Выполнение заданий в тетради самостоятельно. (Коллективная проверка - задание 1; самопроверка заданий 2,3 по образцу.)
6. Работа по группам (по карточкам).
- Подготовьте выразительное чтение лесных разговоров по ролям.
Карточка 1.
Верба. Послушай, дубочек... я проснулась и не понимаю - сейчас весна?
Дуб. Конечно, вербочка, весна. Ранняя, но весна.
В е р б а. А почему же ты стоишь в жёлтых листьях, как осенью?
Дуб. Ты ещё махонькая, оттого и не знаешь. Я не просто дуб, я - зимний. На зиму листья не сбрасываю, в золотой шубе красуюсь. А листопад у меня весной. Скину я прошлогоднюю шубу и свежей зеленью оденусь. Хоть я и зимний, а весны тоже не пропущу.
Карточка 2.
Крапивница. Пусти, муха, пусти, негодная! Тут на брёвнышке моё место, я сама хочу на брёвнышке греться.
Муха. Кто ты такая, чтоб тебя пустить?
Крапивница. Бабочка я, крапивница. Не тебе, мухе, чета!
М у х а. Ну и лети себе в крапиву.
Крапивница. Где крапива, когда ещё снег кругом?
М у х а. А мне какое дело! Это мой дом, моя стенка, моё тёплое брёвнышко. Я ещё осенью сюда забралась, всю зиму проспала в щёлочке под окошком.
Крапивница. Ия спала в щёлочке под окошком! Ты с какой стороны?
М у х а. С левой.
Крапивница.Аяс правой! Я тоже здешняя.
Муха. Ну, тогда садись рядышком. Вместе зиму коротали, вместе на весеннем припёке погреемся!
Карточка 3.
Филин. Сиди, не бойся... Я тебя, зяблик, не трону. Я тебя спросить хочу.
3 я б л и к. О чём, филин?
Филин. Обида у меня. Ну, понимаешь, весна пришла. Радостно! Все птицы петь взялись. И всем эти песни по душе. И синиц хвалят за пенье, и овсянок, и тебя. 3 я б л и к. А что - у меня песенка хорошая! Филин. Пускай хорошая. Но ведь и я запел, и я стараюсь. А меня слушать не хотят. Бегут, понимаешь, кто куда. 3 я б л и к. А какая у тебя песенка?
Филин. Замечательная! Вот, послушай: пу-гу! Пу-гу! Пу- гу! Стой, куда ты?., и этот удрал. И чем моя песенка не нравится?
![]() |
7. Слушание рассказам. Пришвина «Норка и Жулька». Выполнение заданий в учебнике (1, 2), в тетради. - Как вы понимаете поговорку «Собака - друг человека»? Читает заранее подготовленный ученик.
О ТЕХ, КТО ЛАЕТ
На свете множество собак И на цепи и просто так... Известны вам собачьи свойства: И ум, и чуткость, и геройство, Любовь, и верность, и коварство, И отвратительное барство, И с полуслова послушанье, И это все - от воспитанья! Ленива сытая хозяйка, И такса Кнопочка - лентяйка! Бесстрашен пограничник-воин, И пес Руслан его достоин! Не зря собака тех кусает, Кто камень зря в нее бросает.
Но если кто с собакой дружит, Тому собака верно служит. А верный пес - хороший друг, Зависит от хороших рук!
С. Михалков
- Расскажите истории о любимых животных, которые вы придумали.
На доске - выставка рисунков.
- Какие рассказы о дружбе людей и животных вы знаете? Произведение В. Чаплиной тоже о собаке и ее хозяйке.
8.Работа с рассказом В. Чаплиной «Мушка». Бесед а.
- Понравился вам рассказ? Почему собаку назвали Мушкой? Кто воспитывал Мушку? Как? Была ли Мушка трусихой? Что заставило Мушку встать на защиту своей хозяйки? Можно ли назвать Мушку хорошим другом?
Работа в парах. Моделирование обложки.
(Рассказ В. Чаплиной «Мушка» написан для детей. В нем рассказывается о дружбе девочки с собачкой (т. е. две темы). Варианты ответов: одни дети закрасят прямоугольник желтым цветом (о детях), другие - коричневым (о животных), а третьи - желтым и коричневым. Это рассказ для детей о дружбе человека и животного.)
Игра «Исправьте пословицы».
На доске:
• Сам погибай,... куста боится.
• Не тот смел, кто страха не знает,... а товарища выручай.
• Смелость,... а тот, кто узнал и навстречу ему идет.
• Пуганая ворона... и города берет.
- Выполните задание (соберите из частей пословицы). Какая из пословиц подходит к нашему рассказу? Докажите.
Повторное слушание; деление рассказа на части исоставление схематического плана:
- Послушайте рассказ ещё раз и определите, сколько частей можно выделить в нём. О чём говорится в каждой части?
Во дворе | Злая собака | ||||
и Мушка | Мушка |
- Перескажите по плану.
Дифференцированное выполнение заданий в учебнике и тетради. Коллективная проверка.
V. Итог урока.
- С какими произведениями мы сегодня познакомились? Что прочитаете дома ещё раз? Чему хотели научить вас авторы произведений?
Для самостоятельной р а б о т ы: найти и прочитать книги о дружбе детей и животных.
Урок 12
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА, РАССКАЗЫО ЖИВОТНЫХ.
РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ «КОТИК».
СКАЗКА Э. ШИМА «ГЛУХАРЬ».
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ.
Г. СКРЕБИЦКИЙ «САМЫЕ БЫСТРЫЕ КРЫЛЬЯ»
Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с произведениями о животных, формирования понятия о жанрах (стихотворение, сказка), для развития умения выражать и формулировать свое отношение к героям произведений.
Планируемые результаты (УУД):
личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное, высказывают свою точку зрения;
метапредметные: регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свои действия, оценивают правильность выполнения действий; познавательные - используют модели для моделирования обложки к произведению Э. Шима «Глухарь», высказывают предположения, преобразуют модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью; коммуникативные - сравнивают разные вида текста по цели высказывания, главной мысли, оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
предметные: научатся правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие), придумывать истории с героями изученных произведений, определять и называть жанры и темы изучаемых произведений; получат возможность научиться высказывать суждения о произведениях.
Сценарий урока
I. Организационный момент. Введение в тему.
- Давно мы вас здесь поджидаем, праздник без вас не начинаем. У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко.
Припасли мы для вас забавушек на любой вкус: кому - сказку, кому - правду, кому - загадку, кому - песенку. В тесноте, да не в обиде.
Упражнения для развития выразительности чтения. Вот у тёплой печки кот Песенку свою поёт: «День сегодня за окошком Хмур, хмур, хмур... Подремлю в тепле немножко Мур, мур, мур...»
И. Полянская
- Прочитайте «птичьим базаром»; с сердитой интонацией; с весёлой; с грустной; теперь быстро; выразительно.
Упражнения для развития сознательного чтения.
- Какое слово лишнее?
• Баран, индюк, корова, лошадь.
• Ёж, белка, жук, медведь.
• Бегемот, слон, жираф, кошка.
II. Работа по теме урока.
- Что нужно, чтобы урок стал праздником?
- Много интересного будет сегодня. Наш урок-праздник состоит из трёх частей, объединённых общей темой, - животные.
1.Часть первая «Народноетворчество».
- С искусством народа мы знакомимся с первой услышанной в детстве песни, сказки, с первой игры. Это искусство следует за нами и во взрослую жизнь. Нет человека, который бы не знал хотя бы нескольких пословиц и не помнил напева какой-нибудь песни.
- Отгадайте загадку и определите героя первой части.
Учитель читает загадку про кошку из учебника.
- По каким словам вы догадались, что это кошка?
Самостоятельное чтение загадки, выполнение заданий в учебнике.
- Кошка живёт рядом с человеком не одну тысячу лет. Но до сих пор она остаётся существом таинственным. Что вы знаете о кошке?
У кошки очень тонкий слух. Она чистоплотна, часто умывается. Все кошки - охотники, они охотятся из засады. У них очень острое зрение. Кошки видят в темноте, им также помогают усы. Ходят кошки бесшумно, коготки прячут в подушечки. Кошка - свободолюбивое животное. Её не надо заставлять делать то, чего она не хочет.
Игра «Кот Васька».
Играющие встают в круг - это «мыши». «Кот Васька» ходит по кругу, «мыши» поют (текст песни на слайде): Ходит Васька серенький, Хвост у Васьки беленький, Глазки закрываются, Когти расправляются. Шерсть у Васьки пышная, Поступь - еле слышная, Зубы - как игла.
С этими словами «мыши» отпрыгивают назад, а «Васька» ловит.
Викторина.
- Угадайте, о каких котах идёт речь.
1) Этот кот - звезда экрана, Практичен, мудр и деловит. Сельскохозяйственными планами На всю Россию знаменит.
(Матроскин.)
2) Любимая фраза этого кота: «Ребята, давайте жить дружно!» (Леопольд.)
3) Лесной кот. Стоит ему только подать голос, любой человек уснёт волшебным сном. (Кот Баюн.)
Колыбельные песенки.
Учитель напевает колыбельную песенку или включает фонограмму.
- В каком случае исполняют такие песенки? Как их называют? Можете их напеть, намурлыкать? (Это колыбельные песенки. Их поют для детей перед сном.) Какие слова и выражения помогли вам понять, что это колыбельные песенки?
В колыбельных песнях «героем» часто бывает кот. Мирное мурлыканье кота в доме приносит сон и покой ребенку. Существовал обычай класть в колыбель спящего кота, чтобы малыш лучше спал. Кота зовут ночевать:
Как наш Ваня будет спать, Котик Ваню качать...
Коту обещают награду за работу: «кувшин молока, кусок пирога», «белый платочек на шею», «редьки хвост» и «склянку вина»; сулят «лапки вызолотить, хвостик высеребрить».
Нередко в колыбельных песнях рисуется будущее младенца: Спи, посыпай, Боронить поспевай. Мы те шапочку купим, Зипун сошьем; Зипун сошьем, Боронить пошлем В чистые поля, В зелены луга.
В песнях, назначение которых - убаюкать ребят, ритмика и звуковое «оформление» соответствуют покачиванию и скрипу зыбки:
Ай качи, качи, качи, Прилетели к нам грачи, Сели на ворота:
Ворота-то скрып, скрып! А Коленька спит, спит!
- Какие слова песен создают ощущения доброты, ласки? (Котик, торжок, пирожок и т. д.) Куда пошел котик? Что такое «Торжок»?
- Можно ли подставить в песенки другие имена? В какую песенку можно подставить твое имя? (В первую песенку можно вставить любое имя, так как имя стоит в середине строки. Во второй песенке имя в конце строчки, оно должно рифмоваться со словом «спатеньки».)
- Какие слова и выражения в тексте песен повторяются? Как вы думаете, зачем? (Кошка и уложит, кошка и разбудит.)
Игра «Делай так!».
Если кушаешь ты рыбку, Делай так: «Мур-мур!» (Облизываемся 2 раза.) Если кушаешь ты рыбку, То не прячь в усах улыбку. Если кушаешь ты рыбку, Делай так: «Мур-мур!» (Облизываемся.) Пёс навстречу - враг заклятый - Делай так: «Фыр-фыр!» (Раздуваем щёки 2 раза.) Пёс навстречу - враг заклятый - Дай по морде ему лапой, Пёс навстречу - враг заклятый - Делай так: «Фыр-фыр!» (Раздуваем щёки.) Вот поймает мышку киска - Делай так: «Цап-царап!» (Царапающие движения 2 раза.) Вот поймает мышку киска - Дай за это ей сосиску. Вот поймает мышку киска -
Делай так: «Цап-царап!» (Царапающие движения.) Если любят кошку люди, Делай так: «Мяу-мяу!» (Мяукаем 2 раза.) Если любят кошку люди Ни обед несут на блюде, Если любят кошку люди, Делай так: «Мяу!»
- Мы в начале урока сказали, что кошка рядом с человеком живет уже больше тысячи лет. О чём это говорит? (Человек любит кошку, заботится о ней.)
- Перечитайте загадку. Как ласково говорится в ней о кошке? (Мохнатенькая, усатенькая.)
- Кошкам в старину пели хвалебные песни.
Работа с русской народной песней «Котик».
Учитель читает, а дети следят по тексту в учебнике.
- Каким вы представили себе котика? Похож ли он на котика с иллюстрации учебника?
Выполнение заданий 1,2вучебнике.
- Нарисуйте словесный портрет котика, используйте слова песни.
Работав тетради под руководством учителя.
- На этом первая часть нашего урока заканчивается.
Для самостоятельной работы: научиться выразительно читать народную песню «Котик»; найти книгу со сказкой о кошке.
2.Часть вторая «Авторскоетворчество».
- От народного творчества переходим к авторскому. Во второй части встретимся с авторами, которые писали рассказы и сказки о животных. Угадайте, о ком будут эти произведения.
Снится ночью пауку Чудо-юдо на суку: Длинный клюв и два крыла, Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это... (птица).
Птицы дороги нам как часть природы. Их мелодичные, звонкие, весёлые песни, яркое оперение оживляют любой пейзаж, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва.
Птицы везде - над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов.
Звучит запись «Голоса птиц».
- Шумят, галдят птицы, кричат с утра до вечера. Угадайте, кто как голос подаёт.
• Синь-синь! (Синица.)
• Чи-чи! (Чиж.)
• Гра-гра! (Грач.)
• Ку-ку! (Кукушка.)
• Тэке-тэке! (Глухарь.)
Работа со с к а з к о й Э. Шима «Глухарь».
Учитель читает, дети следят по тексту.
- Понравилась сказка? За что глухаря назвали глухарём?
Работа в парах.
Упражнение в выразительном чтении (задание 2 в тетради).
Самостоятельное выполнение в тетради заданий 1 иЗ.
Проверка выполнения заданий в тетради.
- О чём в сказочной форме рассказал вам Э. Шим?
Рубрика «Это интересно».
- Попробуйте сами объяснить, почему некоторых птиц назвали именно так. (Изображения птиц представлены на слайдах или иллюстрациях.)
• Кукушка. (Из-за звуков, которые она подаёт.)
• Горихвост. (Сама птица чёрно-белая, а хвост - рыжий.)
• Поползень. (Ползает по стволу вверх-вниз, крылья нужны, чтобы перелетать с одного дерева на другое.)
Игра «Прилетели птицы».
- Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать.
Прилетели птицы: Голуби, синицы,
Мухи и стрижи... (Дети хлопают.)
- Что неправильно, почему? (Мухи - насекомые.)
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны,
Галки, макароны. (Дети хлопают.)
Прилетели птицы:
Голуби, куницы. (Дети хлопают.)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки. (Дети хлопают.) Прилетели птицы: Голуби, синицы, Галки и стрижи, Чибисы, чижи, Аисты, кукушки Даже совы-сплюшки, Лебеди, скворцы... Все вы молодцы! Викторина.
- Каких вы знаете птиц? Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи.) Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус.) Какая птица самая маленькая в мире? (Колибри.) Какая из наших птиц самая быстрая? (Стриж.)
Дополнительное чтение. Рассказ Г. Скребицкого «Самые быстрые крылья».
- Г. Скребицкий был учёным-биологом. Работал в заповедниках. В своих произведениях писатель учит видеть взаимосвязи в природе, наблюдать и делать выводы о законах природы.
Чтение рассказа по абзацам.
- Что вы узнали о стрижах из этого рассказа?
Выборочное чтение по вопросам 1, 2 учебника.
Выполнение заданий в тетради. (Коллективная проверка.)
Выразительное чтение рассказа по ролям.
- Сейчас у нас творческая пауза. Придумайте любое произведение (сказку, песню, рассказ, стихотворение) об одном из героев нашего сегодняшнего урока - о коте, глухаре, стриже.
3. Третья часть урока: «Контрольная работа «Проверь себя».
Работа по учебнику: выполнение заданий рубрики «Проверь себя».
- Прочитайте вопросы и задания рубрики. Поставьте «+» рядом с теми вопросами и заданиями, на которые вы знаете ответы.
- Какие произведения вы уже читали сегодня? Какие хотите перечитать? Какие произведения вам особенно понравились? Почему?
Выразительное чтение понравившихся произведений.
- Какое задание вы не смогли выполнить? (Задание 8, надо взять книгу из библиотеки.)
Работа по индивидуальной таблице.
Повторение произведений о животных. Работа со схемой.
![]() |
- Приведите примеры произведений о животных разных жанров. Укажите автора и название.
Выполнение контрольной работы в тетради.
1) Знакомство с работой (учащиеся могут пользоваться учебником и учебной хрестоматией).
2) Выполнение заданий под руководством учителя: чтение текста задания вслух; обсуждение алгоритма действий (прочитай, подумай, найди решение); самостоятельное выполнение.
3) Проверка работы: один ученик читает и объясняет, а остальные проверяют, исправляя зеленой ручкой. Если всё правильно, то ставят «+», а если есть ошибки, то исправляют или дописывают.
4) Самооценка: «У меня всё правильно», «У меня... ошибки» и т. д.
III. Итог урока.
- Какая часть урока, на ваш взгляд, была самой трудной? самой интересной? Что особенно понравилось? запомнилось? Получился праздник?
УЧИМСЯ УМУ-РАЗУМУ Урок 13
ЛИТЕРАТУРНЫЕ (АВТОРСКИЕ) СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ.
М. ПЛЯЦКОВСКИЙ «ДОБРАЯ ЛОШАДЬ»
Цель деятельности педагога: создать условия для формирования понятия о жанрах (рассказ, стихотворение, сказка), для развития умения выражать и формулировать свое отношение к героям произведений, воспитания уважительного отношения к окружающему миру (природе, животным, людям).
Планируемые результаты (УУД):
личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное; высказывают свою точку зрения, испытывают потребность в систематическом чтении;
метапредметные: регулятивные - оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, анализируют собственную работу: соотносят план и совершенные операции, выделяют этапы и оценивают меру освоения каждого, находят ошибки, устанавливают их причины; познавательные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, выполняют учебные задачи; коммуникативные - используют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими;
предметные: научатся читать вслух произведения разных жанров и отвечать на вопросы по содержанию, составлять схематический план и рассказывать по нему (под руководством учителя); получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного произведения.
Сценарий урока
I. Организационный момент. Знакомство с новым разделом.
К чтению с почтением надо относиться.
Поскорей за книжки, милые ребятки,
Много нужно прочитать, чтобы человеком стать!
(По В. Татаринову.)
- Прочитайте название раздела. Назовите писателей, которые уже учили вас уму-разуму. Какие произведения вам особенно запомнились?
- Откройте содержание и прочитайте, какие произведения подарят вам авторы в этом разделе.
II. Объявление темы урока.
- Прочитайте заголовок текста, который вы будете сегодня читать. Как вы думаете, к какому жанру относится это произведение? Почему вы так решили?
- Сегодня вы познакомитесь с авторской сказкой. Каких поэтов и писателей-сказочников вы знаете? Назовите их сказки.
Слайд с портретом М. Пляцковского.
- Прочитайте фамилию автора.
Михаил Спартакович Пляцковский (1935-1991) написал текст многих известных детских песен («Улыбка», «Вместе весело шагать») и сказки для детей. Познакомьтесь с книгами писателя «Добрые друзья. Сказки и стихи», «Солнышко на память», «Умка хочет летать» и др.
III. Работа по теме урока.
1. Работа с произведением М. Пляцковского «Добрая лошадь».
Первичное восприятие (чтение учителем, дети следят по тексту).
- Что вы можете сказать о лошади? Поделитесь впечатлениями.
- Перечитайте сказку самостоятельно и подготовьтесь ответить на вопросы 1, 2 к тексту.
Самостоятельная работа втетради.
Проверка выполнения самостоятельной работы.
Чтение отрывка, соответствующего рисунку.
Подтверждение ответов кроссворда зачитыванием или предложений из сказки.
слов |
Выполнение заданий 3, 4 в учебнике.
![]() |
1"t)j Физкультминутка |
Отработка интонации для чтения роли каждого персонажа сказки.
- Кто из героев сказки заслуживает одобрения? Осуждения? Выразительное чтение сказки по ролям.
- Придумайте свои варианты окончания сказки.
2. Повторение изученных литературных сказок.
? |
- Дополните модель.
<— Фамилия автора
![]() |
<— Заголовок
IV. Итог урока.
- Чему учит сказка? (Заступаться за младших, не давать их в обиду.)
Для самостоятельной работы: выразительное чтение сказки; придумать историю с героями сказки.
Урок 14
РАССКАЗЫО ДЕТЯХ. В. ГОЛЯВКИН «ПРО ТО, ДЛЯ КОГО ВОВКА УЧИТСЯ». И. БУТМИН «КЛОУН», Е. ПЕРМЯК «БУМАЖНЫЙ ЗМЕЙ». В. БЕРЕСТОВ «СЕРЕЖА И ГВОЗДИ». «ПРОВЕРЬ СЕБЯ». БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК. КНИГИ О ДЕТЯХ И ДЛЯ ДЕТЕЙ. «КНИЖНАЯ ПОЛКА». ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ. Е. ПЕРМЯК «САМОЕ СТРАШНОЕ», С. ВОСТОКОВ «КТО КОГО»
Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с произведениями о детях, для формирования умения работать
с текстом, развития навыков выразительного чтения, чувства юмора.
Планируемые результаты (УУД):
личностные: осознают значимость чтения для развития и обучения; испытывают потребность в систематическом чтении; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное;
метапредметные: регулятивные - удерживают цель деятельности до получения ее результата, оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивают их влияние на настроение человека; познавательные - проверяют информацию, находят дополнительную информацию, используя справочную литературу; применяют таблицы, схемы, модели для получения информации; коммуникативные - воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения, описывают героя произведения: передают его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;
предметные: научатся осознанно воспринимать и различать произведения, моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему, моделировать «живые картины» к отдельным эпизодам; получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного произведения, высказывать суждения о произведении и поступках героев, создавать устно небольшие произведения (комиксы), дополнять недостающими данными готовую схему.
Сценарий урока
I. Психологический настрой на урок.
- Каким вы хотите видеть наш урок?
- Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости.
Подарите каждому по кусочку солнышка, Пусть добром наполнятся души их до донышка.
- Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.
Речевая разминка.
Скачет мальчишка с портфелем в руке: Значит, пятёрки несёт в дневнике.
Э. Успенский
II. Объявление темы и постановка целей урока.
- Послушайте и определите тему нашего урока. О ком и о чём будем читать?
Заранее подготовленные дети читают стихи.
Мне учиться очень нравится, Отвечать я не боюсь. Я могу с задачей справиться,
Потому что не ленюсь. * * *
Ежедневно по утрам Заниматься надо нам. Мы с доски не сводим глаз, А учитель учит нас.
Мы знаем буквы, знаем слоги, Умеем говорить, считать, И постепенно, понемногу, Мы научились все читать.
На слайде: Корень учения горек, да плод его сладок.
- О чём эта пословица? Нужно ли учиться? Зачем? Чему? Какое значение имеет учёба в жизни человека? На эти вопросы постараемся найти ответы на уроке. Помогут нам писатели и поэты раздела «Учимся уму-разуму». В конце урока совершим виртуальную экскурсию в библиотеку, поработаем в рубрике «Проверь себя».
III. Работа по теме урока.
В школе любимой и всем нам знакомой Слышится снова весёлый звонок: «Девчонки, мальчишки, Скорее бежим на урок!»
И вот позади уж давно перемена, Пора всем нам дружно Приняться за дело.
Н. Синяева
- Познакомьтесь с Вовкой - героем рассказа В. Голявкина - и расскажите, для кого он учился.
1. Работа с рассказом В. Голявкина «Про то, для кого Вовка учится».
Первичное чтение учителем, дети следят по тексту.
- Для кого Вовка учится? Каким вы представляете себе Вовку? Нарисуйте его словесный портрет, особое внимание уделите его характеру.
Задание 2 (рабочая тетрадь). Чего хочет мальчик? (Варианты ответов вынесены на доску.)
Чтение учащимися по абзацам.
- Что вы узнали о семье Вовки из рассказа? Что все любили повторять Вовке? Прочитайте.
- Как вы понимаете выражение «учиться для себя»?
Выполнение заданий 1,2, 4 в учебнике.
Самостоятельная работа: выполнение заданий 1, 3
в тетради (коллективная проверка).
Знакомство с биографией.
Виктор Владимирович Голявкин родился в г. Баку, в семье преподавателей музыки. В. Голявкин писал интересные, увлекательные рассказы для детей. Он был не только писателем, но и художником (окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина в Ленинграде), сам иллюстрировал свои произведения. Любимый герой и читатель В. Голявкина - ребенок 7-10 лет. Имя писателя знают не только в России, но и во многих странах мира. Например, в Японии сборник «Мой добрый папа» переиздавался девять раз.
- О чём заставляет задуматься В. Голявкин своим рассказом «Про то, для кого Вовка учится»? (Нужно учиться для себя, для своей будущей карьеры.)
, Сидит за партою Лисица,
Но ей спокойно не сидится:
Она то шубку поправляет, То время по часам сверяет, То обернётся посмотреть, Что пишет в дневнике Медведь. Вся извертелась, искрутилась И ничему не научилась. Вот потому-то, как Лисица, Вам отвлекаться не годится. Вывод: сиди за партой спокойно, не вертись, не отвлекайся.
2. Работа над пословицами.
Порой они нас наставляют, Советы мудрые дают, Порой чему-то поучают И от беды нас берегут.
- Что я прочитала: загадку, сказку, пословицу, скороговорку? Почему вы думаете, что это пословица?
Пословицы не даром молвятся, Без них прожить никак нельзя! Они великие помощницы И в жизни верные друзья.
- Знание пословиц обогащает человека, заостряет его ум, делает его более внимательным к слову, языку, развивает память.
- Прочитайте пословицы на слайде. Объясните их смысл.
• Ученье - свет, а неученье - тьма.
• Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.
• Мудрым никто не родился, а научился.
• Учиться всегда пригодится.
Физкультминутка
3. Работа со стихотворением В. Берестова «Сережа и гвозди».
- Послушайте стихотворение и скажите, что у вас получится, если возьмёте карандаши и бумагу?
![]() |
Точка, точка, запятая - Вышла рожица смешная. Ручки, ножки, огуречик -
Появился человечек. Что увидят эти точки, Что построят эти ручки, Далеко ли эти ножки Уведут его?
Как он будет жить на свете?
- Мы за это не в ответе: Мы его нарисовали, Только и всего!
- Что вы, что вы! Это важно, Чтобы вырос он отважный, Чтобы мог найти дорогу, Рассчитать разбег.
Это трудно, это сложно. Но иначе невозможно: Только так из человечка Выйдет... (человек).
- Какими качествами должен обладать человек? (Смелостью, честностью, добротой и т. д.) А можно ли научиться быть смелым, честным, добрым?
На слайде: целеустремлённость, настойчивость, организованность, дисциплинированность.
- Попробуйте объяснить эти волевые качества.
Если вы будете развивать в себе эти качества, то вы научитесь противостоять трудностям. Очень важно, чтобы начатое дело не только доводилось до конца, но и было сделано правильно и аккуратно.