Урок 31 РАССКАЗЫ О ДЕТЯХ. 8 глава




Рассказ учителя.

Малыши-зверята очень любопытны, любят играть и шалить. Поэтому взрослые звери приставляют к ним нянек - своих про­шлогодних детей. В медвежьей семье такую няньку называют пестун. У волков нянька - переярок, то есть молодой волк. Сво­их детёнышей у него ещё нет, а всю свою заботу и любовь он отдаёт младшим братьям. Вместе с родителями ловит для них добычу, охраняет волчат от врагов, развлекает их. Так же забо­тятся о малышах слоны, бизоны, моржи, зубры.

Родители учат детёнышей многому: строить дом, то есть рыть норы, устраивать логово или берлогу; охотиться.

Учитель читает стихотворение.

ДОРОЖЕ ВСЕГО Кто целится камнем в птенца, в синеву? Эй, брось, говорю! Не шучу я с тобой. Живой он, ты только подумай - живой! И мама, наверное, ищет его: Ребёнок для мамы дороже всего!

М. Агзам

Игра «Назови детенышей».

• Сова -... (совята).

• Скворец -... (скворчата).

• Ласточка -... (ласточкины дети).

• Грач -... (грачата).

- Вспомните сказку В. Орлова «Как малышу нашли маму» и назовите детёнышей всех мам. (Оленёнок, бельчонок, барсучо­нок, медвежонок, зайчонок, лягушонок.)

- Отгадайте загадку:

Удивительный ребёнок! Только вышел из пелёнок, Может плавать и нырять, Как его родная мать. (Утёнок.)

4. Работа со стихотворением В. Берестова «Выво­док».

Учитель читает стихотворение.

- Прочитайте, кто автор стихотворения? Как называется стихотворение?

Выводок - семья молодых птиц или зверей, не отделившихся еще от старших.

Выполнение заданий 1, 2 (в учебнике), 1 (в рабочей тетради).

- Какие знаки препинания стоят в конце предложений? Объ­ясните постановку восклицательных знаков. Как надо читать это стихотворение?

Игра «Угадай словечко».

На дереве в лукошке Подрастают крошки.

(Птенцы.)

Бык, могучий великан, В детстве был телёнком. Толстый увалень баран - Тоненьким... (ягнёнком).

5. Слушание рассказа Г. Скребицкого «Мать».

Учитель читает начало рассказа.

- Попробуйте сами ответить на вопросы, которые задаёт автор.

- Прочитайте окончание рассказа самостоятельно и про­верьте свои предположения.

- С каким произведением познакомились?

Моделирование обложки.

- К какому жанру относится произведение? (Рассказ.) Какой фигурой обозначим его на модели? (Прямоугольник.) Определи­те тему рассказа Г. Скребицкого «Мать». (О животных.) Каким цветом надо раскрасить прямоугольник на модели? (Коричне­вым.) Назовите автора. Прочитайте заголовок. О чём рассказал Г. Скребицкий в своём рассказе? Чему он вас хотел научить?

Выполнение заданий в рабочей тетради (под руковод­ством учителя).

- Послушайте наказ:

Не стреляй воробьёв, Эй, малыш, не стреляй

Не стреляй голубей, И не хвастай другим,

Не стреляй просто так Как без промаха бьёшь

Из рогатки своей! По мишеням живым.

Ю. Шевчук


 

6. Библиотечный урок. Книги о животных.

Работа с выставкой книг.

- Рассмотрите книги нашей выставки. Прочитайте заголовки произведений и фамилии авторов. Какие рассказы и сказки вам знакомы? Чем они похожи? Кто герои этих книг? Что вы знаете об авторах?

H. Сладкое привлекает внимание читателя к новым неожи­данным явлениям природы.

- Рассмотрите обложку книги «Лесные сказки». Кто читал эту книгу? Какие произведения писателя рассказывают о явле­ниях природы, но похожи на сказки? («Суд над декабрём», «Бежал ёжик по дорожке», «Зимние долги», «Клёст и дятел», «Дупляной утёнок».)

- Чему учат эти сказки? (Помогать животным, беречь при­роду.)

М. Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Писать он начал в 30 лет, этому предшествовал длительный пе­риод накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям. Пришвин был влюблён в свою родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей.

- О каких гостях рассказывает М. Пришвин в своей книге «Рассказы о животных малышам»? Перечислите эти рассказы. («Филин»; «Журка»; «Пиковая Дама»; «Курица на столбах»; «Изобретатель»; «Ребята и утята»; «Пуговка»; «Ёж»; «Эта­жи леса»; «Гости»; «Орлиное Гнездо»; «Лимон»; «Сват»; «Предательская колбаса».)

В. Бианки - мастер литературной сказки. Он написал при­мерно 300 произведений. Его герои - это звери, птицы, расте­ния. В. Бианки знакомит с миром природы и учит бережному отношению к ней.

-Что вы знаете о жизни В. Бианки? Какие произведения В. Бианки вы читали? Расскажите о книге В. Бианки, представ­ленной на нашей выставке, по плану.

ПЛАН

I. Как называется книга?

2. Сколько в ней рассказов (сказок)?

3. Какой из них больше всего понравился?

4. О ком он, расскажи кратко.

5. Покажи иллюстрации.

- Почему не на все пункты плана у вас были ответы?

- Возьмите в библиотеке эту книгу или другую по данной теме, прочитайте и расскажите.

В семье, где рос будущий писатель Г. Скребицкий, очень любили природу, а его отчим был заядлым охотником и рыбо­ловом и свои увлечения сумел передать мальчику. Искренняя любовь к природе, появившаяся и осознанная еще в детские и юношеские годы, стала ориентиром всего жизненного пути Георгия Скребицкого, придав ни с чем не сравнимое своеобра­зие его творчеству. Георгий Скребицкий часто вспоминал, что его с самого детства больше всего интересовали две вещи: при­родоведение и художественная литература. И ему удалось во­плотить в своей жизни обе эти профессии, удачно соединившие­ся одна с другой и подарившие нам замечательного писателя- натуралиста.

- Что вы знаете об этом писателе? Какие произведения чи­тали? Чем они вам понравились?

Е. Чарушин писал о природе, о жизни животных. Писатель- художник любил и хорошо передавал повадки животных, учил детей быть наблюдательными.

Рассматривание книги Е. Чарушина «Большие и ма­ленькие»; чтение отдельных рассказов: «Утка с утятами», «Дятлы с птенцами», «Зайчата», «Белка с бельчатами», «Олениха с оле-нёнком», «Лиса с лисятами», «Рысь с рысёнком», «Медве­дица и медвежата», «Бобры и бобрята».

- О каких животных рассказывается в книге? Как называют ма­мы своих деток? Чему учат мамы своих малышей? Как звери еду добывают? От каких врагов мамы предостерегают своих детей?

Учитель читает заключительный абзац книги Е. Чарушина.

«... Ты человек - хозяин своей природы. Тебе всё знать нуж­но. Расти поскорее - учись лучше! Когда вырастешь, много по­работаешь. Леса и дубравы насадишь, в них птиц и зверей раз­ведёшь таких, каких тебе надо».

7. Обобщение по р а з д е л у «Проверь себя».

Задание 1. Работа с произведениями о героях, изображен­ных на рисунках.

- Узнайте по иллюстрациям героев произведений. (Томка из рассказов Е. Чарушина, щенок из рассказа М. Пришвина «Жуль- ка и Норка», ёжик из рассказа М. Пришвина.)

Игра «Вспомни и назови» (учитель предлагает отрывки из изученных произведений, а учащиеся находят их в учебнике и называют).

1) «По полям бегут ручьи, // На дорогах лужи. // Скоро вый­дут муравьи // После зимней стужи». (С. Маршак «Апрель».)

2) «За рекой то тут, то там // Кто-то бродит по кустам». (Е. Трутнева «Эхо».)

3) «... А над лесом, над вершинами умытых деревьев, над широкой рекою, над полями раскинулась по всему небу, загоре­лась семицветная радуга...» (И. Соколов-Микитов «Радуга».)

Самостоятельная р а б о т а (задание 2).

У каждого ученика - схема из задания 2.

- Впишите фамилии писателей, которые писали о животных.

Проверка самостоятельной работы. (Сутеев, Сладкое, Ча­рушин, Орлов.)

- Зачитайте отрывки из их произведений.

Упражнения в выразительном чтении.

Рефлексия.

- Какие задания показались самыми трудными? Как вы ду­маете, почему? Что было интересным? Какие вопросы и задания вы хотели бы задать друг другу?

IV. Итог урока.

- Зачем нужно постигать тайны природы? Чем является природа для человека? Какие произведения о родной природе вам особенно понравились? Расскажите.

- Назовите поэтов и писателей, которые писали о природе. Почему интересно читать такие рассказы? Чему учат эти рассказы?

- Назовите правила друзей природы. (Не разорять птичьих гнёзд, не уносить лесных жителей домой, не ловить бабочек, др.)

- Зачем нам нужно знать о жизни животных? Почему мы должны защищать животных и оберегать природу?

Для самостоятельной работы: придумать историю «Большие и маленькие» о каком-либо животном; перечитать произведение, которое понравилось; взять в библиотеке книгу о животных.

ЧИТАЕМ О РОДНОЙ ПРИРОДЕ Урок 19

РАССКАЗЫИ СТИХОТВОРЕНИЯ О ПРИРОДЕ.

И. СОКОЛОВ-МИКИТОВ «РАДУГА», «МАЙ», Е. ТРУТНЕВА «ЭХО», А. БАРТО «ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА»

Цель деятельности педагога: создать условия для воспри­ятия стихотворений и рассказов о природе, для формирования умений сравнивать стихи о природе разных поэтов, выражать свою точку зрения, определять тему, жанр прослушанного или прочитанного произведения.

Планируемые результаты (УУД):

личностные: проявляют интерес к культуре родной страны, мотивируют свои действия; выражают готовность в любой си­туации поступить в соответствии с правилами поведения, про­являют в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и т. п., применяют правила делового сотрудничества;

метапредметные: регулятивные - удерживают цель деятельности до получения ее результата; планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций, осуществляют итоговый контроль деятельности; по­знавательные - моделируют обложку к произведению И. Со- колова-Микитова «Радуга», воспроизводят по памяти информа­цию, необходимую для решения учебной задачи, высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы; коммуни­кативные - составляют небольшие устные монологические высказывания, оформляют диалогическое высказывание в соот­ветствии с требованиями речевого этикета, воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте инфор­мацию, необходимую для ее решения;

предметные: научатся использовать в речи литературовед­ческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, на­звание произведения); читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме; получат возможность научиться срав­нивать тексты сказок и стихотворений, инсценировать отдель­ные эпизоды произведения в парах или группах.

Дополнительное чтение: И. Шевчук «Ленивое эхо».

Сценарий урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк, Начинается урок.

Он полон открытий и полон тревог. Ты учителя слушай внимательно, Чтоб задания выполнить мог.

- Сегодня на уроке мне будет помогать...

Отгадайте вы игрушку. Колпачок, как у Петрушки, Маленький, удаленький, Вырос ростом с валенок.

(Гном.)

Показ иллюстрации или мягкой игрушки.

- У гнома есть любимая песня Г. Гладкова. Давайте её по­слушаем.

Звучит запись песни Г. Гладкова на слова В. Приходько «В ко­робке с карандашами».

II. Знакомство с новым разделом и повторение изучен­ных произведений о природе.

- Прочитайте название раздела. О чём будут произведения этого раздела? Какие писатели темой своего творчества выбрали природу?

- Отгадайте, о чём сегодня будут произведения? (Загадки из учебника о радуге и про эхо вынесены на слайды.)

- Какие слова помогли найти отгадки? (Радуга, эхо, май, гроза.)

Речевая разминка.

ВЕСЕННЕЕ НАСТРОЕНИЕ Деньки стоят погожие, На праздники похожие. А в небе - солнце теплое, Веселое и доброе.

Все реки разливаются, Все почки раскрываются. Ушла зима со стужами, Сугробы стали лужами.

Покинув страны южные, Вернулись птицы дружные, На каждой ветке скворушки Сидят и чистят перышки.

Пришла пора весенняя, Пришла пора цветения. И значит, настроение У всех людей - весеннее!

М. Пляцковский

Сценка «Разговор красок».

Ведущий. Порой во время дождя ты сидишь у окна, с гру­стью смотришь на двор и прислушиваешься к звукам дождя. И тебе начинает казаться, что у всех вещей есть голоса, что все вещи разговаривают. И твои цветные карандаши тоже. Слыши­те, что говорит красный карандаш? Красный.Я - мак, я - огонь! Ведущий. Вслед за ним откликается оранжевый... Оранжевый.Я - морковь, я - апельсин, я - заря! Ведущий. Жёлтый тоже не молчит... Жёлтый.Я - пух утёнка, я - пшеница, я - солнце! Ведущий. И зелёный шелестит... Зелёный.Я - трава, я - леса!

Ведущий. А голубой восклицает...

Г о л у б о й. Я - незабудка, я - лёд, я - небо!

Ведущий. И синий не отстаёт...

С и н и й. Я - колокольчик, я - море!

Ведущий. А фиолетовый шепчет...

Фиолетовый.Я - слива, я - сирень, я - сумерки!

Ведущий. Но дождь смолкает. И вместе с ним смолкают голоса цветных карандашей. Над горизонтом встаёт...

- Отгадайте загадку.

За лугами, над водой Хлынул дождик проливной, А потом повисло В небе коромысло. Ребятишек радует Цветная... (радуга).

III. Работа по теме урока.

1. Работа с рассказом И. Соколова-Микитова«Радуга».

Слушание рассказа (читает учитель, дети следят по тексту).

Выполнение задания 2вучебнике.

Составление диафильма (чтение по абзацам) и сло­весное рисование картин природы.

Самостоятельное выполнение заданий втетради.

Проверка самостоятельной работы под руководством учи­теля.

Моделирование обложки; сравнение с готовым об­разцом.

- Кто автор? Назовите заглавие произведения. В каком жан­ре оно написано? Назовите тему произведения.

- Гному очень понравилось, как вы справились с самостоя­тельной работой. Он решил познакомить вас со своим другом. Хотите узнать, кто он?

2. Слушание стихотворения Е. Трутневой «Эхо».

Книги закрыты. Учитель читает текст, не называя произ­ведения.


- Что я прочитала? (Стихотворение.) Какое это стихотво­рение: весёлое, грустное или забавное, похожее на игру? Кто догадался, как называется стихотворение?

- Откройте книгу и проверьте свои предположения. Кто на­писал это произведение?

- Хотите узнать, на что способно эхо?

В волшебной пещере живёт Эхо,

С ним разговаривать просто потеха.

Давайте крикнем все: «Ау-у-у-у...»

В ответ услышим: «Уу-у-у-у...»

Скажем все: «Иди сюда!»

Отвечает Эхо: «А-а-а-а...»

Крикнем дедушке: «Ты где?»

Отвечает он нам: «Де-де-е-е...»

Хватит, дедушка, шалить,

Только бы тебе шутить!

Иди сюда, мы ждём тебя!

Работа по группам.

- Нарисуйте, как вы представляете себе дедушку Эхо.

Выполнение работы и организация выставки лучших работ.

Я в пещере живу, целый день кричу, Отвечаю тут и там самым разным голосам. Только я хочу сказать, что люблю я поиграть, Пошутить, побаловать, всех вокруг позабавлять.

Работа по учебнику. Самостоятельная работа со сти­хотворением Е. Трутневой «Эхо».

Чтение с проговариванием; выполнение задания 1 в тетради.

- Что вы дополнили к данной модели обложки?

- Какое произведение читали? (Стихотворение о природе.) Покажите фамилию автора и прочитайте. Какой заголовок у этого стихотворения? (Тоутнева «Эхо».)

Упражнение в чтении.

Коллективное чтение под руководством учителя (учитель читает текст, а дети - ответы).

Выразительное чтение парами отдельных двусти­ший с выделением пунктограмм (знаков препинания).

Игра «Эхо».

Слушай, слушай, не зевай, не зевай. Все за мной повторяй, повторяй. Экран - кран, шутка - утка, смех - мех, Олень - лень, хлопушка - пушка.

Словесное рисование.

Учитель читает отрывок из рассказа Г. Скребицкого «Лес­ное эхо».

«Мне было тогда лет пять-шесть. Мы жили в деревне. Одна­жды мы с мамой пошли в лес за земляникой. Земляники в тот год уродилось очень много. Она росла на старой лесной вырубке.

- Ау! - кричу я.

«Ау!» - отозвалось из лесной дали. Я удивился.

- Да ведь это эхо! - сказала мама.

- Эхо? А что оно там делает?

- Ничего не делает. Твой же голос отдаётся в лесу, а тебе кажется, что кто-то тебе отвечает.

Я недоверчиво слушал маму.

- Мама, а может, там всё-таки кто-нибудь дразнится? - тихо спросил я. - Пойдём в лес, посмотрим.

- Ну пойдём, только никого мы с тобой не найдём.

Мы шли по лесу, и я изредка покрикивал: «Ты здесь?».

«Зде-е-е-сь!» - отвечало впереди.

И вдруг я увидел «эхо»...»

- Как вы представляете себе то «эхо»?

Учитель дочитывает рассказ.

«... Мама, вон это эхо, на пеньке сидит!

- Это же дедушка Кузьма коров пасёт! - засмеялась мама.

- Дедушка, а я думал, ты - эхо! - закричал я и обнял деда».

- Как вы думаете, почему мальчик обрадовался, увидев деда, а не эхо? Как вы думаете, гном и его друг любят трать с лес­ным эхом? Почему? Об этом неприветливом эхе написал стихо­творение И. Шевчук.

3. Работа со стихотворением И. Шевчука «Ленивое эхо».

Самостоятельное чтение стихотворения И. Шевчука «Ленивое эхо».

Выполнение заданий в учебнике; выразительное чте­ние (задание 3).

Выразительное чтение по ролям.

Выполнение заданий в тетради (под руководством учителя).

Игра «Эхо».

Дети договаривают вторую часть слова.

Раскла-душка-душка-душка.

Неза-будка-будка-будка.

Кана-рейка-рейка-рейка.

Бала-лайка-лайка-лайка.

Погре-мушка-мушка-мушка.

Приба-утка-утка-утка.

Физкультминутка

- Весна - время тающего снега, говорливой воды, птичьих запевок, время прилёта птиц, их хлопот и песен.

Показ слайдов «Природа весной».

Доска разделена на три части:

Март Апрель Май
Март с водой, В апреле Сухой март да май мок­
апрель с травой земля преет рый дают хлеб добрый

 

- Объясните поговорки о весенних месяцах.

Жизнь природы изменчива, она полна интересных событий и собственного смысла и достойна того, чтобы о ней, дикой, бы­ло рассказано доброжелательно и красиво. Какие произведения о природе вы сегодня прочитали? Кто их автор? Чем они похо­жи? Чем отличаются?

Слайд. «Всё весны дыханием согрето, всё кругом и любит, и поёт». (А. Толстой.)

Чтение стихотворения (со слайда) «птичьим базаром».


 

 


- Что, Весна, ты принесла? И ответила Весна: «Принесла я вам, ребятки, Лейки, грабли и лопатки, Первые подснежники, Жёлтые скворечники. Принесла я вам грачей,

И скворцов, и зябликов, И несёт любой ручей Целый флот корабликов. И ещё я принесла Много света и тепла, Прыгалки и салки, Новые считалки».


 

 


4. Работа с рассказом И. Соколова-Микитова«Май».

Самостоятельное знакомство с произведением (выделение и чтение фамилии автора и заглавия).

Первичное чтение (просебя).

- Какие картины вы представили себе при чтении?

Определение жанра и темы. (Дети работают на лис­тах формата А4. Самопроверка по готовому образцу.)

Выполнение заданий 1-4 в учебнике (ответы под­тверждаются словами из текста).

Составление плана и подробный пересказ.

Самостоятельная работа в тетради (дифференциро­ванная работа).

Проверка выполнения самостоятельной работы: чтение и выделение голосом слов, передающих радость зайчишек.

Рассматривание иллюстраций на обложке (задание 3) и комментирование их детьми.

- Назовите рассказы И. Соколова-Микитова, которые вы чи­тали. («Русский лес».)

Учитель демонстрирует слайды, на которых помещены рассказы писателя, иллюстрации, подписи к ним.

Слайд 1.«Ёж».

В ясные осенние дни готовит себе хлопотливый труженик ёж тёплое зимовище. Ночью и днём таскает в нору под старым пнём душистые сухие листочки и мягкий лесной мох - стелет зимнюю постель.

Слайд 2. «Белка».

Самый весёлый, самый проворный и хлопотливый зверёк в наших лесах - шустрая белка.

Слайд 3. «Беляк».

Почти весь год в страхе живёт зайчишка-беляк. А всего страшнее ему в осенние прозрачные дни.

Слайд 4. Портрет писателя.

- Сделайте вывод, о чём пишет И. Соколов-Микитов.

Работа в группах.

- Прочитайте басню К. Ушинского «Солнце и радуга», от­ветьте на вопрос и перескажите близко к тексту.

«Раз после дождя выглянуло солнышко, и появилась семи­цветная дуга-радуга. Кто ни взглянет на радугу, всяк ею любу­ется. Загордилась радуга, да и стала хвастаться, что она красивее самого солнца.

Услышало эти речи солнышко и говорит: «Ты красива - это правда, но ведь без меня и радуги не бывает». А радуга только смеётся да пуще хвастается. Тогда солнышко рассердилось и спряталось за тучку - и радуги как не бывало».

- Без чего не бывает радуги?

5. Литературное слушание. А. Барто «Весенняя гроза»*.

Работа с выставкой книг о природе (стихи, сказки, рассказы).

     
 
  Зел.  
 
     
 
Слушание стихотворения А. Барто «Весенняя гроза». - Понравилось стихотворение? Какое настроение оно созда­ёт? Какую картину нарисовало ваше воображение? Посмотрите, как проиллюстрировал его художник. (Показ иллюстрации.) ' На данном уроке дети работают с учебной хрестоматией и учебником (интегрирован­ный урок литературного слушания и чтения).

- Рассмотрите каждую книгу, назовите и соотнесите с моде­лями.

Моделирование обложки (самостоятельно) и само­проверка по образцу.

Барто Весенняя гроза

 

Повторное слушание стихотворения, беседа.

Хорошо читающие дети читают стихотворение.

- Какие чувства вызывает это стихотворение? Какие слова повторяются в стихотворении?

Выполнение заданий в учебнике и тетради. Упражне­ние в чтении.

С л ова: весенняя гроза, весенний гром, весенний дождь.

Чтение последнего четверостишия (выделение повторяю­щихся слов, выразительное чтение «грохочущих» слов): Все громче, громче слышится, // Гремит через огонь: // «Черемуху, черемуху,//Черемуху не тронь».

Повторение стихотворений А. Барто.

- Вспомните стихи А. Барто, которые вы знаете. Кто герои стихов А. Барто?

- Сравните модели обложек книг.


 

(Стихотворение о детях: Барто «В школу»; стихотворение о природе: Барто «Весенняя гроза»). - Что вы знаете о жизни А. Барто?

Наверное, Агния Львовна Барто (1906-1981) была очень ве­селым и добрым человеком, потому что все ее произведения проникнуты такой верой в силу добра, справедливости и гуман­ности, что представить ее другой просто невозможно. Она лю­била детей, и они отвечали ей взаимностью. Своими учителями А. Л. Барто считала С. Я. Маршака и К. И. Чуковского. Основ­ной особенностью ее творчества является умение заглянуть в потаенные уголки детской души, «подслушать» разговоры де­тей о жизни, их желаниях и интересах. А. Л. Барто писала о де­тях и для детей: рассказывала им о родной стране, природе, пра­вилах поведения и многих других важных вещах.

Выразительное чтение стихотворения.

Слайд «Весна, весна кругом живёт и дышит. / Весна, весна шумит со всех сторон!»

6. Дополнительное чтение. Пословица. Загадка (текс­ты даны в учебнике).

Игра «Слово-магнит».

- Какие слова и выражения «притягивает» к себе слово «весна»?

- Прочитайте пословицу, в которой встретились названные вами слова. Какие ещё пословицы о весне вы знаете?

Работа по группам.

- Из слов каждой строки нужно собрать пословицу.

Карточка 1.

• батюшка в Апрель- зовёт, поле

• весны гонец. Апрельский скворец -

Карточка 2.

• хорошая Мокрый - пашня, апрель

• Апрель раскрывает, воду подбирает, цветы

Карточка 3.

• ломает Апрельский снежок, цветок

• наряжает, лето ожидает. Май леса в гости

Карточка 4.

• день год Весенний кормит.

• Майская кормит, травка и голодного

Проверка работы. Все пословицы появляются на слайде (по щелчку) во время коллективной проверки: Апрель-батюшка в поле зовёт. Апрельский скворец - весны гонец. Мокрый апрель - хорошая пашня. Апрель воду подбирает, цветы раскрывает. Апрельский цветок ломает снежок. Май леса наряжает, лето в гости ожидает. Весенний день год кормит. Майская травка и голодного кормит.

Работа в парах (коллективнаяпроверка).

- Прочитайте загадку. Когда это бывает? Как вы догада­лись?

- Используя стихи, рассказ и пословицы урока, придумайте свои загадки о весне.

IV. Итог урока.

Зовёт зверей кукушка: - Довольно, сони, спать! Весна пришла к вам в гости, Давно пора вставать!

- Вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в её краски - вы как будто выпьете волшебный напиток и поймёте, о чём щебе­чут птицы, журчит ручей, тихонько шепчут первые листья берё­зы. Слушайте и смотрите весну!

Для самостоятельной работы: выполнить задания в рубрике учебника «Книжная полка»; выучить любое стихо­творение о весне; попробовать сочинить свое стихотворение о весне и сделать рисунок (по желанию).

Урок 20

А. ПЛЕЩЕЕВ «ТРАВКА ЗЕЛЕНЕЕТ», Я. ТАЙЦ «ВСЁ ЗДЕСЬ», К. ЧУКОВСКИЙ «РАДОСТЬ»,

М. ЕСЕНОВСКИЙ «МОЯ НЕБОЛЬШАЯ РОДИНА». ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ. Я. ТАЙЦ «ПО ЯГОДЫ»

Цель деятельности педагога: создать условия для закреп­ления понятия «рассказ», выделения особенностей литературно­го произведения, для развития навыка выразительного чтения, умения чувствовать юмор стихотворения.

Планируемые результаты (УУД):

личностные: выражают положительное отношение к про­цессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать;

метапредметные: регулятивные - осуществляют дей­ствие по образцу и заданному правилу; познавательные - знакомятся с содержание произведений, понимают фактическое содержание текста; строят речевые высказывания в устной фор­ме; владеют техникой чтения, приёмами понимания прочитан­ного и прослушанного произведения; коммуникативные - воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, на­ходят информацию, необходимую для ее решения, оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

предметные: научатся читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию; различать стихотворение, сказку, рассказ, за­гадку, пословицу; получат возможность научиться сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц.

Сценарий урока

I. Сообщение темы и постановка целей урока.

На слайде:

...Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года...

А. С. Пушкин

- Сегодня вы познакомитесь с произведениями разных жан­ров, тем и авторов. В конце урока попробуем определить, что их объединяет.

II. Изучение нового материала.

Учитель читает стихотворение.

Отчего сегодня ива и шумна, и говорлива, Хоть пока ещё она без листвы черным-черна? Оттого, что услыхала ива, как невдалеке Треснул лёд и сразу стало неспокойно на реке. Значит, скоро, очень скоро будет тёплая пора

И зима без разговора уберётся со двора. Будет солнце, будут ветры, будет неба синева, И опять украсит ветви серебристая листва. И опять увидит ива, как по зеркалу реки Поплывут неторопливо звёзд оживших огоньки...

Г. Ходырев

- О каком времени года рассказывает поэт? (Весна пришла к нам в гости.)

Учащиеся выразительно читают стихи.

Растопило солнце снег, Радость на сердце у всех, Птицы весело запели Слышен звонкий стук капели, И ручьи бурлят, и птички В гнёздах сели на яички. Небо чисто-голубое. Что с природою такое?

О. Дружкова

Весна! Весна! Как высоко На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака.

Е. Баратынский

- Оцените выразительность чтения по следующим критери­ям: чёткость, соблюдение пауз, логических ударений, эмоцио­нальность, умение находить нужную интонацию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: