разрешения непосредственного руководителя (ответственного исполнителя работ);
— работать без средств индивидуальной защиты или использовать неисправные СИЗ;
— работать под влиянием наркотиков, алкоголя, лекарств.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КР 190631 23 00 00 00 ПЗ |
- выполнять работы под автомобилем или агрегатом, вывешенным только на подъемном механизме (кроме стационарных электроподъемников) без подставки козелков или других страхующих устройств;
- поднимать агрегаты при косом натяжении троса или цепи подъемного механизма, а также зачаливать агрегаты стропой, проволокой и т.п.;
- работать под поднятым кузовом автомобиля - самосвала, самосвального прицепа без специального инвентарного фиксирующего приспособления;
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КР 190631 23 00 00 00 ПЗ |
- работать с поврежденными или неправильно установленными упорами;
выполнять какие-либо работы на газовой аппаратуре или баллонах, находящихся под давлением;
- переносить электрический инструмент, держа его за кабель, а также касаться рукой вращающихся частей до их остановки;
- сдувать пыль и стружку сжатым воздухом, направлять струю воздуха на стоящих рядом людей или на себя;
- хранить на рабочем месте промасленные обтирочные материалы и хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными;
- применять этилированный бензин для мытья деталей, рук и т.д.; засасывать бензин ртом через шланг;
- мыть агрегаты, узлы и детали и тому подобное легковоспламеняющимися жидкостями;
- загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений материалами, оборудованием, тарой, снятыми агрегатами и т.п.;
- хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов;
- выносить специальную одежду, загрязненную этилированным бензином, из предприятия, а также входить в ней в столовую и служебные помещения;
- применять приставные лестницы;
- выпускать сжатый газ в атмосферу или сливать сжиженный газ на землю;
- при открывании и закрывании магистрального и расходного вентилей применять дополнительные рычаги;
- использовать для крепления шлангов проволоку или иные предметы;
- скручивать, сплющивать и перегибать шланги и трубки, использовать замасленные шланги;
- использовать гайки и болты со смятыми гранями;
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КР 190631 23 00 00 00 ПЗ |
- устанавливать прокладки между зевом ключа и гранями гаек, болтов, а также наращивать ключи трубами или другими предметами;
- применять сухую хлорную известь для обезвреживания листа, облитого этилированным бензином;- вывешенные на подъемных механизмах агрегаты толкать или тянуть руками;
- работать при получении сигнала о перемещении конвейера.
Во время работы смазчик должен:
- выполнять смазочно - заправочные работы только на специальных постах, предназначенных для этой цели.
- при снятии и установке деталей системы смазки правильно накладывать ключ на гайку, не поджимать гайку рывком.
- при работе под поднятым кузовом самосвала предварительно установить под него дополнительное инвентарное приспособление (упор, штангу, фиксатор).
- при проверке уровня масла или жидкости в агрегатах пользоваться только переносным светильником напряжением не выше 42 В и оборудованным защитной сеткой. Пользоваться для этой цели открытым огнем запрещается.
- при смене или доливке масел или жидкостей в агрегаты сливные и заливные пробки отворачивать только предназначенными для этой цели ключами.
- отработанные масла, жидкости сливать в специальную тару.
Неисправные пресс - масленки заменить новыми, но той же конфигурации.
- труднодоступные места автомобиля смазывать при помощи наконечников с гибкими шлангами или наконечников с шарнирами.
-при необходимости проворачивания карданного вала делать это с помощью специального приспособления, перед этим проверить, выключено ли зажигание или перекрыта ли подача топлива (на автомобиле с дизельным двигателем), установлен ли рычаг переключения передач (контроллер) в нейтральное положение, и освободить рычаг стояночного тормоза.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КР 190631 23 00 00 00 ПЗ |
- при необходимости пуска двигателя обратиться к своему непосредственному руководителю. Перед пуском двигателя подсоединить (включить) местный отсос отработавших газов автомобиля (шланговый или бесшланговый).
- все агрегаты с электроприводом, применяемые при смазке, подключать к сети с помощью вилки, имеющей удлиненный заземляющий контакт.
- использованный обтирочный материал убирать в специально установленные для этой цели металлические ящики с крышками.
- пролитое на пол масло или бензин немедленно удалять с помощью опилок, ветоши и т.п.
- следить за тем, чтобы шланги смазочно - заправочного оборудования не переплетались и не мешались под ногами.
Запрещается:
- работать без фиксирующих инвентарных приспособлений под поднятым кузовом самосвала;
- применять пресс - масленки неисправные или другой конфигурации;
- проворачивать карданный вал при помощи лома или монтажной лопатки;
- осуществлять пуск двигателя самому, если на это нет письменного разрешения.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КР 190631 23 00 00 00 ПЗ |
В данной курсовой работе я разработал технологическую документацию.Она содержит порядок и содержание работ на посту ТО-2 работ сопутствующего текущего ремонта тормозов и ступиц колес. Для проведения ТО и ремонта разработана технологическая карта, что позволит более качественному выполнению всех работ, позволит своевременно проводить ТО, и тем самым поддерживать АТП в постоянной работоспособности.Автомобильная промышленность поставляет в народное хозяйство совершенный подвижной состав. Конструкция которого имеет высокую надежность, однако в следствие усложнения конструкции подвижного состава необходимо применение все более сложных технических средств обслуживания автомобилей в первую очередь диагностических,а также совершенствование технологий и организации работ. Интенсивный рост автомобильного парка требует резкого повышения при обслуживании и ремонте подвижного состава, а усложнение конструкции повышения квалификации ремонтно-обслуживающего персонала.Руководство в свою очередь должно соблюдать все требования и законы охраны труда, предоставлять возможность повышать квалификации сотрудников, создавать необходимые условия для качественного технического обслуживания и ремонта подвижного состава. Изменение условий хозяйствования обусловливает необходимость применения новых, более совершенных организационных методов управления процессами ТО и ремонта подвижного состава в АТП с учетом ситуации в региональных сервисных рынках. Однако технологические принципы организации и управления и производством ТО и ремонтом существенно не изменяется, что объясняет необходимостью поддерживать технически исправное состояние подвижного состава в условиях действия любых экономических механизмов. Как показали исследования и опыт работы передовых АТП, наибольшая эффективность и решение вопросов организации производства может быть достигнута благодаря централизованной системе управления производством (системы ЦУП), основанной на централизации управления производством ТО и ремонта подвижного состава на АТП. Внедрение этой системы является первым этапам создания АСУ инженерно-теорической службы АТП.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КР 190631 23 00 00 00 ПЗ |
При расчёте спроектировано планируемое количество ТО и ремонта для пунктов ТО, определено количество производственных рабочих, подобрано технологическое оборудование и сделан расчет производственных площадей.
В графической части данной курсовой работы представлены чертёж плана-поста ТО-2 работ сопутствующего текущего ремонта тормозов и ступиц колес.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КР 190631 23 00 00 00 ПЗ |
Приложение.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КР 190631 23 00 00 00 ПЗ |

Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КР 190631 23 00 00 00 ПЗ |

Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КР 190631 23 00 00 00 ПЗ |
1. Тищенко Н.Т. Технологические процессы технического обслуживания, ремонта и диагностики автомобилей: учебное пособие / Н.Т. Тищенко, Ю.А. Власов, Е.О. Тищенко. – Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2010
2. Туревский И. С. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей, Часть Организация хранения, технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта. – Москва, ИД «Форум – Инфра - М» 2009.
3. Ганенко А.П. Оформление текстовых и графических материалов при подготовке дипломных проектов, курсовых и письменных экзаменационных работ (требования ЕСКД): учеб.для нач. проф. образования: учеб. Пособие для сред. Проф. Образования, - 3-е изд., стер./ А.П. Ганенко, М.И. Лапсарь. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
4. Кузнецов Ю.М. Охрана труда на авторемонтных предприятиях. – М.: Транспорт, 2011.
5. Интернет – источники:
www.transportine.ru
www.localtransport.ru
www.refsru.com