Сравнительный анализ концепций свободного воспитания Ж.Ж. Руссо и М. Монтессори




Сколько ученых, педагогов, писателей, философов, брались осветить проблему свободного воспитания столько и теорий, так как каждый автор со своими взглядами, мыслями, идеями, нравственными позициями. В каждой теории прослеживается индивидуальность автора. И каждый считает свою версию, свое видение теории идеального свободного воспитания единственно правильной, некоторые даже позволяют себе выступать с критикой в адрес других авторов. Но, по сути, все говорят об одном и том же, о свободном развитии личности, с разных сторон осуществляя подходы воспитания.
Убеждения мыслителей претерпевали изменения вместе с эволюцией их философских взглядов и гражданских позиций. Начиная с Античности и до современности, пытливые умы человечества находятся в постоянном поиске новаций в области свободного воспитания.

Основные сходства и различия были уже выявлены и описаны выше в ходе анализа концепций свободного воспитания. Но все же хотелось бы выделить наиболее значимые аспекты в концепциях свободного воспитания Ж.Ж. Руссо и М. Монтессори.

Как мы видим, основное сходство - это, конечно, сам принцип свободного воспитания, неразрывно связанный с верой педагога в творческие способности ребенка, его убежденностью, что любое внешнее влияние на творческий потенциал растущего человека оказывает то или иное действие, с акцентом на приобретение ребенком собственного опыта, благодаря которому происходит полноценное развитие личности.

Следует отметить, что и Ж.Ж. Руссо и М. Монтессори выделяют в своих учениях периоды развития ребенка, подразделяя их на определенные группы.

У Ж.Ж. Руссо и М. Монтессори – принцип свободы – основание всей педагогической концепции. Общим в их взглядах - выдающихся представителей идей свободного воспитания, являлись идеи о правах ребенка на свободу, о свободе выбора, о свободном трудовом, нравственном, физическом воспитании, о воздействии природы в воспитании. Много общего во взглядах ученых было в требованиях к личности воспитателя и учителя.
Ж.Ж.Руссо и М. Монтессори говорили о самостоятельности как о важнейшем качестве человека, как о основе его духовного развития и самосовершенствования; это опора в жизни и в себе самом. Одинаково высоко оценивали значение сенсорного воспитания (только отличались методы и приемы обучения). Практически совпадали взгляды о порядке и дисциплине, о их внутренней осознанности. Одинаково отрицательно относились к телесным наказаниям.

Наверное, можно смело предположить, что главное различие в том, что Ж.Ж.Руссо создал идеал естественного воспитания, происходящего изолированно от современного общества, а М. Монтессори на практике воплотила идею свободного воспитания Ж.Ж. Руссо в жизнь с реальными учениками и учителями. Конечно, претерпев некоторые изменения, внеся дополнения в основную концепцию свободного воспитания Ж.Ж. Руссо. Так М. Монтессори работала еще и с умственно отсталыми детьми, добившись в их обучении серьезных положительных результатов.

Также следует обратить внимание на то, что, в отличие от Ж.-Ж. Руссо, М. Монтессори акцент делался на изменение социальной школьной среды, создание «простора свободным и естественным проявлениям личности ребёнка», заботу о творческом начале в человеке.

 

 


Выводы


К началу XX века приобрела особую популярность концепция свободного воспитания, проявившаяся во многих педагогических течениях. В настоящее время, когда современная наука находится в поисках новых систем образования, идея свободного воспитания получила новый всплеск интереса и внимания к себе. Глобальная перестройка основ образования, демократизация системы народного образования, желание научить детей творчески мыслить, формировать их духовные потребности и нравственные качества, изменение ценностных ориентиров требуют от педагогической науки нетрадиционных подходов к решению образовательных задач. Идея свободного воспитания, с ее главным приоритетом - ребенком, наиболее созвучна тем серьезным требованиям, которые предъявляет человеку современность. Тем самым, предполагая, что принципы свободного воспитания помогут подрастающему поколению гармонично влиться в хаотичный мир, ведь основные принципы теории свободного воспитания предполагают:

- постоянное стремление к познанию других людей, установление взаимоотношений с ними, искренность и готовность к открытому диалогу;

- способность к самоорганизации и саморегуляции;

- творческое проявление самостоятельности и умение отстаивать свои права в соответствующих ситуациях;

- последовательность в достижении цели и при этом проявление уверенности в себе;

- стремление развиваться в направлении все большей сложности, компетентности, зрелости и самодостаточности;

- стремление личности к полному выявлению и развитию своих возможностей и задатков с целью превращения их в способности и др.

Таким образом, идеи теории свободного воспитания проходят лейтмотивом через всю педагогику Ж.Ж. Руссо и М. Монтессори, изменяясь через их концепции, но основой которых является то, что природный потенциал саморазвития у каждого ребенка уникален и неповторим. Каждый ребенок, каждый человек выявляет силу жизни и достигает реализации своих возможностей единственным, только для него характерным способом. Реализация возможностей ребенка происходит благодаря проявлению индивидуальных внутренних импульсов. И смысл человеческой жизни с этой точки зрения состоит в наиболее полном раскрытии своего духовного потенциала, о чем ратовали в своей повседневной педагогической работе педагоги-гуманисты и все те, кто исповедовал и, исповедует по сей день, идеи свободного воспитания.

 

 

Библиография

1. «Эмиль, или о воспитании», книга 1, стр.102 «История зарубежной дошкольной педагогики», хрестоматия, М., «Просвещение», 1986г.

2. «Эмиль, или о воспитании», книга 1, стр.103 «История зарубежной дошкольной педагогики», хрестоматия, М., «Просвещение», 1986г.

3. «Юлия, или Новая Элоиза» стр.90, «История зарубежной дошкольной педагогики», хрестоматия, М., «Просвещение», 1986г.

4. М. Монтессори. «Помоги мне сделать это самому» М., Изд. Дом «Карапуз», 2004, «Мои методы», стр.41

5. Из книги Елены Хилтунен «Уроки на корточках». М., Генезис, 2006, стр.7

6. М. Монтессори. «Помоги мне сделать это самому» М., Изд. Дом «Карапуз», 2004, «Мои методы», стр.52,56

7. М. Монтессори. «Помоги мне сделать это самому» М., Изд. Дом «Карапуз», 2004, «Мои методы», стр.40

8. М.Монтессори. «Помоги мне сделать это самому» М., Изд. Дом «Карапуз», 2004, «Мои методы», стр.40,41
9. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: 2001.

10. Монтессори М. Дом ребёнка: Метод научной педагогики: Пер.с итал. Гомель, 1993.

11. Нерсесянц В.С. Сократ/ Отв. ред. Л.С. Мамут. М.: 1977. 151с.

12. Сорокова М.Г. Система М.Монтессори. Теория и практика./ М., 2005

13. История Зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия. / Сост.: Н.Б.Мчедлидзе, А.А.Лебеденко, Е.А.Гребенщикова. – М., 1986.

14. Аксенова В.И., Лобейко Ю.А. Проблемы методологии и методы реализации идеи свободного воспитания личности: Приложение к части 1 учебного пособия-хрестоматии для самостоятельной работы по повышению ᴨȇдагогической квалификации. - М.: 2001.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: