Верим ли мы в ребенка? Личностный рост с позиций гуманистической психологии




ППФ, Педагогическая психология.

Тема 2. Образование, воспитание и культура

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов.

Выберите три задания из предложенных ниже и выполните их

 

1. Напишите мини-сочинение, отвечая на следующие вопросы: Что такое воспитание? Зачем мы воспитываем детей? Что случилось бы, если бы мы их не воспитывали? Как правильно воспитывать?

 

2. Важным вопросом, который каждый воспитатель должен решить перед началом своей деятельности является вопрос о выборе стратегии воспитания.

Одна из стратегий воспитания направлена на сужение и упорядочение пространства свободы человека. Возможности выбора снижаются, но он воспитывается как «законопослушный» гражданин.

Развивающийся человек первоначально осознает себя как субъект желания и говорит: «Я хочу».

Затем во взаимодействии с миром он приходит к выводу об ограниченности собственных возможностей освоения предметов и явлений окружающей действительности и в его сознании появляется формула: «Я могу».

Вместе с тем человек осознает, что его деятельность ограничена определенными правилами взаимодействия и как следствие - в его сознании формулируется императив: «Я должен».

Люди, которые воспитывались в контексте данной стратегии, часто имеют некоторые особенности в том, как они удовлетворяют свои потребности и нужды.

1. Слишком зависимый – знает свои потребности, но ждет, что кто-то другой догадается о них и будет их удовлетворять. За него в детстве все делали: "Что ты деточка хочешь?" Его родители были сверхответсвенными.

2. Антизависимый – способен распознавать и признавать свои потребности, но не хочет и не умеет просить и принимать помощь: "Я сильный, я сам должен справиться, у меня все под контролем". В его детстве помощи просить было бесполезно: "Ты меня достал! Что не видишь, что я устала, только села!"

3. Не нуждающийся – не распознает своих нужд и потребностей, ему ничего не надо: "Когда ты ела? Вчера утром. Некогда, пришла, упала, уснула". Родители всегда знали лучше его: "Надо доеть! Я знаю, чего ты хочешь! Все уже хотят спать! Ты не смотришь телевизор, ты идешь кушать!" Ребенок много лет не знал, что такое голод, холод, печаль. Нельзя всю жизнь испытывать только удовольствие.

4. Запутавшийся в желаниях – желания и то, что он хочет, перемешиваются. Он знает, что он хочет, но не знает, в чем нуждается: "Мне надо заниматься спортом, а я покупаю одежду в спортивном стиле, вместо того, чтобы идти и заниматься". Часто это случается с детьми родителей, которые мало внимания уделяли развитию ребенка, но удовлетворяли все его материальные потребности: "Хочу!" "На!" Такой человек знает, что хочет, но не распознает свои истинные потребности, поэтому купленная вещь быстро становится ненужной. Ребенок не знает, что ему нужна близость, не знает, как она достигается.

 

Выполните следующее упражнение, опираясь на текст, приведенный выше.

Выясните, какие трудности у вас преобладают, для этого:

А) Заполните колонку: Что я хочу? С другой стороны: 1) вы ждете, когда кто-то реализует это за вас или для вас; 2) трудитесь и не просите о помощи; или 3) вам трудно сформулировать, чего вы хотите, желаний очень мало; 4) желаний очень много, непонятно, в чем истинная потребность.

Я хочу жду, что это сделают за меня тружусь и не прошу о помощи другое
       

Б) Составте список: что я хочу, в чем нуждаюсь и разделить его на области – здоровье, семья, финансы, отношения, образование, дом, животные, отдых… Что я делаю, чтобы это реализовать?

В) 1) Вспомните свое желание (одно простое (маленькое), одно заветное (большое). От кого вы ожидаете его выполнения? Наметьте первый шаг и дату его выполнения.

2) Если вы не можете попросить о помощи, наметьте и попросите: а) о чем-то маленьком, б)) о чем-то заветном. Отследите и примите первую помощь, которую вам предложат.

3) Если вы не различаете своих потребностей, вспомните одну потребность, которую вы регулярно забываете, наметьте план на 48 часов, чтобы подружиться с этой потребностью, например, вступите в диалог со своим желудком, если вы забываете покушать: "Мой дорогой, что бы ты хотел сегодня покушать?"

Сделайте два списка: 1) что вы хотите (маленькие и большие желания); 2) в чем вы нуждаетесь (нужды и потребности).

 

3. Подумайте и ответьте на следующие вопросы: В современном обществе трудно понять стал ребенок взрослым или нет. Как сделать человека зрелым (взрослым)? Почему раньше общество не могло себе этого позволить, а теперь поощряет незрелость?

 

4. Прочитайте фрагмент статьи БРАТЧЕНКО С.Л. Верим ли мы в ребенка? Личностный рост с позиций гуманистической психологии. // Журнал практического психолога. 1998. № 1. С.19-30.

Верим ли мы в ребенка? Личностный рост с позиций гуманистической психологии

"… исходная природа человека
созидательна и достойна доверия".

Карл РОДЖЕРС

В свое время Макс Отто утверждал: "Глубочайшим источником философии человека, источником, который питает и формирует ее, является вера или отсутствие веры в человечество. Если человек питает доверие к людям и верит в то, что с их помощью он способен достичь чего-то значимого, тогда он усвоит такие взгляды на жизнь и на мир, которые будут находиться в гармонии с его доверием.

Если приложить этот критерий веры/неверия в человека к основным психологическим теориям, то они достаточно четко разделятся на две группы (увы -неравные): доверяющих человеческой природе (т.е. - гуманистически ориентированных) и недоверяющих. Однако и внутри каждой группы, в свою очередь, можно найти весьма существенные различия, поэтому имеет смысл ввести следующее подразделение:

а) в группе "недоверяющих" (пессимистов) есть более жесткая позиция, утверждающая, что природа человека негативная - асоциальная и деструктивная, и что сам человек с этим справиться не может; а есть более мягкая, в соответствии с которой у человека природной сущности как бы и нет, и изначально он представляет собой нейтральный объект формирующих внешних влияний, от которых и зависит обретаемая человеком "сущность";

б) в группе "доверяющих" (оптимистов) также есть более радикальная точка зрения, утверждающая безусловно-позитивную, добрую и конструктивную сущность человека, заложенную в виде потенциала, который раскрывается при соответствующих условиях; и есть более осторожный взгляд на человека, который исходит из того, что изначально человек не обладает сущностью, но обретает ее в результате самосозидания, причем позитивная актуализация не гарантирована, но является результатом собственного свободного и ответственного выбора человека, - эту позицию можно назвать условно-позитивной.

В соответствии с базовой установкой и решением проблемы сущности человека решается и вопрос о том, "что делать" с этой сущностью, чтобы человек стал "лучше", как его правильно развивать, воспитывать - этим, естественно, озабочены все психологи, но сами эти "правильно" и "лучше" понимаются весьма различно. Этот вопрос о смысле воспитания принципиально решается следующим образом: если сущность человека негативная, то ее надо исправить; если ее нет - ее надо создать, сконструировать и "вложить" в человека (причем в обоих случаях главным ориентиром выступают так называемые "интересы общества"); если она позитивная - ей надо помочь раскрыться; если сущность обретается посредством свободного выбора, то следует помочь ей сделать этот выбор (в последних двух случаях во главу угла ставятся интересы самого человека).

Таким образом, более развернутая типология базисных имплицитных установок в мире психологических концепций может быть представлена следующим образом:

Базисная установка Взгляд на природу человека Смысл воспитания Основные представители
Неверие в человека изначально-негативная исправление, компенсация классический фрейдизм
пассивно-нейтральная формирование, коррекция бихевиоризм, НЛП, большинство подходов в советской психологии
Вера в человека безусловно-позитивная помощь в актуализации концепции Карла Роджерса, Абрахама Маслоу
условно-позитивная помощь в выборе экзистенциальный подход Виктора Франкла, Джеймса Бюджентала

Хотя эта схема (как и любая попытка классификации в психологии), безусловно, упрощает реальное многообразие подходов, но она, фиксирует очень принципиальные различия и достаточно ясно очерчивает пространство профессионального самоопределения психолога и педагога, варианты выбора и глубинные основания этого выбора.

А самое главное: становится очевидным, что в психологии и педагогике профессиональное самоопределение предопределяется фундаментальными жизненными установками, т.е. - личностным самоопределением. Спор между концепциями, вытекающими из разных базовых установок, как правило, заканчивается безрезультатно потому, что сталкиваются, по сути дела, - разные веры.

Сила современной психологии не в монолитном единстве, а наоборот - в многообразии мира психологии и возможности осознанного самоопределения в нем.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Что для Вас было важно в этой статье?

2. Какая базисная установка близка Вам?

3. Опишите на конкретных примерах, как ваша установка помогла или помогает Вам в воспитании других и в самовоспитании.

5. Способы взаимодействия ребенка с миром и детская субкультура.

 

Детская субкультура – есть смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретной социальной ситуации развития.

Психологу необходимо представлять себе значение детской субкультуры для становления личности ребенка, знать основные формы детского фольклора и способы их функционирования в детских группах в современных условиях.

Варианты заданий для выполнения:

А) Реферат на тему: «Формы и функции детской субкультуры. Анализ одной из форм».

Б) Творческая работа(сочинение) на тему: «Современная игра и игрушка в становлении детской картины мира»

 

Литература: Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.- Воронеж, 2000 (гл.5).

Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? Современный ребенок в «игровой цивилизации». М., 2001

Мид, М. Культура и мир детства. М.,1988

Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре.Вып.1. Младенчество, детство. М, 1991.

Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб,1999 (2004)

Чуковский К.И. От двух до пяти. М.,1981


В) Реферативный обзор книги М.В. Осориной Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб, 2004 с опорой на следующие вопросы:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: