Москалева Татьяна Александровна, учитель ВКК МБОУ СОШ «Новая Эра» города Тулуна Иркутской области.
Данная практика направлена на популяризацию творчества русских и зарубежных мастеров слова. Реализация читательской практики «День рождения поэта» предполагает взаимодействие всех субъектов образовательного процесса и базируется на технологии проектов, эмоционально-ценностного стимулирования М.Яновской, интерактивного обучения (диалог и полилог), интегральной технологии В. В. Гузеева (литература + МХК + история + театр + кинематограф). По литературному календарю знаменательных дат определяется юбиляр, заинтересованный класс или группа почитателей творчества готовит сценарий праздника, и весь день в школе посвящён творчеству одного поэта (писателя). Техническое оснащение нашей школы позволяет использовать образовательное пространство максимально эффективно и создавать определённую атмосферу творчества, общения с книгой и автором.
Цель: развитие эмоционально-ценностного восприятия творческого пути мастера слова, формирование читательской грамотности учащихся.
Задачи практики:
1) Показать значимость творческого пути поэта (писателя), его достижения в области литературы.
2) Развивать инициативы классных коллективов, творческих групп при подготовке и реализации проекта «День рождения поэта».
3) Воспитывать потребность в чтении, в выборе своих драгоценных книг – духовных ориентиров для саморазвития и личностного роста.
Практика рассчитана на взаимодействие классных коллективов, учителей, родителей. Активными участниками данной читательской практики могут стать не только классные коллективы, но и почитатели творчества поэтов, писателей из разных возрастных групп, предполагается также сотрудничество с Центральной городской библиотекой, писателями и поэтами города Тулуна.
|
Актуальность данной практики обусловлена потребностью в новых подходах, способах организации деятельности учащихся при изучении творчества и биографии выдающихся деятелей мировой литературы. Сама идея подобной практики родилась в условиях освоения нового, современного образовательного пространства школы, построенной к началу 2020-2021 учебного года по поручению Президента РФ В.В.Путина и при финансовой поддержке компании «Роснефть». Просторная библиотека, прекрасный актовый зал, интерактивные панели в рекреациях, зоны отдыха с книжными полками и образовательными площадками, где дети могут скачать книгу по штрихкоду, написать на стене в рубрике «Сегодня я читаю», школьная телестудия - всё это позволяет организовать образовательное пространство так, что «День рождения поэта» будет праздновать вся школа.
Ключевыми образовательными форматами данной читательской практики выступают проекты «Читаем классику вместе», «Визитная карточка поэта», музыкально-поэтическая гостиная, интеллектуальное кафе, клуб читателей «Таланты и поклонники», литературные квесты, буккроссинги, буктрейлеры.
Технология практики предполагает на первом этапе формирование годового календаря знаменательных дат. Это могут быть юбилейные дни рождения русских и зарубежных мастеров слова. На втором этапе классы под руководством учителя литературы определяют, день рождения какого поэта, писателя им хотелось бы презентовать всей школе. Третий этап – составление сценария, выбор образовательного формата, в котором будет проходить этот день. Четвёртый этап – реализация проекта. Пятый этап – рефлексия участников читательской практики (социологический опрос, отзывы, статьи о положительном опыте) Шестой этап – трансляция лучших фрагментов дня на странице сообщества МБОУ СОШ «Новая Эра» города Тулуна в социальной сети ВКонтакте, в иных мессенджерах.
|
Предполагаемые результаты практики: участники получают возможность погрузиться в удивительный мир художественных произведений юбиляра поэта или писателя, увидеть грани его таланта, расширяют свои познания в области мировой литературы, учатся создавать атмосферу праздника, игры, творчества, находят единомышленников, и даже обретают новых друзей. Участие в данной читательской практике не проходит бесследно для ученика. Каждый может определить для себя то, что ему интересно: попробовать свои силы в художественном чтении, в сценарном или режиссерском деле, примерить на себя амплуа актёра или постановщика театральной миниатюры, ведущего или участника клуба читателей, литературной гостиной, организатора квеста или его героя, оператора или репортёра дня. Такая практика позволяет не только приблизить книгу к читателю, но и самого читателя раскрывает по-новому, дарит радость общения с единомышленниками.
Достижение описанных выше результатов достигается при личной заинтересованности каждого участника читательской практики. Безусловно, вдохновителем и идейным руководителем выступает учитель литературы, он курирует подготовку к празднику, помогает составить карту поручений, направляет и поддерживает учащихся в их начинаниях. Но бывает и так, что инициатива исходит от самих детей, когда они самостоятельно определяют, с какими авторами они хотят встретиться, какие книги почитать и обсудить. В своей педагогической практике я ранее использовала формат клуба читателей. Такая форма общения с книгой предполагает свободное от рамок и установок урока общение, что позволяет идти за познавательными потребностями ребёнка, его интересами в мире книг. Творческие мастерские, литературно-музыкальные гостиные, буккроссинг, визитная карточка книги (рекомендации к внеклассному чтению), создание буктрейлеров или буклетов – это способы и навыки обращения с книгой, которые помогут утвердиться новой читательской практике. Подготовило рождение данной практики и желание детей декламировать произведения мировой литературы. На уроке внеклассного чтения в 9 классе яркий эмоциональный отклик вызвала трагедия В.Шекспира «Гамлет», и ребята, читая знаменитые монологи Гамлета, показали актерское мастерство и умение прекрасно декламировать классику. Аплодисменты слушателей, успех выступления, переживание опыта погружения в мир шекспировской трагедии – всё это бесценный читательский опыт и гарантия заинтересованности ученика во взаимодействии, общении при реализации проекта.
|
Проверить эффективность читательской практики позволяет рефлексия участников проекта, социальная оценка видеоотчёта о проведении «Дня рождения поэта» в мессенджерах, отзывы гостей и партнёров проекта.
Методические материалы по отдельным образовательным форматам, которые и стали основой практики, представлены на странице профессионального сообщества https://proshkolu.ru/user/moskalyovatatyana/, в новостной ленте ВК.
Автор практики: Москалева Татьяна Александровна, высшее педагогическое образование, место работы МБОУ СОШ «Новая Эра», 26 лет опыта работы учителем русского языка и литературы, область интересов - «Формирование эмоционального интеллекта на уроках русского языка и литературы».
Контакты для связи: Москалева Татьяна Александровна, e-mail: moskalyovatatyana@yandex.ru, телефон 8914923956