1. Слушание рассказа Е. Пермяка «Пичугин мост». Беседа.
- Сегодня, ребята, хочу познакомить вас с героями рассказа Е. Пермяка. Послушайте...
- Почему люди стали называть мост Пичугиным? О чём мечтали друзья Сёмы? Какой мостик сделал Сёма? Как вы думаете, зачем Сёма сделал этот мост? Можно ли было его не делать? Почему именно он это выполнил? Каким был Сёма Пичугин? (Иногда, видя, как кто-то совершает плохой поступок, мы восклицаем: «Да есть ли у него сердце?!». Сердце есть у каждого. Но какое оно? Сёма добрый, отзывчивый, трудолюбивый, сердечный. В его сердце живут доброта, благородство, забота о других.)
2.Составление цепочки (схематического плана) событий.
Сёма | Речка | Мос- | Насто | Мечты | Боль | |||||
Пичу | Быст- | —¥ | тишко | — р | ящий | —» | о под | шой | ||
гин | рянка | мосток | вигах | мост |
- Соответствует ли эта модель построению рассказа? (Нет, последовательность частей рассказа нарушена.) Восстановите последовательность. Какой мостик сделал Сёма? Каким мостом заменили мостик из ветлы? А сейчас какой мост в деревне? Почему мосты менялись, а название оставалось неизменным - «Пичугин»?
- О чем заставил нас задуматься автор? (Большое доброе дело вырастает из маленького полезного дела.)
- Объясните смысл пословицы: «Жизнь дана на добрые дела».
3. Работа с иллюстрациями вучебнике.
- Рассмотрите иллюстрацию к произведению, прочитайте эпизоды, относящиеся к ней.
Выполнение заданий в учебнике. Инсценирование отрывка текста.
- Прочитайте начало рассказа, разметьте отрывок для чтения по ролям. (До слов: «А Сёма Пичугин ни о чем таком не думал».) Кто хочет сыграть этот эпизод?
Учитель обращает внимание детей на то, что задача «артистов» - не только правильно произнести слова героев, но и изобразить их действия, мимику.
Выполнение заданий в тетради.
- Какой мост вы нарисовали? (Мостишко, мосток, мост.) Почему? Какая же награда была Сёме за то, что он сделал мост?
4. Моделирование обложки.
![]() |
5. Чтение рассказа Е. Пермяка «Торопливый ножик». Беседа по содержанию.
- Чем был занят Митя? Почему палочка не получалась? Как это объяснял Митя? Как объяснил отец? Как Митя учил ножик терпению? Можно ли назвать Митю хорошим учителем?
Повторное чтение текста (по ролям).
- Подготовьтесь к чтению по ролям, обозначьте карандашом роли.
Беседа.
Мост |
Мостишко |
>• Мосток |
- Как отец доказал Мите, что ножик хороший, только торопливый? Кого отец учил терпению: ножик или Митю? Почему рассказ назван «Торопливый ножик»? Какого возраста был Митя?
Чем он вам понравился? Какой у него характер? Какая черта характера Мити самая главная? Подумайте, каким человеком был его отец.
6. Работа с пословицами.
- Соотнесите пословицу «Терпенье и труд все перетрут» с рассказом.
- Подберите другие пословицы о труде и умении. («Без терпенья нет уменья».)
7. Выполнение заданий в тетради. Работа с детскими книгами и моделями обложек.
- Сравните модели обложек книг со стихами, рассказами и сказками о детях.
![]() |
- Вспомните фамилии авторов и названия произведений, соответствующие моделям. (Е. Пермяка, В. Осеевой, А. Барто, В. Железникова, Л. Пантелеева и др.) Кто герои этих произведений? Какие они? Чем похожи? Чем различаются?
II. Итог урока.
- О ком или о чем пишет Е. Пермяк в своих рассказах? (О детях и их поступках.)
Урок 28 СТИХИ О ДЕТЯХ.
Н. САКОНСКАЯ «МЫС МАМОЙ». ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ. Э. УСПЕНСКИЙ «ВСЁ В ПОРЯДКЕ» (учебник). «ПРОВЕРЬ СЕБЯ»
Данный урок литературного слушания строится так, чтобы в конце него была организована работа по рубрике «Проверь себя».
Цель деятельности педагога: создать условия для формирования нравственных понятий о любви, добрых делах, гордости, дружбе, для воспитания уважительного отношения к матери.
Планируемые результаты (УУД):
личностные: различают основные нравственно-этические понятия; соотносят поступок с моральной нормой; оценивают свои и чужие поступки, ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
метапредметные: регулятивные - удерживают цель деятельности до получения ее результата, оценивают уровень владения учебным действием (отвечают на вопрос «Чего я не знаю и не умею?»); познавательные - знакомятся со стихами о детях, произведением Н. Саконской; применяют модели для получения информации; коммуникативные - составляют небольшие устные монологические высказывания, «удерживают» логику повествования, воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи;
предметные: научатся определять тему и интонационный рисунок стихотворения, выделять слова, показывающие отношение автора к героям; получат возможность научиться инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах, находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема).
Сценарий урока