ПЗ Интерактивные методы обучения
Шабаева Г.Ф.
Жестово-образные игры
Для раннего и младшего дошкольного возраста
В статье Абдулаевой Е.А. первые для широкого круга специалистов публикуются жестово-образные игры, дается разнообразный практический материал с комментариями и методическими рекомендациями для раннего и младшего дошкольного возраста. Материал подобран по теме «кругооборот года и погодные явления». Подробно поясняется развивающее значение каждой игры в контексте сенсорно-двигательного, личностного и социального развития детей с учетом особенностей их поведения и развития. Все игры предназначены для длительного поэтапного разыгрывания, они могут использоваться как целостные развернутые сюжеты, так и отдельными элементами. В играх используются разнообразные предметные опоры, способствующие концентрации внимания детей на содержании и игровом действии.
Ключевые слова: сенсорно-двигательное развитие, тактильное восприятие, моторика, произвольность, игровая деятельность, игра в кругу, образно-жестовая игра, музыкально-ритмическая игра, хороводная игра.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ
ЖЕСТОВО-ОБРАЗНЫЕ ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ
Жестово-образные музыкально-ритмические хороводные игры по содержанию и подаче материала – это более сложный вариант сенсорно-двигательных игр. Воспринимаемый образ передается не только словами взрослого, но прежде всего жестами. Поэтому их можно назвать жестово-образными. В чем их ценность? Развивающие возможности этих игр необычайно широки и охватывают самые разные сферы. Прежде всего, они способствуют развитию целенаправленного внимания, несут богатый образный материал для развития познавательной сферы. Содержание игр является основой для взаимодополняющего развития воображения и мышления. Органичное соединение движения и речи способствуют речевому развитию, многократное повторение развивает память, разнообразные, осмысленные, наполненные определенным содержанием движения и жесты способствуют развитию восприятия, зрительно-моторной координации и саморегуляции. Таким образом, сенсорно-двигательные жестово-образные игры являются хорошей школой произвольного поведения (рис.1), т.е. позволяют детям овладевать своевременностью действия, соотносить свое движение с окружающими взрослыми и детьми, с пространственно-предметным окружением.
|
Вместе с тем, занятие, построенное на основе жестово-образных игр не страдает заорганизованностью. На одном и том же материале каждый ребенок имеет возможность проявлять свои самые «неудобные» особенности и темперамент, а педагог - с помощью того же материала - учитывать и корректировать их у каждого ребенка в группе. И всё это без особого организационно-дисциплинарного напряжения в силу характерных особенностей жестово-образных игр, а именно: увлекательного сюжета, учета двигательных потребностей и отсутствия директивного воздействия на детей. Таким образом, одни и те же сенсорно-двигательные игры оказывают целительное, корректирующее воздействие на различные виды особенностей развития и склонностей детей: робкому, малоподвижному, заторможенному ребенку помогают пробудиться и раскрыться, а расторможенному, невнимательному, агрессивному помогают овладевать собой.
|
По содержанию и степени близости к жизненному опыту ребенка жестово-образные игры можно разделить на два вида и, соответственно, на два этапа их предъявления. Понятно, что такое разделение весьма условно. Первый вид и, соответственно, первый этап мы назовем жестовым - по признаку почти полного отсутствия отвлеченных образов. Это игры, связанные с домашней повседневной жизнью малыша или с текущим временем года - отображают быт человека, жизнь живых существ – «ближайших знакомых» ребенка, погодные явления. Второй вид и, соответственно, этап мы обозначим как жестово-образный, он богат образами, более отдаленными от повседневных переживаний детей. Это социально ориентированные игры - отображают события жизни человека в социуме, как в домашней хозяйственной сфере, так и в разных профессиях, а также обобщенные образы природных явлений текущего сезона. Первый вид жестово-образных игр универсален, он подходит детям от раннего до среднего дошкольного возраста, в зависимости от заложенных в игре образов, характера и сложности движений, временнóго объема игры. Второй вид, в особенности тема профессий, в силу своей специфики и возрастных особенностей детей адресован детям среднего и старшего дошкольного возраста. Конечно, игры могут быть также и комбинированными, сочетаться с тактильными играми, иметь варианты упрощения и усложнения в соответствии с возрастом и актуальным опытом детей конкретной группы.
Ниже мы предлагаем несколько жестовых игр, адресованных детям двух – четырех лет. В зависимости от зрелости внимания, особенностей и задач развития детей занятие с жестово-образными играми может продолжаться от 10 до 15-18 минут (в среднем и старшем дошкольном возрасте время занятия-игры увеличивается до 25 минут). В силу динамичности игры, чередования внутри нее концентрации и расслабления, интенсивного движения и покоя, наличия адекватного возрасту и опыту сюжета дети не только не устают, но наполняются силами. Благодаря наличию в игре переживания противоположных качеств (движение крупное и мелкое, широкий диапазон активности вплоть до полного покоя, изменение характера и направления движений и жестов, и т.п.) ребенок весьма интенсивно воспринимает самого себя в движении, что является важным условием развития пространственного образа себя. И вместе с тем ребенок реализует себя как творца некой яркой, насыщенной красками реальности. Таким образом, подражание в данном случае является не только копированием, уподоблением, но обретает особый смысл. С одной стороны оно становится каналом для воссоединения ребенка с самим собой (в переживании собственного двигательно-пространственного образа), а с другой – каналом для эмоционально-образного воссоединения с отображаемыми жизненными явлениями. Особенно этому процессу способствует наличие определенной композиции игры - зачин, развитие, кульминацию и завершение. Такое своеобразие жестово-образных игр вместе с наблюдательностью, творческим подходом, актерским и педагогическим мастерством ведущего обеспечивает длительную концентрацию внимания, активное участие детей и значительный развивающий потенциал жестово-образных игр.
|
Желательно на первых порах разыгрывать лишь фрагмент игры, и только после двух-трех занятий продолжать развитие сюжета, насыщая его новыми элементами. На протяжении освоения игры можно вводить новые части, а уже освоенные или неактуальные оставить, можно дополнять игру более сложными вариациями жестов, вводить какие-то новые элементы. Большое достоинство таких игр в том, что они не являются чем-то статичным, неизменным. Возможно, педагог найдет или сочинит нечто свое, что достойно занять свое место в уже существующей игре.
«Осенняя прогулка»
Эта игра адресована детямот 2,2 до 4-5 лет. Прыгая через кочки, шагая, останавливаясь, ребенок учится устанавливать равновесие, управлять своим шагом, чувствовать состояние своих ног как в различном движении, так и в покое. Ощущение тяжести и легкости шага позволяет управлять величиной и скоростью шага. Своевременное чередование - шаг, бег, подпрыгивание - концентрирует внимание на движениях и способствует развитию их произвольности. Кроме того, в ходе игры дети учатся а) согласовывать свои движения и оказывать друг другу помощь; б) способствует восприятию пространства тела и пространства окружения; в) развивает умение сохранять равновесие во вращении, находить баланс между разгоном и замедлением.
Материалы.
· Блюдо - корзинка, наполненное большими осенними листьями клена. Чем разнообразнее окраска листьев, тем лучше. Если листья мокрые, не следует обсушивать их – это дополнительное сенсорное воздействие;
· Лоскут однотонной ткани (1.5на2м.), под которой можно спрятаться, например, льняная скатерть.
Ход игры. Играющие образуют круг. Началом может служить тактильная «Игра-одевание» - (см. предыдущий номер журнала). Далее - подвижная часть.
1.Маленькие ножки шли по дорожке – повт.2 р Маленькие шаги на каждый слог.
2.Большие ноги шагали по дороге. Большие шаги на каждое слово
3.Бежали по лесочку, Останавливаемся и поворачиваемся в центр круга.
4.Скакали по кочкам (повт.2-3 раза). Прыжок на месте или в боковом направлении.
5.Прибежали во лесок.
Ой! Встать на одну ножку, вторую подогнуть.
Потеряли сапожок, Сохраняем равновесие.
Потеряли, потеряли, потеряли сапожок.
6.Заглянули под пенек — Заглянуть под себя
Вот он, вот он сапожок. Похвастать перед собой ножкой
Повт. 2 раза от «Маленькие ножки шли по дорожке» до «Вот он, вот он сапожок!»
7.Быстрые ножки бежали по дорожке.
Автор следующего фрагмента игры – Л.Ершова
8.Шли-шли-шли и в большой лес пришли- расходимся широким кругом, держась за руки
Мы пришли в осенний лес,
Полный сказочных чудес.
Сколько листьев расписных,
Красных, желтых, золотых!
9.Листик для Маши, листик для Саши и т.д. - раздаем каждому ребенку лист.
В этот момент можно их рассмотреть, провести пальчиком по дорожкам-прожилкам, пятнышкам и др. особенностям.
Простой напев:
10.Листиком помашем, листиком помашем - действия по тексту.
Красный желтый золотой,
Как красив ты лист резной.
11.С листиком попляшем,
С листиком попляшем - кружение вокруг своей оси
Красный, желтый, золотой
Вьется листик надо мной.
12.Вот листочки высоко - вытягиваемся вверх до максимальной высоты
Вот листочки низко - приседаем и листочками по полу шуршим. – повт.2р.
Вот листочек далеко - отводим листочек в сторону подальше от центра круга
Вот листочек близко - прижимаем листок к груди. – повт. 2 р.
13.Но тут налетел ветерок и подул на листок - фффф, фффф - выразительно дуем на листок с длинным выдохом;
14.Листочки полетели-полетели-полетели - кружимся вслед за листочками;
И на землю сели - присели (пауза, полная остановка) - повторить 1-2раза;
15.Листочки закружились-закружились - побежали вслед за листочками по кругу;
И остановились - присели (пауза, полная остановка);
16.Пришел дворник, в кучу листики собрал - ведущий кладет свой листок в середину круга, туда же кладут свои листочки и дети. Затем все собранное перекладывается в корзинку.
В дождливую погоду можно продолжить игру следующим фрагментом:
17. Солнышко ясное по небу ходило, - ведем хоровод, напевая несложный мотив;
Солнышко ясное все лето светило.
18.А осень настала – выразительно остановились, поворачиваясь к центру круга;
19.Светить перестало. - Присели на корточки.
20.Спряталось от нас. Где оно сейчас? - Наклонились к коленям, спрятали лицо, прикрыли голову руками.
Отдыхает от забот – пауза в покое, замерли на 10-20секунд;
Пока дождик льет и льет.
Повторить от «Солнышко ясное…» до «Пока дождик льет и льет»- п.п.17-20
21. Кап-кап-кап-кап. - Очень медленно и тихо указательными пальцами поочередно стучим по полу.
Дождик, дождик, кап-кап-кап, – увеличиваем темп и громкость;
Ты не капай сильно так.
22.Дождик-дождик льется – всеми пальцами стучим, чередуя правую и левую руку;
В руки не дается.
23.Дождик-дождик-дождик льет - ладонями поочередно громко хлопаем по полу;
И гулять нам не дает
24.Очень мокро под дождем! – прекращаем стук;
Побежим скорее в дом!
25.Растягиваем ткань – это крыша. Под ней прячутся и ведущий и дети. Слушаем тишину.
Вот и дождик прошел, можно пойти гулять, прыгать и скакать!
Примечание. Игру можно закончить свободным бегом по скамейкам-мостикам, мешочкам-кочкам. Под мостиками и кочками можно расстелить лоскуты серо-голубой ткани – лужи и ручьи – чтобы ходить, не «замочив ног».
«Как на тоненький ледок» (игровая переработка русской народной песни). Игра проводится с детьми от 2, 5 лет. С детьми 3-4 лет и старше ее можно объединить с музыкально-ритмическими играми «Зимняя» и «Зайка». Чем полезна игра? Первая часть дает концентрированное переживание границ тела, вторая часть богата сменой ритма и скорости движений, контрастом интенсивного движения и полного покоя, вертикального положения тела и горизонтального, что способствует развитию произвольного управления собственным движением.
Материал: Бубенчики, нанизанные на цветные ленты, веревки или длинные полосы ткани - для каждой пары. Лучше, если это бубенчики на цветном шнуре.
Ход игры: первая часть – одевание - проводится, сидя на стульях, затем играющие переходят к подвижной части.
1.Оденем на ножки теплые сапожки.
Этот – с правой ножки, этот – с левой ножки - плотно гладим ногу от носка к колену;
2. Подтянем штанишки - подтягиваем одежду на поясе;
3. Наденем пальтишки, наденем пальтишки - гладим от запястья к плечу одну руку, потом другую;
4.Пальтишки меховые - обнимаем себя крепко;
5.И шапки пуховые - д вумя руками обхватываем голову;
6.И застегнемся:
Вот так, вот так - ритмично по центру груди плотно касаемся тела пальцами, собранными в щепоть- поочередно правой и левой рукой;
Пуговка к пуговке в ряд.
Что ж. готовы? Это дело!
И пойдем гулять мы смело!
Дети встают, переходят на свободное место и образуют пары. Каждая пара представляет собой «лошадку» и «всадника». На «лошадке» «упряжка» с бубенчиками. Естественно, «лошадка» стоит впереди. Она начинает движение медленным шагом, выразительно поднимая колени. В такт ей двигается «всадник».
На мотив русской народной песни выполняются движения.
7.Как на тоненький ледок – медленно высоко поднимая колени на каждый слог;
Выпал беленький снежок.
8. Выпал беленький снежок - шаг ускоряется;
Ехал Ванечка-дружок.
9. Ехал Ваня, поспешал, – подскоки;
Ехал Ваня, поспешал,- легкий галоп, который становится все интенсивнее;
Ехал Ваня, поспешал,
10.Со добра коня упал - падают на пол и, лежа, замирают;
11.Он упал и лежит, - расслабляются на 10-30сек.;
Никто к Ване не бежит.
12.Две подружки увидали - садятся, ладонь ко лбу, смотрят как под козырек;
Прямо к Ване подбежали.
13.На коня Ваню сажали - дети встают, берут за уздечку «лошадку»;
В путь-дорогу провожали.
Повторение песенки в более интенсивном исполнении 2-3 раза от «Как на тоненький ледок…» до строки «В путь-дорогу провожали». В заключении вместо «В путь-дорогу провожали» следующий фрагмент: (рис.2)
14. Как поедешь ты, Иван - в ритме песенки дети грозят друг другу пальцем,
Не смотри по сторонам,
А смотри под ножки - обеими руками указывают под ноги;
На белые дорожки.
Игра «Зимняя».
Музыкально-ритмическая игра для детей от 2,5 лет до 5 лет.
Игра соединяет в себе тактильные элементы с различными видами движения. Основной акцент приходится на изменение положения тела из вертикального в горизонтальное, на контраст движения и неподвижности.
Первая часть - «Одевание» - начинается сидя на стульях, вторая часть – «Зимняя» - продолжается в хороводном движении. «Одевание» – см. первую часть игры «Как на тоненький ледок» (п.п.1-6)
Далее взявшись за руки, идем хороводом, отмечая мелкими шагами каждый слог.
7. Маленькие ножки шли по дорожке - маленькие частые шаги;
Большие ноги шагали по дороге - 2 раза - большие шаги на каждое слово;
Скрип-скрип, топ-топ,
8.Провалились мы в сугроб! – падаем на пол и замираем на 10-20 сек.;
9.Из сугроба вылезаем - поднимаемся, энергично согласно ритму стиха отряхиваемся, движения - от слов.
И штанишки отряхаем,
И пальтишки отряхаем,
Шапки тоже отряхаем,
Путь свой дальше продолжаем –
Повторяем от «Большие ноги шагали по дороге» до «Шапки тоже отряхаем, путь свой дальше продолжаем.»
10. А мороз-то крепчает! - «поёжиться будто от холода»
И за носик кусает, и за ушки щипает
И за щечки кусает- чувствительно пощипываем себя за нос, уши;
В особенно морозную погоду можно продолжить следующим фрагментом (творческая переработка Пикулевой, Щукиной).
11. Ты, мороз-мороз-мороз! - грозим друг другу пальцами в ритме стиха;
Не хватай меня за нос, не щипай меня за ушки
Не кусай меня за щечки.
12. А мороз-то крепчает,
Метель-вьюгу призывает.
13.Вьюжки-вьюжки-вьюжки-вью – вращаем перед собой согнутые в локтях руки;
14.Колотушки колочу - кулаками друг по другу энергично постучать;
Заколачиваю, приколачиваю.
Примечание. Повторить движение несколько раз, увеличивая и уменьшая амплитуды движений. Например, широко вращая выпрямленными руками, хлопая по коленям; кружась вокруг своей оси и топая ногами; а в заключение- одновременно двигиясь и постукивая указательными пальцами.
Громкость и экспрессия декламации меняется до шепота в соответствии с масштабом движения.
Игру можно продолжить «лесным» фрагментом.
«Зайка» (инсценировка литовской народной песни), который разыгрывается сразу, без паузы.
1.А в лесу под елкой сидит зайка – присаживаемся, выразительно шевелим ладонями- «ушками» на макушке головы;
А в лесу под елкой сидит зайка. - то же;
2.Отморозил зайка ножки - руками, сидя на корточках, гладим ноги;
3.Побежал он по дорожке - подпрыгиваем на корточках;
В свою норку, в свою норку.
4. Спрятался наш зайка – нет его нигде - на корточках укрываем голову руками и замираем на 5-10 сек.;
Позовем мы зайку: Где ты зайчик, где? – сидим, не поднимая головы;
5. Скачет зайка прыг да скок,
Прыг да скок, прыг да скок - открываемся белому свету и. встав на ноги, подпрыгиваем на месте.
6. И на горке снег, снег, снег - будто слегка приминаем снег - широкие движения руками, очерчиваем контур холма на уровне головы;
7. И под горкой снег, снег, снег - на уровне колен широкие приминающие движения;
8.И на елке снег, снег, снег – держим руки вверху, компактным движением будто формируем верхушку елки;
9.И под елкой снег, снег, снег – держим руки внизу, компактным движением будто вокруг ствола трамбуем снег;
А под снегом спит медведь.
Тише-тише, не шуметь!- палец к губам.
Игра «Медведь в берлоге.» для детей от 2лет 10 мес. и старше.
Эту игру можно включить в качестве фрагмента в сенсорно-двигательную игру, а можно использовать и отдельно как игру с правилом, которая имеет выраженный сенсорно-двигательный компонент. Покрытие позволяет детям почувствовать неподвижность, уединение, отдаленность от окружения. Выразительный пример взрослого, которым он регулирует характер движения хоровода - это размеренный тихий шаг.
Материал. Белая ткань – покрытие берлоги - полупрозрачный хлопковый тюль (для детей до 4лет) или плотное полотно (для более старших детей), игрушка-медведь, желательно, как можно более реалистичный - для достоверности образа и переживании игры.
Ход игры. Взрослый считалкой выбирает водящего – жителя берлоги, дает этому ребенку игрушку, просит его присесть на корточки и накрывает их вдвоем тканью со словами: «Это медвежья берлога».
Далее ведущий предлагает детям взяться за руки, хороводом идем вокруг «берлоги», напевая:
Медвежонок-лежебока спит в своей берлоге.
Хоть в лесу всё тихо, но ты смотри получше,
Потому что чутко спит он под сосной колю-ЧЕЙ.
В конце на слог - ЧЕЙ дети выставляют ногу вперед, поближе к берлоге. Но так, чтобы не потревожить медведя. По этому же знаку – на слог ЧЕЙ – ребенок, находящийся в берлоге должен (не сам, а своей игрушкой) «выглянуть» из берлоги и дотронуться игрушкой до чьей -либо ноги. Тот, кто попался, теперь становится обитателем берлоги.
Примечание. Образ спящего медведя – знак того, что необходимо сохранять неподвижность в берлоге. Чем полезна игра? Она направлена на развитие пространственного восприятия, позволяет пережить контраст общности и разобщения; контраст большого открытого пространства и маленького закрытого, света на просторе и сумерек в берлоге под толщей «снега». Дети учатся угадывать по части целое – по ботиночку угадывать партнера, которого хотят выбрать.
«Навстречу весне» - игра для детей от 2,5 до 4 лет.
Композиция этой игры включает жестовый сюжет на стульях и музыкально-ритмическую хороводную игру. Действие разворачивается постепенно: от полного покоя с нарастающей подвижностью до кульминации. Значимость игры в том, что прикосновения позволяют детям почувствовать себя в своем теле - более отчетливо воспринять части тела, оттенки восприятия передней и задней его стороны, видимую и невидимую зоны. От этого концентрированного само-восприятия дети переходят к восприятию окружающего пространства и возвращаются вновь к восприятию самих себя в нем. Жесты в покое, прикосновения, вращение, ассиметричные хлопки развивают равновесие, право-лево-координацию. Умение необходимое время удерживать руки за спиной, сменять шаг на бег и прыжки, следовать за сюжетом и воздерживаться от движения тогда, когда его не должно быть – все это способствует становлению предпосылок к развитию произвольности. Тому, кто соскочил в «лужу» можно «высушить ножки» плотным поглаживанием стоп и голеней. Это способствует концентрации внимания в области ног и, благодаря этому, развивает ловкость движений. Кульминация темпа – карусель. Карусель, как и прыжки через лужи, создает ситуации, когда детям просто необходимо учитывать движение окружающих. Чередование энергичного бега и покоя, смена направления и учет движения окружающих детей и длины лент «карусели» способствуют развитию внимания и зрительно-пространственной ориентации.
Материал.
o Шест, на одном конце которого закреплены свободно свисающие яркие атласные ленты - это карусель;
o ленты небесно-голубого атласа длиной 1,3 м по числу детей – это весенние ручьи.
Ход игры. В начале игры все сидят на стульчиках, затем, в соответствии с сюжетом, все дети перемещаются на простор.
1. В нашем маленьком домишке - выразительно кладем голову на колени, закрываем глаза;
В колыбельках спят детишки.
2. Вот с кроватки кувыркнулись - согнутыми в локтях руками крутим катушечку перед собой; (рис.3)
3. Быстро-быстро все проснулись - руки на колени ладонями вверх, бодрый взгляд;
4. Нос, лоб, голова - касаемся руками;
5. Уши, щеки
6. И глаза - спрятались и нашлись - закрываем ладонями;
7. Плечики – плечики - плотно оглаживаем плечи;
8. Спинка и грудь - спину и грудь;
Ты разбудить ничего не забудь!
9. Ручки хлопают, ручки хлопают – хлопаем руками в ритме стиха перед собой;
10. А ножки топают, ножки топают – топаем ногами в ритме стиха.
11. Мы проснулись, потяну-у-у-лись,
12. Всем вокруг мы улыбнулись – смотрим в глаза друг другу, улыбаясь.
13. Наши ручки в пляс пустились – обеими руками, согнутыми в локтях, крутим перед грудью;
14. Завертелись,
15. Закружились – руки полусогнуты в локтях, раскрытые кверху кисти поворачиваем в разные стороны несколько раз.
16. На головке полежали – далее движения по тексту
17. И на плечиках полежали. (рис.4)
18. На коленях полежали
19. И на ножках полежали.
20. И за спинку убежали.
21. Спрятались.
22. Где же, где же, где же наши ручки? – руки остаются спрятанными за спиной.
Нету-нету-нету наших ручек.
Где же, где же, где же наши ручки?
23. Вот-вот-вот-вот пляшут наши ручки! - хлопки по коленям.
Вот-вот-вот-вот пляшут наши ручки!
В игре, как только дети освоятся, можно произвольно менять порядок называемых частей тела – но называть их медленно, чтобы каждый ребенок успевал не только сориентироваться, но и почувствовать прикосновения в обратном направлении.
Усложнение. 1. В эту игру можно без ограничений вводить различные другие части тела, которые тоже важно прочувствовать через собственное касание, например на животике полежали, на ушках полежали и т.д.
2. На последних строчках можно менять хлопки по коленям на другие жесты: разнообразные повороты кистей без хлопков и с хлопками.
Теперь переходим к подвижной части.
1.Солнышко, выгляни! - руки раскрываем вверх, по направлению к небу;
2.Красное, высвети! – поворачиваемся вокруг себя в таком положении;
3.Красно солнышко, в дорогу выезжай! - беремся за руки и хороводом идем по кругу (по часовой стрелке);
Красно солнышко, в дорогу выезжай!
Повторить от « Солнышко, выгляни!» ….до «в дорогу выезжай» - еще раз более энергично.
4.Вот уж зимушка проходит (русская народная песня-хоровод) - идем змейкой по комнате, меняя направление;
Белоснежная проходит.
Люли-люли, проходит,
Люли-люли проходит.
Снег-мороз с собой уносит,
Снег-мороз с собой уносит.
Люли-люли, уносит,
Люли-люли, уносит -
5.Прощай, саночки-конечки – переходим к хороводному движению;
Наши милые дружочки,
Люли-люли, дружочки,
Люли-люли, дружочки – завершаем круговое движение и останавливаемся.
6.Сугроб.
Ставим в середину скамейку, накрываем ее белой тканью – это «сугроб»:
Во дворе сугроб лежит прямо на дороге,
Обойти его никак не могут наши ноги!
Разбежались мы и – оп! – перепрыгнули сугроб – ведущий показывает прыжок первым, затем подстраховывает детей за руку. С какого расстояния разбегаться, прыгать или перешагивать – дети решают для себя сами.
Повторить в свободном режиме 5-10 раз – по желанию детей.
В период таяния снега можно к фрагменту «Сугроб» добавить следующий фрагмент, а потом и заменить на «Ручеек».
7.От сосулек - звон, звон - хлопаем в ладоши слева и справа от головы;
Просыпайся, клен, клен.
8.Тает - тает снег, снег - жест ладонями, который изображает «тающий сугроб»;
Ручеечки в бег, в бег – крутим ладони друг за другом перед собой.
Раздаем ленты -«ручейки» детям.
Ручеек.
Раздаем детям ленты, напевая: «Ручеек для Саши», «ручеек для Жени» и т.д.
9.Солнце в золотых лучах нам подмигивает, – стоя на месте, «полощем» ленту в вертикальном направлении;
Через лужицу ручей перепрыгивает.
10.Ах, ручей, чей ты, чей? - бежим по кругу, увлекая за собой ленты змейкой;
Я из снега и лучей,
11.Я бегу, я смеюсь, я с другим ручьем сольюсь - «ручейки» собираются в центре;
Повторить 1-2раза.
Когда ручейки вновь собираются, накрываем их лоскутом ткани – это «лужа»: 13.Вот тут лужа на пути.
Через лужу не пройти!
14.Мы по снегу - топ, топ - шагаем в ритме стиха;
15.Через лужи - прыг-скок! - через «лужу» перепрыгиваем.
Примечание. Во избежание столкновений движение должно быть только в одном определенном направлении.
Убираем «лужу».
«Карусель»
16.Ай, люли-люли-люли, карусель стоит вдали! - выносим в центр шест с лентами.
Ведущий садится в середину круга и удерживает шест вертикально. Дети разбирают ленты, каждый берет свою ленту в правую руку.
17.Еле-еле, еле-елезакружились карусели - ведущий одной рукой показывает направление, начинается медленное движение по кругу по часовой стрелке;
18.А потом, потом, потом - шаг ускоряется;
Все бегом-бегом-бегом.
19.А потом скорей-скорей – шаг переходит в бег;
Все быстрей-быстрей-быстрей - ускорение по тексту;
Все быстрее, и быстрее,
И быстрее, и быстрей!
20.Тише-тише! Не спешите! – бег замедляется, переходит в шаг;
Карусель остановите! - останавливаемся.
Повторить 1-2 раза, меняя направление;
Раз-два, раз-два, карусели отдохнуть пора - сворачиваем шест с лентами.
Примечание. 1. Маленьким или не очень ловким детям необходимо начать перешагивать или перепрыгивать с небольшого препятствия. Для этого ткань нужно бросить на пол и присобрать с краев, чтобы получилась длинная и узкая волнистая поверхность с неровными краями шириной 30-40см. Для старших - трех-четырех летних детей можно вносить разные усложнения. Например, увеличить размер лужи, расстилая пошире ткань, увеличить величину сугроба, подкладывая под ткань что-то или покрывая скамейку высотой до 20см.
2. Чтобы дети в прыжке не поскользнулись, наступив на ткань, необходимо следить за тем, чтобы края ткани оставалась уложенными аккуратно, даже если ее кто-то задел.
3. По окончании игры можно выстроить замкнутое кольцо из мостиков-скамеек и кочек-пенечков, среди которых расстелить лоскуты серой и голубой ткани, которые будут изображать лужи. Детям возможность свободно побегать по мостикам.
«Здравствуй, лето!»- игра для детей от 3 до 6 лет.
Эта хороводная музыкально-ритмическая игра адресована детям, у которых воображение достигло некоторой зрелости, т.е. ребенок может не только воспринимать образ живого существа, но и удерживать его, играя, перевоплощаясь в него.
Игра состоит из четырех отдельных эпизодов. Их можно использовать по отдельности или постепенно объединять, добавляя на протяжении 3 недель новые фрагменты по мере освоения детьми материала.
Сюжет и содержание этой игры, как и всех описанных здесь, укрепляет связь детей с природой, развивает навыки взаимодействия, и что важно, развивает трепетное и бережное отношение к живому, что способствует социально-личностному развитию. Игра развивает также координацию, равновесие, восприятие трех пространственных плоскостей через движение собственного тела. Например, для восприятия вертикальной оси – это образ дерева, плавающей вверх-вниз рыбки, движение поднимающегося к поверхности пузырика, раскрывающегося клюва журавля. Образы живых существ представляют собой сложно координированные позы, движения, упражнение разных видов равновесия (например, в глубоком приседе, или стоя на одной ноге). Все это предполагает и одновременно развивает координацию, равновесие и соразмерность движений. Эти многообразные движения способствуют развитию пространственного представления и зрительно-пространственной координации. Движения выполняются медленно, что позволяет ребенку вникать: воспринять движение, «переварить», усвоить его и отобразить.
Сохранение образа в столь сложном движении предполагает высокую концентрацию внимания ребенка на восприятии своих движений и сюжете. Игра способствует познавательной активности, воображения ребенка, способность представить себя на месте живого существа, обитающего в другой стихии.
Материал. Ориентир - условные образы птичек и рыбок -помогает удерживать образ. Он требуется детям до 4 лет или детям с проблемами внимания.
· Рыбки размером примерно со взрослую ладонь, вырезанные из картона -цветного или раскрашенного с обеих сторон мелками. Их можно разместить в корзиночке-коробочке-лотке под лоскутом голубой ткани – «в пруду».
· Птички бумажные на ниточке, крылышки которых раскинуты в стороны.
Ход игры. Ведущий взрослый приглашает всех детей собраться в маленький тесный круг и взяться за руки, затем присесть на корточки - «Солнце спит».
1.Светит солнце ярче-ярче-ярче - поднимаемся, тянем сцепленные руки-лучи кверху;
2.Греет солнце жарче-жарче-жарче - расходимся от центра, расширяя круг;
3.Вот стоит какое дерево большое! – расцепляем руки и тянемся обеими руками вверх, широко раскидываем их в стороны; (рис.5)
4.А внутри среди ветвей - собираем ладони ковшиком перед собой - это гнездо;
Птичка прячет малышей.
5.В гнёздышке у птички пёстрые яички – колечки из пальцев – поочередно соединяем с большим пальцем указательный, средний, а для 5-6 летних детей еще безымянный и мизинец;
6.Подрастают птенцы, покидают гнездо - перекрест кистей перед собой и ладони-крылышки делают короткие взмахи, направляя движение кверху; (рис.6)
И веселую песню поют на заре.
Но один слишком мал,
Полетел и упал – из верхнего положения быстро опускаемся на колени, перекрещенные руки падают вниз, запястья на пол;
7.Мы его подобрали в высокой траве - из ладоней делаем ковшик- колыбельку;
«Не грусти и ты, малыш - бережно покачиваем ее перед собой;
Подрастешь и полетишь.
Посиди немножко в тепленьких ладошках
8.Отдохнул? Теперь лети! - подбрасываем соединенные руки вверх, будто птицу в небо;
Доброго тебе пути!
9.Птичка ты моя, в небе ты летишь – движемся по кругу, медленно взмахивая руками;
Принеси нам солнышко
10.В тепленькое гнездышко - останавливаемся, собираем руки ковшиком перед собой - это «гнездо».
Лягушка
1.С веселой песней мы идем,
К лягушке в гости попадем - легкими высокими подскоками свободно движемся по кругу, повторить 2раза;
Останавливаемся, поворачиваемся лицом к центру круга и приседаем, расставив колени в стороны, руки между коленями опираются на пол;
2.Я – лягушка, «квак!»
Квакаю вот так: все вместе- «Квак!»
3.Квакать мне не лень «Ква!» - на последний слог подпрыгиваем в приседе;
Прыгать целый день «Ква!» - на последний слог подпрыгиваем в приседе;
4.Вот поймаю мошку - ам! - ртом хватаем воздух справа или слева от себя;
Вот поймаю мошку -Ам! - хватаем воздух с другой стороны, чуть подпрыгнув; (рис.7)
Вот поймаю мошку - АМ! - подпрыгиваем высоко и возвращаемся в глубокий присед;
5.Ква! Наелась немножко! - оставаясь на корточках, погладить себя по животу с удовольствием.
Повторить от «Вот поймаю мошку!..» до «… наелась немножко» еще1-2 раза.
Журавль.
1.С веселой песней мы идем
И к журавлю мы попадем - легкими высокими подскоками свободно движемся по кругу; повторить 2раза;
Останавливаемся, поворачиваемся к центру круга;
2.Я – журавль длинноногий - выразтельно руки подняли в стороны, как крылья;
Я шагаю по дороге - медленно, высоко поднимая ноги, шагаем на одном месте;
3.Топну правою ногой, (рис.8)
Постою часо-о-ок- друго-о-ой - остаемся стоять на одной ноге, сохраняя равновесие с помощью рук-«крыльев»;
Топну левою ногой,
Постою часо-о-ок- друго-о-ой - то же на другой ноге;
Повторить еще раз п.3.
Встаем на обе ноги или остаемся стоять на одной ноге. Вытянутые вперед руки складываем вместе ладонь к ладони, так, чтобы ладони лежали в горизонтальном направлении и могли раскрыться по направлению вверх-вниз – это «клюв».
4.Длинный клюв свой раскрываю – широко разводим руки; (рис. 9)
Лягушонка поджидаю;
Лягушонок прискакал –
5.АМ! – его я не поймал – резко сводим руки, будто захлопнулся клюв; (рис.10)
Повторить п.п.4 и 5 еще 1-2 раза.
Рыбки.
1.С веселой песней мы идем
И к рыбкам в гости попадем - легкими высокими подскоками свободно движемся по кругу; повторить 2раза;
Садимся в кружок на колени;
2.Ручеёк бежит-сверкает - крутим ладонями друг за другом перед собой низко, над самым полом; (рис.11)
И карасик в нем играет; повторить 2 раза;
Раздаем младшим детям рыбок, каждая рыбка будто «плывет» к ребенку. Ладошками берем рыбку с обеих сторон. Старшие дети могут сделать воображаемую рыбку, соединив две ладони симметрично. (рис.12)
3.Вверх поднимается - вниз опускается – сидя на коленях, поднимаем соединенные руки вверх - «к поверхности воды» и опускаем к полу – «на дно».