АНАЛИЗ ДАННЫХ И ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ





СТРУКТУРА ОПРОСНИКА ОНР

"Опросник невротических расстройств" (ОНР) содержит 300 пун­ктов – утверждений (приложение 1). Эти утверждения образуют 30 шкал (15 клини­ческих шкал, 7 личностных шкал, 6 специальных шкал и 2 кон­трольные шкалы). Клинические шкалы отражают жалобы больного в соматической и психической сферах. Личностные шкалы характеризуют по­лярные личностные свойства, патогенетически значимые для развития нев­роза и отражающие невротические изменения личности. Специаль­ные шкалы выявляют некоторые патологические состояния и пристрастия испытуемого. Контрольные шкалы выявляют отношение испытуемого к процессу исследова­ния.

Ниже приводятся номера и названия шкал "Опросника невротичес­ких расстройств" (ОНР). Для личностных шкал, имеющих биполярный харак­тер, название дается по полюсу, соответствующему высоким значениям шкалы.

Клинические шкалы:

1. "Степень ухудшения общего самочувствия"

2. "Колебания интенсивности жалоб"

3. "Расстройства в сфере пищеварения"

4. "Расстройства сердечно‑сосудистой деятельности"

5. "Нарушения общей чувствительности"

6. "Нарушения моторики"

7. "Психическая истощаемость"

8. "Нарушения сна"

9. "Повышенная возбудимость"

10. "Переживание своей малоценности"

11. "Пониженная работоспособность"

12. "Навязчивые мысли и действия"

13. "Немотивированный страх"

14. "Фобические расстройства"

15. "Нарушения социальных контактов"

Личностные шкалы:

16. "Неуверенность в себе"

17. "Познавательная и социальная пассивность"

18. "Невротический "сверхконтроль" поведения"

19. "Аффективная неустойчивость"

20. "Интровертированная направленность личности"

21. "Ипохондричность"

22. "Социальная неадаптивность"

Специальные шкалы:

23. "Злоупотребление курением"

24. "Злоупотребление лекарственными средствами"

25. "Злоупотребление алкоголем"

26. "Гипоманиакальные проявления"

27. "Паранойяльная настроенность"

28. "Галлюцинаторно‑бредовые нарушения"

Контрольные шкалы:

29. "Симуляция"

30. "Диссимуляция".

 

ТЕСТИРОВАНИЕ

В соответствии с инструкцией (приложение 2) испытуемый отвеча­ет, насколько каждое из 300 утверждений опросника соответствует его настоя­щему состоянию. Для оценки степени соответствия использует­ся шестибал­льная шкала. При этом 1 – обозначает, что данное высказыва­ние не соответствует состоянию испытуемого; 6 – обозначает, что данное выска­зывание полностью соответствует состоянию испытуемого. На регистрацион­ном листе (приложение 3) испытуемый отмечает балл выбранно­го ответа.

АНАЛИЗ ДАННЫХ И ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

При анализе данных исследования вычисляется несколько видов шкальных оценок. Основным видом таких оценок являются так называе­мые "сырые" оценки. "Сырые" оценки вычисляются для всех 30 шкал опросника с использованием "ключей" (приложение 4).

Для клинических, специальных и контрольных шкал "сырые" оценки по­лучаются в результате суммирования баллов ответов испытуе­мого на все утверждения шкалы.

Для получения "сырых" оценок по личностным шкалам необходимо суммировать баллы ответов испытуемого на утвержде­ния, относящи­еся к полюсу шкалы, соответствующему ее названию, и вычесть баллы ответов на утверждения, относящиеся к противоположному полюсу шкалы. Номера утверждений, баллы которых при подсчете "сырой" шкальной оценки необходимо суммировать, приводятся в приложении 4 в графе "+", а номера утверждений, баллы которых следует вычитать, приводят­ся в графе "–". Полученный результат представ­ляет собой "сырую" шкальную оценку (R) для всех личностных шкал кроме шкалы 17 ("Познава­тельная и социальная пассивность"). Для вычисления "сырой" оценки по этой шкале необходимо полученный результат вычесть из 119.

Модификация анализа данных опросника BVNK–300 позволяет обеспечить сопоставимость результатов тестирования по отдельным шкалам и со средне‑нормативными данными. С этой целью предусматривается преобразо­вание "сырых" шкальных оценок (R) в стандартизованные оценки (Т). Это преобразование производится по формуле:

где :

Т – стандартизованная шкальная оценка;

R – "сырая" шкальная оценка;

М – средняя величина "сырой" шкальной оценки в норматив­ной группе здоровых испытуемых;

s – стандартное отклонение.

 

В качестве нормативных использованы статистические данные Г.Х.Бакировой /1983/, полученные при исследовании 120 здоровых испытуемых (приложение 5).

В стандартизованной системе оценок средняя величина Т‑оценки для любой шкалы опросника в нормативной группе равна 50 при стандар­тном отклонении, равном 10.

В приложении 6 приводятся вспомогательные таблицы перевода в Т‑оценки всего возможного диапазона R‑оценок для клинических и личностных шкал.

Шкальные оценки (R и Т) клинических и личностных шкал отдельного испытуемого представляются в виде таблицы и графически в виде "профиля" на специальном бланке (приложение 7).

Описанный выше статистический анализ и представление данных ОНР аналогичны анализу, проводимому при использовании широко известного оп­росника MMPI (при этом "профиль" ОНР повернут на 90 градусов). Интерпретация данных тестирования проводится на основании анализа ­совокупности шкальных оценок, сопоставления их между собой и с нормативными данными.

 

На основании оценок клинических шкал могут быть выявлены и описаны симптомокомплексы невротических и неврозопо­добных нарушений в психической и соматической сферах, произведена сравнитель­ная оценка их выраженности. В процессе использования методики целесообразно обращаться не только к шкальным оценкам, но и к конкрет­ным ответам испытуемого на утверждения, входящие в шкалу.

Такое сочетание количественного и содержательного подходов к анализу данных целесообразно использовать и при интерпретации личностных шкал.

При рассмотрении результатов исследования для блока личностных шкал анализируется "профиль" шкальных оценок с учетом его высоты, конфигу­рации, соотношения отдельных шкал.

Ниже приводятся основные личностные характеристики, выявляемые с помощью биполярных личностных шкал ОНР.

Шк. "Н е у в е р е н н о с т ь в с е б е".

Высокое значение оценок: повышенная тревожность, неуверен­ность, трудности при принятии решений и в ситуациях выбора, склонность к тщательному обдумыванию поступков, самоанализу; неудовлетворен­ность собой, пониженная самооценка; в социальных отношениях – робость, зависимость, ожидание неудач, неуспеха, неприятия; отсутствие стеничности и самостоятельности в поведении.

Низкое значение оценок: уверенность в себе, самостоятельность, независимость, стеничность.

Шк. "П о з н а в а т е л ь н а я и с о ц и а л ь н а я п а с с и в н о с т ь".

Высокое значение оценок: низкая интеллектуальная продуктив­ность, замедление ассоциативных процессов, склонность к длительному обдумыванию; ограниченный круг и недифференцированный характер интересов; низкая социальная активность, недостаточная общительность, затруднения в установлении контактов, отсутствие потребности в широких и разнообразных межличностных связях.

Низкое значение оценок: подвижность и пластичность интеллектуаль­ных процессов, разнообразные интересы, активный поиск информации и впечатлений; социальная смелость, уверенность, настойчивость, склонность к риску, стремление к широким и разнообразным контактам.

Шк. "Н е в р о т и ч е с к и й "с в е р х к о н т р о л ь" п о в е д е н и я".

Высокое значение оценок: неуверенность в сочетании с повышен­ной интроспективностью, сознательным контролем поведения, утрирован­ной склонностью к обдумыванию, планированию, рационализации; инертность и "застреваемость" переживаний; в поведении и социальных контактах – "зажатость", отсутствие раскованности, спонтанности, естественности и непринужденности.

Низкое значение оценок: спонтанность эмоциональных реакций и поведения в целом, свободная самореализация, динамичность принимаемых решений, оценок, поступков, отсутствие интроспективности и склонности к рефлексии, уверенность в себе.

Шк. "А ф ф е к т и в н а я н е у с т о й ч и в о с т ь".

Высокое значение оценок: несдержанное, плохоконтролируемое поведение, преобладание аффективных форм реагирования, раздражитель­ности, вспыльчивости; неконформность и необдуманность поступков; плохая переносимость стресса с возможностью дезадап­тивных форм поведения, агрессивности.

Низкое значение оценок: эмоциональная стабильность и уравновешен­ность, отсутствие аффективной обусловленности и необдуманности поведения; высокая фрустрационная толерантность, преобладание пластичных, конструктивных способов преодоления стресса.

Шк. "И н т р о в е р т и р о в а н н а я н а п р а в л е н н о с т ь л и ч н о с т и".

Высокое значение оценок: социальная дистанцированность, потреб­ность в одиночестве, дискомфорт в ситуациях широкого социального взаимодей­ствия, индивидуальный рисунок поведения и способов деятель­ности.

Низкое значение оценок: социально ориентированное поведение, открытость и легкость в контактах, потребность в общении, способность к групповому взаимодействию.

Шк. "И п о х о н д р и ч н о с т ь".

Высокое значение оценок: чрезмерная сосредоточенность на состоянии здоровья, отдельных психических и соматических функциях, стремление поддерживать правильный образ жизни с целью избежать заболевания, тревожные опасения в связи с риском заболевания.

Низкое значение оценок: беспечное, нетревожное отношение к состоянию своего здоровья, отсутствие стремления к превентивным мерам в связи с риском заболева­ния и щадящему стилю жизни.

Шк. "С о ц и а л ь н а я н е а д а п т и в н о с т ь".

Высокое значение оценок: плохая приспособляемость в социальных ситуациях, снижение социальной перцепции и понимания нюансов межлич­ностных отношений, отсутствие критичности в отношении правильности и принятия окружающими своего поведения.

Низкое значение оценок: адаптивность, пластичность, дифференциро­ванность социального поведения; хорошие коммуникатив­ные способности и стремление к сотрудничеству.

 

При анализе результатов тестирования по специальным шкалам "сырая" шкальная оценка R используется преимущественно при групповых сопостав­лениях путем получения ее средней величины в исследуемых группах испытуемых.

При интерпретации данных отдельного испытуемого по этим шкалам, учитывая отсутствие нормативных данных, полученную испытуемым "сырую" шкальную оценку R следует сопоставлять с пороговым значением. Диагностически значимыми являются R‑оценки, превосходящие пороговое значение.

 

Пороговые значения R‑оценки для специальных шкал

23. "Злоупотребление курением".....…………….....................6

24. "Злоупотребление лекарственными средствами"...........12

25. "Злоупотребление алкоголем"......................….……….....9

26. "Гипоманиакальные проявления"...................……….....12

27. "Паранойяльная настроенность"...................…………...12

28. "Галлюцинаторно‑бредовые нарушения".............…......12

 

Более информативные психодиагностические результаты могут быть получены при анализе ответов испытуемого на каждый пункт, входящий в шкалу. При этом наличие даже одного ответа в шкале на 3 ("Незначи­тельно соответствует") и более баллов указывает на возможность соответствующего психического отклонения или патологической зависимос­ти и требует дополнительного клинического и клини­ко‑психологического исследования.

 

Контрольные шкалы позволяют выявить склонность испытуе­мого в момент исследования к симулятивным или диссимулятивным ответам. Склонность к симуляции констатируется при превышении "сырой" шкальной оценкой R порогового значения, равного 27. Склонность к диссимуляции – при превышении порогового значения, равного 40.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

О Н Р

1. Я довольно живой и темпераментный.

2. Я не люблю долго заниматься одним и тем же.

3. Я почти никогда не попадаю в такие ситуации, которые я заранее не продумал.

4. Над сложными задачами я могу работать только в одиночку.

5. Я очень быстро все схватываю.

6. Я в любом случае действую в соответствии со своими принципа­ми, что бы ни случилось.

7. Меня нужно принуждать к принятию решения.

8. Я оказываю большое влияние на других.

9. Порицание легко приводит меня в уныние.

10. Я могу говорить с другими о вещах, которые меня угнетают.

11. Мне больше нравится, если меня развлекают, чем самому развлекать других.

12. В принципе, я не люблю каких бы то ни было волнений.

13. Я могу быть очень терпеливым.

14. Я настолько привыкаю к определенным делам и ходу событий, что мне очень мешают любые перемены.

15. Я почти не составляю планов на будущее, так как обычно все равно все будет иначе.

16. Даже если шансы на успех не очень велики, я все равно стремлюсь

к нему.

17. Я достаточно хорошо информирован о болезнях и их последстви­ях, чтобы ничего не пропустить у себя.

18. Я могу заниматься самостоятельно лишь с трудом.

19. Я знаю немного людей, с которыми хотел бы дружить.

20. Я "проглатываю" любую обиду.

21. Другие люди мне, в принципе, безразличны.

22. Я способен на большее, чем от меня повседневно требуют.

23. Иногда я бываю несколько злорадным.

24. На меня все нападают.

25. Часто я упрекаю себя в том, что не использую многие свои способности.

26. Лишь с немногими людьми я в ссоре.

27. Я не могу развлекаться до полуночи, так как после этого не высыпаюсь.

28. Я думаю, что легко могу приспосабливаться к самым различным условиям жизни.

29. На работе я ставлю перед собой только небольшие цели, чтобы непременно их достичь.

30. Когда я начинаю дружить с кем‑нибудь, обычно инициатива на моей стороне.

31. На меня легко оказывать влияние.

32. Я думаю, что часто скрываю свои ошибки от самого себя.

33. У меня часто так много мыслей в голове, что я не могу найти разумное решение.

34. Я с трудом отказываюсь от принятых решений, даже если преобладают аргументы против них.

35. Более всего я чувствую себя счастливым, когда я один.

36. Я должен был бы чаще говорить о том, что мне не нравится.

37. Ничего существенного в своей жизни я не хотел бы делать по‑другому.

38. Нередко я вымещаю свою злость на ком‑то другом.

39. Я стараюсь избегать чрезмерного напряжения, чтобы сберечь силы.

40. Я всегда признаюсь в своих ошибках.

41. Мне трудно найти правильный тон.

42. У меня полно мыслей и идей.

43. Я тщательно обдумываю все возможности для устройства своей жизни.

44. Я не могу сдерживать в себе такие чувства, как радость и гнев.

45. Я не могу ни к кому обратиться со своими проблемами, не испытывая страха, что в конце концов это как‑либо будет использовано.

46. Я уверен в своих решениях.

47. Я думаю, что часто себя недооцениваю.

48. Я бы мог еще многое сказать людям.

49. Я хороший организатор.

50. Я стараюсь не потеть, так как легко можно простудиться.

51. Я бываю удовлетворен только при окончательном и доскональном решении проблемы.

52. Я охотно иду на большой риск.

53. Думаю, что я могу превратить жизнь в праздник.

54. Меня очень легко обидеть и оскорбить.

55. С плохими известиями мне хочется справиться самому.

56. Я не всегда говорю правду.

57. Я довольно долго не забываю несправедливость.

58. Я заядлый курильщик.

59. Часто я попадаю впросак, потому что и себя, и других оцениваю неправильно.

60. Мне необходимо разнообразие в жизни для того, чтобы не было скучно.

61. Мне очень трудно воспринимать новое.

62. Я постоянно чувствую себя усталым.

63. Мое самочувствие в данное время таково, что я уже не могу вести нормальную жизнь.

64. Волнение у меня легко сказывается на желудке.

65. У меня болит сеpдце.

66. Я очень чувствителен к шуму.

67. В данное вpемя я все делаю без желания.

68. Я настолько беспокоен, что не могу долго спокойно сидеть на одном месте.

69. Меня угнетает, что я так неуpавновешен.

70. Пpодолжительное вpемя у меня нет хоpошего аппетита.

71. У меня бывают внезапные пpиливы (чувство жаpа).

72. У меня часто болит голова.

73. Пеpед важными событиями я испытываю сильное волнение и физическое беспокойство.

74. Мне тpудно сосpедоточиться, и я часто бываю pассеян.

75. Каждый день у меня со здоpовьем что‑то не в поpядке.

76. Иногда я ощущаю давление под ложечкой, даже если я ничего не ел.

77. Даже без большого напpяжения я быстpо устаю.

78. Пpи волнении я не могу мочиться.

79. Я нахожу жизнь скучной и мpачной.

80. Я часто просыпаюсь весь в поту.

81. Иногда я боюсь, что мое сердце может остановиться.

82. Когда я волнуюсь, у меня дрожат руки.

83. У меня уже давно ежедневные поносы.

84. Я часто испытываю кожный зуд и покалывание.

85. Даже после длительного отдыха я не чувствую себя бодрым.

86. В волнующих ситуациях я начинаю заикаться и не могу ясно произнести ни одного слова.

87. Без таблеток я засыпаю с большим трудом.

88. Меня часто сильно тошнит.

89. Даже без большого физического напряжения я сильно потею.

90. Меня по‑настоящему ничто больше не интересует.

91. Состояние моего здоровья очень зависит от моего настроения.

92. Когда я раздражен или напряжен, я иногда чувствую неутолимый голод.

93. При волнении и напряженной деятельности у меня постоянно потеют руки и ноги.

94. Я часто испытываю жажду и вынужден много пить.

95. Днем я могу спать, а ночью – нет.

96. Временами я не в состоянии ясно мыслить.

97. Я очень чувствителен к атмосферному давлению.

98. Меня часто тошнит.

99. В определенных ситуациях у меня бывает сильное сердцебиение.

100. У меня часто бывает мигрень.

101. Я очень быстро устаю.

102. Я плохо засыпаю.

103. На мое настроение легко влиять.

104. Мне кажется, что в моей памяти много пробелов.

105. У меня часто бывает дрожание век и подергивание мышц лица.

106. Я чувствую разбитость во всем теле, как после большого напряжения.

107. Периоды, когда я чувствую себя усталым, сменяются периодами, когда мне для того, чтобы чувствовать себя бодрым и работоспособным, достаточно непродолжительного сна.

108. Я редко бываю столь непродуктивным, как сейчас.

109. Я вижу кошмарные сны.

110. У меня часто бывало желание умереть.

111. Иногда мне кажется, что мое сердце бьется неравномерно.

112. Временами я ничего не могу есть, и мне противно думать о еде.

113. В определенных ситуациях мне трудно дышать, как будто обруч сдавливает грудь.

114. Часто у меня кружится голова.

115. Иногда у меня такое ощущение, как будто я парализован.

116. Иногда уже с утра я чувствую себя усталым.

117. Часто у меня затекают ноги и руки.

118. Я никогда не могу полностью отключиться.

119. Часто я попадаю в весьма затруднительное положение, потому что забываю очень важные вещи.

120. Только из‑за своей напряженности я теряю слишком много сил при выполнении своих задач.

121. Когда я ничем не занимаюсь, мои недуги особенно тяжелы.

122. У меня понос.

123. Иногда я чувствую, что близок к обмороку.

124. Когда я волнуюсь, то вынужден часто ходить в туалет.

125. Мне все надоело, мне хотелось бы все бросить.

126. По ночам я часто просыпаюсь и потом долго не могу уснуть.

127. Я быстро воодушевляюсь, но мой интерес так же быстро пропадает.

128. Иногда мне кажется, что я схожу с ума.

129. Я должен часто принимать таблетки, чтобы голова была ясной.

130. Иногда у меня бывает плохое настроение.

131. Даже когда есть причина, я не могу по‑настоящему ничему радоваться.

132. Я легко раздражаюсь, малейшие неприятности приводят меня в ярость.

133. Я чувствую, что мое здоровье в настоящее время не в порядке.

134. У меня болит желудок.

135. Я не могу долго усидеть на одном месте.

136. Я больше уже не способен ни на какие сильные чувства.

137. Я постоянно чувствую себя "затравленным".

1З8. Мое настроение может испортиться без всяких на то оснований.

139. Иногда я настолько погружаюсь в себя, что начинаю делать что‑то совсем неподходящее и бессмысленное.

140. Окружающие считают меня очень нервным.

141. В настоящий момент у меня очень плохо со здоровьем, но я твердо надеюсь, что все изменится к лучшему.

142. У меня быстро темнеет в глазах.

143. В данный момент у меня нет никаких желаний, я вял и ко всему безразличен.

144. Я думаю, что я очень зависим от таблеток.

145. Иногда у меня возникает ощущение комка в горле.

146. Когда я волнуюсь, у меня появляются красные пятна на шее или на лице.

147. Всегда в нужный момент руки отказываются служить мне.

148. Я думаю, что лишь с большим трудом смогу отвыкнуть от курения.

149. Моя умственная работоспособность в последнее время сильно понизилась.

150. У меня даже в теплые дни холодные ноги и руки.

151. Уже давно я не могу себя заставить сделать что‑либо полезное.

152. Мне кажется, что из‑за напряженного ритма своей жизни я скоро свалюсь.

153. Я страдаю запорами.

154. Мое состояние становится лучше тогда, когда я принимаю таблетки.

155. По утрам я очень медленно включаюсь в работу.

156. Мне трудно писать (к примеру, расписаться), если при этом кто‑нибудь смотрит на мои руки.

157. Периоды, когда я очень продуктивен, постоянно сменяются периодами, когда у меня ничего не получается.

158. Я очень невнимателен и часто упускаю важные детали.

159. Я уже не в состоянии творчески мыслить.

160. У меня болят конечности, даже если я не очень напрягался.

161. Я чувствую себя внутренне беспокойным и взволнованным.

162. Часто мне необходимо много времени, чтобы вспомнить даже самые простые вещи.

163. Я очень подавлен, хотя и не знаю, почему.

164. Иногда я сплошной "комок нервов".

165. Иногда я подолгу нахожусь как бы в сумеречном состоянии.

166. Так плохо, как сейчас, я себя еще никогда не чувствовал.

167. У меня такое чувство, словно у меня похитили все мои идеи.

168. Я боязливый человек.

169. Мне кажется, что меня никто хорошо не понимает.

170. На мои мысли пытаются влиять.

171. Я боюсь темноты.

172. Я ненавижу самого себя.

173. Мои мысли постоянно возвращаются, как будто они "ходят по кругу".

174. Я боюсь определенных животных (например, мышей, собак, пауков).

175. Я истязаю себя самообвинениями.

176. Когда я разговариваю с кем‑то, то всегда боюсь, что мне не о чем будет говорить.

177. Не всех, кого я знаю, я люблю.

178. Иногда я не могу успокоиться, пока не представлю себе определенные вещи и не нарисую их в своем воображении.

179. У меня нет никого, с кем бы я мог поговорить о своих проблемах.

180. Достаточно малейшего повода, чтобы я стал бояться, что может случиться что‑то страшное.

181. Я склонен к долгому обдумыванию одной и той же проблемы или идеи и не могу, даже при желании, отвлечься от этого.

182. Я испытываю страх перед будущим.

183. Я совершенно не могу включиться в коллектив.

184. Я не люблю думать о своих ошибках.

185. Меня раздражает, когда люди появляются в нетрезвом виде в общественных местах.

186. На мои поступки влияет внутренний голос, который я хорошо слышу.

187. Все мои привычки хороши и желательны.

188. Мне часто говорят, что я бесчувственный.

189. Многие мои поступки определяются довольно жесткими правилами и мешают мне, и с собой я тут ничего не могу поделать.

190. Я всегда боюсь, что может случиться что‑то страшное.

191. В общении с людьми другого пола я очень скован.

192. Я часто упрекаю себя в том, что не могу устроить свою жизнь лучше.

193. Я нуждаюсь в небольшом количестве алкоголя, чтобы хорошо себя чувствовать.

194. Мои враги скоро совсем меня одолеют.

195. Мне кажется, что мне не хватает чувства такта.

196. Вновь и вновь у меня появляются тягостные мысли, от которых я не могу избавиться.

197. Я испытываю страх, когда перехожу мост.

198. Когда я нахожусь с другими людьми, я испытываю чувство стеснения.

199. Мне хотелось бы быть совсем другим человеком.

200. Бывают периоды, когда я почти ежедневно употребляю алкоголь.

201. У меня очень много поводов для жалоб и неудовольствий.

202. Я не достоин любви.

203. Я должен постоянно контролировать определенные вещи, даже если я знаю, что для этого нет никаких оснований.

204. Я испытываю страх при переходе больших улиц и площадей.

205. Когда я ложусь спать или ухожу из дома, то всегда сомнева­юсь, закрыл ли я дверь или газовый кран, и должен еще раз проверить.

206. Я живу в постоянном страхе, что со мной произойдет несчас­тный случай.

207. Я боюсь оскорбить других людей своими словами или поведени­ем.

208. Я боюсь ранней смерти.

209. Если бы у меня еще была такая возможность, то в жизни я делал бы все совсем по‑другому.

210. Утром я должен выпить пива или водки, иначе я буду "не в форме".

211. Я боюсь смотреть вниз с большой высоты.

212. Если я слышу смех, я всегда чувствую себя задетым и думаю, что смеются надо мной.

213. Я чувствую себя абсолютно ни на что не способным.

214. Иногда я вынужден делать какие‑то совершенно бессмысленные вещи (например, считать что‑нибудь или касаться чего‑нибудь и др.), так как испытываю сильное стремление к этому.

215. Я боюсь потерять близкого человека вследствие несчастного случая или болезни.

216. Я боюсь потерять признание других людей.

217. Почти все, что я делаю, плохо.

218. Я всегда на виду, все говорят обо мне.

219. Я испытываю страх в закрытых помещениях.

220. Я испытываю отвращение к себе.

221. Иногда я слышу свои мысли, как будто их действительно кто‑то громко произносит.

222. Бывают времена, когда я постоянно чувствую страх или стеснение и не могу ничего с этим поделать.

223. Когда я вижу драку, я всегда боюсь, что меня втянут в нее.

224. Я заговариваю первым с другими людьми с большим трудом и с нетерпением жду, когда заговорят со мной.

225. Я презираю самого себя.

226. Я всегда боюсь, что мне здорово "достанется".

227. Ни на что дельное я не гожусь.

228. Я постоянно испытываю внутреннее стремление сделать что‑либо определенное и не могу избавиться от этого.

229. Я боюсь одиночества.

230. Я твердо намерен стать другим.

231. При всем желании я не могу отключиться.

232. Боюсь, что я болен неизлечимой болезнью.

233. Я страдаю от того, что не могу или почти не могу склонить других на свою сторону.

234. Мне не удается принимать себя таким, какой я есть.

235. Когда я где‑нибудь говорю, я часто непреднамеренно вызываю смех.

236. Я постоянно боюсь не справиться со своей работой.

237. Иногда страх у меня настолько велик, что я уже не в состоянии разумно и спокойно мыслить.

238. Я не достоин того, чтобы со мной возились.

239. Когда надвигается гроза, меня охватывает чувство страха.

240. Я постоянно недоволен тем, чего достигаю.

241. У меня страх острых предметов (например, ножа, вилки и т.д.).

242. Я боюсь критики.

243. Что бы я ни делал, я испытываю чувство страха.

244. При получении хороших известий я могу быть вне себя от радости.

245. Я быстро теряю терпение и все бросаю, если нет немедленного успеха.

246. Я уже однажды "рядился в чужие одежды".

247. Я стараюсь всегда быть точным и корректным, при этом я иногда могу переусердствовать.

248. Я редко планирую что‑то заранее, скорее я действую не раздумывая.

249. К простуде я не могу относиться легкомысленно и пытаюсь основательно от нее вылечиться.

250. В принципе, чтобы я чувствовал себя хорошо, кто‑то всегда должен быть со мной.

251. Я нуждаюсь в ком‑то, кто бы меня "увлекал".

252. Часто, принимая решения, я заранее знаю, что опять совершу неверный шаг.

253. В принципе, я могу быть доволен тем, кем я стал.

254. Иногда я люблю шутки, которые могут сильно обидеть других.

255. Я всегда дружелюбен и уравновешен, даже если чувствую себя плохо.

256. В принципе, я позволяю жизни идти своим чередом и сильно не задумываюсь над этим.

257. Купаясь, я могу находиться в воде лишь несколько минут, так как очень легко переохлаждаюсь.

258. Прежде чем решать сложные дела, я всегда должен сначала с кем‑то посоветоваться.

259. Я решаюсь на работу, которая кажется мне интересной, даже в том случае, когда не могу точно оценить, смогу ли я ее выполнить.

260. Я приглашаю знакомых к себе в гости чрезвычайно редко.

261. Я уверен, что когда‑нибудь мне еще будут удивляться.

262. Другие люди лучше представляют себе, как можно провести свободное время.

263. Я люблю, когда мне говорят, что я должен сделать.

264. Я чувствую себя духовно созревшим, чтобы удовлетворять требованиям жизни.

265. Меня захватила большая идея, и я от этого не отступлюсь.

266. Иногда мне хочется разбить все вдребезги.

267. Я могу положиться на свою память.

268. Перед едой я всегда мою руки.

269. Я не могу видеть страданий животных.

270. Я всегда хорошо уживаюсь с другими.

271. По сравнению с другими людьми мне требуется больше времени для выполнения какой‑либо задачи.

272. Я часто делаю много дел одновременно.

273. У меня потребность всегда контролировать свое поведение.

274. Я много делаю для предупреждения заболеваний, потому что можно легко заразиться.

275. Многие из моих знакомых советуются со мной, когда у них возникают проблемы.

276. Я охотнее определяю сам, что делать, нежели делаю то, что предлагают другие.

277. Я склонен к быстрым решениям.

278. Я не впадаю сразу в панику, если что‑то не получается.

279. Я думаю, что люди говорят неправду, стоит им только открыть рот.

280. Я уже однажды не сдержал своего обещания, потому что оно стало неудобным и тягостным.

281. Я так поглощен своей работой, что перерывы мне могут очень мешать.

282. Я стараюсь придерживаться диеты в соответствии с научными рекомендациями.

283. Провести в жизнь свои взгляды мне очень трудно.

284. Когда я взбешен, я иногда делаю что‑то такое, о чем позже сожалею.

285. Я могу признать перед другими свои ошибки.

286. Я могу возбудиться по какому‑то поводу настолько, что теряю контроль над своим поведением.

287. Мне нравится подтрунивать над людьми, которых я, в принципе, люблю.

288. Меня довольно легко сбить с толку и привести в замешатель­ство.

289. Я думаю, что я довольно спокойный и уравновешенный человек.

290. Я могу быть очень настойчивым, если хочу добиться определен­ной цели.

291. Я верю обещаниям других людей.

292. Иногда я целыми днями переживаю по поводу какого‑нибудь неприятного события.

293. Мне безразлично, что думают обо мне другие.

294. Я никогда не знаю, достаточно ли я в курсе дела по данному вопросу, чтобы принять определенное решение.

295. Я однажды уже свалил свою вину на другого.

296. Я стараюсь не быть грубым и невежливым по отношению к другим.

297. Я стараюсь тщательно и точно обосновывать свои решения.

298. Если говорить честно, я чаще всего сам виноват в своих неприятностях.

299. Я могу пойти и на уступки.

300. Я склонен к повторному обдумыванию своих решений.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ИНСТРУКЦИЯ ИСПЫТУЕМОМУ

 

Вам будет предъявлен ряд утверждений, относящихся к формам поведе­ния, личностным характеристикам и симптомам. Оцените, в какой степени они соответствуют Вашему состоянию в настоящее время. Для этого на регистрационном листе в строке, соответствующей номеру вопроса, отметьте одно из чисел – от 1 до 6. При этом 1 – обозначает, что данное утверждение не соответствует Вашему состоянию; 6 – обозначает, что данное утверждение полностью соответствует Вашему состоянию. Числа от 2 до 5 обозначают промежуточные степени такого соответствия.

Старайтесь отвечать искренне. Не раздумывайте долго, посколь­ку "плохих" и "хороших" ответов здесь не существует. Будьте вниматель­ны.


В качестве образца приводится фрагмент регистрационного листа ответов для методики ОНР

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3





Рекомендуемые страницы:


©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!