Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте.




ППФ, Педагогическая психология.

Тема 4. Учебная деятельность и мотивация учения

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов.

  1. Рассмотрите триаду понятий «научение / учение /обучение». Познакомьтесьс текстом файла «Научение, учение, обучение». На основании прочитанного определите для себярешение проблемы соотношения и разграничения понятий "научение"/"учение"/"обучение". Отразите соотношение этих понятий графически (схематически).
  1. Стуктура учебной деятельности имеет определенный компонентный состав: учебная мотивация, учебная задача, решение учебной задачи, контроль преподавателя и самоконтроль, оценка преподавателя и самооценка. Определите, возникновение каких психолого-педагогические проблем возможно, в контексте каждого компонента учебной деятельности. Т.е., какие психолого-педагогические проблемы могут возникать у учителя и ученика на мотивационном этапе, на этапе постановки и решения учебной задачи и т.д. Запишите эти проблемы и прокомментируйте их примерами.

 

  1. Познакомьтесь с кратким конспектом статьи Выготского Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. В чем эта проблема выражается? Каким образом ее пытались разрешить различные исследователи? На основании прочитанного нарисуйте четыре схемы решения этой проблемы.

Краткий конспект

Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте.

Источник: Теории учения: Хрестоматия/ Под. ред. Н.Ф. Талызиной, И.А. Володарской. – М., 1998.

Все решения этого вопроса можно свести к четырем основным группам.

  1. Положение о независимости процессов развития от процессов обучения.

Обучение – внешний процесс, который должен быть согласован с ходом детского развития. Обучение не участвует в развитии само по себе, а использует достижения развития (концепция Ж.Пиаже). Развитие мышления протекает само по себе без влияния школьного обучения.

Задача психолога (педолога) – установить, насколько функция созрела для того, чтобы обучение чему-либо, например, арифметике стало возможно.

Циклы развития предшествуют циклам обучения. Обучение плетется в хвосте у развития. Обучение надстраивается над развитием.

 

  1. Обучение есть развитие.

Обучение – это образование условных рефлексов (рефлексология). Обучение – образование привычки (Джемс). Воспитание по Джемсу – организация приобретения привычек и наклонностей к действию. Развитие – накопление возможных реакций. Развитие и обучение идут параллельно. Шаг в обучении соответствует шагу в развитии – принцип синхронности. Развитие следует за обучением как тень за предметом.

 

  1. Совмещение 1 и 2 точек зрения: Развитие независимо от обучения. Обучение, в котором ребенок приобретает новые формы поведения – тождественно развитию.

 

Учение (дуалистическая терия) Коффки: развитие имеет в основе два процесса – созревание, которое зависит от развития нервной системы и обучение, которое и есть процесс развития.

Расширение роли обучения в ходе детского развития приводит к проблеме формальной дисциплины (по Гербарту), которая рассматривает обучение как средство развития ребенка (независимо от жизненной ценности предметов обучения), как гимнастику и формальную дисциплину, которая должна тренировать его умственные способности.

Учитель думал и действовал на основе теории, что ум является комплексом способностей – наблюдательности, памяти, мышления…, и всякое усовершенствование в какой-нибудь одной способности является приобретением для всех способностей вообще. То есть, если человек научится хорошо делать что-то одно, то он будет делать хорошо и другие вещи.

 

Торндайк доказал, что развитие одной частичной способности редко означает развитие других.

Сознание является не комплексом, а суммой способностей, каждая из которых до некоторой степени независима о другой и должна тренироваться самостоятельно. Задача обучения – развить различные способности сосредоточения внимания на различных предметах.

Структурная психология опровергает теорию Торндайка. Обучение не является специфичным. Обучаясь одной операции, ребенок приобретает способность к образованию структур определенного типа, независимо от материала. Сфера приложения принципа, который освоил ребенок на конкретной операции шире этих операций. Делая шаг в обучении, ребенок делает два шага в развитии.

 

4. Процессы развития не совпадают с процессами обучения. Процессы развития идут вслед за процессами обучения, создающими зоны ближайшего развития (по Выготскому)

Обучение ребенка начинается задолго до школьного обучения. У каждого ребенка есть своя дошкольная арифметика (опыт обращения с количеством). Ребенок учится, задавая вопросы, подражая взрослым.

Обучение в школе должно быть согласовано с уровнем развития ребенка. Только с определенного возраста ребенок становится способным к обучению грамоте или алгебре. Существует два уровня развития психических функций ребенка:

1) актуальный уровень развития – сложившийся в результате уже завершившихся циклов развития – это умственный возраст ребенка (например, 7 лет – решает задачи, доступные этому возрасту);

2) уровень, которого ребенок может достичь подражая взрослому, при его помощи, выходя за пределы своих возможностей – например, решить задачу на 7,5 лет, на 9 лет – это зона ближайшего развития. Это динамическое состояние развития ребенка, которое учитывает то, что находится в созревании.

Задача школы – продвигать ребенка в том, что является в его развитии недостаточным. Обучение ориентирующееся на завершенные циклы, оказывается бездейственным с точки зрения общего развития ребенка, оно не ведет за собой развитие.

 

Закон развития психических функций: всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды – сперва как деятельность коллективная, социальная, второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка. Например, речь: 1) средство общения; 2) внутренняя речь – мышление. В основе развития моральных суждений (по Пиаже) лежит сотрудничество. В игре возникает умение подчинять свое поведение правилу, а затем возникает волевая регуляция поведения, как внутренняя функция.

Правильно организованное обучение ведет за собой умственное развитие, вызывает целый ряд процессов развития, которые вне обучения были бы невозможными. Обучение – необходимый момент в процессе развития исторических особенностей человека.

Задачей психологического исследования является установление внутренней структуры учебных предметов, с точки зрения развития ребенка и изменения этой структуры вместе с методами школьного обучения.

 

  1. Что такое развивающее обучение? Познакомьтесь с принципами развивающего обучения В.В. Давыдова и Л.В. Занкова. Сделайте их сравнительный анализ.
  1. Формирование умственных действий

Познакомьтесь с текстом файла « Раев Управление умственной деятельностью младшего школьника» и ответьте на следующие вопросы:

  • Что понимается под управлением умственной деятельностью?
  • Чем обусловлена возможность управления умственной деятельностью уча­щихся?
  • Что такое деятельность с точки зрения психологии? Что такое умственное действие?
  • В чем заключается управление процессами интериоризации и экстериоризации в умственной деятельности учащихся?
  • Каково соотношение подражательности и самостоятель­ности в умственной деятельности школьников?
  • Как готовить учащихся к самостоятельной деятель­ности?
  • Раскройте соотношение между усвоением и развитием.
  • В чем состоит косвенное и прямое управление умственной деятельностью?
  • Сделайте сравнительный анализ прямого управления умственной деятельностью реализуемого:

А) в теории поэтапного формирования ум­ственных действий, разработанной А. Н. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным, Н. Ф. Талызиной и их сотрудниками (материалы по теме найдите самостоятельно).

Б) в теории рефлексивное формирование умственных действий А.И. Раева.

 

  1. Напишите эссе на тему: Роль учителя и ученика в учебном процессе: активность и распределение ответственности. Кто отвечает за результат?
  1. Дайте психологический анализ мотивационной сферы героя стихотворения А.Барто.

«Всё я делаю для мамы,

Для неё играю гаммы,

Для неё хожу к врачу,

Арифметику учу.

Все мальчишки в речку лезли,

Я один сидел на пляже.

Для неё после болезни

Не купался в речке даже».

  1. Формирование мотивов учения

Прочитайте текст, предложенный ниже и охарактеризуйте свою мотивацию учения по двум из предметов (в школе или в вузе). Два предмета, выбранные вами должны отличаться по характеру мотивации. Оцените роль каждого фактора, повлиявшего на вашу мотивацию учения.

 

Как отмечают А. К. Маркова с соавторами (1983), мотивация, определяемая главным образом новой социальной ролью ребенка (был «просто ребенок», теперь школьник), не может поддерживать в течение долгого времени его учебную работу и постепенно теряет свое значение.

Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:

— содержание учебного материала;

— организация учебной деятельности;

— коллективные формы учебной деятельности;

— оценка учебной деятельности;

— стиль педагогической деятельности учителя.

 

Содержание учебного материала. Содержание обучения выступает для уча­щихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают от учителя из учебной литературы, учебных телевизионных передач и тому подобных средств. Однако сама по себе информация вне потребностей ребенка не имеет для него како­го-либо значения, а следовательно не побуждает к учебной деятельности. Поэтому, давая учебный материал, нужно учитывать имеющиеся у школьников данного воз­раста потребности.

Таковыми являются: потребность в постоянной деятельности, в упражнении раз­личных функций, в том числе и психических — памяти, мышления, воображения; потребность в новизне, в эмоциональном насыщении, потребность в рефлексии и самооценке и др. Поэтому учебный материал должен подаваться в такой форме, что­бы вызывать у школьников эмоциональный отклик, быть достаточно сложным, активизирующим познавательные психические процес­сы, хорошо иллюстрированным. Содержательно и иллюстративно бедный материал не обладает мотивирующей силой и не способствует пробуждению интереса к уче­нию.

Стремление некоторых учителей, при низкой успеваемости учащихся, по како­му-то разделу учебной программы до предела упрощать материал, «разжевывать» сложные вопросы и понятия хотя и приводит к сиюминутному успеху, но делает изучение материала тягостным и нудным занятием, убивающим всякий интерес к учению.

Учебный материал должен опираться на прошлые знания, но в то же время со­держать информацию, позволяющую не только узнать новое, но и осмыслить про­шлые знания и опыт, узнать уже известное с новой стороны.

Организация учебной деятельности. А. К. Маркова и соавт. отмечают, что изучение каждого раздела или темы учебной программы должно состоять из трех этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного.

Мотивационный этап — это сообщение, почему и для чего учащимся нужно данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы. Этап состоит из трех учебных действий:

  1. создание учебно-проблемной ситуации.
  2. формулировка учебной задачи.
  3. рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки.

 

Операционально-познавательный этап. На этом этапе учащиеся овладевают учебными действиями и операциями в связи с ее содержанием. Существенное влияние на возникновение правильного отношения к учебной деятельности на данном этапе могут оказать положительные эмоции, возникающие в процессе деятельности («понравилось») и достигнутого результата.

 

Рефлексивно-оценочный этап связан с анализом проделанного, сопоставлении достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. Подведение итогов надо организовать так, чтобы учащиеся испытали удовлетворение от проделанной работы, преодоления возникших трудностей и познания нового. Это приведет к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний и в будущем. Этот этап должен служить своеобразным «подкреплением» учебной мотивации, что приведет к формированию ее устойчивости.

 

Групповая форма деятельности. Известно, что во многих случаях групповая форма учебной деятельности создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная.

Оценка результатов учебной деятельности. Мотивирующая роль оценки результатов учебной деятельности не вызывает сомнения. Чтобы не происходило сдвига мотивации учения на мотивацию получения хорошей отметки, в ряде стран отказываются от оценочной системы. Важно, чтобы в оценке давался качественный, а не количественный анализ деятельности учащихся.

Стиль деятельности учителя оказывает влияние на формирование мотивации учения. Авторитарный стиль формирует внешнюю мотивацию, мотив избегания неудачи. Демократический стиль способствует развитию внутренней мотивации. Попустительский стиль снижает мотивацию учения и формирует мотив "надежды на успех".

  1. Диагностика мотивации учения.

Разработайте программу исследования мотивации учения школьника или студента и апробируйте её на себе или на одном школьнике (студенте). Опишите полученные результаты. Для разработки программы диагностики вы можете использовать текст файла «учителю о мотивации» или самостоятельно подобранные вами источники.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: