Урок 48/126. Тема Понятие права




Тема 47/125 Средства массовой информации в политической жизни общества

Теоретический материал

В современном мире в формировании мировоззрения людей исключительно важную роль играют средства массовой информации (СМИ). Особенно велика роль телевидения, так как оно прямо, в наглядной форме, доносит до телезрителя ту или иную информацию, которую телезритель тут же без критического отношения к ней воспринимает. Телепередачи можно смотреть в любом положении: лежа, стоя, во время завтрака и т. д. Чтение газет, книг и журналов требует определенных умственных усилий, и поэтому большинство людей в эпоху телевидения их просто игнорирует. Отсюда совершенно ясно, что в зависимости от содержания телепередач формируется соответствующее мировоззрение людей.

Достаточно сказать, что современные средства массовой информации (СМИ) очень сильно отличаются от СМИ предыдущих эпох. Наполеон I умер 5 мая 1821 г. на острове Святой Елены. В Европе об этом стало известно спустя несколько недель. Сейчас же любая информация в считанные секунды распространяется на весь мир.

Журналистика в России возникла “сверху” как элемент правительственной политики – по Указу Петра Первого и предназначалась для пропаганды и разъяснения новаторских реформ государя. Феодальное общество России еще почти не нуждалось в регулярном и оперативном обмене информацией через средства массовой информации. Здесь достаточно было деловой переписки. И научная общественность еще не ощутила потребность в необходимости издания своего журнала, как это было в Великобритании и Франции. Поэтому в России полноценные СМИ появились только в начале 18 в

Первая российская газета “Куранты” (1621 г.) была рукописной. Их по-другому называли “Вестовые письма”. Это была газета наоборот – ее “выпускали” в нескольких экземплярах 2-4 раза в месяц многие люди, дьяки и подьячие Посольского приказа, для очень ограниченного круга читателей – царя Алексея Михайловича и его приближенных. Она создавалась по типу “Ньюз-леттерз” и содержала выборку сообщений на дипломатическую, военную, придворную и торговую темы из немецких, шведских, польских и голландских газет, переведенных на русский язык. Для массовой аудитории не предназначалась и вообще ее выпуск был окружен тайной.

Первая настоящая газета – “Ведомости” (декабрь 1702-1727). Это государственное издание. Создана по Указу Петра Первого. Это существенно отличается от путей формирования западной системы СМИ, где первые газеты возникали в основном как частная инициатива и служили торгово-коммерческим целям. Первый номер не сохранился, до нас дошел номер от 2 января 1703 г. Петр I нередко сам принимал участие в подготовке, редактировании и отборе материалов для газеты. Цель издания – пропаганда внешней и внутренней политики государства. Важная тема – Северная война. Первый редактор – директор печатного двора Ф.Поликарпов. Выходила под разными названиями – “Ведомости Московского государства”, “Ведомости Московские”, “Российские ведомости”. Тираж был непостоянный – от нескольких десятков до нескольких тысяч экземпляров. Периодичность – тоже различной: в 1703 – 39 номеров, в 1705 – 46, а в 1718 – один! С 1715 г. “Ведомости” начинают выходить и в Петербурге. А с 1719 г. – только в Петербурге. В 1720 г. в газете появился первый репортер, который собирал и готовил к печати сведения о русской жизни, прежде всего – придворной жизни. Это был Яков Синявич. Он готовил сообщения об успехах российской экономики, давал информации об ассамблеях, гуляниях и празднествах. Важной фигурой в газете был переводчик, готовивший переводы материалов из иностранных газет для публикации в “Ведомостях”. В Петербурге во главе газеты встал переводчик Б.Волков. Газета скорее напоминала брошюру или тетрадь – восьмая доля листа. Количество страниц в разных номерах было различным – от 2 до 22. Главное содержание – информационные материалы и официальные сообщения. Тематика выступлений широкая – от политических новостей до устройства лодки. Газета продавалась, но особым спросом не пользовалась. Перестала издаваться через два года после смерти Петра I.

Функции СМИ разнообразны. В любом современном обществе они в той или иной форме выполняют ряд общих политических функций.

Функции СМИ:

 Информационная

 Политической социализации.

 Критики и контроля.

 Образовательная.

 Формирования общественного мнения.

 Мобилизационная.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ. Является, пожалуй, важнейшей функцией СМИ. Она состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. Добываемая и передаваемая массмедиа информация включает не только беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку.

Далеко не все распространяемые СМИ сведения (например, прогнозы погоды, развлекательные, спортивные и другие подобные сообщения) носят политический характер. К политической информации относятся те сведения, которые имеют общественную значимость и требуют внимания со стороны государственных органов или оказывают на них воздействие. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества.

Удовлетворение общественных потребностей в получении информации, главным образом о важных политических, экономических событиях, непосредственно влияющих на жизнь каждого члена общества (public surveillance). Данная функция имеет огромное значение для предмета сообщения. Путем освещения негативных моментов, последствий того или иного события она дает возможность журналистам привлечь внимание аудитории, властей к той или иной актуальной проблеме, политическому деятелю, бизнесмену, организации, подтолкнув заинтересованных лиц к действиям по исправлению ситуацию. Это может как вызвать поддержку со стороны читателей и повысить популярность известной личности, способствовать процветанию той или иной политической, экономической организации, так и спровоцировать критику аудитории с соответствующими для предмета сообщения последствиями.

Удовлетворение частных потребностей в получении информации (private surveillance), когда любой член общества может получить ту информацию, которая актуальна для него на данный момент (спортивные и культурные события, научная жизнь, общественная и частная жизнь знаменитостей, погода, мода и т.д.). Реализация данной функции позволяет быть информированными в различных сферах деятельности, чувствовать себя в информационной безопасности и быть уверенными в стабильном развитии общества.

Образовательная функция. Эта функция проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих адекватно оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников. Масс-медиа, сопровождая человека в течение всей его жизни, в том числе и после завершения учебы, в значительной мере влияют на восприятие им политической и социальной информации. При этом под видом политического образования у людей могут формироваться и псевдорациональные структуры сознания, искажающие реальность при ее восприятии.

Функция социализации. Образовательная роль СМИ тесно связана с их функцией социализации и по существу перерастает в нее. Однако, если политическое образование предполагает систематическое приобретение знаний и расширяет познавательные и оценочные возможности личности, политическая социализация означает интернализацию, усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов повеления. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности.

Функция критики. Эту функцию в политической системе осуществляют не только массмедиа, но и оппозиция, а также специализированные институты прокурорского, судебного и иного контроля. Однако критика СМИ отличается широтой или даже неограниченностью своего объекта, который составляют и президент, и правительство, и суд, и различные направления государственной политики, и сами СМИ.

Контрольная функция. Эта функция основывается на авторитете общественного мнения. Хотя СМИ, в отличие от государственных и хозяйственных органов контроля, не могут применять административные или экономические санкции к нарушителям, их контроль часто не менее эффективен и даже более строг, поскольку они дают не только юридическую, но и моральную оценку тем или формирование общественного мнения. Например, существует четко сформулированное общественное мнение в отношении таких глобальных общечеловеческих проблем. Как предотвращение экологической катастрофы, термоядерной, биологической войны и т.д.

Каждая страна и политическая система может влиять на подачу информации, они пытаются ее преподнести так, чтобы убедить население в правильности своего режима или отвлечь от внутренних проблем, например таких как спад в экономике. В украинских СМИ преподносится информация совершенно противоположная нашей. Так, например, в статье по заголовком: «Ложь, гнусная ложь и российская дезинформация» пытаются изобличить «режим Путина» во лжи и преднамеренной пропаганде. Российская Федерация использует обширную пропаганду, откровенную ложь и, самое главное, дезинформацию в рамках гибридной войны, которую она ведет против Украины и Запада. Дезинформация сочетает правду с тем, что люди хотят видеть правдой, и с ловко замаскированной прямой ложью. Москва активно использует такую дезинформацию в рамках сознательной широкой политики по Украине. Перекручивая политические события, она легко меняет или выбрасывает элементы ложного повествования. Российская дезинформация высеялась на благодатную почву внутри страны, потому что она играет на глубоко укоренившихся эмоциях россиян и служит для того, чтобы отвлечь внимание людей от более насущных политических и экономических проблем. За границей сообщениям Москвы уделяется чрезмерное внимание из-за отсутствия сомнения в них и непонимания некоторыми западными журналистами разницы между балансом и истинной объективностью, а также из-за существования большого числа избирателей, чьи рабочие места зависят от поддержания тесных отношений Запада с Россией. Чтобы ограничить распространение и воздействие дезинформации, западные правительства должны признать разницу между простой ложью и фактической дезинформацией, приобрести опыт в определении дезинформации и отделении истины от лжи, а также разработать методы для ответа и противодействия такой дезинформации как дома, так и за рубежом. Изменения, необходимые для достижения этой цели, потребуют политической воли и некоторых расходов, но затраты из-за бездействия могут быть еще больше.

Мишень дезинформации — наши эмоции, ограниченная сознательность и неспособность отбирать информацию, а также склонность верить всему, что наиболее соответствует нашему личному и коллективному опыту, нашим эмоциональным предпочтениям. Эта тактика использует наше желание сохранить свои привилегии, ради которых мы готовы согласиться с чем угодно. Дезинформация используется для того, чтобы оклеветать активистов и лидеров, дискредитировать общественные и политические движения, возбуждая подозрения и ненависть к отдельным людям и группам, усилить лояльность, разбередить старые раны и возбудить жажду мщения. Но всякая информация может с легкостью превратиться в дезинформацию, если мы некритично впитываем ее и оцениваем, исходя из единственного принципа — «это ложь или правда в зависимости от того, убеждает ли это меня (в очередной раз) в правоте моей единственно верной точки зрения».

Руанде в 1993 году СМИ открыто призывали убивать людей. Самая популярная в стране радиостанция RTLM (Radio Television des Milles Collines) — «Радио и телевидение тысячи холмов» — была основана в 1993 году членами семьи и друзьями президента Хабьяриманы. Людям нравилась музыка. Это радио передавало популярную музыку и одновременно начало проповедовать превосходство хуту.

Через несколько минут после того, как был сбит самолет Хабьяриманы (этот инцидент послужил толчком к насилию в Руанде), RTLM обвинило в случившемся бельгийский миротворческий контингент ООН. На следующее утро десять бельгийских солдат были жестоко убиты, и силы ООН тут же вывели из страны. Радиостанция начала провоцировать резню, используя знакомую нам тактику дегуманизации: «...они тараканы» и т. д. В эфире звучали призывы вроде: «Все, кто нас слушает, поднимайтесь на борьбу за нашу Руанду... беритесь за то оружие, которое у вас есть: у кого есть стрелы — берите стрелы, у кого есть копья — берите копья... берите свои обычные инструменты... мы все должны бороться [с тутси], мы должны покончить с ними, уничтожить их... для них не должно найтись убежища, им никуда не скрыться». Подобные лозунги звучали до последнего дня геноцида в Руанде. Фердинанд Нахимана, директор RTLM, позже был арестован и отправлен под трибунал по Руанде: его обвинили в подстрекательстве к геноциду. Такие же слоганы звучали и в эфире другой радиостанции в Заире — там призывали уничтожать тутси в Бурунди.

Мобилизационная функция. Все рассмотренные выше политические функции СМИ объединены мобилизационной функцией или же прямо или косвенно способствуют ее осуществлению. Эта функция выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям (или сознательному бездействию), в их вовлечении в политику. СМИ обладают большими возможностями влияния на разум и чувства людей, на их образ мыслей, способы и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию политического поведения. Ведь без радио, телевидения, газет и журналов даже хорошо образованный человек не сможет правильно ориентироваться в сложной мозаике противоречивых политических процессов, принимать ответственные решения. СМИ позволяют ему выйти за узкие рамки непосредственного индивидуального опыта, делают обозримым весь мир политики, но! - через призму своего собственного видения политической реальности.

Тем не менее, любую информацию необходимо критически оценивать и не принимать все на веру. Так как любую информацию можно:

- сфабриковать, выдавая ее за подлинную;

- исказить путем неполной, односторонней подачи;

- отредактировать, добавив собственные домыслы и комментарии;

- интерпретировать в выгодном для манипулятора свете;

- утаить, скрыв какие-либо существенные детали.

Используются, следующие приемы при работе с информацией. Во-первых, это использование ярлыков. Манипулятивные термины, или "ярлыки", представляют собой один из видов психологического программирования массового сознания. Они являются одним из способов насаждения массовых стереотипов, противостоять которому очень сложно. Прием простой, но очень эффективный, и в этом его опасность. Например,

"Лица кавказской национальности". Иезуитский термин, придуманный журналистами. В отличие от более распространенного "кавказцы" это термин имеет в виду некоторую видимость официальности по аналогии с терминами "юридические лица", "физические лица" и т.д. Однако это лишь видимость, т.к. официальный термин не может быть откровенно безграмотным. Нет такой национальности - кавказской, также как нет, к примеру, славянской национальности. Термин этот носит уничижительный и оскорбительный характер, но псевдоофициальная форма служит ему своего рода фиговым листком.

"Империя зла". Этот термин ввел в широкий обиход Р. Рейган в разгар "холодной войны". Запугивая американцев образом СССР как страны, населенной медведями и "кровожадными коммунистами", Р. Рейган весьма преуспел в этом. И хотя СССР уже давно перестал существовать, термин продолжает жить. И теперь уже отечественные антикоммунисты время от времени употребляют его.

Нередко используется и такой прием, как повтор информации. Считается, что через 30 минут аудитория помнит только 60% содержания. В конце дня в памяти остается уже только 40%, а в конце недели - 10%. В результате проблема исчезает сама собой в течение 10 дней, если, конечно, она не будет "подогреваться" новыми фактами или периодическим повтором. Если повторять сообщение с достаточной частотой, оно в свое время будет принято аудиторией и укрепится в массовом сознании. Особенно часто СМИ используют повторы в новостных сообщениях, где в каждом последующем выпуске наиболее значимая информация - будь то репортаж (телевидение) или текстовое сообщение (радио) - повторяется без каких-либо корректировок или изменений.

Осмеяние представляется наиболее интересным для изучения и часто используемым в СМИ методом информационно-психологического воздействия на массовое сознание. Суть этого метода заключается в высмеивании как конкретных лиц, так и взглядов, идей, программ различных организаций и объединений. Эффект действия данного приема основывается на том, что при осмеянии отдельных высказываний и элементов поведения человека к нему инициируется шутливое и несерьезное отношение, которое в дальнейшем распространяется и на другие его высказывания и взгляды. Это в итоге приводит к закреплению за данной личностью имиджа "несерьезного и некомпетентного человека", чьи предложения и идеи не заслуживают внимания. Цитаты без комментариев.

Большинство российских политиков не считают нужным овладеть ораторским искусством и предпочитают выступать перед аудиторией так, как "бог на душу положит", зачастую не осознавая, что любой словесный "ляп" может ускорить наступление политической смерти. Вот некоторые из подобных высказываний:

 «Я занимаюсь очень скучными делами. Я вынужден все время ходить в синих штанах». Дмитрий Медведев, премьер-министр, бывший президент РФ, 25 декабря 2009 года.

 «Я могу вам сказать только одно - никто никогда не вернется в 2007 год потому, что на дворе 2011 год». Дмитрий Медведев, премьер-министр, 28 ноября 2011 года.

 «У нас страна огромных возможностей не только для преступников, но и для государства». Владимир Путин, президент РФ на заседании президентского Совета безопасности 30 ноября 1999 года.

 «Наша страна стоит на краю пропасти, но благодаря Президенту мы сделаем шаг вперед!» Борис Ельцин, первый президент РФ.

 «А у вас тоже есть негры?» Джордж Буш младший, президент США, разговор с президентом Бразилии Фернанду Энрике Кардозу, Сан-Паулу, Бразилия, 28 апреля 2002 год.

Кроме того, СМИ могут - проявлять избирательное внимание к фактам в соответствии со своей позицией;

- сопроводить материал заголовком, не соответствующим содержанию;

- приписать кому-либо заявления, которых он никогда не делал;

- опубликовать правдивую информацию, когда она потеряла свою актуальность;

- предоставить неточную цитату, приведя часть фразы или выступления, которая в отрыве от контекста приобретает другой, подчас противоположный, смысл.

Тем не менее, согласно Всеобщей декларации прав человека «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятствен но придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ». В Конституции РФ гарантируются следующие права:

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

УК РФ приводятся следующие наказания, наступающие за злоупотребление свободой слова:

СТ. 137 УК РФ.

1. Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

СТ. 354 УК РФ гласит, что

1. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны - наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет. 2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, - наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Большая часть людей в наше время не готова к самостоятельному анализу политики. Если бы каждый гражданин научился критически оценивать информацию, отличать объективную информацию от искаженной, выработал у себя, опираясь на научные знания, устойчивые взгляды на общество, политику и роль СМИ, то попытки различных политических сил манипулировать поведением людей остались бы тщетными. Итак, без СМИ невозможно представить современную жизнь, но необходимо научиться критически, воспринимать информацию.

 

Задание: Напиать конспект, выполнить задания и ответить на вопросы

Ответить на вопросы

 

Урок 48/126. Тема Понятие права

Теоретический материал

На протяжении многих веков не утихали споры ученых по вопросу определения сущности и формулировки понятия «право». Однако до сих пор не существует его единого и признанного всеми определения. Лингвисты обратили внимание на однокоренную связь слова «право» с таким словами, как «правда», «справедливость», «правильный». Таким образом, стало очевидно, что формирование понятия «право» осуществлялось под непосредственным влиянием представлений людей о справедливости, правильности в жизни. На базе многочисленных представлений людей о праве ученые ввели в науку новое понятие — «правопонимание». Им обозначили мыслительную деятельность человека, связанную с познанием, оцениванием и отношением к праву. На всем протяжении существования права люди по-разному формулировали свое отношение к нему. Субъектом правопонимания может быть и простой человек, не подготовленный к специальному восприятию юридической информации, и профессиональный юрист, понимание права которого отличается более глубоким проникновением в сущность предлагаемых для анализа юридических конструкций. К настоящему времени в мировой и отечественной юриспруденции сложились многочисленные концепции понимания права.

Нормативистская теория. Ее автором считается австрийский ученый-юрист Х.Кельзен (1881 — 1973), развивавший в своих трудах идею «чистого учения о праве». Кельзен отстаивал идею «чистоты» права, согласно которой оно не должно быть связано с различными институтами общества. В соответствии с этой теорией право исходит от государства в виде различных норм, регулирующих важные общественные отношения. Соблюдать такие правовые нормы государство принуждает каждого, кто оказывается в сфере их влияния. Значит, формирование права происходит вне политики, экономики или нравственных ценностей общества. Такой подход в определении сути права придает большое значение законности и порядку в стране. С самого детства человеку внушается, что государство диктует всем правила поведения, и независимо ни от каких обстоятельств людидолжны им следовать. Они не уполномочены решать вопрос о значимости этих правил, а должны им подчиняться ради существования организации и порядка. Таким путем должно формироваться и уважительное отношение к праву. Эта концепция абсолютизирует влияние государства на право. В истории нашей страны были многочисленные случаи вынесения явно несправедливых решений со стороны власти, которые согласно этой концепции считаются правом. Такой подход превращает личность в винтик государственной машины власти, который должен исполнять все ее требования.

Социологическая теория. Во второй половине XIX в. во многих европейских государствах изменилась экономическая и политическая ситуация, а действующие нормы права устарели и были не способны разрешать возникающие противоречия. В практике начали руководствоваться не законом, а представлениями о справедливом и несправедливом. Многие юристы того времени, разочаровавшись в законе, стали ассоциировать право с реальной жизнью. Таким образом, правом признавали решения судьи или специально уполномоченного должностного лица. Такой подход к праву позволял учесть интересы людей и потребности общества в целом. Право представляло собой совокупность норм, созданных самим обществом для своего же блага, а потому следовать его установкам оказывалось удобнее и выгоднее. Такое понимание права отрицало его нормативность, четкость. На практике же судья мог вынести неверное решение, а представление о справедливости могло быть разным у людей даже в рамках одного общества. Психологическая теория права была развита в трудах многих ученых, в том числе и Л.И.Петражицкого (1867—1931), который подчеркивал, что право следует искать в психике людей. Каждый человек, по его мнению, испытывает определенные эмоции, которые оказывают влияние на его поведение. В действительности следует признать, что право не существует вне взаимосвязи с психологией общества, людей, которые в нем живут. Законы, издаваемые в стране без учета психологии людей, способны вызвать отторжение и могут не исполняться. Это может привести к социальным потрясениям общества.

Естественно-правовая теория зародилась в глубокой древности. Ее сторонники (Сократ, Платон) утверждали, что право представляет собой совокупность норм, которые исходят от природы, высшего разума и существуют независимо от людей. Они изначально даны каждому при рождении и их невозможно отменять

или изменять. Они отражают высшую справедливость природы, а потому их следует исполнять. Предположим, от природы даровано каждому право на жизнь, и живущие на земле не вправе решать вопрос об ограничении или отмене такого права. В современной науке продолжаются споры о сущности права. Однако многие юристы склоняются к следующему определению. Право — это система регулирования общественных отношений, которая выражена в определенной форме (источниках права), представляет собой идеалы справедливости и добра в обществе, имеет связь с государством, и за нарушение которой предусмотрена юридическая ответственность. Право рассматривают в субъективном смысле как возможность совершать определенные поступки и в

объективном смысле — как совокупность общеобязательных правил поведения, которые закреплены в источниках права. Право носит волевой характер и связано с сознанием людей, а потому оно может изменяться. Оно обеспечивает порядок в обществе, регулирует взаимоотношения людей, живущих в нем, поддерживает стабильность и благополучие. Современные юристы считают, что содержание права в большой степени создается обществом, а государство лишь придает ему определенную форму, гарантируя его соблюдение и защиту.

У права существуют определенные принципы, на базе которых оно существует и развивается.

1. Справедливость. Такой принцип проявляется в различных правовых предписаниях. Например, нельзя наказать человека за его мысли, идеи, которые не воплощены в реальную действительность и не нарушают юридических норм. Подвергать уголовной ответственности можно только за преступления, которые прописаны в законе, и только того, кто их совершил. Нельзя осуждать человека дважды за одно и то же правонарушение.

2. Уважение к правам человека.

3. Равенство участников правоотношений.

4. Состязательность сторон при разрешении дел в судебном порядке.

5. Законность при решении любого правового конфликта и т.д.

Среди многочисленных функций, или задач, которые выполняет право, выделяются следующие:

оценочная. Право способно оценивать поведение субъекта с позиции правомерности или неправомерности им совершенного;

регулятивная. Право осуществляет регулирование общественных отношений, указывая субъектам на модели возможного поведения;

охранительная. Право защищает человека и предотвращает совершение опасных для его жизни и здоровья поступков.

В современной литературе продолжаются споры по вопросу о соотношении права и закона. Одни юристы полагают, что такиепонятия тождественны. Право находится в рамках закона и исходит от государства. Другие же указывают на большую информативную насыщенность права, которое, по их мнению, формируется в обществе и может находить свое выражение не только в законе, но и в правовых обычаях, судебных и административных прецедентах, договорах и т.д.

 

Задание: Написать конспект. Составить 5 вопросов по данному материалу.

 

Урок 49/127. Право и мораль

Теоретический материал

Право и мораль выступают наиболее распространенными регуляторами общественных отношений людей. Связь между ними обусловлена той ролью, которую мораль занимает в системе социального регулирования. По сравнению с другими социальными нормами у морали более широкая сфера действия. Практически ни одна из сторон социальной действительности не свободна от моральных оценок. Сферы действия права и морали в значительной мере пересекаются. Однако и мораль, и право остаются самостоятельными регуляторами общественных отношений.

Мораль воплощает в своих нормах абсолютные ценности. Она служит основой для создания правовых установок, в которых также закреплены правила «хорошего» поведения и меры ответственности — за «плохое». Однако между моралью и правом есть существенные различия. Так, право выражается в письменной форме в источниках (например, законах или указах), а мораль сохраняется в сознании людей, передаваясь из поколения в поколение в уст-

ной форме. Создание моральных норм протяженно во времени: то, что сегодня морально, завтра вряд ли будет аморально. Нормы же права могут приобретать юридическую силу в конкретно обозначенный момент (например, с завтрашнего дня). За нарушение норм права наступает юридическая ответственность, иногда в форме лишения свободы. Нормы же морали не содержат столь категоричных санкций. Они могут проявляться в форме общественного осуждения, через отношение близких и т.д. Таким образом, соотношение права и морали можно рассматривать с точки зрения их сходства, различия и взаимодействия.

Сходство права и морали проявляется:

- в их нормативности, так как они представляют собой совокупность норм, выступающих критерием оценки поведения людей;

- в их универсальности, т.е. они распространяют свое влияние на значительный круг общественных отношений;

- в их общности, которая проявляется в одинаковой оценке различных сфер человеческой жизнедеятельности.

Различия права и морали:

- по происхождению. Нормы морали складываются в обществе постепенно, независимо от государства, а нормы права устанавливаются государством; кроме того, нормы морали возникли исторически раньше правовых норм;

- по форме выражения. Нормы морали содержатся в сознании людей, а нормы права закреплены в официальных нормативных актах;

- по способу охраны от нарушений. Нормы морали охраняются мерами общественного воздействия и внутренним убеждением человека, а нормы права обеспечиваются мерами государственного принуждения;

- по степени детализации. Нормы морали выступают в виде обобщенных правил поведения, а нормы права более конкретны, в них четко определены юридические права и обязанности участников правоотношений.

Взаимодействие права и морали проявляется в том, что при создании норм права учитываются нормы морали; реализация норм права означает одновременно и реализацию норм морали; нормы морали играют большую роль в процессе применения права (индивидуализация наказания); нарушение норм права вызывает осуждение и с точки зрения моральных норм.

Соотношение норм права и обычаев, религиозных и корпоративных норм можно рассматривать с тех же позиций, что и соотношение права и морали.

Сходство норм права и обычаев состоит в том, что они представляют собой совокупность норм, регулирующих определенный круг общественных отношений и содержащих правила поведения людей.

Различие норм права и обычаев связано с тем, что в наше время право регулирует значительно большую часть общественных отношений, чем обычаи.

Взаимодействие права и обычаев проявляется в том, что положительные обычаи поддерживаются правом, а в некоторых случаях признаются в качестве источников права. Обычаи, которые противоречат законам, квалифицируются как правонарушения. Сходство права с религиозными нормами аналогичного сходству с нормами морали и проявляется в нормативности, универсальности и общности. Различия же связаны со все большим обмирщением общественной жизни, отделением церкви от государства и утверждением свободы совести. В этих условиях сфера действия религиозных норм сужается. Влияние права на религию проявляется в установлении границ ее действия (отделение от государства, провозглашение свободы вероисповедания, равноправия конфессий и т.д.). Влияние религии на право схоже с влиянием на него морали. Оно значительно увеличивается в тех государствах, где религия является государственной (страны мусульманского Востока). Сходство норм права и корпоративных норм состоит в том, что и те и другие содержат четкие правила поведения, закрепленные в специальных актах. Различия проявляются в том, что нормы права устанавливаются и охраняются государством, а корпоративные нормы принимаются общественными организациями и обеспечиваются силой общественного мнения. Кроме того, нормы права имеют приоритетное значение по отношению к корпоративным нормам. Влияние права на корпоративные нормы определяется тем, что оно регулирует общие вопросы организации и

деятельности общественных организаций.

&



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: