Развитие земельных отношений на Руси в XV—XVIII вв.




В период образования централизованного государства на Руси раз­розненные княжества объединились под предводительством Москов­ского княжества. Власть московского князя распространялась на все присоединенные к Московскому княжеству земли, а князья присое­диненных земель становились вассалами московского князя или удельными князьями.

Основным источником права в этот период стал Судебник 1497 г., в котором закреплялись и нормы земельного права. В частности, пре­ступлением считалось нарушение границ феодальной земельной соб­ственности.

В середине XVI в. на Руси начался период сословно-представительной монархии. Царские земли в этот период разделялись на дворцо­вые, которые принадлежали царю и его семье, и черно-тягловые, ко­торые принадлежали царю как главе государства. Статус земель отра­жался на положении крестьян. Так, крестьяне, обрабатывавшие дворцовые земли, платили подати государству, а черносошные крес­тьяне, помимо таких податей, несли также иные повинности: дорож­ную, мостовую и др. Дворцовые и черно-тягловые земли могли пере­даваться за службу отдельным феодалам, однако количество переда­ваемых земель постепенно сокращалось, а с 1627 г. раздача дворцовых земель была запрещена.

В данный период был осуществлен передел земельной собствен­ности между феодальной знатью и служилыми людьми: территория страны была разделена на опричнину — княжеско-боярские земли и земщину — обычные земли. Опричные земли, как правило, кон­фисковались у их владельцев и раздавались служилым людям, а быв­шие владельцы таких земель либо погибали, либо получали земли в неопричных районах как пожалование под условием верности и службы.

Передел земельной собственности подорвал экономическую ос­нову феодальной знати и превратил поместье в основную форму зем­левладения вместо феодальных вотчин. Сохранившиеся вотчины приобрели условный характер, т.е. их владельцы, как и владельцы поместий, обязывались нести военную службу, а также обеспечивать определенное количество гюоруженныхлюдей.

В этот период была также предпринята попытка ограничения церковного землевладения, которое к тому моменту достигло значи­тельных размеров — церкви принадлежало до 1/3 феодальных владе­ний в стране,, а в некоторых местностях, например Владимирской вотчине, — более половины всех земель. Такое ограничение осуще­ствлялось путем установления запрета на принятие монастырями вотчины в качестве вклада по завещаниям, а также путем конфиска­ции, проведенной Иваном Грозным. Однако ни те, ни другие меры значительных результатов не принесли.

Постепенно формируется юридический порядок возникновения прав на землю. Так, права на землю возникали уже не в результате их захвата, а путем пожалования и передачи недвижимости. Пожалование — ком­плекс юридических действий, включающий в себя выдачу жалованной грамоты, составление справки, т.е. запись в приказной книге опреде­ленных сведений о наделяемом лице, на которых основывается его право на землю: обыск, проводимый по просьбе наделяемого землей и зак­лючающийся в установлении факта незанятости передаваемой земли, ввод во владение, заключавшийся в публичном отмере земли, прово­димом в присутствии местных жителей и сторонних людей.

Другим основанием для обладания правом земельной собственно­сти была исковая приобретательная давность, срок которой постепен­но изменялся и окончательно утвердился как 40-летний. При разре­шении земельных споров, связанных с приобретательной давностью, на второй план постепенно отодвигались свидетельские показания, а на первый выходили документы, подтверждающие право собственно­сти. Права на землю возникали также на основе договорных грамот, которые составлялись заинтересованными лицами, а законную силу приобретали только после их заверения в государственной инстанции.

Основными источниками земельного права в этот период были Су­дебник 1550 г., который усилил наказания за земельные правонару­шения; Уложение о службе 1556 г., согласно которому проводилась опись земель, и вотчинное землевладение приобрело условный характер; Указная книга Поместного приказа 1626—1648 гг., в которой содержалось Уложение о вотчинах и поместьях 1636 г.; Соборное Уло­жение 1649 г. (гл. 16,17), которое ограничивало приобретение земель церковью, определяло правовой режим поместного и вотчинного зем­левладения, содержало нормы о залоге и сервитуте.

Во второй половине XVII в. Россия вступила в период абсолютной монархии. В этот период был установлен единый режим вотчинного и поместного землевладения. Распоряжение вотчинами и поместьями осуществлялось свободно, единственное ограничение состояло в зап­рете на передачу земель по наследству посторонним лицам. При этом право собственности на земельный участок предполагало также и право собственности на недра и леса, находящиеся на нем. Срок обязательной службы дворян постепенно сокращался, и в 1762 г. они были освобождены от такой обязанности.

Значительные изменения произошли и в церковном землевладе­нии — начинался процесс подчинения церкви государству, ее вхожде­ния в состав государственного аппарата, который предполагал секу­ляризацию земель, т.е. их изъятие в собственность государства. Дан­ный процесс шел медленно и завершился только в 1764 г., когда церковь окончательно лишилась своих вотчин.

Изменений в общинном землепользовании не происходило — крес­тьяне составляли основную массу населения и находились в очень тяжелом положении. Так, барщина могла достигать пяти-шести дней в неделю.

Из числа источников права, содержащих земельные нормы, сле­дует выделить Указ Петра 1 от 23 марта 1714 г. «О порядке наследова­ния в движимых и недвижимых имуществах», который установил еди­ный правовой режим вотчинного и поместного землевладения; «Жа­лованную грамоту дворянству» Екатерины II от 1782 г., наделившую дворян в том числе и правом на недра и леса, находящиеся на их земельных участках.

В XIX в. в Российской империи продолжается разложение фео­дально-крепостного строя и развитие буржуазных отношений, кото­рое началось еще во второй половине XVIII в., но особенно усилилось в первой половине XIX в. Именно этот процесс обусловил зна­чительные изменения, произошедшие в регулировании земельных отношений.

Формирование буржуазных отношений потребовало вовлечения зе­мель в гражданско-правовой оборот и установления четких правовых механизмов такого оборота. В связи с этим в Своде законов Российс­кой империи 1835 г. было закреплено значительное количество норм, регулирующих земельные отношения. В частности, была установле­на система вещных прав на землю, которая состояла из права владе­ния, права собственности, права на чужую вещь и залогового права; различались законное и незаконное владение; споры о владении зем­лей отграничивались от спора о собственности на землю, обеспечи­валась неприкосновенность владения, независимо от решения воп­роса о собственности и т.д.

Интересным представляется определение собственности как вла­сти в порядке гражданскими законами установленной, исключи­тельно и независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и потомственно. При этом пра­во собственности на землю распространялось и «на все произве­денные на ее поверхности постройки, на все, что заключается в недрах ее, на воды, в пределах ее находящиеся, и, словом, на все ее принадлежности». Привлекает внимание также содержание серви-тутныхправ, которые делились на два вида: ограничение на «пра­во участия общего» — для прохода, проезда по дорогам и ограни­чения на «право участия частного» — право владельца земли тре­бовать, чтобы сосед не устраивал запруд и не затоплял его земель и т.п.

Развитие буржуазного производства требовало также наличия свободного населения — основной рабочей силы. Однако основную часть населения в данный период составляли крестьяне, находя­щиеся в крепостной зависимости от помещика, что являлось зна­чительным тормозом для развития буржуазных отношений. Такая ситуация была преодолена в результате земельной реформы 1861 г., осуществленной на основе значительного количества документов, основным из которых был Манифест от 19 февраля 1861 г. «Об ос­вобождении крестьян от крепостной зависимости». В результате реформы крестьяне были освобождены от крепостной зависимос­ти и стали свободными людьми. Освобождая крестьян, государство должно было решить немало социальных, экономических и других сложных вопросов, но основ­ным из них был вопрос о правах освобожденных крестьян на землю. Данный вопрос был решен следующим образом. Сохранялась поме­щичья собственность на землю, а бывшие крепостные крестьяне на­делялись землей (усадебной и полевой) в пользование за выполне­ние повинностей, а после ее выкупа — в собственность. Земля зак­реплялась лишь за лицами мужского пола по норме, которая определялась для черноземной, нечерноземной и средней зон.

Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне объединялись в сельское общество и вели землепользование в соответствии с обы­чаями, сформировавшимися в их общинах. Поэтому в роли земле­пользователя и собственника в основном выступал не отдельный кре­стьянин, а крестьянская община в целом.

В этот же период произошло реформирование исторически сло­жившихся форм крестьянского землепользования в рамках Столы­пинской земельной реформы. Правовой основой реформы стал Указ от 9 ноября 1906 г. «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землеустройства».

Исторически сложившимися формами крестьянского земле­пользования были общинная, где периодически осуществлялся пе­редел участков, закрепленных за семьями, в зависимости от коли­чества членов семьи и иных факторов, и подворная, при которой передел дворовых и полевых участков, закрепленных за каждой семьей, не производился. Основными мероприятиями по рефор­мированию общинной формы землепользования были упраздне­ние общинного порядка землепользования в общинах, где пере­делы не проводились в течение последних 24 лет, признание кре­стьян, входивших в их состав, частными собственниками земли, а также признание таких общин перешедшими к подворному по­рядку землевладения.

Кроме того, каждый домохозяин — член общины был наделен правом на выдел из общинных земель в частную собственность обра­батываемого им земельного участка либо отруба — объединения всех разрозненных земельных участков. Предусматривались также меры по переселению крестьян на земли, свободные от помещичьего зем­левладения. Регулирование земельных отношений советским государством

В 1917 г. начался период советской власти, произошли карди­нальные изменения в государственном строе России, что в первую очередь отразилось на земельных отношениях. В соответствии с Дек­ретом «О земле», принятым 26 октября (8 ноября) 1917 г.

II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депута­тов, право частной собственности на землю отменялось навсегда без каких-либо компенсаций ее бывшим собственникам, вся земля обрашалась во всенародное достояние и переходила в пользование всех трудящихся на ней.

При этом не проводилась конфискация земель рядовых крестьян и рядовых казаков. Усадебная земля и сельская земля с домашними садами и огородами также оставалась в пользовании их владельцев. Право на использование земли получали все граждане, желающие и способные обрабатывать ее своим трудом, между которыми земля распределялась в зависимости от местных условий, трудовой или потребительской нормы.

Более детальное регулирование земельных отношений было зак­реплено Декретом «О социализации земли», принятым 19 февраля 1918 г.

Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов, который имел значительный объем, состоял из XIII разделов и закреплял ос­новы регулирования земельных отношений, в том числе

1) круг лиц, имевших право пользования землей, — в зависимости от целей ис­пользования ими могли быть государство, общественные организа­ции, сельскохозяйственные коммуны и товарищества, сельские об­щества, отдельные семьи и лица, торгово-промышленные и транс­портные предприятия, органы советской власти;

2) приоритет трудового коммунистического, артельного и кооперативного хозяй­ства перед единоличным;

3) порядок предоставления земли в пользо­вание и установления земледельческой потребительно-трудовой нор­мы и нормы землепользования при отводе земли под различные цели;

4) условия землепользования, в частности к использованию земель­ного участка, выделенного под застройку, необходимо было присту­пить не позднее трех месяцев со дня получения уведомления от мес­тной Советской власти;

5) основания прекращения прав на пользование землей, в числе которых значилось явное нежелание пользова­ния землей, использование земли способом, законом недозволен­ным, в частности с применением наемного труда.

Вопрос о земле был решен также во второй главе первого раздела «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» Консти­туции (Основном Законе) Российской Социалистической Федератив­ной Советской Республики, принятой V Всероссийским съездом Со­ветов 10 июля 1918 г.: «в осуществление социализации земли частная собственность на землю отменяется и весь земельный фонд объявля­ется общенародным достоянием и передается трудящимся без вся­кого выкупа на началах уравнительного землепользования».

Таким образом, в период с октября 1917 г. по июль 1918 г. были решены следующие основные задачи: 1) ликвидирована частная соб­ственность на землю; 2) крестьяне обеспечены землей на уравнитель­ных началах; 3) помещики лишены экономического преимущества; 4) создана правовая основа для организации совхозов и коллектив­ных хозяйств.

14 февраля 1919 г. ВЦИК принял Положение «О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию», в котором:

1) вводилось понятие единого государственного фонда, вклю­чающего все земли, в чьем бы пользовании они ни находились;

2) ус­танавливался приоритет общественного землепользования над едино­личным — «проходящим и выживающим»;

3) землеустройство опре­делялось как совокупность мероприятий технического характера, направленных на обобществление производства, устанавливались цели землеустроительных мероприятий: уничтожение дальнопользования, чересполосицы и др.;

4) определялся порядок отвода земель различным лицам, при этом приоритет имели совхозы и коммуны, в частности совхозам отводились лучшие земли в первоочередном по­рядке;

5) закреплялся порядок учета землепользовании, проводимого с целью учета землеустроительного земельного фонда, землепользо­вателей и всех происходящих с течением времени изменений;

6) оп­ределялся правовой режим советских хозяйств, сельскохозяйствен­ных производительных коммун, а также закреплялись положения, касающиеся общественной обработки земли.

В 1922 г. был принят первый Земельный кодекс РСФСР, который стал одним из важнейших источников земельного права. Данный акт подробно регламентировал правовой режим земель сельскохозяй ственного назначения:

1) такие земли предоставлялись гражданам или земельным обществам (сельскохозяйственным коммунам, артелям или товариществам по общественной обработке земли) в бессрочное трудовое землепользование, осуществляемое без привлечения наем­ного труда;

2) определялось правовое положение земельного общества, трудового земледельческого хозяйства;

3) определялся порядок тру­дового землепользования: общинный — с уравнительными передела­ми между дворами, участковый— с неизменным размером земли, закрепленной за двором в виде чересполосных, отрубных или хутор­ских участков, товарищеский — с совместным пользованием землей членами земельных обществ;

4) устанавливался порядок смены домо­хозяина в крестьянском хозяйстве в случае нерадивого ведения им хо­зяйства, что изменяло сложившийся порядок отношений между чле­нами крестьянского хозяйства, не допускавший смены домохозяина.

Земельный кодекс РСФСР определял также правовой режим го­родских земель, т.е. земель внутри действующей городской черты, и «государственных земельных имуществ» — земли советских хозяйств и общегосударственного земельного запаса. Устанавливались нормы, связанные с управлением земельным фондом:

1) регламентировалось землеустройство;

2) вводилась государственная регистрация земле­пользовании с целью сбора и хранения в систематическом и нагляд­ном виде верных, современных сведений о правовом и хозяйствен­ном положении всех землепользовании;

3) закреплялся порядок раз­решения земельных споров земельными комиссиями, которые находились вне системы судебных органов, но разрешали споры по правилам, установленным для рассмотрения дел в народных судах.

В 1928 г. постановлением ЦИК СССР были утверждены Общие начала землепользовании и землеустройства, где закреплялись:

- распределение обязанностей между СССР и РСФСР по управ­
лению земельными ресурсами: к ведению Союза ССР было отнесено
распоряжение землями, отводимыми в порядке особых общесоюз­
ных законов учреждениям Союза ССР, предприятиям и организаци­
ям общесоюзного значения; к ведению союзных республик — общее
распоряжение землей во всех иных случаях;

- расширенный круг лиц, имеющих право на предоставление зе­
мельных участков, втом числе земельные общества, объединения с еди­
ноличными и смешанными формами землепользования, государствен­
ные учреждения и предприятия, общественные организации и др.;

- положения о трудовой аренде, которая допускалась в исключи­
тельных случаях, в том числе для трудовых хозяйств, ослабленных
недостатком инвентаря или убылью рабочей силы, на срок не более
шести лет при условии регистрации договора об аренде в сельском
совете;

- обязательность ведения государственной записи землепользо­
вании (земельная регистрация) по единой системе, которое возлага­
лось на соответствующие органы союзных республик и республик,
входя щих в их состав;

- положения о землеустройстве и поощрении коллективных форм
хозяйствования, атакже правовое положение советских хозяйств, зе­
мельных обществ;

- правовой режим земель специального назначения — земель, пре­
доставленных государственным учреждениям, предприятиям и об­
щественным организациям для целей несельскохозяйственного ха­
рактера, городских земель — земель, находящихся внутри городской
черты, за исключением земель специального назначения, земель го­
сударственного запаса, находящихся в ведении земельных органов.

В период коллективизации регулирование земельных отношений значительно изменилось:

1)были отменены нормы, разрешающие аренду земли и использование наемного труда;

2) упразднены земель­ные комиссии, ранее разрешавшие земельные споры, основными органами по разрешению земельных споров стали сельские советы и земельные отделы райисполкомов;

3) краевые (областные) исполко­мы и правительства автономных республик наделялись правом при­менять в районах сплошной коллективизации необходимые меры борьбы с кулачеством вплоть до полной конфискации их имущества и выселения их из отдельных районов, краев или областей;

4) в райо­нах сплошной коллективизации ликвидировались земельные обще­ства, если в их пределах было коллективизировано не менее 75% кре­стьянских хозяйств, а их земли передавались в трудовое пользование колхозов, образованных из состава такого земельного общества;

5) крестьяне, вступающие в колхоз, в личном пользовании могли со­хранить только приусадебный участок, размер которого первоначаль­но определялся общим собранием, а затем был законодательно уста­новлен и составлял от 0,25 до 0,5 га.

Нормативную базу коллективизации составили постановление ЦИК и СНК СССР от 1 февраля 1930 г. «О мероприятиях по укреп лению социалистического переустройства сельского хозяйства в рай­онах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством»; поста­новление ВЦИК и СНК РСФСР от 10 октября 1930 г.; постановле­ние ВЦИК и СНК от 30 июля 1930 г, «О ликвидации земельных обществ в районах сплошной коллективизации»; Примерный устав сельскохозяйственной артели, утвержденный ЦИК и СНК СССР 1 марта 1930 г.; Примерный устав сельскохозяйственной артели, ут­вержденный СНК СССР и ЦК ВКП(б) в 1935 г,

В период Великой Отечественной войны при регулировании земель­ных отношений основное внимание уделялось производству сельс­кохозяйственной продукции: важно было обеспечить сельское хо­зяйство необходимой рабочей силой и получить максимально воз­можное количество сельскохозяйственной продукции. В этих целях колхозам разрешалось обрабатывать необработанные земли другого колхоза, рабочим и служащим выделялись участки под огороды.

Важная роль в регулировании земельных отношений в послевоен­ный период принадлежала Основам земельного законодательства Со­юза ССР и союзных республик от 13 декабря 1968 г., многие положе­ния которых были продублированы в Земельном кодексе РСФСР 1970 г. Согласно данному акту земля являлась государственной соб­ственностью — общим достоянием всего советского народа и еди­ный государственный земельный фонд был разделен на 6 категорий земель с различным правовым режимом:

1) земли сельскохозяйствен­ного назначения,

2) земли населенных пунктов,

3) земли промыш­ленности, транспорта, курортов, заповедников и иного несельскохо­зяйственного назначения,

4) земли государственного лесного фон­да,

5) земли государственного водного фонда,

6) земли государственного запаса.

Кроме того, Основы закрепляли: 1) права граждан и юридических лиц на пользование землей, а также виды права пользования землями: бессрочное —для колхозов, краткосрочное временное пользование — до трех лет и долгосрочное временное пользование — по общему пра­вилу, от трех до десяти лет;

2) круг лиц, имеющих право на приобрете­ние земли в пользование, к ним относились сельскохозяйственные организации — колхозы, совхозы и др.; несельскохозяйственные орга­низации — промышленные, транспортные и др.; граждане СССР; иные организации и лица в случаях, предусмотренных законодатель­ством СССР;

3) бесплатность землепользования;

4) порядок предоставления земель в пользование, а также основания прекращения права зем­лепользования как добровольные, связанные с отказом гражданина от права, так и принудительные, связанные с изъятием для государствен­ных или общественных нужд, неосвоением земельного участка в те­чение двух лет;

5) положения об охране земель, о государственном контроле за использованием земель, о государственном земельном кадастре, о землеустройстве;

6) административный порядок разре­шения земельных споров.

В 1990 г. в связи с изменением основ государственного строя Рос­сии началось коренное реформирование земельных отношений, кото­рое продолжается по сей день.

Земельная реформа началась со следую­щих преобразований:

1) установления новой системы имущественных прав на земельные участки, порядка их возникновения и прекраще­ния: были введены право пожизненного наследуемого владения, по­стоянного (бессрочного) пользования; правочастной и коллективной (общей совместной и общей долевой) собственности граждан на зем­лю; право аренды;

2) введения платности землепользования;

3) уста­новления семи категорий земель;

4) создания нормативной базы для формирования крестьянских (фермерских) хозяйств.

Началась также реорганизация колхозов и совхозов, приватиза­ция сельскохозяйственных угодий, которая осуществлялась на осно­вании решения общего собрания работников колхозов и совхозов. Работники колхозов и совхозов, принявшие решения о реорганиза­ции своих предприятий, получали землю, закрепленную за таким предприятием, в коллективную собственность и каждый из них ста­новился собственником земельной доли — доли в коллективной соб­ственности на земельный участок.

Основными актами начального этапа земельной реформы были Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о земле от 28 февраля 1990 г., Закон РСФСР от 23 ноября 1990 г. № 374-1 «О зе­мельной реформе», Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г., Закон РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю», постановление Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», постановление Пра­вительства РФ от 29 декабря 1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и др.

24 декабря 1993 г. был принят Указ Президента РФ «О приведе­нии земельного законодательства РФ и соответствие с Конституци­ей РФ», который отменил значительную часть норм Земельного ко­декса РСФСР, некоторые нормы Закона РСФСР «О земельной ре­форме» и Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

С этого момента регулирование земельных отношений осуществ­лялось преимущественно указами Президента РФ, которые не содержали и не могли содержать системного регулирования земельных от­ношений, а затрагивали отдельные их аспекты. Так, устанавливались основания и порядок предоставления земельных участков в частную собственность, переоформления ранее предоставленных земельных участков в собственность граждан, приватизации земель юридически­ми лицами, атакже порядок оборота и выдела земельных долей, пре­доставленных гражданам при реорганизации колхозов и совхозов.

С 2000 г. регулирование земельных отношений вновь стало осу­ществляться на законодательном уровне, благодаря этому были ре­шены следующие основные задачи:

установлено системное и последовательное регулирование земельных отношений, направленное на обеспечение рационального
использования и охраны земель, равного доступа граждан и юридических лиц к приобретению прав на земельные участки, создание
правовой основы формирования рынка земельных участков, ограничение оборота земель сельскохозяйственного назначения — Земельный кодекс РФ, Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

заложена правовая основа ведения государственного земельного кадастра, государственного кадастрового учета земельных участков, осуществления различных видов землеустройства — Федеральный закон «О государственном земельном кадастре» и Федеральный
закон «О землеустройстве»;

начат процесс разграничения государственной собственности
на землю на собственность РФ, субъектов РФ и муниципальных образований — Федеральный закон «О разграничении государственной
собственности на землю».

До сих пор земельное законодательство продолжает трансформироваться под реалии современного мира. Последние крупные изменения в ЗК РФ были внесены Федеральным законом 31.12.2014 г. № 499. (процедура изъятия земель для государственных и муниципальных нужд) ФЗ 21.07.2014 г № 234 (государственный контроль и надзор) и ФЗ 23.06.2014 г № 171 (предоставление земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: