Невербальные тесты интеллекта




 

Выделяют вербальные и невербальные тесты интеллекта. Первые состоят из заданий, стимульный материал которых представлен в языковой форме, - это слова, высказывания, тексты. Содержанием работы испытуемых является установление логико-функциональных и ассоциативных связей в стимулах, опосредованных языковой формой. Невербальные тесты интеллекта состоят из заданий, в которых стимульный материал представлен либо в наглядной форме (в виде графических изображений, рисунков, чертежей), либо в предметной форме (кубики, части объектов и пр.). в этих тестах знание языка требуется только для понимания инструкций, которые намеренно делаются простыми и по возможности короткими.

Таким образом, вербальные тесты интеллекта дают показатели словесного (понятийного) логического мышления, а с помощью невербальных тестов оценивается наглядно-образное и наглядно-действенное логическое мышление.

В зарубежной психодиагностике иногда применяется несколько отличная от изложенной классификация методик. В частности, выделяются:

- Тесты действия;

- Неязыковые;

- Невербальные тесты.

Тесты действия требуют операций с предметами при минимальном использовании карандаша и бумаги или выполнения заданий посредством каких-либо движений на бумаге (рисование фигуры, вычерчивание пути выхода из лабиринта и пр.).

Неязыковые тесты разрабатываются так, что не требуют использования языка ни от испытуемого, ни от диагноста. Стимульный материал этих тестов представлен в невербальной форме, а инструкции к ним осуществляются непосредственным показом или жестами без использования речи (как устной, так и письменной).

Невербальные тесты в излагаемой классификации правильнее называть, как указывает Анастази, тестами, не требующими умений читать и писать. Их выполнение опирается на применение устных инструкций и общение с диагностом. В заданиях могут быть использованы как предметы и наглядные изображения, так и вербальное содержание. Например, они могут быть направлены на диагностику понимания значений слов, предложений или коротких абзацев, предъявляемых с помощью изобразительных средств (с одновременными устными указаниями по каждому заданию). Поэтому в отличие от неязыковых тестов невербальные (в понимании некоторых западных психологов) непригодны для лиц, говорящих на другом языке, а также для неслышащих индивидов.

Тесты действия, неязыковые и невербальные тесты за рубежом обычно называют тестами для специфических популяций. Это связано с тем, что перечисленные тесты изначально разрабатывались и применяются для диагностики индивидов, которые не могли быть адекватно оценены с помощью обычных, традиционных вербальных тестов:

§ Дети с неразвитой речью;

§ Дети не умеющие читать и писать;

§ Дети дошкольного возраста с дефектами речи;

§ Дети с ЗПР;

§ Неграмотные люди любого возраста;

§ Иностранцы и те, кто длительное время находился в среде с дефицитом общения (заключенные).

Помимо перечисленных групп испытуемых тесты с невербальным содержанием заданий применяются для диагностики тех индивидов, в отношении которых важно оценить уровень развития наглядного мышления. Это, например, могут быть профессиональные группы (чертежники, конструкторы, художники и пр.).

Примером теста действия являются Доски форм Сегена, разработанный французским врачом Э. Сегеном в 1966 г. такое название методики связано с характером стимульного материала, состоящего из пяти досок с гнездами, в которых расположены разные фигурки. На первой доске располагаются десять фигур, на второй – две фигуры, каждая из которых состоит из двух частей, на третьей – две фигуры, одна из которых состоит из четырех, а другая из шести частей, на четвертой – пять фигур, состоящих из двух или трех частей, на пятой – четыре фигуры, состоящие из двух и четырех частей.

Диагностика проводится индивидуально. Перед ребенком располагают первую доску с вставленными в гнезда фигурками и предлагают внимательно её рассмотреть. Через 10 с психолог переворачивает доску, а выпавшие из гнезд фигурки перемешивает, после чего просит ребенка воспроизвести прежний порядок (уложить все фигурки на прежнее место). Делаются три пробы, а показателем является самое короткое время, потребовавшееся ребенку для выполнения задания. Процедура повторяется с каждой из четырех досок. Помимо времени выполнения фиксируются ошибки, отдельные попытки и особенности действий ребенка, его высказывания, а также характер использования помощи психолога при безуспешных попытках выполнить задания. Виды помощи различны и оказываются в определенной последовательности через определенные промежутки времени (например, через 1 мин). Сначала применяется организующая (стимулирующая) помощь, затем следует словесная подсказка, в последнюю очередь подсказка действием (вкладыванием какой-либо части фигуры).

Методика Сегена, являясь достаточно простой в использовании, отличается хорошими дифференцирующими возможностями (оценивает разные уровни умственной отсталости) и широко применяется в настоящее время в клинической психодиагностике.

Методика кубики Коса была предложена К. Косом 1920 г. Испытуемому предлагают составить фигуры из цветных кубиков по рисункам-образцам. Тестовый материал состоит из шестнадцати кубиков с ребром 2,5 см, стороны которых окрашены в красный, белый, желтый и синий цвета. Оставшиеся две противоположные грани разделены по диагонали, причем одна окрашена в белый и красный цвета, а вторая – в синий и желтый. В набор включены восемнадцать образцов фигур, первый из которых является тренировочным и выполняется совместно с испытуемым. Цвета рисунков образцов соответствуют цветам кубиков, но размеры образцов вдвое меньше. Образцы размещены посередине картонной карточки, имеющей размер 10 х 7,5 см.

Задания следуют в порядке возрастающей трудности, что обеспечивается последовательной комбинацией следующих условий:

§ Фигуру можно построить только из одноцветных сторон кубиков;

§ Для построения фигуры следует использовать несколько двухцветных граней;

§ Фигуру можно сложить только из двухцветных сторон или из сочетания двухцветных и одноцветных, причем на образце не обозначена граница между соседними кубиками;

§ Образец повернут на 45 градусов, т.е. стоит на ребре;

§ Для составления фигур требуется использовать всё большее количество кубиков;

§ Образцы постепенно становятся всё менее симметричными;

§ Увеличивается количество цветов на образце;

§ Образец не ограничивается рамкой, так что на краях сливается с фоном.

Образцы-рисунки испытуемому предъявляются последовательно, тестирование прекращается после пяти последовавших друг за другом неудачных решений. Успешность оценивается с нескольких позиций. Самым важным показателем является время решения отдельных заданий. В протоколе фиксируется и количество попыток при выполнении. Первичные оценки по результатам выполнения заданий переводятся в показатель умственного возраста. В более поздних модификациях оценки переводятся в стандартные IQ-показатели. Данные дополняются качественным анализом поведения испытуемого.

Кубики Коса принадлежат к часто применяемым тестам и широко используются как в оригинальной, так и в сокращенных модификациях (тест Векслера). Ценность теста определяется особенностями деятельности испытуемого, которая моделируется его заданиями. Испытуемый начинает выполнение задания с анализа образца, путем сопоставления фрагментов образца с гранями кубиков. Затем осуществляется генерализация выделяемого признака. Вслед за этим осуществляется переход к синтезу – констатация соответствия между образцом и собранной из кубиков фигурой. По мнению Коса, в ходе решения заданий задействуются все мыслительные процессы.

Наиболее широкое применение Кубики Коса находят в клинической психодиагностике. Тест весьма полезен при работе с таким разнообразным контингентом, как творческие личности с высоким уровнем способностей, и с другой стороны, умственно отсталые лица; дети с минимальной мозговой дисфункцией, нарушением концентрации внимания, нарушением пространственной ориентировки; дети, страдающие неврозами; дети с ЗПР; педагогически запущенные; страдающие шизофренией. Тест может использоваться и при анализе интеллектуального потенциала здоровых лиц.

«КУБ ЛИНКА»

Куб Линка представляет собой куб, состоящий из 27 маленьких деревянных кубиков размером 3 х 3 см. Стороны маленьких кубиков окрашены в три цвета (красный, синий, жёлтый) таким образом, что из них можно сложить большой куб так, чтобы все наружные его грани оказались одного цвета.

Испытуемому показывают собранный куб и заставляют его убедиться, что со всех сторон он, например, красный. Дальше говорят: «Теперь я разберу куб (при этом его разбирают), а вы должны будете его собрать снова так, чтобы он был со всех сторон и снизу также красный. У маленьких кубиков бывают три стороны красные (показывают), две (показывают), одна (показывают) и ни одной (показывают). Сложить правильно куб вы можете только в том случае, если ни одна красная сторона не попадает туда, где кубики соприкасаются друг с другом». Если испытуемый не сразу понимает, ему дают дополнительные разъяснения. В отдельных случаях экспериментатор сам начинает складывать, объясняя, почему он кладёт тот или иной куб на то или иное место. В протокол записывается время, потребовавшееся испытуемому для складывания куба, а также все способы его работы. К их числу относятся следующие: а) Насколько быстро испытуемый усвоил способ раскладки. Быстрое понимание проявляется в том, что он либо сразу догадывается об этом, либо после трёх – четырёх взятых в руки кубиков. Считается, что испытуемый соображает медленно, если он не улавливает принципа складывания куба после того, как экспериментатор показывает ему, как уложить одно ребро. Совсем не могут понять принцип построения куба Линка олигофрены и слабоумные больные с органическим заболеванием, кроме того, неспособность сложить куб может быть обусловлена локальным поражением левой теменной доли мозга, вызывающее нарушения пространственных представлений.

Устойчивость внимания испытуемого. Часто испытуемый правильно строит куб, но по невнимательности ставит кубик, неправильно его развернув, в результате оказывается, что одна из сторон пропадает, и потом ему не хватает кубиков и приходится долго искать затерявшуюся сторону. Подобные ошибки обусловлены рассеянностью внимания и свидетельствуют об органической слабости. Иногда такие ошибки возникают к концу работы по мере утомления.

Различают два основных способа складывания куба. Первый в том, что испытуемый перебирает все кубики, чтобы найти нужный. Второй, более совершенный, в том, что испытуемый берёт кубик и находит для него место. В норме, обычно начиная с первого этажа, начинают пользоваться вторым способом. Если испытуемый сам не выходит на второй способ, экспериментатор подсказывает ему. Возможность пользоваться вторым способом, продолжив, таким образом, положив два или три кубика. Если это не помогает и испытуемый продолжает работать методом проб и ошибок, это следует расценить как сужение объёма внимания и инертности психических процессов.

Очень важны эмоциональные, личностные реакции испытуемых в процессе складывания куба. Складывание куба является увлекательной работой, и в норме человек испытывает обычно азартное желание самостоятельно, как можно быстрее её закончить. Если экспериментатор начинает подсказывать, то в норме человек обычно просит его не мешать и дать возможность сложить куб самостоятельно. У некоторых испытуемых такой задор достигает неадекватной степени, в этом случае, если у них не выходит, они раздражаются, разрушая сделанное, бурно протестуя против всякой помощи, болезненно переживают свои неудачи. Если экспериментатор высказывается относительно качества работы, поведение испытуемых в зависимости от оценок меняется. Такая обострённая самолюбивая реакция на успех, неудачи наблюдается у психопатов. Полная безучастность к результату свидетельствует об эмоциональной опустошённости. Если экспериментатор предлагает бросить уже почти готовый куб и испытуемый соглашается, это можно расценить как нарушение эмоциональной сферы. В то же время подобная реакция может быть у обследуемого в том случае, если у него сложилось скептическое отношение к обследованию. Методикой можно пользоваться повторно для учёта изменений в состоянии испытуемого.

К тестам действия относятся и лабиринтные тесты, первый из которых был разработан в 1914г. С. Портеусом. Эти тесты состоят из серий изображенных линиями лабиринтов. От испытуемого требуется провести кратчайший путь от входа до выхода из лабиринта, не отрывая карандаша от бумаги. Показателями в этих тестах являются время выполнения и число допущенных ошибок. Они довольно широко используются для диагностики как детей, так и взрослых.

Типичным и широко распространенным невербальным тестом интеллекта являются Прогрессивные матрицы Равена, разработанные в Великобритании. Авторами первой редакции, появившейся в 1936г. и предназначенной для диагностики детей, были Л. Пенроуз и Дж. Равен. Впоследствии работу с тестовыми заданиями осуществлял Дж. Равен, поэтому рассматриваемую методику иногда называют тестом Равена. Первый вариант для взрослых появился в 1960г.

Методика основано на теории гештальтпсихологии. Каждое задание рассматривается как определенное целое, состоящее из ряда взаимосвязанных элементов. Предполагается, что вначале испытуемый осуществляет глобальное оценивание матрицы, а затем дифференцирует изображение на отдельные элементы с выделением принципа их интеграции. На заключительном этапе выделенные элементы включаются в целостный образ, что и позволяет обнаружить недостающую часть изображения.

Разработанный в соответствии с традициями английской школы изучения интеллекта, согласно которым наилучшим способом его измерения является выявление отношений между абстрактными фигурами, этот тест многими британскими психологами рассматривается как лучший из существующих измеритель генерального фактора.

Стимульным материалом этой методики являются матрицы – композиции с пропущенным элементом. Испытуемый должен выбрать недостающий элемент среди 6-8 предложенных вариантов. В настоящее время используются три формы теста. В каждой из них однотипные, но возрастающей сложности задания организованы в некоторое число серий, трудность которых также повышается от первой к последующим. Усложнение заданий как внутри каждой серии, так и от серии к серии позволяет, по мнению автора, осуществить принцип прогрессивности. Он состоит в том, что выполнение предшествующих заданий является подготовкой испытуемого к выполнению последующих – идет процесс обучения.

Первая форма теста – Стандартные черно-белые прогрессивные матрицы. Последняя редакция относится к 1996 г. Эта форма предназначена для диагностики индивидов в возрасте от 8 до 65 лет. Она состоит из 60 матриц, разбитых на пять серий (А, В, С, Д, Е). В первой серии требуется умение дифференцировать компоненты структур, а в последующих, более трудных, предполагается использование мышление по аналогии, перестановок, умений понимать принципы сложных изменений фигур и других мыслительных действий.

Другая, более легкая форма теста – Цветные прогрессивные матрицы. Последняя редакция – 1990 г. используется для диагностики детей в возрасте от 5 до 11 лет, а также для лиц пожилого возраста (от 60 до 89 лет) и умственно отсталых взрослых. Материал этой формы состоит из 36 матриц, разбитых на три серии. В заданиях требуется дополнить недостающую часть изображения, опираясь на точность различения и мышление по аналогии.

Третья форма – Прогрессивные матрицы повышенной сложности. Год выпуска 1994. она была специально разработана для тестирования подростков и взрослых с высоким уровнем интеллектуального развития.

Проведение теста не ограничено во времени, может быть как индивидуальным, так и групповым.

В группу невербальных тестов включают тесты, разработанные специально для диагностики представителей разных культурных групп. Связь тестирования интеллекта с культурой определенной социальной группы ограничивает сферу применения тестов. Они оказываются неадекватными для обследования лиц, принадлежащих к другой культуре, нежели та, в которой они создавались. Поэтому перед исследователями встала проблема разработки таких интеллектуальных тестов, которые были бы свободны от влияния культуры.

При их создании пытались исключить параметры, по которым чаще всего различаются культуры. Наиболее известный из них – язык, другой параметр – скорость выполнения теста; ещё одно различие между культурами – наличие специфичной информации, которая может предоставляться лишь в некоторых культурах. Учет этих параметров различий между культурными группами привел к тому, что тесты, «свободные от влияния культуры», делали невербальными, в них не использовали информацию, специфичную для некоторых культур, и старались исключить влияние скорости выполнения.

Первым тестом, свободным от влияния культуры, считается армейский тест Бета, разработанный в США в период Первой мировой войны.

Ещё один тест такого типа – Нарисуй человека, разработанный американским психологом Ф. Гудинаф и описанный в 1926г., был предназначен для диагностики детей в возрасте от 3 до 13 лет.

Ребенка просили изобразить на листе бумаги мужчину, причём сделать это как можно лучше. Время рисования не ограничивалось. Оценка уровня интеллектуального развития осуществлялась на основе того, какие части тела и детали одежды изображал испытуемый, как учтены пропорции фигуры, перспектива и т.д. Ф Гудинаф разработала шкалу, по которой можно оценить 51 элемент рисунка, а также получила статистические нормы для каждой возрастной группы.

Этот тест применялся без изменений с момента создания до 1963 г., когда Д. Харрис пересмотрел его, расширил и опубликовал под названием Тест рисования Гудинаф – Харриса.

В этом варианте после завершения рисунка мужчины ребёнку предлагалось рисовать женщину. Выполнение оценивалось на основе учета 73 элементов рисунка (для изображения мужчины) и 71 (для изображения женщины). Наряду с оценкой рисунков по элементам была предложена более простая обработка – качественная оценка путём их сопоставления с 12 образцами-эталонами (по степени сходства). Нормы были получены для возрастов от 5 до 15 лет. В России эти методики не использовались.

Применение Теста рисования для обследования разных культур и этнических групп показало, что его результаты в большей степени зависят от фактора культуры, чем это предполагалось авторами. Проанализировав работы, относящиеся к этому тесту, Ф. Гудинаф и Д.Харрис высказали мнение, что «поиск теста, свободного от влияния культуры, независимо от того, измеряет ли он интеллект, художественные способности, социально-личностные характеристики или любые другие черты, является иллюзорным».

Интеллектуальный тест, свободный от влияния культуры, был разработан Р. Кеттеллом. Он имеет три варианта. Первый предназначен для детей 4 – 8 лет и умственно отсталых взрослых; второй – для детей 8-13 лет и взрослых, не имеющих высшего образования; третий – для детей 10-16 лет и взрослых с высшим образованием.

Первый вариант содержит восемь субтестов, из которых лишь 4 обозначены автором как «свободные от влияния культуры». Второй и третий варианты различаются лишь трудностью заданий. Они состоят из двух частей, каждая из которых включает по четыре одинаковых субтеста. Субтест «Серии» состоит из заданий, требующих выбора завершающего серию элемента. В заданиях субтеста «Классификации» следовало найти элемент, не подходящий к другим в ряду. В субтесте «Матрицы» нужно было отметить элемент, правильно дополняющий каждую матрицу. В субтесте «Условия» требовалось найти среди предлагаемых вариантов тот, для которого соблюдалось условие, заданное в образце.

Все задания представлены в графической форме, а время их выполнения ограничено 3 – 4 минутами. Первичные баллы переводятся в шкальные оценки, по которым устанавливается соответствие испытуемого статистической норме.

Коэффициенты надёжности и валидности этого теста находятся на нижнем уровне допустимости, а проверки на выборках из разных стран Европы, Азии, Америки и Африки показали зависимость его результатов от фактора культуры.

По данным тестологов валидность тестов, разрабатываемых как «свободные от влияния культуры», низка в любой культуре. Это объясняется тем, что, пытаясь исключить из заданий тестов специфичное содержание и оставить только равно известное представителям разных культур, диагносты измеряют с их помощью тривиальные функции, не всегда соотносимые с показателями интеллектуального развития. По существу, устранение культурных различий из тестов интеллекта означает исключение из них интеллектуальных компонентов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: