II. Работа по теме урока.




1. Слушание сказки братьев Гримм «Заяц и еж». Бе­седа после чтения.

- Понравилась вам сказка? Кто её герои? Почему ёж обидел­ся на зайца? Как ёж проучил зайца? Какими другими способами можно было проучить зайца?

Слово об авторах (информация для учителя).

Братья Гримм - Якоб (1785-1863) и Вильгельм (1786-1859) жили в Германии. Оба были профессорами Берлинского университета. Они создали грамматику и словарь немецкого языка. Из-под их пера вышло много научных трудов по немецкой литературе и языку, без которых не обходятся ученые и в наше время. А все же славу им принесли прежде всего три небольших сборника немецких народных сказок, которые начали публиковать в 1812 г. Эти сказки известны как «Сказ­ки братьев Гримм».

Но сами они их не сочиняли, а только обрабатывали то, что запи­сывали, обходя деревни и небольшие города, со слов людей, которые помнили и любили сказки. «Настало время, - говорили братья Гримм, - спасать древние предания и сказки, чтобы они не исчезли навсегда в беспокойных днях наших, как искра в колодце или роса под горячим солнцем». Больше двухсот сказок собрали братья Гримм в своих сбор­никах, которые они назвали «Детские и семейные сказки». И они дей­ствительно стали детскими и семейными, потому что редко можно найти семью, где бы детям не читали сказки «Храбрый портняжка», «Золотой гусь», «Снегурочка», «Золушка», «Волк и семеро козлят», «Волк и лиса», «Бременские музыканты» и многие другие. Все их не перечислить. Герои этих сказок - ремесленники, солдаты, крестьяне - смело вступают в борьбу с драконами, свирепыми великанами, ведь­мами, злыми царями и всегда оказываются более умными, ловкими и отважными, чем их противники. И судьба всегда вознаграждает про­стую девушку, нелюбимую падчерицу или пастуха за то, что они доб­ры, честны и трудолюбивы.

Героями сказок братьев Гримм бывают также и звери, и птицы, и насекомые. Но всегда в них высмеиваются человеческие пороки: лень, жадность, зависть, скупость, трусость, чванство, бахвальство... Сказки братьев Гримм полны народного юмора, что делает их особен­но привлекательными.

Десять лет собирали и печатали свои сказки немецкие ученые. А потом началась новая жизнь этих произведений: они отправились в путь по всем странам и континентам. Сказки перевели на многие языки, в разных странах их переводили на свой лад, разыгрывали в театрах. Примеру братьев Гримм последовали многие ученые и пи­сатели.

Сборники детских народных сказок стали появляться в Швеции и Африке, в Индии и Вьетнаме... В России сказки братьев Гримм узна­ли в середине XIX в. В нашей стране их издавали сотни раз большими тиражами. По сказкам братьев Гримм созданы мультфильмы. Миллионы детей с большим интересом следят на экране за приключениями бре- менских музыкантов, храброго портняжки и вспоминают мудрых, до­брых ученых, которые подарили им радость.

- Какие сказки братьев Гримм знаете вы? У кого дома есть книги сказок братьев Гримм?

2. Словарная работа.

Брюква - растение (овощ) из семейства капустных, похожа на репу, но несколько крупнее и ее мякоть нежно-оранжевого цвета.

Рыщешь - ищешь.

Тягаться - соперничать, состязаться в чем-нибудь.

Борозда - канавка.

3. Повторное слушание сказки, беседа.

- Внимательно послушайте сказку и постарайтесь запомнить авторские слова, которые характеризуют зайца и ежа. (Сказку читает учитель, последнюю часть - ученики.)

- Каким вы представили зайца? ежа?


Важный

Заботливый

ЗАЯЦ

 

- Почему ежи обыграли зайца? Чему учит эта сказка? 4. Работа по учебнику.

Работа с иллюстрацией.

- Рассмотрите иллюстрацию. Какой момент рассказа на ней изображен? Что растет на поле у зайца? у ежа?

Упражнение в чтении «Прочитай». (Работа в парах.)

- Прочитайте разговор (диалог) по ролям. Какие слова чи­тать не надо? Чьи это слова?

Проверка выполненной работы (3-4 пары).

- Как читали слова зайца? (С насмешкой, очень уверенно.) Чье чтение вам особенно понравилось? Попросим эту пару про­читать диалог еще раз. (Слова автора читает учитель.)

Учащиеся выполняют движения под руководством учителя.

 

Ёжик шел к себе домой, Брюкву с поля нёс с собой. Через кочки пробирался, По траве клубком катался. Вдруг он вспомнил зайца И давай смеяться!

5. Выполнение заданий в тетради.

- Рассмотрите обложку. Обведите фамилию авторов красной рамочкой. Каким карандашом обведёте заголовок? Раскрасьте иллюстрацию.

- Назовите имя и фамилию каждого из братьев-сказочников.

6. Работа по р у б р и к е учебника «Книжная полка».

- Рассмотрите обложки книг, нарисованные художником В. Цепиловой. Обратите внимание на авторов сказок. На какие группы можно разделить эти книги? (Народные и авторские сказки.)

- Назовите русскую народную сказку. Назовите авторскую сказку зарубежных писателей. Рассмотрите обложки изданных книг. Назовите сказку зарубежного писателя.

- Какие из этих книг вам хочется прочитать?

III. Итог урока.

- С какой сказкой вы познакомились? Кто авторы сказки? Что вы о них узнали?

- Какой герой сказки вызвал у вас симпатию? Почему? Как вы думаете, авторы сказки согласились бы с вашим мнением?

Работа с моделями обложек, вывешенными на дос­ке в начале урока.

- Дополните последнюю модель на доске. Обратите внима­ние на фамилии авторов произведений. Подумайте, на какие две группы можно разделить изученные произведения? (Сказки рус­ских писателей, сказки зарубежных писателей.)

- Назовите имя и фамилию французского сказочника. (Шарль Перро.) С какого языка переведена сказка «Заяц и ёж»? (Перевод с немецкого языка.)

Для самостоятельной работы (по желанию): при­думать продолжение или сочинить свою сказку «Умный ёж и хвастливый заяц»; найти книги со сказками братьев Гримм, рас­смотреть иллюстрации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: