Длясоставления программв программировании нужно освоить определённыйстиль мышления. который предполагает умениеглубоко продумывать способы достиженияпоставленной цели. Такой стиль мышленияназывается алгоритмическим. Напомним, что под термином алгоритм в математике понимается определённый порядок действий, необходимых для решения даннойзадачи. Блок-схема своеобразный графический портрет алгоритма. В каждойблок-схеме рисуется только один блок. представляющий овал с надписью "Начало", и только один блок, представляющий овал с надписью "Конец". Все остальные блоки должны располагаться между ними.
Параллелограммы со словами "Ввод" и "Вывод" используются для того, чтобы указать, в каком месте программы нужно вводить исходные данные и в каком - выводить результаты.
В прямоугольниках записываются действия, которые необходимо выполнять в данной блок-схеме. Онимогут быть записаны как в виде формул, таки в виде текстовых указаний. Стрелки, соединяющие блоки, показывают в какой последовательности выполняются различные этапы
обработки данных.
Пояснение. Действие,записанное в блоке 2 означает
В - присвоить значение 5-6х3 т.е.
после выполнения этого действия
В станет равным 7. Стрелка,идущая
от блока 2, указывает, что следует
приступить к решению квадратного
уравнения. Так как В =7, то уравнение
записанное в блоке 3 примет вид
х2 - 7х+12 = 0.
Femas данное уравнение^ получим х1=3, х2=4.
Далее по стрелке (блок 4) имеем а = |3 – 4| = 1. Содержимое
блока 5 - означает, что окончательным результатом действий, описанных в даннойблок-схеме, будет значение а. Ответ: 1.
При решении многих задач требуется выполнять различные команды в зависимости от условия. Операции в которых проверяется выполнение некоторого условия, называют логическими. Ихзаписывают в блоках, изображённыхромбами. В блок-схемах это реализуется следующим
|
образом:
Если условие верно,то следует
выполнить серию команд 1, в
противном случае серию команд 2.
Такие конструкции-ветвления,могут встречаться несколько раз.
Пример 2. И нструкция подведения итогов соревнования между двумя командами.
Пояснение. Есликоманда выиграла, то выполняется команда, записанная в блоке 6, иначе-идём по стрелке "нет" к условию блока 3. Если оно верно,т.е. команда сыграла в ничью, выполняется команда из блока 5. Команда, записанная в блоке 4 будет выполняться тогда, когда условие неверно, т.е. команда проиграла. В своей практической деятельности человек постоянно встречается с задачами, для решения которых требуется многократноповторять однии те же действия. Именнодля этого применяется составная команда повторения - цикл.
Выполнение этой команды приводитк тому, что указанная в ней серия команд выполняетсянесколько раз подряд.Онa выполняется столько раз, сколько нужно для того, чтобы указанное условие перестало соблюдаться. Если условие не соблюдается с самого начала, то серия не выполняется ни разу. Условие цикла проверяется перед выполнением серии, но не в процессе её выполнения. Выполнение команды цикла можно пояснить в виде схемы
Поясним особенности выполнения этой команды на примере.
Пример 3. Найти наименьшее натуральное число, куб которого больше
|
числа М (М > 1).
Пояснение. После
выполнения блока 2, п=1; возводим 1
в третью степень и сравниваем
с числом М (блоки 3 и 4).
Если 13 ≤ М, т.е. условие, записанное
в блоке 4 выполняется, то п
увеличиваем на единицу (блок 5) и
повторяем команды, записанные в блоках 3 и 4 для п = 2.
Повторяем проведенные операции
до тех пор, пока условие, записанное в блоке 4, не будет выполняться. Когда п примет такое значение, что п3 >М, следует перейти к выполнению команд, записанных в блоках 6 и7. Значение п считать ответом и закончить работу.
Ключ к решению.
Поиск ключа состоит в решении логического упражнения. Приведём образцы решений некоторых упражнений.
1. Haйти неизвестное
число.
Решение. В противоположных секторах задания
записаны буква и её номер в алфавитном порядке (Д-четырнадцатая,
Т-двадцатая). Против буквы И должно быть записано число 10.
Ключ найден. Ответ. © =10.
2. Вставить пропущенное 5х – 7 = 8 –12 2 – Зх = 14
число. 4 – 11х = 26 ф 8х – 3 = – 11
Решение. Рассмотрим первую строку задания. Корни данных уравнений равны 3 и - 4. Произведение полученных чисел даёт искомое число.
Корни уравнений,записанных во второй строке, равны – 2 и – 1.
Ответ. © = 2.
3. Найти неизвестное число
Решение. Рассмотрим первую
строку задания.
Имеем точку A(l; 2)
Значение выражения ху+Зх2 при х=1, у=2 равно 5. Используя вторую строку задания, аналогично находим искомое число. Координаты точки В: х=2, у=-1. Значение данного во второй строке выражения при
х=2, у=-1 равно 10. Ответ. @ =10.
4. Найти неизвестное
число.
Решение. Рассмотрим первую строку
задания. Круг разбит на 3 части.
|
При а=3,. Выдвигаем гипотезу:основание логарифма
ОБРАЗЦЫРЕШЕНИЙ
ЗАДАНИЕ 1.
РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЯ 1
Решение. Находим ключ к решению.
Выражение, записанные справа и слева, взаимно обратны, следовательно, = - 8.
Используя теорему Виета убеждаемся, что условие, записанное в блоке 3 не выполняется (х1 х2 = - 4). Переходим к проверке условия, записанного в блоке 5. Оно не выполняется, так как X1+X2 = 3.
Решим уравнение, записанное в блоке 7.
х 3 – 5х 2 – 6х = 0,
х(х 2 – 5х – 6) = 0, откуда X 1 = 0, Х 2 = 6, X 3 = – 1.
Очевидно А = – 1. Ответ. – 1
ЗАДАНИЕ 2.
РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЯ 2
Решение. Число, записанное справа,количество букв данного слова.
Итак, = 6.
Для проверки условия, записанного в блоке 3 выражение а3 – а
разложим на множители (a – 1)a(a + 1). Очевидно, что среди трёх
последовательных чисел одно делится на 3 и хотя бы одно
делится на 2.
Значит, данное произведение делится на 6, т.е. условие выполняется.
Тогда S = 0, п =1, Условие, записанное в блоке 6 выполняется.
РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЯ 3
РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЙ
ЗАДАНИЕ 4