Б) Моноциклические монотерпены




Занятие 18

Тема:«Эфирные масла. Лекарственные растения и лекарственное растительное сырье, содержащие алифатические и моноциклические монотерпены»

Цель занятия: изучить лекарственные растения и лекарственное сырье, содержащие алифатические и моноциклические монотерпены (ПК-5, ПК-17).

Задачи:

· рассмотреть классификацию терпеноидов и эфирных масел,;

· обучить студентов распознавать лекарственные растения по внешним признакам на гербарных образцах и отличать их от возможных примесей, анализировать лекарственное растительное сырье, содержащее эфирные масла, определять подлинность сырья макро- и микроскопическими методами анализа и давать заключение о качестве сырья с использованием научно-технической документации (НТД);

· изучить латинские названия, географическое распространение, условия местообитания, районы культуры; сроки и приёмы сбора, сушки и хранения лекарственного растительного сырья; химический состав, структурные формулы действующих веществ; медицинское применение лекарственного растительного сырья и препаратов, содержащих эфирные масла.

Средства обучения: гербарные образцы, лекарственное растительное сырье: трава мелиссы лекарственной, плоды кориандра, листья мяты перечной, листья эвкалипта, листья шалфея, плоды укропа огородного, плоды тмина, почки тополя, микроскопы, ручные лупы, предметные и покровные стекла, препаровальные иглы, стеклянная палочка, сердцевина бузины, 3 % раствор щелочи, глицериновая вода, р-р хлоралгидрата.

Содержание занятия: практическая работа №13: «Фармакогностический анализ ЛРС, содержащего эфирные масла (с компонентами из групп алифатических и моноциклических монотерпенов)».

Воспитательное значение темы: диалектико-материалистическое воспитание; санитарно-гигиеническое воспитание.

Студент должен знать:

1. до изучения темы:

- понятие об эфирных маслах, их химический состав, классификацию;

- биосинтез терпеноидов;

- иметь представление о строении основных алифатических и моноциклических монотерпенов, входящих в состав эфирных масел.

2. после изучения темы:

- применение эфирных масел в медицине;

- ботаническое описание лекарственных растений, их ареал распространения;

- описание лекарственного растительного сырья, основные группы БАВ, входящих в его состав, фармакологическое действие и применение лекарственного растительного сырья, содержащего моноциклические и алифатические монотерпены.

Студент должен уметь:

1. Проводить макроскопический анализ ЛРС, содержащего эфирные масла.

2.Проводить микроскопический анализ ЛРС, содержащего эфирные масла.

3.Проводить качественные реакции на обнаружение эфирных масел в ЛРС.

4. Различать по гербарным образцам ЛР, содержащие эфирные масла.

5. Идентифицировать возможные примеси к ЛРС, содержащему эфирные масла.

Методика проведения занятия:

Хронометраж занятия.

1. Текущий тестовый контроль по теме (15 мин)

2. Устный опрос по теме (25 мин).

3. Выполнение практической части занятия (60 мин).

4. Подведение итогов занятия (35 мин).

Итого 135 мин

Вступительное слово.

Во вступительном слове преподаватель поясняет цели и задачи занятия, значение полученных знаний для будущей практики

Контроль исходного уровня знаний.

Проверяется исходный уровень знаний студентов в виде контрольных вопросов и тестовых заданий.

 

Вопросы к занятию:

1. Определениепонятий: терпены, терпеноиды, изопрен, эфирные масла.

2. Химическая классификация терпеноидов.

3. Биосинтез терпеноидов.

4. Классификация эфирных масел на основе входящих в них компонентов. Формулы компонентов (цитронеллол, гераниол,линалоол, цитраль, ментол, ментон, карвон, цинеол, лимонен)

5. Локализация эфирных масел.

6. Физиологическое значение эфирных масел для растений. Особенности заготовки, сущки и хранения эфиромасличного сырья.

7. Латинские и русские названия производящих растений и семейств всех растений, ЛРС изучаемой темы.

А) Алифатические монотерпены

  1. Роза дамасская (Rosa damascena)
  2. Роза французская (Rosa gallica)
  3. Роза столепестная (Rosa centifolia)
  4. Мелисса лекарственная (Melissa officinalis)
  5. Лаванда узколистная (Lavandula angustifolia)
  6. Кориандр посевной (Coriandrum sativum)

Б) Моноциклические монотерпены

  1. Мята перечная (Mentha piperita)
  2. Эвкалипт прутовидный (Eucalyptus viminalis)
  3. Эвкалипт шариковый (Eucalyptus globulus)
  4. Эвкалипт пепельный (Eucalyptus cinerea)
  5. Эвкалипт Майдена (Eucalyptus maideni)
  6. Шалфей лекарственный (Salvia officinalis)
  7. Укроп огородный (Anethum graveolens)
  8. Тмин обыкновенный (Carum carvi)
  9. Тополь чёрный (Populus nigra)
  10. Тополь бальзамический (Populus balsamifera)
  11. Тополь канадский (Populus deltoides)
  12. Тополь лавролистный (Populus laurifolia)
  13. Тополь душистый (Populus suaveolens

Беседа по теме занятия.

Вопросы для собеседования:

1. Укажите растительные источники эфирных масел с преобладанием ароматических соединений.

2. Напишите структурные химические формулы цитронеллола, гераниола, линалоола, цитраля, ментола, ментона, карвона, цинеола, лимонена.

3. Охарактеризуйте физиологическое значение эфирных масел для растений.

4. Локализация эфирных масел в лекарственном сырье.

5. Охарактеризуйте внешний вид производящих растений изучаемой группы; и внешние признаки сырья.

6. Каковы особенности хранения сырья, содержащего эфирные масла? Как часто проводят переконтроль эфирномасличного сырья?

7. Каковы пути использования в медицине изучаемого растительного сырья?

5. Практическая работа. Выполняется студентами самостоятельно под руководством преподавателя.

Практическая работа №:13 «Фармакогностический анализ ЛРС, содержащего эфирные масла (с компонентами из групп алифатических и моноциклических монотерпенов)».

6. Заключение. Взаключительной части подводятся итоги практической работы, студенты оформляют дневники и альбомы и предоставляют их преподавателю на подпись.

Рекомендуемая литература.

Основные источники:

Фармакогнозия. Лекарственное сырье растительного и животного происхождения: учебное пособие под ред. Г.П. Яковлева СПб.: СпецЛит, 2010

Дополнительные источники:

Государственная фармакопея СССР, Х1 издание, вып. 1, 2,   М., «Медицина», 1987, 1990
Фармакогнозия: Учебник – 4-е издание Муравьева Д. А., Самылина И. А., Яковлев Г. П. М.: Медицина, 2002.
Фармакогнозия: Учебник – 5-е издание Муравьева Д. А., Самылина И. А., Яковлев Г. П. М.: Медицина, 2007
Фармакогнозия: учебная практика Под ред. И.А. Самылиной М.: Медицина, 2011
Фармакогнозия. Тестовые задания и ситуационные задачи: учебное пособие под.ред. И.А. Самылиной М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011.
Красная книга Смоленской области. Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений. Ответственный редактор Н.Д. Круглов Смоленск: Смол.гос. пед. ин-т., 1997

 

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины:

Нормативная документация и государственная фармакопея:

· Официальный сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации // https://www.rosminzdrav.ru/;

· Электронный справочник «Информио» для высших учебных заведений ( www.informuo.ru);

· Электронный библиотечный абонемент Центральной научной медицинской библиотеки Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова // https://www.emll.ru/newlib/;

· Федеральная электронная медицинская библиотека Минздрава России // https://vrachirf.ru/company-announce-single/6191/;

· Российское образование. Федеральный образовательный портал. www.edu.ru/;

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: