История и современное состояние соц психол в России.




У представителей западн школ интерес к детальному анализу отдельных составляющих и элементов соц психол (Вундт — анализ структурных составляющих психол на­рода, Фрейд — структура и механизмы функционирования со­знательного и бессознательного в психике индивида, Тард — исследование подражания, Лебон — психол народов и масс), то У России ха­рактерным - внимание к глобальным соц-псих проблемам.(психол массовых и политх движений, дух жизни, полит борьбы и револ движения) Псих народа. У запада - общий характер, то у русских - интерес к психол собственного народа, сопряжен­ный с психологическими факторами российской судьбы. Становление соц псих в России осуществлялось в форме направления мысли в лоне философии, социологии и психол. Н. К. Михайловский подчеркивал значение психологического фактора, в частности сознательной д-ти людей в историческом процессе. Вывод о необходимости разработки такой науки, которая бы специально исследовала массовую психологию, ее место и роль в социальных движениях, восполняя тем самым существенный пробел в систе­ме социальных наук. Говорил что нет ни одной науки которая бы глубоко занималась изучением массовых движений, как явление, имеющее свои законы, по которым оно возникает, продолжает­ся и прекращается, остается совершенно даже незатронутым. Концепция психол героя и толпы как одной из важней­ших форм проявления массовой психол. Псих. толпы порождается все­ми условиями жизни общества, которые обрекают народ на нищету и духовное опустошение. Масса превращает­ся в "толпу", которую "герой" своим примером может увлечь или на подвиг или на преступление.Герой центр, аккумулир умств и нравств энер­гию толпы. Механизм взаимодействия героя и тол­пы - подражание толпы герою и -взаимоподражание людей в толпе.(легкая внуш-ть, доверч-ть, поддат-ть внеш­ воздействию, магнетич сила героя, авторитета. Г. В. Плеханов дал глубокий анализ психол демократич движения в России, пси­хологических особенностей различных эпох или духа времени, нет ни одного историчес­кого факта, который бы не был обязан своим происхождением об­щественной экономике, дает определе­ние самого понятия "общественная психол"- "преобладающее настроении чувств и умов в данном классе данной страны и данного времени"Это отражает динамичность, подвижность умов и нравов, устойчивые формы — навыки, привычки, традиции, коренные интересы и кот говорят об устойчивых чертах классовой, профессиональной и национальной психол, несмотря на перемены в настрое­нии данных социальных групп. Он расчленяет всю соц структуру общества на пять элементов: " степень развития производит сил; взаимоотн людей в процессе общ-ого пр-ва, определяемые этой степенью развития; форма общества, выражающая эти отношения людей; определенное состояние духа и нравов, соответствующее этой форме об­щества; религия, философия, литература, искусство, соответ­ствующие способностям, направлениям вкуса и склонностям, порождаемым этим состоянием" Религию определял как систему представле­ний, настроений и действий. Искусство, религия и другие формы обще­ственного сознания могут быть объяснены, по мнению Г. В. Пле­ханова, состоянием умов и нравов данного времени, т. е. психол эпохи. Он писал о массе. Он раскрывает важную соц-псих закон-ть в развитии рабочего движения. Она состоит в существовании определенной пропор­циональной зависимости между тяготением рабочего к массе, его чувством и сознанием своей классовой принадлежности и развитием его политической индивидуальности. Важную роль в формирова­нии общественной психол играют законы подражания. Он отмечал, что наряду с подражанием имеет мес­то и определенное противодействие как отдельных лиц, так и целых социальных групп друг другу. Н. А. Бердяев о психол русского народа. Исторические повороты в судьбе России, про­тиворечия ее бытия стремится осмыслить через противоречи­вый характер русского народа. Россия,— страна безграничной свобо­ды духа,, жуткой покорности, лишенная сознания прав личности и не защищающая достоин­ства личности. Корень этих глубоких противоречий в несоединенности мужественного и женского начал в русском характере. Противоречие между СП-тью выносить очень много, широтой души, святостью, с одной сто­роны, и СП-тью поддаваться соблазнам легкой наживы — с другой. Необходимо развития русского национального самосознания как способа по­стижения и преодоления этих противоречий, перевоспитание русского народа, но при этом остаться русским.Он надеется на интелегенцию в помощи, нужны изменение самих условий соцго бытия народа. Это пред­полагает прежде всего демократизацию социальных отноше­ний, развитие общественного самоуправления, надо преодолеть российскую пас­сивность, лень и беспечность, шедшие от широты русских про­сторов и души. Он говорил о том, что главным качеством будущей демократии должна стать ее высокая одухотворенность. Разъяренная, бездуховная мас­са, толпа, одержимая корыстными и злобными инстинктами, не может быть носителем подлинной демократии.. Бехтерев в отличии от Бердяева обращает­ся к более подвижному слою общественного сознания, точнее его ди­намичному состоянию, каким является общественное или мас­совое настроение. Он исследует также массовый психоз, паника и массовое внушение. Характеризуя роль внушения в общественной жизни, прослеживается эффект — изменение обществен­ного настроения, а соответственно и психич состояния масс. Настроение подчиняется "закону ритма", при­лива и отлива массовой психич энергии. Так, смена трех русских революций в России рассматривается им как резуль­тат прилива и отлива революционных настроений общества в известные промежутки времени Соц 'психол 20-х годов В эти годы было положено начало первым эксперименталь­ным соц-психологическим исследованиям, проведенным В. М. Бехтеревым совместно с М. В. Ланге и В. Н. Мясищевым со студентами медицинского, педагогического и психоневроло­гического институтов. Это знаменовало переход от чистой тео­рии к формированию эмпирически-верифицируемого фундамента научного знания. Тогда же началась активная разработки ряда проблем при­кладной соц психол. Марксизм и фрейдизм. Каким именно должен быть человек не было ответа. Революционно настроенные массы были полны энергией преобразования и вместе с тем нуждались в постоянных источ­никах энергетической подзарядки для осуществления гранди­озных свершений=> интерес вызывала в то время психоаналитическая концепция 3. Фрей­да, открывавшая использо­вания резервуара чел энергетики сила секс влечения. Д-ть А. Б. Залкинда — подчинить сек­с энергию народа задачам революции. "Необходимо, чтобы коллектив больше тянул к себе, чем любовный партнер". Он разрабатю 12 заповедей половой жизни. Их смысл, что энергия пролетариата не должна отвлекаться на бесполез­ные для его исторической миссии половые связи. "Половое дол­жно во всем подчиняться классовому, ничем последнему не мешая, во всем его обслуживая..." "Класс в интересах революционной целесо­образности имеет право вмешиваться в половую жизнь своих членов". По мере усложнения культуры человеку приходит­ся вытеснять все больше своих желаний, потому и растет так быстро число нервнобольных. В гармоничном обществе завт­рашнего дня вытеснять будет нечего и незачем, будут раскры­ты все виды удовлетворения. => "в коммунистическом обществе не будет ни неврозов, ни религии, ни философии, ни искусства" А Троцкий, искал третий путь. "Люди не способны жить в новом обществе — значит, надо переделать людей". Марксизм помочь не мог. => фрейд психоанализ."Человек примется, наконец, всерьез гармо­низировать самого себя. Он поставит себе задачей ввести в дви­жения своих собственных органов — при труде, при ходьбе, при игре — высшую отчетливость, целесообразность, экономию и тем самым красоту.Контроль над бессозн, на организмом, волей разумом, сердцем.Обратились к концепуции из за Достижения быстрых результатов. Марксизм и психоанализ должны были соединится. В ряде своих работ М. А. Рейснер о целесообразности сопоставления социологического метода Маркса с психоана­литическим методом Фрейда при изучении соц-псих явлений, о необходимости соединения достоинств марксизма и фрейдизма в соцп сих ради преодоления их недостатков. "Теория стакана воды" или - нудистское движение, шедшее под лозунгом "Долой стыд"(покончить с пережитками классово чуждой и далекой от простого народа, утонченной и излишне сентиментальной дворянской культуры) за полное моральное раскрепощение индивида — за брак и секс без условностей и излишних церемоний. Утолить свою секс потребность "так же просто, как выпить стакан воды". Перерыв Был.Об этом говорит тот факт, что за период 30—50-х годов не было опуб­ликовано ни одной книги, в которой бы открыто ставились и обсуждались проблемы соц психол. Прекратили существование лаборатории. Это не означает что попытки решения не предприним. В скрытом виде, подспудно интерес к соц психол не пропал. Разработка некото­рых вопросов коллективной психол продолжалась и в этот период, но только в рамках других социальных дисциплин — общей психол, педагогики, военной и спортивной психол и т. д. Поскольку возможность широкой разработки методоло­гических и теоретических вопросов соц психол была ограничена, то основной формой стали эмпирические, кон­кретные соц-психологич исследования отдельных, частных проблем. Цен­тральными в этих исследованиях были проблемы взаимоотно­шений коллектива и личности, формирования личности в коллективе и под его влиянием, соц и психологич обусловленности поведения и сознания личности и др. Осуждали науку. Кризис произошел вследствие как завышенных, так и столь же необоснованных при­тязаний исследователей на объяснение исторических превратностей того времени, на роль средства или инструмента создания качественно нового человека. После спада увлечения методами психоанализа попытка соединить марксизм с фрей­дизмом была квалифицирована как антинаучная и несовмес­тимая с марксистской идеологией. В числе обстоятельств, определивших перерыв и отстава­ние в развитии соц психол в нашей стране, суще­ственным фактором была атмосфера администрирования и декретирования, преобладавшая в общественных науках, кото­рая сковывала творческую инициативу, порождала догматизм и боязнь заниматься сложными, острыми вопросами, к числу ко­торых относились и проблемы соц психол. Возрождение. В конце 50 — начале 60-х Внешним импульсом к ее возрождению – 1)растущий интерес к психологическим проблемам бытовой религиозности в стране. Он был обусловлен настоятельной необходимостью понять при­роду идеологической неэффективности антирелигиозной пропа­ганды в условиях усиления религиозности населения в послевоенный период. 2) растущие запро­сы общества, связанные с потребностью изучения со­ц-псих знаний во всех областях соц жизни, необходимостью более полного представления о струк­туре общественных отношений и общественного сознания; ус­пехи психологич науки в сфере изучения взаимоотношений личности в коллективе; изменение идеологической атмосферы в стране, начавшееся в период 60-х годов, известное под назва­нием "оттепели", когда на волне общественно-политического подъема, вызванного разоблачением культа личности, советс­ким руководством было допущено некоторое смягчение идео­логического контроля в духовной жизни общества в целом и научной сфере в частности [28, с. 33]. Отвергался и тезис о несовместимости соц психол с марксизмом, обосновывалась продуктивность ее развития на этой основе. В первом сборнике "Проблемы общественной психол", посвященном этим вопросам пред­ставлено доказательство того, что как классики марксизма, так и их последователи не были чужды соцо-псих видению и пониманию социальных отношений Указывая на социальную обусловленность сознания, мар­ксизм вместе с тем не отрицал и активной роли человеческой д-ти, психологического, субъективного момента в ис­тории общества. Первые мо­нографические исследования, посвященные проблемам возрож­дающейся соц психол, сделали предметом внимания ученых еще более широкий круг проблем этой на­уки: истории, методологии и теории таких фундаментальных явлений как историческая психол; обществен­ное настроение; восприятие человека человеком. В 1962 в Ленинградском государственном университете была создана первая в стране лаборатория соц психол под руководством. Несколько позже откры­ли и первые кафедры соц психол(ЛГУ и МГУ) В 1968 году начала работу проблемная лабо­ратория соц-психологических исследований при кафедре философии Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена под руководством Б. Д. Парыгина. По его инициативе в 1969 году там же был учрежден и первый в стране факультет соц психол. Динамичное развертывание ее собственного инструментального и концептуального потенци­ала. Доминирующими направлениями развития в 70-е годы ста­новятся как разработка методологии и методов, так и осуществление самих эмпирических исследований проблем — групп и коллективов; поведения личности, его регуляции и са­морегуляции; психол руководства и управления и др. Первые попытки кон­цептуальных построений как специальных теорий, прежде всего теории коллектива так и общей соц-психологич теории 3 направления исследований: преимущественно теоретическом; теоретико-эмпирическом, преимущественно прикладном. Современное Накоплен большой эмпирический материал. Соц психол вошла в систе­му как обучения, образования и подготовки кадров, так и во все сферы практической д-ти — экономику и политику, право и духовную жизнь. Теперь уже ни у кого не вызывает со­мнения ни право данной науки на существование и развитие, ни ее практическая значимость в соц жизнед-ти.Все проблемы соц псих они связаны с совершенство­ванием соц-псих культуры личности и человеческой д-ти, общности, общения, управления. Разработка таких методов соц-психоло­гического тренинга коммуникативной и управленческой д-ти, которые бы обеспечили переход от традиций и навыков командно-административной системы к новому опы­ту партнерского общения в условиях демократизации обще­ственных отношений

5..Эффект и парадокс психологич включенности. Макс. псих включ-ть чела в д-ть, конкр ситуацию, прелполагает использ его внутр резервов, становится возможной лишь при достаточно высоком уровне сосредо­точ-ти на предмете д-ти(полное выключение из сознания личности всех других, как внешних, так и внутрен­них, факторов, которые бы могли деформировать ее отноше­ние к д-ти) Г. Лозановым. исследования в области суггестологии (отрасли соц-психологич науки, изучающей фено­мен внушения) показали эффективность научно обоснованно­го вторжения в глубинные резервы психич энергии человека. Метод его, позволяет, сократить сроки и повысить результативность изу­чения иностранных языков. Инерция настроя индивида на определенную д-ть, с одной стороны, многократно усиливает эффект его со­средоточения на ней, =>, и эффективность д-ти. С другой стороны, инерция включенности мешает человеку переключить внимание на новые жизненные обстоя­тельства и ситуации, порождает определенный консерватизм, может привести к сужению поля зрения и т. д. Возрастающая сила инерции переживания прошлого опы­та объясняется не только постоянно растущим уровнем психич напряжения и концентрации внимания, которых требует включение человека в д-ть. Но и обогаще­ния и усложнения самой д-ти, а также связанных с нею отношений. Природа инерции. феномен инерции включенности явл меха­низмом соц-псих адаптации чела к решению все более сложных вопросов в условиях жесткого рег­ламента времени, отводимого на д-ть. В силу инерции включенности индивид продолжает и в новых условиях пребывать в прежней ситуации, переживая связанные с ней осложнения и трудности(характерен для предста­вителей творческих профессий, особенно для ученых, одержи­мых какой-либо идеей). Отрешенность Парадокс включенности. Погруженный в глубокие разду­мья, решающий сложную задачу, исследователь, пребывающий в таком состоянии, как правило, не способен к адекватному вос­приятию внешней по отношению к нему среды. Инерция его твор­ческой включенности - полная невключенность в реальную жиз ситуацию. Инерция включенности в уже несуществующую си­туацию сама превращается в фильтр, препятствующий непос­редственному восприятию новой информации и более активной вовлеченности индивида в изменившуюся обстановку. Может ли водитель, находясь за рулем, задуматься о чем-то таком, что не имело бы отношения к процессу управления автомашиной? Безусловно, нет. Иначе может последовать ава­рия или даже катастрофа.

7.Обеспечение психологич включенности. Альтерна­тива психологич включенности — невключенность, рассредоточенность внимания и сил на посторонних, отвлекающих от необходимого действия предметах и раздражителях. Чтобы собрать внимание, надо избавиться от посторонних, отвлекаю­щих факторов.(условием полной включенности в дан­ное действие является полная невключенность внимания во все другие возможные фоновые стимулы и раздражители.) Здесь феномен психологич включенности может рас­сматриваться как результат преодоления психологических ба­рьеров личности, одним из которых оказывается психич напряженность. Релаксация достигается методами суггестии (внушения) и в результате тренировки навыков снятия физического напряже­ния (саморелаксации) при одновременном формировании спо­собности к сосредоточению внимания на предмете действия. Таким образом, одним из путей обеспечения психологич включенности в действие является формирование навы­ков физической и психич релаксации в сочетании с опытом распределения и переключения внимания. В конечном итоге обеспечение психологич включенности в действие дости­гается на путях овладения навыками регуляции внимания и мо­тивации д-ти, равно как и опытом психич самозаражения интересом к предстоящему действию(психологич механизм внутренней са­мостимуляции, предполагающей развитие навыков эмоц усиления и углубления интереса к предмету д-ти.) В основе этого механизма лежит нарастающая эмоц и образная идентификация с предметом д-ти, равно как и ее символом.

9.Психол брака и семьи. В качестве предмета изучения соц психол брак и семья выступают (микрообщность и межличностное общение) Любовь является продуктом взаим­ного интереса и эмоц влечения индивидов друг к дру­гу. В ее основе лежит сексуальное влечение. Природа уходит в глубины подсознания и связана. Но если 3. Фрейд исходил из утверждения о доминанте бессознательного сексуального влечения как основе любви, то Эрих Фромм уже не отождествлял любовь с сексуальным влечением, главное в любви — это прежде всего "ответ­ственность" за жизнь, здоровье и судьбу того, кого ты любишь. Любовь предполагает сексуального страстного влечения одного индивида к другому и степень осознания ответственнос­ти за характер складывающихся отношений и взаимную забо­ту друг о друге=>брак и семья. Брак и семью, в отличие от других институци­ональных образований на уровне микросреды, психологически отличает прежде всего самый высокий уровень ожиданий — теп­ла взаимного внимания, глубины взаимопонимания, полноты эмоц контакта и радости взаимной любви, т. е. счастье в личной жизни. Такой полноты ожиданий, нет у членов тру­дового, учебного или даже досугового коллектива. Документально закреплена сфера имущ отноше. Брачный контракт у нас пока скорее исключение, чем правило. Основными факторами формирования и ста­бильности брака являются: психологическое богатство, полнота и гармония тех отношений, которые складываются между суп­ругами. На них оказывают влияние со­ц-псих же факторы как микро-, так и макросреды. На степень стабильности брака влияет атмосфера обще­ства в целом, которая может быть спокойной, радостной или, наоборот, напряженной, угнетающей или даже беспросветной. Эта атмосфера результат взаимодей всех систем общественных отношений: экономических и политичес­ких, правовых, этнических, духовных, религиозных и бытовых. Климат семейных отношений во многом определяется сп-тью супругов преодолевать те противоречия, которые заложены в названных выше психологических особенностях брака. Псих готовность к браку предполагает готовность к адекватному представлению и действию в реальной, а не воображаемой среде семьи, к адек­ватному отношению друг к другу, к самому выбору спутника жизни, к совместному преодолению трудностей, кризисов и кон­фликтов, неизбежно возникающих на жизненном пути. В качестве одной из составляющих психологич го­товности к браку можно рассматривать психологическую го­товность к адекватному реальности восприятию и пониманию брака. В свою очередь, индикатором этой адекватности или не­адекватности может служить характер психологич уста­новки на ценности брака.(не состоящих в браке, как физичес­кая близость и общность духовных интересов. Состоящие такие как дети и забота о детях, общее хозяйство, материальное благополучие, психологич совме­стимость, супружеский долг, взаимная забота) мотивация брачного выбора свойственная мужчинам ориентированность на внешнюю привлекательность женщины, равно как и значимость для жен­щины фактора соц состоятельности мужчины, его спо­собности взять на себя ответственность за создание необходимых условий для благоустройства совместной жизни.

10.Психол малой группы. Под малой группой следует пони­мать немногочисл общность людей, которые находятся др с др в самом непосредств (лицом к лицу) пси­х контакте. 1) малая группа- носителем сугубо межличностных отношений, а не формой про­явления каких-либо общ отношений. (отношения подлинной любви и дружбы). 2) малая группа - носителем и сугубо безличных — деловых, функционально-ролевых отношений, не имеющих ничего общего не только с любовью и дружбой, но даже и с личностным отношением друг к другу. Даже если контакт между людь­ми носит длительный характер, еще не значит чтоможно гвоорить о личных, личност­ных или межличн отношений. Межличн отношения могут иметь место и без не­посредств контакта лицом к лицу. Равно как и непос­редств контакт еще не равнозначен межличн или,, личностно-опосредованному отношению од­ного человека к другому(отношение к другому прежде всего как к личности, а не только или хотя бы не столько как средству решения своих проблем.) Определение малой группы не должно содержать ничего кроме указания на факт ее малочисленности и наличие непосредственного (лицом к лицу) психологического контакта между взаимодей в ее рамках индивидами. До 12-14 человек. Структурная характеристика малой группы, предполагает статусную дифференциацию(ве­дущими и ведомыми, активом и пассивом, лидерством и оппо­зицией по отношению к нему). Типология лидерства в группе: статус звезды и позицию доминирующего членства, Пассив группы и ведомые также разделяются на изолирован­ных, не включенных и отверженных. Вообще специфика соц-псих подхода к феномену малой группы в отличие от социологического со­стоит во внимании исследователей прежде всего к соц-псих элементам и механизмам ее жизнед-ти в отличие от того случая, когда группа рас­сматривается в контексте социальных макроусловий своего су­ществования. Исследования особенностей различных малых групп — се­мьи или трудового коллектива, студенческой группы или мик­росреды научного сообщества убедительно показывают возрастающую значимость прежде всего соц-психоло­гических факторов. Пря­мое, не опосредованного влияние малой группы, воздействия на индивида традиций, настроений, ценностей и норм поведе­ния как больших социальных групп, так и средств массовых коммуникаций.

12.Массовая психол. Массовая психол людей характериз высокой динамичностью психич состояния людей, которое обязательно проявится в их совместном действии. Характер массового поведения не несет на себе никакой печати индиви­дуальности в отличие от специфики в характере того или ино­го народа. Характер массовой психол и поведения людей в высшей степени стандартизирован. Массовая психол сохраняет свою сп-ть проявле­ния и подчиненность своим универсальным механизмам поведе­ния и общения (заражения, подражания, внушения, моды и т. д.) вне зависимости от ее принадлежности к той или иной террито­рии, государству или народу. В массовой психол есть тенденция к взаимному уподоблению, уни­фикации поведения людей, их деперсонификации, а соответственно и к снижению уровня индивидуального самосознания и ответственности Массовая психол ситуативна. Уникальные особенности масс псих (податливость таким зако­номерностям и механизмам (заражение, подражание, мода), ко­торые ориентированы в своем воздействии скорее на чувства, эмоции и бессознательные реакции человека, чем на его разум, рассудок и сознание)Это приближает её к толпе. Формы массовой психол. (массовые социокультурные, политические, религиозные, нацио­нальные или спортивные движения, массовые выступления тех или иных классов или профессиональных групп людей, перемещения людей в пространстве, вызванные как природными (землетрясение, извержение вулкана потоп, ураган и т д.), так и социальными катаклизмами (война, голод, авария на атомной станции и т. д.) Толпа — всего лишь наиболее яркое и концентрирован­ное проявление того, что свойственно большой массе людей: экзальтация, эмоц максимализм, внушаемость, го­товность к немедленному действию, завышенные ожидания, пре­клонение перед героем или кумиром и т. д. Наиболее популярной у многих социологов того времени была трактовка любого массового движения как результата взаимодействия героя и толпы. Если герой был носителем сознания, то масса или толпа способна была лишь не бессознательное, слепое и разрушитель­ное действие. В соответствии с законом "духовного единства толпы", сформулированным Г. Лебоном, индивид независимо от его об­раза жизни и рода занятий, если он оказался в толпе, вынужден думать, чувствовать и действовать совершенно иначе, чем если бы он думал и действовал сам по себе. Он теперь думает и дей­ствует так, как ему велит состояние "коллективной души" толпы.(импульсивность, изменчивость, заразительность и раздражи­тельность, легковерие и податливость внушению, даже гипно­зу, преувеличенность и односторонность чувств, нетерпимость, авторитарность и консерватизм) В толпе, таким образом, сознательная личность исчезает, при этом чувства и мысли всех участвующих в толпе приобретают одно и тоже направление. Чувство ответственности, сдерживающее отдельного ин­дивида, совершенно исчезает в толпе. Индивид в толпе приобре­тает, благодаря только ее численности, сознание непреодолимой силы и это сознание позволят ему поддаваться таким инстинк­там, которым он никогда бы не дал волю, будь он один. В толпе же он не склонен к обузданию этих инстинктов, потому что тол­па анонимна.

15.Лидерство как инструмент интеграции общности. 14.Понятие и природа лидерства Под лидерством принято по­нимать один из процессов организации и управления малой соц группой, для достиж. групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом, детерминиро­ванный господствующими в обществе соц отношения­ми. (определ связь и взаимод между инициатором и орга­низатором групповой д-ти, с одной стороны, и членами группы — с другой) Лидер — это член группы,(лидер не выдвигается группой на соответств пост, а спонтанно занимает лидерскую по­зицию с открытого или скрытого согласия группы; лидер выдвигается на роль неофициального руководителя =>, с его личностью идентифицир система групповых норм и ценностей; ли­дер выдвигается на соответствующую роль в условиях значимой для жизнед группы ситуации.), должен обладать высоким уровнем инициативы и активности, опытом и навыками организаторской д-ти, заинтерес-­тью в достижении групповых целей, информир-тью о делах группы, общит-тью и личностной привлек-тью с высоким уровнем его престижа и авторитета в группе. Лидерство по своей природе является результатом одно­временно как объективных (интересы, цели, потребности и за­дачи группы в конкретной ситуации), так и субъективных (индивидуально-типологические особенности лидера как ини­циатора и организатора групповой д-ти) факторов. Феномен лидерства связан с выражением, оформлением и регулированием внутригрупповых деловых и межличностных отношений, носящих неинституциональный характер, в то время как руководство яв­ляется носителем ф-ций и средством регулирования институ­циональных отношений в рамках соц организации. В отличие от лидерства руководство носит более стабильный характер, поскольку не зависит от разных поворотов групповых настро­ений и изменений, происходящих между членами группы. Авторитет лидера основан лишь на его личном влиянии на членов группы, а авторитет ру­ководителя предполагает не только влияния, но и силу санкционирующего воздействия тех указаний, кото­рые вытекают из уровня его официального статуса в системе организации. Понятие В предельно широком смысле о лидерстве можно говорить как о СП-ти влиять на дру­гих и на состояние совместной д-ти. Такова роль звезды коллектива, не выполняющей тради­ционной роли лидера в том смысле, что она (или он) не обнару­живают никакой организаторской инициативы, не стремятся кого-либо вести за собой. В бо­лее узком и традиционном смысле лидерство связано с пред­ставлением о способности одного из членов группы вести за собой других, быть примером для подражания, обладать сп-тью сплочения людей вокруг себя и инициировать дей­ствие, дающее положительный эффект в д-ти группы. Причиной смены лидера обычно оказывается его несоот­ветствие требованиям, нормам, целям и задачам группы. Оно может возникнуть как вследствие чрезмерной авторитарности лидера, перестающего считаться с группой, так и в результате его неспособности справиться с новыми, более сложными зада­чами групповой д-ти. Ф-ции лидерства. основные ф-ции лидера носят компенсаторный характер. функция интегратора, объединителя группы или общности в том случае, функция персонифи­кации функционально-ролевых отношений в организации, когда отношения, лишенные тепла и внимания руководителя к личности подчиненных. Виды: 1. По содержанию д-ти: а) лидер-вдохновитель, пред­лагающий программу поведения; б) лидер-исполнитель, органи­затор выполнения уже заданной программы; в) лидер, являющийся одновременно как вдохновителем, так и организатором. 2. По стилю руководства: а) авторитарный; б) демократи­ческий; в) совмещающий в себе элементы того и другого стиля.3). По характеру д-ти: а) универсальный, то есть постоянно проявляющий свои качества лидера; б) ситуативный, то есть проявляющий качества лидера лишь в определенной, специализированной ситуации. Типы: 1) лидер-вдохновитель (программист) — авторитарный — универсальный; и тд. Поэтому Следовало бы добавить и критерий, связанный с оценкой эффективности лидера или, точнее, оцен­кой направленности его д-ти, на конструктивное (если оно способствует успеху и развитию группы) и деструктивное, если оно приводит к потере эффективности совместного действия и может завершиться даже разрушением общности.

13. Типология лидерства. В частности, исследование лидерства в студенческих груп­пах, осуществленное под нашим руководством Н. С. Жеребо-вой, показало, что есть основания говорить о качественно специфических задачах, функциях и взаимоотношениях лидера с группой, которые возникают в специфических условиях лиди­рования (учеба, работа, досуг). Более того, удалось установить, что почти каждый раз специфическая сфера д-ти (уче­ба, работа или отдых) выдвигает своего ситуативного лидера. Виды: 1. По содержанию д-ти: а) лидер-вдохновитель, пред­лагающий программу поведения; б) лидер-исполнитель, органи­затор выполнения уже заданной программы; в) лидер, являющийся одновременно как вдохновителем, так и организатором.2. По стилю руководства: а) авторитарный; б) демократи­ческий; в) совмещающий в себе элементы того и другого стиля.3). По характеру д-ти: а) универсальный, то есть постоянно проявляющий свои качества лидера; б) ситуативный, то есть проявляющий качества лидера лишь в определенной, специализированной ситуации. Типы: 1) лидер-вдохновитель (программист) — авторитарный — универсальный; 2) лидер-программист — авторитарный — ситуативный; 3) лидер-программист — демократический — универсальный; 4) лидер-программист — демократический — ситуативный; 5) лидер-организатор (исполнитель) — авторитарный — универсальный; 6) лидер-организатор — авторитарный — ситуативный; 7) лидер-организатор — демократический — универсальный; 8) лидер-организатор — демократический — ситуативный. Поэтому к тому, что было нами сказано о типологии ли­дерства, построенного по трем основаниям — характеру, сти­лю и масштабу, — следовало бы добавить и критерий, связанный с оценкой эффективности лидера или, точнее, оцен­кой направленности его д-ти. => разделить лидерство на конструктивное (если оно способствует успеху и развитию группы) и деструктивное, если оно приводит к потере эффективности совместного действия и может завершиться даже разрушением общности.

8.Понятие СПК коллектива. (СПК) коллектива всегда характеризуется специфической для совместной д-ти людей атмосферой психич и эмоц состояния каждого его участника, индивида и, несомненно, зависит от общего состояния окружающих людей. Атмосфера той или иной общности или группы проявляется через характер психич настроеннос­ти людей, которая может быть деятельной или созерцательной, жизнерадостной или пессимистичной, целеустремленной или анархичной, будничной или праздничной. Психич настрой или настроение общности представ­ляет собой эквивалент динамической структуры психич состояния общности, проявляющегося в характере направлен­ности группового внимания и уровне его эмоц то­нальности. Соц-псих. климата и атмосферы не тождественны. Духовная атмосфера — это специфич психич состояние той или иной группы людей, проявляющееся в общении их друг с другом и стиле совместного поведения. Атмосфера — это неустойчивая, постоянно изменяющаяся и подчас неуло­вимая сторона коллективного сознания. Поня­тие спк обозначает не те или иные ситуативные перемены в преобладающем настроении людей, а лишь его устойчивые черты. Таким образом, под спк подразумевается преобладающая и относительно ус­тойчивая духовная атмосфера, или психич настрой кол­лектива, проявляющийся как в отношениях людей друг к другу, так и в их отношении к общему делу Настрой расм как со стороны предметной направленности психического состояния коллектива, так и с его тональной стороны, т. е. той, которая связана с характеристикой уровня эмо­циональной активности, включенности в деятельность, высту­пающей в нейтральной форме или активной. Она, в свою очередь, может иметь как положительную (увлеченность, эн­тузиазм, радость), так и отрицательную окраску (возмущение, агрессивность, депрессия и т. д.). Предметный и тональный аспекты психич на­строя не следует отождествлять с установкой. Психич настрой по своей структуре сложнее и динамичнее последней. Климат коллектива представляет собой преобладающий и относительно устойчивый психич настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнед-ти.

20.Диагностика СПК. это интегральная содержательная характеристика проявлений его преобладающего настроения и оценка уровня его качества. Это означает, что она должна быть выражена не в представлении о конкретных отношениях и взаимоотношениях, а в преобладающем настрое или атмосфере коллектива при­менительно к делу, личности, творчеству. Диагно­стика предполагает качественную оценку уровня оптимально­сти основных составляющих климата. Исследование предус­матривает обращение к анализу и оценке состояния



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: