Как Вы представляете себе государственную политику в области языка?




Что такое речевой этикет?

Речевой этикет – это социально заданные и национально специфичные правила речевого поведения в официальной и неофициальной обстановке общения.

 

Назовите типичные ситуации речевого этикета.

Типичные ситуации речевого этикета: обращение; знакомство, приветствие; прощание; извинение, благодарность; поздравление, пожелание; одобрение, комплимент; сочувствие, соболезнование; приглашение; совет, просьба; согласие, отказ.

Что такое речевая деятельность?

Речевая деятельность представляет собой речь как процесс.

В чем состоят различия между речевой ситуацией, речевым событием и речевым взаимодействием?

1) речевая ситуация, которая диктует правила речевого этикета и составляющими которой являются говорящий, слушающий, время и место; 2) речевое событие, т.е. Основная единица речевого общения, некое законченное целое со своей формой, структурой, границами; 3) речевое взаимодействие, т.е. Говорение, восприятие речи адресатом, оценка полученной информации и

реагирование невербальными средствами.

Каковы основные принципы речевой коммуникации?

принцип последовательности (вопрос-ответ); принцип предпочтительной структуры (согласие немедленное, отказ обоснованный, умение держать паузу); принцип кооперации (уважение интересов других); принцип вежливости.

Что такое слушание?

Слушание, или аудирование – сложный речемыслительный процесс, так называемый «кодовый переход» с акустического кода на код внутренней речи, то есть на мыслительный код.

 

Чем различаются рефлексивный и нерефлексивный виды слушания?

Нерефлексивным называется такой вид слушания, который не предполагает выраженной реакции на услышанное.

Рефлексивное слушание предполагает активное использование жестикуляции, мимики. Такой вид слушания позволяет обоюдно регулировать процесс передачи информации. Возможность уточнить услышанное, переспросить делает рефлексивное слушание более эффективным, чем нерефлексивное.

Какие существуют виды рефлексивных ответов?

Выделяются четыре вида рефлексивных ответов:

1) выяснение – это обращение к говорящему за уточнениями; Для уточнения информации слушающим используются открытые вопросы и закрытые вопросы.

2) перефразирование – это попытка сформулировать ту же мысль иначе. Другими словами, Вы считаете...

3) отражение чувств говорящего, понимания его эмоционального состояния,

4) резюмирование высказывания подытоживает основные идеи говорящего, помогает соединить фрагменты разговора в смысловое единство: как я понял, если подытожить сказанное Вами, то...

Охарактеризуйте правила эффективного слушания.

1) не уходите от ответственности за общение; помните, что в общении участвуют как минимум два человека: один говорит, другой слушает;

2) будьте внимательными, повернитесь лицом к говорящему, поддерживайте с ним визуальный контакт; убедитесь в том, что Ваша поза и жесты говорят о том, что Вы слушаете;

3) сосредоточьтесь на том, что говорит собеседник; слушание требует сознательной концентрации внимания;

4) старайтесь понять не только смысл слов, но и чувства собеседника;

5) придерживайтесь одобрительной установки по отношению к собеседнику: чем больше говорящий чувствует одобрение, тем точнее он выразит мысли.

 

Какие приемы расположения к себе собеседника выделил Д. Карнеги?

1. Прием «имя собственное » основан на произнесении вслух имени человека, с которым вы разговариваете.

2. Прием «зеркало отношения » связан с тем, что мы испытываем симпатию к собеседнику, на лице которого отражается хорошее отношение к нам.

3. Прием «золотые слова» заключается в использовании слов, содержащих небольшое и сознательное преувеличение положительных сторон собеседника.

4. Прием «терпеливый слушатель » представляет собой умение терпеливо и внимательно слушать собеседника.

На основе чего формулируются правила эффективного общения?

Необходимо знать правила эффективного общения, которые формулируются с помощью перечня максим, основанных на соблюдении принципа взаимной вежливости.

Максима – краткая формула, выражающая какое-либо моральное требование, логические убеждения. Существует несколько видов максим.

· Максима такта (Не нарушай границ личной сферы!).

· Максима великодушия (Не затрудняй других!).

· Максима одобрения (Не ругай других!).

· Максима скромности (Отстраняй от себя похвалы!).

· Максима согласия (Избегай возражений!).

· Максима симпатии (Демонстрируй благожелательность!).

Каким образом можно сделать общение эффективным?

Чтобы общение было эффективным, 1) искренне интересуйтесь делами других. Надо отказываться от привычки всех критиковать; 2) будьте хорошим слушателем и поощряйте своих собеседников говорить о самих себе; 3) старайтесь говорить о том, что интересно вашему собеседнику; 4) внушайте вашему собеседнику сознание его значительности, избегайте говорить человеку, что он не прав. Уважайте его мнение; 5) драматизируйте свои идеи, подавайте их эффектно; 6) старайтесь отдавать приказы в вопросительной форме; 7) демонстрируйте открытость, чаще улыбайтесь; 8) запоминайте имя человека и

демонстрируйте свое знание.

Каковы правила телефонного делового разговора?

Если звонят Вам, то следует: 1) поднять трубку до четвертого звонка телефона; 2) сказать Доброе утро (Добрый день), назвать организацию, которую Вы представляете, представиться; 3) спросить: Чем я могу вам помочь? 4) если собеседник не назвал себя и причину своего звонка, выясните это с помощью фраз: Простите, с кем я говорю? Чем я могу вам помочь? Как Вас представить? 5) сконцентрироваться на разговоре и внимательно выслушать собеседника; 6) предложить перезвонить, если для выяснения деталей требуется время; 7) телефонный разговор заканчивает его инициатор, но, если разговор затянулся, вы можете сослаться на невозможность продолжать его по уважительным причинам; 8) использовать специальные бланки для записи телефонных разговоров. Есть выражения, которых следует избегать при телефонных разговорах. К подобным телефонным табу относятся: 1) Я не знаю. Лучше сказать: Хороший вопрос. Разрешите, я уточню это для вас; 2) Мы не сможем этого сделать; 3) Вы должны, 4) Подождите секундочку, я скоро вернусь; 5) Нет.

Если звоните Вы: 1) уточните, говорите ли вы с той организацией, куда хотели позвонить; 2) назовите себя и причину вашего звонка; 3) если того, с кем вы договорились о телефонном разговоре заранее, нет на месте или он занят, попросите передать, что вы звонили, и оставьте информацию, когда и где вас можно легко найти; 4) если вы не знаете, в чьей компетенции находится интересующий вас вопрос, не стоит излагать суть тому, кто первым поднял трубку. Вежливо уточните, кто решает данный вопрос. 5) если необходимый вам человек отсутствует, поинтересуйтесь, когда лучше ему позвонить.

Какова структура доказательства?

Всякое логическое доказательство включает в себя: 1) тезис; 2) аргументы (доводы); 3) демонстрации (вывод).

Чем различаются доказательство и убеждение?

Доказательство и убеждение – разные процессы. Доказывать – это значит устанавливать истинность какого-либо положения. Убеждать – означает заставлять поверить собеседника в то, что позиция говорящего истинна.

Сформулируйте правила выдвижения тезиса и аргументов.

Правила выдвижения тезиса: 1) тезис должен быть четко сформулирован; 2) тезис должен оставаться неизменным на протяжении общения; 3) тезис не должен содержать в себе логического противоречия.

два вида аргументов: 1) логические; 2) психологические

Правила выдвижения аргументов: 1) в качестве аргументов выдвигаются только истинные положения; 2) аргументы должны быть весомыми и достаточными для доказательства данного тезиса.

При нарушении этих правил в доказательствах возникают логические ошибки

Назовите типичные логические ошибки.

Они бывают непреднамеренными и преднамеренными. Наиболее распространенными преднамеренными логическими ошибками являются: 1) подмена тезиса; 2) ложное основание (заблуждение), когда автор дает ссылки на несуществующие факты; 3) выдвижение в качестве аргументов недоказанных положений; 4) «порочный круг» в доказательстве, когда тезис обосновывается аргументами, а аргументы выводятся из тезиса: Сегодня плохая погода, потому что у меня плохое настроение / мне плохо.

Какую роль в устном речевом общении играет интонация?

Она отличает устную речь от письменной, делает ее богаче и выразительнее, придает ей неповторимый индивидуальный характер.

Чем определяется значимость пауз?

Пауза – важная характеристика устной речи. Паузы бывают значимыми и пустыми. Значимые паузы: 1) интонационно-логические; 2) интонационно-синтаксические; 3) хезитации (размышления); 4) эмоциональные; 5) физиологические.

Какие существуют жанры устного речевого общения?

Жанры устного речевого общения определяются типами коммуникативных установок. 1) беседа – обмен сведениями и мнениями; 2) разговор (отличается от беседы целенаправленностью); 3) спор – обмен мнениями с целью принятия решения.

Какие черты русского коммуникативного поведения проявляются в спорах?

Русский человек любит спорить. Отличительная черта русского коммуникативного поведения – любовь к философским спорам. Русские не стараются избежать спора. Достаточно распространен в русском речевом общении такой жанр, как выяснение отношений, русские свою точку зрения выражают достаточно безапелляционно, без какого-либо смягчения: или да, или нет. Бескомпромиссность. Нетерпимость к чужому мнению с переносом неприязни на его носителя. Русские открыто говорят о своем несогласии. Русские очень любят критиковать практически все. В русском общении тематических табу нет. Для русского человека приоритетен разговор по душам (при этом характерно прикосновение друг к другу – тактильность). Допускается перекладывание собственных проблем на плечи другого. Русские не скрывают от собеседника своего настроения, они открыто выражают свои чувства, отмечается тяга к межличностному неформальному общению, они стремятся скорее преодолеть формальности и перейти на ты. Русские заговаривают с незнакомыми на улице. С точки зрения европейцев, русские постоянно вмешиваются в дела других, стремятся регулировать поведение окружающих, часто делая им замечания.

Что предполагают толерантность и неимпозитивность?

В условиях глобализации следует стремиться к формированию толерантности, одной из предпосылок которой является некатегоричность, предполагающая умение избегать резких словесных оценок событий. Важной предпосылкой толерантности является неимпозитивность (стремление не навязывать собеседнику себя, не вмешиваться в его дела), которая проявляется в: 1) минимизации советов, личных вопросов и просьб; 2) исключении близкого общения; 3) ограничении физического контакта; 4) отсутствии быстрого перехода к неформальным отношениям.

Как Вы понимаете выражение «конфронтационная модель массового

сознания?» реабилитация конфронтационной модели массового сознания, основанной на известном принципе: Кто не с нами, тот против нас.

Как различаются литературная речь и просторечие с лингвистической точки зрения?

Литературный язык – это язык общения образованных людей, просторечие – язык так называемого «простого человека», занятого неинтеллектуальным трудом. Если носители литературного языка тяготеют к «культуре доверия», то для носителей просторечия типична «культура недоверия», восхищение криминальным миром.

Что понимается под просторечием?

Просторечие – это не «простая речь» и не речь «простых людей». Распространено мнение, что просторечие принадлежит исключительно к разговорно-бытовой сфере. Но это не так. Оно живет и в деловой речи, причем не только в устной, но и в письменной форме. В конечном счете просторечные слова и обороты естественным путем принимаются литературным языком: подвижки, наработки, проживать (по адресу), обговаривать, набрать кого-то

(‘позвонить’), отзвонить, отследить. От просторечных элементов не застрахована и научная речь. Просторечные формы не имеют никаких дополнительных смысловых оттенков или функций по сравнению с аналогичными формами в литературном языке: (я) без понятия = не знаю, по жизни = в жизни, по-любому = в любом случае. Все экспрессивное просторечие «обречено» на признание.

Существует ли норма просторечия?

· повышенная громкость речи;

· своеобразная интонация растягивания;

· использование оригинальных звукоизобразительных приемов вау!, пониженный тембр голоса у женщин, свист;

· бытовые провокации, грубые шутки;

· отсутствие табуирования мата;

· повышенная агрессивность речевого акта;

· активное использование жаргонизмов и жаргоноидов: бабки, беспредел;

· несоблюдение орфоэпических норм;

· при переключении на «вежливый», по мнению носителей просторечия, регистр речи появляются эвфемизмы: покушать (лит. Поесть);

· в образовании имен собственных специфическими для просторечия являются суффиксы -ок-, -ян-, -ох-(а), ø (нулевой суффикс): Ленок, Толян, Леха;

· в общении используются исключительно ты- формы;

· широко представлены слова-паразиты: типа, короче, прям, конкретно, как бы,

Каковы нравственные представления носителей просторечия?

· нравственный релятивизм, расплывчатость нравственных представлений (у каждого своя правда, все люди разные);

· фатализм (от судьбы не уйдешь);

· гедонизм (живем один раз) ‘наслаждение’;

· психологический эгоизм, убеждение, что альтруизма не существует (не делай ничего бескорыстно).

Все это объясняет терпимое отношение представителей просторечия к криминалу, уверенность в том, что виноват не преступник, а жертва

Охарактеризуйте стереотипы поведения носителей просторечия.

манипулятивность; агрессивность; заискивание перед сильным; основная форма времяпрепровождения – гулянка, дебош, кураж, агрессивные насмешки над окружающими, которых презирают за нежелание разделить их интересы.

Каковы эстетические представления носителей просторечия?

любимый вид «искусства» – телевидение. Государство поддерживает вкусы носителей просторечия, о чем свидетельствует политика в области массового телевещания;

· музыка – «попса» как фон для пьяных разгулов;

· литература – детективы, дамская проза, романы об уголовниках, анекдоты.

Чем различаются плеоназм и тавтология?

плеоназм – это структурно-семантическое излишество, в отличие от тавтологии – повтора однокоренных слов: Писатель написал письмо критику

Какие лингвистические особенности просторечия вы знаете?

опредмечивание отвлеченности: Теневая экономика скупит все земли; упрощение (огрубление) – пренебрежение семантическими различиями лексем: мешать – тормозить; платить – оплачивать; бытовая литота: неглуп, неплохо, мягко говоря; широкая плеонастичность речи. Можно выделить несколько видов плеонастичности: лексическая плеонастичность: свободная вакансия; формообразовательная плеонастичность: самый максимальный; синтаксическая плеонастичность: он сказал то, что…; плеонастический монтаж фраз: Мы впервые познакомились на Байкале.

Просторечие обладает высокой степенью креативности, которая проявляется в избавлении от двувидовых глаголов (появляются пары: женить – оженить, участвовать – поучаствовать), унификации парадигм (могёт, стригёт, хочут).

 

Какие психологические черты речевого портрета носителя просторечия можно выделить?

Носитель просторечия помолодел, стал более или менее образован и социально значим. Чистых «просторечников» почти нет. Редкий носитель современного литературного языка не допускает просторечных элементов в разговоре. Но тем не менее «просторечник» легко узнаваем. Его речь характеризуют не столько уровень образования и среда, сколько определенные качества личности, ее особый психолингвистический склад, в частности: открытость, непосредственность в обращении: девушка (по отношению к даме любого возраста), мужчина, женщина, старик, братан; приоритет содержания речи над ее формой; пренебрежение формулами речевого этикета.

 

Что такое коммуникативный шок?

коммуникативный шок, возникающий при неожиданном соприкосновении с незнакомым, чуждым речевым поведением. Для устранения коммуникативного шока необходимо системное описание коммуникативного поведения, которое можно разделить на три вида: личностное, групповое и национальное.

Что такое параметрическая модель коммуникативного поведения?

В результате системных исследований была выделена параметрическая модель русского коммуникативного поведения, объединяющая его вербальные и невербальные характеристики.

Параметрическая модель русского коммуникативного поведения включает в себя ряд характеристик, в том числе:

1) контактность 2) неформальность 3) самопрезентация 4) вежливость 5) регулятивность 6) конфликтность 7) тематика общения 8) табуированные темы 9) коммуникативный пессимизм 10) ориентация на собеседника 11) дистанция 12) объем общения 13) коммуникативная реакция 14) риторическое поведение 15) коммуникативный контроль 16) невербальное общение 17) взгляд 18) улыбка

Как в общении проявляется коммуникативный пессимизм?

коммуникативный пессимизм (жалобы на плохую жизнь, стремление задавать много вопросов, высокий уровень интеррогативности)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: