- Потренируемся определять вид простых задач и решать их.
Задание к каждой задаче (Сообщаем ребёнку не всё задание сразу, а поэтапно: прочёл задачу, велите пересказать, пересказал…)
- Прочти задачу, перескажи её, назови условие и вопрос задачи, определи известное и неизвестное, целое и части, назови вид задачи, выбери действие для решения задачи, обоснуй свой выбор, закончи схему, запиши решение и ответ.
1. В куске было 14 м материи. Продали 8м. Сколько метров осталось в куске?
(Известно сколько материи было, всего 14 м – это целое; сколько продали, 8м – это часть; неизвестно сколько метров ткани осталось – это часть, остаток. Задача на нахождение остатка. Так как остаток – это часть, задачу решаем действием вычитания)
Если ребёнок затрудняется в работе со схемой, напомните, что целое – дуга снизу, части – дуги сверху. Ещё раз уточните целое и части в задаче…
Проверка.
14 – 8 = 6 (м) При сокращении единиц длины точка не ставится
Ответ: 6 метров.
2. После того как мальчик истратил на покупку 11 рублей, у него осталось еще 9 рублей. Сколько денег было у мальчика первоначально?
(Известно сколько денег потратили, 11 рублей – это часть; сколько осталось, 9 рублей – это часть; неизвестно сколько денег было – это целое, уменьшаемое, потому что из него забирали и что-то осталось. Задача на нахождение уменьшаемого. Так как уменьшаемое – это целое, задачу решаем действием сложения)
Проверка.
11 + 9 = 2 0 (р.) Складываем единицы с единицами, получилось 10, да
ещё 1 десяток, всего 2 десятка или 20
Ответ: 20 рублей.
3. В вазе лежало 13 яблок. Мама положила туда ещё 7 яблок. Сколько яблок стало в вазе?
(Известно сколько яблок лежало в вазе, 13 яблок – это часть, ведь потом яблок стало больше; сколько яблок добавили в вазу, 7 яблок – это часть; неизвестно сколько яблок стало – это целое, потому что яблоки добавили и стало больше, чем было, и больше, чем положили. Задача на нахождение целого. Задачу решаем действием сложения)
Проверка.
13 + 7 = 2 0 (ябл.)
Ответ: 20 яблок.
4. Настя вырезала из голубой бумаги 8 снежинок, а из белой 7 снежинок. Сколько всего снежинок вырезала Настя?
(Известно сколько голубых снежинок, их 8 – это часть; сколько белых, их 7 – это часть; неизвестно сколько всего снежинок вырезали – это целое. Задача на нахождение целого. Задачу решаем действием сложения)
Проверка.
8 + 7 = 15 (сн.)
Ответ: 15 снежинок.
5. Бабушка сияла с грядки 12 огурцов. За обедом семья съела несколько огурчиков, и на ужин осталось 5 огурцов. Сколько огурцов съели за обедом?
(Известно сколько огурцов сняли с грядки, 12 огурцов – это целое; сколько осталось, 5 огурцов – это часть; неизвестно сколько огурцов съели – это часть, вычитаемое, потому что его забирали из целого и что-то осталось. Задача на нахождение вычитаемого. Так как вычитаемое – это часть, задачу решаем действием вычитания)
Проверка.
12 – 5 = 7 (ог.)
Ответ: 7огурцов.
6. У Антона в одном конверте 12 марок, в другом 7 марок. А в третьем столько сколько в первом и во втором вместе. Сколько марок в третьем конверте?
(Известно сколько марок в одном конверте, их 12 – это часть; сколько марок в другом конверте, их 7 – это часть; неизвестно сколько марок в третьем конверте. Так как в третьем конверте марок столько, сколько марок в первом и втором вместе, то, чтобы узнать, сколько марок в третьем конверте, нужно найти сколько всего марок в первых двух конвертах вместе, а это целое. Задача на нахождение целого. Задачу решаем действием сложения)
Проверка.
12 + 7 = 19 (м.)
Ответ: 19 марок.
7. Дедушка и внук ловили рыбу. Внук поймал 7 рыб. Сколько рыб поймал дедушка, если вместе они поймали 17 штук?
Проверка.
17 - 7 = 1 0 (р.)
Ответ: 10 рыб.
Прочти задачу, перескажи её, назови условие и вопрос задачи, определи в чём особенность вопроса, назови вид задачи, выбери действие для решения задачи, обоснуй свой выбор, закончи краткую запись, запиши решение и ответ.
8. Мама и сын лепили пельмени. Мама сделала 19 штук, а сын за это время вылепил 2 штучки. На сколько пельменей у мамы получилось больше, чем у сына?
(В вопросе задачи есть сочетание слов «на сколько», эта задача на сравнение, чтобы сравнить два числа и узнать, на сколько одно из них больше или меньше другого, нужно из большего вычесть меньшее, задаче решается действием вычитания. Такие задачи удобнее записывать с помощью краткой записи)
М. –
на
С. –
Проверка.
М. – 19 шт.
на? шт.
С. – 2 шт.
19 - 2 = 17 (шт.)
Ответ: на 17 штук.
Задание. Повторить виды задач, можно опираться на классную работу.