ЖЕСТОВО-ОБРАЗНЫЕ ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ




ПЗ Интерактивные методы обучения

Шабаева Г.Ф.

 

Жестово-образные игры

Для раннего и младшего дошкольного возраста

В статье Абдулаевой Е.А. первые для широкого круга специалистов публикуются жестово-образные игры, дается разнообразный практический материал с комментариями и методическими рекомендациями для раннего и младшего дошкольного возраста. Материал подобран по теме «кругооборот года и погодные явления». Подробно поясняется развивающее значение каждой игры в контексте сенсорно-двигательного, личностного и социального развития детей с учетом особенностей их поведения и развития. Все игры предназначены для длительного поэтапного разыгрывания, они могут использоваться как целостные развернутые сюжеты, так и отдельными элементами. В играх используются разнообразные предметные опоры, способствующие концентрации внимания детей на содержании и игровом действии.

Ключевые слова: сенсорно-двигательное развитие, тактильное восприятие, моторика, произвольность, игровая деятельность, игра в кругу, образно-жестовая игра, музыкально-ритмическая игра, хороводная игра.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ

ЖЕСТОВО-ОБРАЗНЫЕ ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

 

 

Жестово-образные музыкально-ритмические хороводные игры по содержанию и подаче материала – это более сложный вариант сенсорно-двигательных игр. Воспринимаемый образ передается не только словами взрослого, но прежде всего жестами. Поэтому их можно назвать жестово-образными. В чем их ценность? Развивающие возможности этих игр необычайно широки и охватывают самые разные сферы. Прежде всего, они способствуют развитию целенаправленного внимания, несут богатый образный материал для развития познавательной сферы. Содержание игр является основой для взаимодополняющего развития воображения и мышления. Органичное соединение движения и речи способствуют речевому развитию, многократное повторение развивает память, разнообразные, осмысленные, наполненные определенным содержанием движения и жесты способствуют развитию восприятия, зрительно-моторной координации и саморегуляции. Таким образом, сенсорно-двигательные жестово-образные игры являются хорошей школой произвольного поведения (рис.1), т.е. позволяют детям овладевать своевременностью действия, соотносить свое движение с окружающими взрослыми и детьми, с пространственно-предметным окружением.

Вместе с тем, занятие, построенное на основе жестово-образных игр не страдает заорганизованностью. На одном и том же материале каждый ребенок имеет возможность проявлять свои самые «неудобные» особенности и темперамент, а педагог - с помощью того же материала - учитывать и корректировать их у каждого ребенка в группе. И всё это без особого организационно-дисциплинарного напряжения в силу характерных особенностей жестово-образных игр, а именно: увлекательного сюжета, учета двигательных потребностей и отсутствия директивного воздействия на детей. Таким образом, одни и те же сенсорно-двигательные игры оказывают целительное, корректирующее воздействие на различные виды особенностей развития и склонностей детей: робкому, малоподвижному, заторможенному ребенку помогают пробудиться и раскрыться, а расторможенному, невнимательному, агрессивному помогают овладевать собой.

По содержанию и степени близости к жизненному опыту ребенка жестово-образные игры можно разделить на два вида и, соответственно, на два этапа их предъявления. Понятно, что такое разделение весьма условно. Первый вид и, соответственно, первый этап мы назовем жестовым - по признаку почти полного отсутствия отвлеченных образов. Это игры, связанные с домашней повседневной жизнью малыша или с текущим временем года - отображают быт человека, жизнь живых существ – «ближайших знакомых» ребенка, погодные явления. Второй вид и, соответственно, этап мы обозначим как жестово-образный, он богат образами, более отдаленными от повседневных переживаний детей. Это социально ориентированные игры - отображают события жизни человека в социуме, как в домашней хозяйственной сфере, так и в разных профессиях, а также обобщенные образы природных явлений текущего сезона. Первый вид жестово-образных игр универсален, он подходит детям от раннего до среднего дошкольного возраста, в зависимости от заложенных в игре образов, характера и сложности движений, временнóго объема игры. Второй вид, в особенности тема профессий, в силу своей специфики и возрастных особенностей детей адресован детям среднего и старшего дошкольного возраста. Конечно, игры могут быть также и комбинированными, сочетаться с тактильными играми, иметь варианты упрощения и усложнения в соответствии с возрастом и актуальным опытом детей конкретной группы.

Ниже мы предлагаем несколько жестовых игр, адресованных детям двух – четырех лет. В зависимости от зрелости внимания, особенностей и задач развития детей занятие с жестово-образными играми может продолжаться от 10 до 15-18 минут (в среднем и старшем дошкольном возрасте время занятия-игры увеличивается до 25 минут). В силу динамичности игры, чередования внутри нее концентрации и расслабления, интенсивного движения и покоя, наличия адекватного возрасту и опыту сюжета дети не только не устают, но наполняются силами. Благодаря наличию в игре переживания противоположных качеств (движение крупное и мелкое, широкий диапазон активности вплоть до полного покоя, изменение характера и направления движений и жестов, и т.п.) ребенок весьма интенсивно воспринимает самого себя в движении, что является важным условием развития пространственного образа себя. И вместе с тем ребенок реализует себя как творца некой яркой, насыщенной красками реальности. Таким образом, подражание в данном случае является не только копированием, уподоблением, но обретает особый смысл. С одной стороны оно становится каналом для воссоединения ребенка с самим собой (в переживании собственного двигательно-пространственного образа), а с другой – каналом для эмоционально-образного воссоединения с отображаемыми жизненными явлениями. Особенно этому процессу способствует наличие определенной композиции игры - зачин, развитие, кульминацию и завершение. Такое своеобразие жестово-образных игр вместе с наблюдательностью, творческим подходом, актерским и педагогическим мастерством ведущего обеспечивает длительную концентрацию внимания, активное участие детей и значительный развивающий потенциал жестово-образных игр.

Желательно на первых порах разыгрывать лишь фрагмент игры, и только после двух-трех занятий продолжать развитие сюжета, насыщая его новыми элементами. На протяжении освоения игры можно вводить новые части, а уже освоенные или неактуальные оставить, можно дополнять игру более сложными вариациями жестов, вводить какие-то новые элементы. Большое достоинство таких игр в том, что они не являются чем-то статичным, неизменным. Возможно, педагог найдет или сочинит нечто свое, что достойно занять свое место в уже существующей игре.

 

«Осенняя прогулка»

Эта игра адресована детямот 2,2 до 4-5 лет. Прыгая через кочки, шагая, останавливаясь, ребенок учится устанавливать равновесие, управлять своим шагом, чувствовать состояние своих ног как в различном движении, так и в покое. Ощущение тяжести и легкости шага позволяет управлять величиной и скоростью шага. Своевременное чередование - шаг, бег, подпрыгивание - концентрирует внимание на движениях и способствует развитию их произвольности. Кроме того, в ходе игры дети учатся а) согласовывать свои движения и оказывать друг другу помощь; б) способствует восприятию пространства тела и пространства окружения; в) развивает умение сохранять равновесие во вращении, находить баланс между разгоном и замедлением.

Материалы.

· Блюдо - корзинка, наполненное большими осенними листьями клена. Чем разнообразнее окраска листьев, тем лучше. Если листья мокрые, не следует обсушивать их – это дополнительное сенсорное воздействие;

· Лоскут однотонной ткани (1.5на2м.), под которой можно спрятаться, например, льняная скатерть.

Ход игры. Играющие образуют круг. Началом может служить тактильная «Игра-одевание» - (см. предыдущий номер журнала). Далее - подвижная часть.

1.Маленькие ножки шли по дорожке – повт.2 р Маленькие шаги на каждый слог.

2.Большие ноги шагали по дороге. Большие шаги на каждое слово

3.Бежали по лесочку, Останавливаемся и поворачиваемся в центр круга.

4.Скакали по кочкам (повт.2-3 раза). Прыжок на месте или в боковом направлении.

5.Прибежали во лесок.

Ой! Встать на одну ножку, вторую подогнуть.

Потеряли сапожок, Сохраняем равновесие.

Потеряли, потеряли, потеряли сапожок.

6.Заглянули под пенек — Заглянуть под себя

Вот он, вот он сапожок. Похвастать перед собой ножкой

Повт. 2 раза от «Маленькие ножки шли по дорожке» до «Вот он, вот он сапожок!»

7.Быстрые ножки бежали по дорожке.

Автор следующего фрагмента игры – Л.Ершова

8.Шли-шли-шли и в большой лес пришли- расходимся широким кругом, держась за руки

Мы пришли в осенний лес,

Полный сказочных чудес.

Сколько листьев расписных,

Красных, желтых, золотых!

9.Листик для Маши, листик для Саши и т.д. - раздаем каждому ребенку лист.

В этот момент можно их рассмотреть, провести пальчиком по дорожкам-прожилкам, пятнышкам и др. особенностям.

Простой напев:

10.Листиком помашем, листиком помашем - действия по тексту.

Красный желтый золотой,

Как красив ты лист резной.

11.С листиком попляшем,

С листиком попляшем - кружение вокруг своей оси

Красный, желтый, золотой

Вьется листик надо мной.

12.Вот листочки высоко - вытягиваемся вверх до максимальной высоты

Вот листочки низко - приседаем и листочками по полу шуршим. – повт.2р.

Вот листочек далеко - отводим листочек в сторону подальше от центра круга

Вот листочек близко - прижимаем листок к груди. – повт. 2 р.

13.Но тут налетел ветерок и подул на листок - фффф, фффф - выразительно дуем на листок с длинным выдохом;

14.Листочки полетели-полетели-полетели - кружимся вслед за листочками;

И на землю сели - присели (пауза, полная остановка) - повторить 1-2раза;

15.Листочки закружились-закружились - побежали вслед за листочками по кругу;

И остановились - присели (пауза, полная остановка);

16.Пришел дворник, в кучу листики собрал - ведущий кладет свой листок в середину круга, туда же кладут свои листочки и дети. Затем все собранное перекладывается в корзинку.

 

В дождливую погоду можно продолжить игру следующим фрагментом:

17. Солнышко ясное по небу ходило, ­- ведем хоровод, напевая несложный мотив;

Солнышко ясное все лето светило.

18.А осень настала – выразительно остановились, поворачиваясь к центру круга;

19.Светить перестало. ­ - Присели на корточки.

20.Спряталось от нас. Где оно сейчас? - Наклонились к коленям, спрятали лицо, прикрыли голову руками.

Отдыхает от забот – пауза в покое, замерли на 10-20секунд;

Пока дождик льет и льет.

Повторить от «Солнышко ясное…» до «Пока дождик льет и льет»- п.п.17-20

21. Кап-кап-кап-кап. - Очень медленно и тихо указательными пальцами поочередно стучим по полу.

Дождик, дождик, кап-кап-кап, – увеличиваем темп и громкость;

Ты не капай сильно так.

22.Дождик-дождик льется – всеми пальцами стучим, чередуя правую и левую руку;

В руки не дается.

23.Дождик-дождик-дождик льет - ладонями поочередно громко хлопаем по полу;

И гулять нам не дает

24.Очень мокро под дождем! – прекращаем стук;

Побежим скорее в дом!

25.Растягиваем ткань – это крыша. Под ней прячутся и ведущий и дети. Слушаем тишину.

Вот и дождик прошел, можно пойти гулять, прыгать и скакать!

Примечание. Игру можно закончить свободным бегом по скамейкам-мостикам, мешочкам-кочкам. Под мостиками и кочками можно расстелить лоскуты серо-голубой ткани – лужи и ручьи – чтобы ходить, не «замочив ног».

«Как на тоненький ледок» (игровая переработка русской народной песни). Игра проводится с детьми от 2, 5 лет. С детьми 3-4 лет и старше ее можно объединить с музыкально-ритмическими играми «Зимняя» и «Зайка». Чем полезна игра? Первая часть дает концентрированное переживание границ тела, вторая часть богата сменой ритма и скорости движений, контрастом интенсивного движения и полного покоя, вертикального положения тела и горизонтального, что способствует развитию произвольного управления собственным движением.

Материал: Бубенчики, нанизанные на цветные ленты, веревки или длинные полосы ткани - для каждой пары. Лучше, если это бубенчики на цветном шнуре.

Ход игры: первая часть – одевание - проводится, сидя на стульях, затем играющие переходят к подвижной части.

1.Оденем на ножки теплые сапожки.

Этот – с правой ножки, этот – с левой ножки - плотно гладим ногу от носка к колену;

2. Подтянем штанишки - подтягиваем одежду на поясе;

3. Наденем пальтишки, наденем пальтишки - гладим от запястья к плечу одну руку, потом другую;

4.Пальтишки меховые - обнимаем себя крепко;

5.И шапки пуховые - д вумя руками обхватываем голову;

6.И застегнемся:

Вот так, вот так - ритмично по центру груди плотно касаемся тела пальцами, собранными в щепоть- поочередно правой и левой рукой;

Пуговка к пуговке в ряд.

Что ж. готовы? Это дело!

И пойдем гулять мы смело!

Дети встают, переходят на свободное место и образуют пары. Каждая пара представляет собой «лошадку» и «всадника». На «лошадке» «упряжка» с бубенчиками. Естественно, «лошадка» стоит впереди. Она начинает движение медленным шагом, выразительно поднимая колени. В такт ей двигается «всадник».

На мотив русской народной песни выполняются движения.

7.Как на тоненький ледок – медленно высоко поднимая колени на каждый слог;

Выпал беленький снежок.

8. Выпал беленький снежок - шаг ускоряется;

Ехал Ванечка-дружок.

9. Ехал Ваня, поспешал, – подскоки;

Ехал Ваня, поспешал,- легкий галоп, который становится все интенсивнее;

Ехал Ваня, поспешал,

10.Со добра коня упал - падают на пол и, лежа, замирают;

11.Он упал и лежит, - расслабляются на 10-30сек.;

Никто к Ване не бежит.

12.Две подружки увидали - садятся, ладонь ко лбу, смотрят как под козырек;

Прямо к Ване подбежали.

13.На коня Ваню сажали - дети встают, берут за уздечку «лошадку»;

В путь-дорогу провожали.

Повторение песенки в более интенсивном исполнении 2-3 раза от «Как на тоненький ледок…» до строки «В путь-дорогу провожали». В заключении вместо «В путь-дорогу провожали» следующий фрагмент: (рис.2)

14. Как поедешь ты, Иван - в ритме песенки дети грозят друг другу пальцем,

Не смотри по сторонам,

А смотри под ножки - обеими руками указывают под ноги;

На белые дорожки.

 

Игра «Зимняя».

Музыкально-ритмическая игра для детей от 2,5 лет до 5 лет.

Игра соединяет в себе тактильные элементы с различными видами движения. Основной акцент приходится на изменение положения тела из вертикального в горизонтальное, на контраст движения и неподвижности.

Первая часть - «Одевание» - начинается сидя на стульях, вторая часть – «Зимняя» - продолжается в хороводном движении. «Одевание» – см. первую часть игры «Как на тоненький ледок» (п.п.1-6)

Далее взявшись за руки, идем хороводом, отмечая мелкими шагами каждый слог.

7. Маленькие ножки шли по дорожке - маленькие частые шаги;

Большие ноги шагали по дороге - 2 раза - большие шаги на каждое слово;

Скрип-скрип, топ-топ,

8.Провалились мы в сугроб! – падаем на пол и замираем на 10-20 сек.;

9.Из сугроба вылезаем - поднимаемся, энергично согласно ритму стиха отряхиваемся, движения - от слов.

И штанишки отряхаем,

И пальтишки отряхаем,

Шапки тоже отряхаем,

Путь свой дальше продолжаем –

Повторяем от «Большие ноги шагали по дороге» до «Шапки тоже отряхаем, путь свой дальше продолжаем.»

10. А мороз-то крепчает! - «поёжиться будто от холода»

И за носик кусает, и за ушки щипает

И за щечки кусает- чувствительно пощипываем себя за нос, уши;

В особенно морозную погоду можно продолжить следующим фрагментом (творческая переработка Пикулевой, Щукиной).

11. Ты, мороз-мороз-мороз! - грозим друг другу пальцами в ритме стиха;

Не хватай меня за нос, не щипай меня за ушки

Не кусай меня за щечки.

12. А мороз-то крепчает,

Метель-вьюгу призывает.

13.Вьюжки-вьюжки-вьюжки-вью – вращаем перед собой согнутые в локтях руки;

14.Колотушки колочу - кулаками друг по другу энергично постучать;

Заколачиваю, приколачиваю.

Примечание. Повторить движение несколько раз, увеличивая и уменьшая амплитуды движений. Например, широко вращая выпрямленными руками, хлопая по коленям; кружась вокруг своей оси и топая ногами; а в заключение- одновременно двигиясь и постукивая указательными пальцами.

Громкость и экспрессия декламации меняется до шепота в соответствии с масштабом движения.

Игру можно продолжить «лесным» фрагментом.

«Зайка» (инсценировка литовской народной песни), который разыгрывается сразу, без паузы.

1.А в лесу под елкой сидит зайка – присаживаемся, выразительно шевелим ладонями- «ушками» на макушке головы;

А в лесу под елкой сидит зайка. - то же;

2.Отморозил зайка ножки ­- руками, сидя на корточках, гладим ноги;

3.Побежал он по дорожке - подпрыгиваем на корточках;

В свою норку, в свою норку.

4. Спрятался наш зайка – нет его нигде - на корточках укрываем голову руками и замираем на 5-10 сек.;

Позовем мы зайку: Где ты зайчик, где? – сидим, не поднимая головы;

5. Скачет зайка прыг да скок,

Прыг да скок, прыг да скок - открываемся белому свету и. встав на ноги, подпрыгиваем на месте.

6. И на горке снег, снег, снег - будто слегка приминаем снег - широкие движения руками, очерчиваем контур холма на уровне головы;

7. И под горкой снег, снег, снег - на уровне колен широкие приминающие движения;

8.И на елке снег, снег, снег – держим руки вверху, компактным движением будто формируем верхушку елки;

9.И под елкой снег, снег, снег – держим руки внизу, компактным движением будто вокруг ствола трамбуем снег;

А под снегом спит медведь.

Тише-тише, не шуметь!- палец к губам.

 

Игра «Медведь в берлоге.» для детей от 2лет 10 мес. и старше.

Эту игру можно включить в качестве фрагмента в сенсорно-двигательную игру, а можно использовать и отдельно как игру с правилом, которая имеет выраженный сенсорно-двигательный компонент. Покрытие позволяет детям почувствовать неподвижность, уединение, отдаленность от окружения. Выразительный пример взрослого, которым он регулирует характер движения хоровода - это размеренный тихий шаг.

Материал. Белая ткань – покрытие берлоги - полупрозрачный хлопковый тюль (для детей до 4лет) или плотное полотно (для более старших детей), игрушка-медведь, желательно, как можно более реалистичный - для достоверности образа и переживании игры.

Ход игры. Взрослый считалкой выбирает водящего – жителя берлоги, дает этому ребенку игрушку, просит его присесть на корточки и накрывает их вдвоем тканью со словами: «Это медвежья берлога».

Далее ведущий предлагает детям взяться за руки, хороводом идем вокруг «берлоги», напевая:

Медвежонок-лежебока спит в своей берлоге.

Хоть в лесу всё тихо, но ты смотри получше,

Потому что чутко спит он под сосной колю-ЧЕЙ.

В конце на слог - ЧЕЙ дети выставляют ногу вперед, поближе к берлоге. Но так, чтобы не потревожить медведя. По этому же знаку – на слог ЧЕЙ – ребенок, находящийся в берлоге должен (не сам, а своей игрушкой) «выглянуть» из берлоги и дотронуться игрушкой до чьей -либо ноги. Тот, кто попался, теперь становится обитателем берлоги.

Примечание. Образ спящего медведя – знак того, что необходимо сохранять неподвижность в берлоге. Чем полезна игра? Она направлена на развитие пространственного восприятия, позволяет пережить контраст общности и разобщения; контраст большого открытого пространства и маленького закрытого, света на просторе и сумерек в берлоге под толщей «снега». Дети учатся угадывать по части целое – по ботиночку угадывать партнера, которого хотят выбрать.

 

«Навстречу весне» - игра для детей от 2,5 до 4 лет.

 

Композиция этой игры включает жестовый сюжет на стульях и музыкально-ритмическую хороводную игру. Действие разворачивается постепенно: от полного покоя с нарастающей подвижностью до кульминации. Значимость игры в том, что прикосновения позволяют детям почувствовать себя в своем теле - более отчетливо воспринять части тела, оттенки восприятия передней и задней его стороны, видимую и невидимую зоны. От этого концентрированного само-восприятия дети переходят к восприятию окружающего пространства и возвращаются вновь к восприятию самих себя в нем. Жесты в покое, прикосновения, вращение, ассиметричные хлопки развивают равновесие, право-лево-координацию. Умение необходимое время удерживать руки за спиной, сменять шаг на бег и прыжки, следовать за сюжетом и воздерживаться от движения тогда, когда его не должно быть – все это способствует становлению предпосылок к развитию произвольности. Тому, кто соскочил в «лужу» можно «высушить ножки» плотным поглаживанием стоп и голеней. Это способствует концентрации внимания в области ног и, благодаря этому, развивает ловкость движений. Кульминация темпа – карусель. Карусель, как и прыжки через лужи, создает ситуации, когда детям просто необходимо учитывать движение окружающих. Чередование энергичного бега и покоя, смена направления и учет движения окружающих детей и длины лент «карусели» способствуют развитию внимания и зрительно-пространственной ориентации.

Материал.

o Шест, на одном конце которого закреплены свободно свисающие яркие атласные ленты - это карусель;

o ленты небесно-голубого атласа длиной 1,3 м по числу детей – это весенние ручьи.

Ход игры. В начале игры все сидят на стульчиках, затем, в соответствии с сюжетом, все дети перемещаются на простор.

1. В нашем маленьком домишке - выразительно кладем голову на колени, закрываем глаза;

В колыбельках спят детишки.

2. Вот с кроватки кувыркнулись - согнутыми в локтях руками крутим катушечку перед собой; (рис.3)

3. Быстро-быстро все проснулись - руки на колени ладонями вверх, бодрый взгляд;

4. Нос, лоб, голова - касаемся руками;

5. Уши, щеки

6. И глаза - спрятались и нашлись - закрываем ладонями;

7. Плечики – плечики - плотно оглаживаем плечи;

8. Спинка и грудь - спину и грудь;

Ты разбудить ничего не забудь!

9. Ручки хлопают, ручки хлопают – хлопаем руками в ритме стиха перед собой;

10. А ножки топают, ножки топают – топаем ногами в ритме стиха.

11. Мы проснулись, потяну-у-у-лись,

12. Всем вокруг мы улыбнулись – смотрим в глаза друг другу, улыбаясь.

13. Наши ручки в пляс пустились – обеими руками, согнутыми в локтях, крутим перед грудью;

14. Завертелись,

15. Закружились – руки полусогнуты в локтях, раскрытые кверху кисти поворачиваем в разные стороны несколько раз.

16. На головке полежали – ­ далее движения по тексту

17. И на плечиках полежали. (рис.4)

18. На коленях полежали

19. И на ножках полежали.

20. И за спинку убежали.

21. Спрятались.

22. Где же, где же, где же наши ручки? – руки остаются спрятанными за спиной.

Нету-нету-нету наших ручек.

Где же, где же, где же наши ручки?

23. Вот-вот-вот-вот пляшут наши ручки! - хлопки по коленям.

Вот-вот-вот-вот пляшут наши ручки!

В игре, как только дети освоятся, можно произвольно менять порядок называемых частей тела – но называть их медленно, чтобы каждый ребенок успевал не только сориентироваться, но и почувствовать прикосновения в обратном направлении.

Усложнение. 1. В эту игру можно без ограничений вводить различные другие части тела, которые тоже важно прочувствовать через собственное касание, например на животике полежали, на ушках полежали и т.д.

2. На последних строчках можно менять хлопки по коленям на другие жесты: разнообразные повороты кистей без хлопков и с хлопками.

 

Теперь переходим к подвижной части.

1.Солнышко, выгляни! - руки раскрываем вверх, по направлению к небу;

2.Красное, высвети! – поворачиваемся вокруг себя в таком положении;

3.Красно солнышко, в дорогу выезжай! - беремся за руки и хороводом идем по кругу (по часовой стрелке);

Красно солнышко, в дорогу выезжай!

Повторить от « Солнышко, выгляни!» ….до «в дорогу выезжай» - еще раз более энергично.

4.Вот уж зимушка проходит (русская народная песня-хоровод) - идем змейкой по комнате, меняя направление;

Белоснежная проходит.

Люли-люли, проходит,

Люли-люли проходит.

Снег-мороз с собой уносит,

Снег-мороз с собой уносит.

Люли-люли, уносит,

Люли-люли, уносит -

5.Прощай, саночки-конечки – переходим к хороводному движению;

Наши милые дружочки,

Люли-люли, дружочки,

Люли-люли, дружочки – завершаем круговое движение и останавливаемся.

6.Сугроб.

Ставим в середину скамейку, накрываем ее белой тканью – это «сугроб»:

Во дворе сугроб лежит прямо на дороге,

Обойти его никак не могут наши ноги!

Разбежались мы и – оп! – перепрыгнули сугроб – ведущий показывает прыжок первым, затем подстраховывает детей за руку. С какого расстояния разбегаться, прыгать или перешагивать – дети решают для себя сами.

Повторить в свободном режиме 5-10 раз – по желанию детей.

В период таяния снега можно к фрагменту «Сугроб» добавить следующий фрагмент, а потом и заменить на «Ручеек».

7.От сосулек - звон, звон - хлопаем в ладоши слева и справа от головы;

Просыпайся, клен, клен.

8.Тает - тает снег, снег - жест ладонями, который изображает «тающий сугроб»;

Ручеечки в бег, в бег – крутим ладони друг за другом перед собой.

Раздаем ленты -«ручейки» детям.

Ручеек.

Раздаем детям ленты, напевая: «Ручеек для Саши», «ручеек для Жени» и т.д.

9.Солнце в золотых лучах нам подмигивает, – стоя на месте, «полощем» ленту в вертикальном направлении;

Через лужицу ручей перепрыгивает.

10.Ах, ручей, чей ты, чей? - бежим по кругу, увлекая за собой ленты змейкой;

Я из снега и лучей,

11.Я бегу, я смеюсь, я с другим ручьем сольюсь - «ручейки» собираются в центре;

Повторить 1-2раза.

Когда ручейки вновь собираются, накрываем их лоскутом ткани – это «лужа»: 13.Вот тут лужа на пути.

Через лужу не пройти!

14.Мы по снегу - топ, топ - шагаем в ритме стиха;

15.Через лужи - прыг-скок! - через «лужу» перепрыгиваем.

Примечание. Во избежание столкновений движение должно быть только в одном определенном направлении.

Убираем «лужу».

«Карусель»

16.Ай, люли-люли-люли, карусель стоит вдали! - выносим в центр шест с лентами.

Ведущий садится в середину круга и удерживает шест вертикально. Дети разбирают ленты, каждый берет свою ленту в правую руку.

17.Еле-еле, еле-елезакружились карусели - ведущий одной рукой показывает направление, начинается медленное движение по кругу по часовой стрелке;

18.А потом, потом, потом - шаг ускоряется;

Все бегом-бегом-бегом.

19.А потом скорей-скорей – шаг переходит в бег;

Все быстрей-быстрей-быстрей - ускорение по тексту;

Все быстрее, и быстрее,

И быстрее, и быстрей!

20.Тише-тише! Не спешите! – бег замедляется, переходит в шаг;

Карусель остановите! - останавливаемся.

Повторить 1-2 раза, меняя направление;

Раз-два, раз-два, карусели отдохнуть пора - сворачиваем шест с лентами.

 

Примечание. 1. Маленьким или не очень ловким детям необходимо начать перешагивать или перепрыгивать с небольшого препятствия. Для этого ткань нужно бросить на пол и присобрать с краев, чтобы получилась длинная и узкая волнистая поверхность с неровными краями шириной 30-40см. Для старших - трех-четырех летних детей можно вносить разные усложнения. Например, увеличить размер лужи, расстилая пошире ткань, увеличить величину сугроба, подкладывая под ткань что-то или покрывая скамейку высотой до 20см.

2. Чтобы дети в прыжке не поскользнулись, наступив на ткань, необходимо следить за тем, чтобы края ткани оставалась уложенными аккуратно, даже если ее кто-то задел.

3. По окончании игры можно выстроить замкнутое кольцо из мостиков-скамеек и кочек-пенечков, среди которых расстелить лоскуты серой и голубой ткани, которые будут изображать лужи. Детям возможность свободно побегать по мостикам.

 

«Здравствуй, лето!»- игра для детей от 3 до 6 лет.

Эта хороводная музыкально-ритмическая игра адресована детям, у которых воображение достигло некоторой зрелости, т.е. ребенок может не только воспринимать образ живого существа, но и удерживать его, играя, перевоплощаясь в него.

Игра состоит из четырех отдельных эпизодов. Их можно использовать по отдельности или постепенно объединять, добавляя на протяжении 3 недель новые фрагменты по мере освоения детьми материала.

Сюжет и содержание этой игры, как и всех описанных здесь, укрепляет связь детей с природой, развивает навыки взаимодействия, и что важно, развивает трепетное и бережное отношение к живому, что способствует социально-личностному развитию. Игра развивает также координацию, равновесие, восприятие трех пространственных плоскостей через движение собственного тела. Например, для восприятия вертикальной оси – это образ дерева, плавающей вверх-вниз рыбки, движение поднимающегося к поверхности пузырика, раскрывающегося клюва журавля. Образы живых существ представляют собой сложно координированные позы, движения, упражнение разных видов равновесия (например, в глубоком приседе, или стоя на одной ноге). Все это предполагает и одновременно развивает координацию, равновесие и соразмерность движений. Эти многообразные движения способствуют развитию пространственного представления и зрительно-пространственной координации. Движения выполняются медленно, что позволяет ребенку вникать: воспринять движение, «переварить», усвоить его и отобразить.

Сохранение образа в столь сложном движении предполагает высокую концентрацию внимания ребенка на восприятии своих движений и сюжете. Игра способствует познавательной активности, воображения ребенка, способность представить себя на месте живого существа, обитающего в другой стихии.

 

Материал. Ориентир - условные образы птичек и рыбок -помогает удерживать образ. Он требуется детям до 4 лет или детям с проблемами внимания.

· Рыбки размером примерно со взрослую ладонь, вырезанные из картона -цветного или раскрашенного с обеих сторон мелками. Их можно разместить в корзиночке-коробочке-лотке под лоскутом голубой ткани – «в пруду».

· Птички бумажные на ниточке, крылышки которых раскинуты в стороны.

Ход игры. Ведущий взрослый приглашает всех детей собраться в маленький тесный круг и взяться за руки, затем присесть на корточки - «Солнце спит».

1.Светит солнце ярче-ярче-ярче - поднимаемся, тянем сцепленные руки-лучи кверху;

2.Греет солнце жарче-жарче-жарче - расходимся от центра, расширяя круг;

3.Вот стоит какое дерево большое! – расцепляем руки и тянемся обеими руками вверх, широко раскидываем их в стороны; (рис.5)

4.А внутри среди ветвей - собираем ладони ковшиком перед собой - это гнездо;

Птичка прячет малышей.

5.В гнёздышке у птички пёстрые яички – колечки из пальцев – поочередно соединяем с большим пальцем указательный, средний, а для 5-6 летних детей еще безымянный и мизинец;

6.Подрастают птенцы, покидают гнездо - перекрест кистей перед собой и ладони-крылышки делают короткие взмахи, направляя движение кверху; (рис.6)

И веселую песню поют на заре.

Но один слишком мал,

Полетел и упал – из верхнего положения быстро опускаемся на колени, перекрещенные руки падают вниз, запястья на пол;

7.Мы его подобрали в высокой траве - из ладоней делаем ковшик- колыбельку;

«Не грусти и ты, малыш - бережно покачиваем ее перед собой;

Подрастешь и полетишь.

Посиди немножко в тепленьких ладошках

8.Отдохнул? Теперь лети! - подбрасываем соединенные руки вверх, будто птицу в небо;

Доброго тебе пути!

9.Птичка ты моя, в небе ты летишь – движемся по кругу, медленно взмахивая руками;

Принеси нам солнышко

10.В тепленькое гнездышко - останавливаемся, собираем руки ковшиком перед собой - это «гнездо».

Лягушка

1.С веселой песней мы идем,

К лягушке в гости попадем - легкими высокими подскоками свободно движемся по кругу, повторить 2раза;

Останавливаемся, поворачиваемся лицом к центру круга и приседаем, расставив колени в стороны, руки между коленями опираются на пол;

2.Я – лягушка, «квак!»

Квакаю вот так: все вместе- «Квак!»

3.Квакать мне не лень «Ква!» - на последний слог подпрыгиваем в приседе;

Прыгать целый день «Ква!» - на последний слог подпрыгиваем в приседе;

4.Вот поймаю мошку - ам! - ртом хватаем воздух справа или слева от себя;

Вот поймаю мошку -Ам! - хватаем воздух с другой стороны, чуть подпрыгнув; (рис.7)

Вот поймаю мошку - АМ! - подпрыгиваем высоко и возвращаемся в глубокий присед;

5.Ква! Наелась немножко! - оставаясь на корточках, погладить себя по животу с удовольствием.

Повторить от «Вот поймаю мошку!..» до «… наелась немножко» еще1-2 раза.

Журавль.

1.С веселой песней мы идем

И к журавлю мы попадем - легкими высокими подскоками свободно движемся по кругу; повторить 2раза;

Останавливаемся, поворачиваемся к центру круга;

2.Я – журавль длинноногий - выразтельно руки подняли в стороны, как крылья;

Я шагаю по дороге - медленно, высоко поднимая ноги, шагаем на одном месте;

3.Топну правою ногой, (рис.8)

Постою часо-о-ок- друго-о-ой - остаемся стоять на одной ноге, сохраняя равновесие с помощью рук-«крыльев»;

Топну левою ногой,

Постою часо-о-ок- друго-о-ой - то же на другой ноге;

Повторить еще раз п.3.

Встаем на обе ноги или остаемся стоять на одной ноге. Вытянутые вперед руки складываем вместе ладонь к ладони, так, чтобы ладони лежали в горизонтальном направлении и могли раскрыться по направлению вверх-вниз – это «клюв».

4.Длинный клюв свой раскрываю – широко разводим руки; (рис. 9)

Лягушонка поджидаю;

Лягушонок прискакал –

5.АМ! – его я не поймал – резко сводим руки, будто захлопнулся клюв; (рис.10)

Повторить п.п.4 и 5 еще 1-2 раза.

Рыбки.

1.С веселой песней мы идем

И к рыбкам в гости попадем - легкими высокими подскоками свободно движемся по кругу; повторить 2раза;

Садимся в кружок на колени;

2.Ручеёк бежит-сверкает - крутим ладонями друг за другом перед собой низко, над самым полом; (рис.11)

И карасик в нем играет; повторить 2 раза;

Раздаем младшим детям рыбок, каждая рыбка будто «плывет» к ребенку. Ладошками берем рыбку с обеих сторон. Старшие дети могут сделать воображаемую рыбку, соединив две ладони симметрично. (рис.12)

3.Вверх поднимается - вниз опускается – сидя на коленях, поднимаем соединенные руки вверх - «к поверхности воды» и опускаем к полу – «на дно».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: