В период образования централизованного государства на Руси разрозненные княжества объединились под предводительством Московского княжества. Власть московского князя распространялась на все присоединенные к Московскому княжеству земли, а князья присоединенных земель становились вассалами московского князя или удельными князьями.
Основным источником права в этот период стал Судебник 1497 г., в котором закреплялись и нормы земельного права. В частности, преступлением считалось нарушение границ феодальной земельной собственности.
В середине XVI в. на Руси начался период сословно-представительной монархии. Царские земли в этот период разделялись на дворцовые, которые принадлежали царю и его семье, и черно-тягловые, которые принадлежали царю как главе государства. Статус земель отражался на положении крестьян. Так, крестьяне, обрабатывавшие дворцовые земли, платили подати государству, а черносошные крестьяне, помимо таких податей, несли также иные повинности: дорожную, мостовую и др. Дворцовые и черно-тягловые земли могли передаваться за службу отдельным феодалам, однако количество передаваемых земель постепенно сокращалось, а с 1627 г. раздача дворцовых земель была запрещена.
В данный период был осуществлен передел земельной собственности между феодальной знатью и служилыми людьми: территория страны была разделена на опричнину — княжеско-боярские земли и земщину — обычные земли. Опричные земли, как правило, конфисковались у их владельцев и раздавались служилым людям, а бывшие владельцы таких земель либо погибали, либо получали земли в неопричных районах как пожалование под условием верности и службы.
|
Передел земельной собственности подорвал экономическую основу феодальной знати и превратил поместье в основную форму землевладения вместо феодальных вотчин. Сохранившиеся вотчины приобрели условный характер, т.е. их владельцы, как и владельцы поместий, обязывались нести военную службу, а также обеспечивать определенное количество гюоруженныхлюдей.
В этот период была также предпринята попытка ограничения церковного землевладения, которое к тому моменту достигло значительных размеров — церкви принадлежало до 1/3 феодальных владений в стране,, а в некоторых местностях, например Владимирской вотчине, — более половины всех земель. Такое ограничение осуществлялось путем установления запрета на принятие монастырями вотчины в качестве вклада по завещаниям, а также путем конфискации, проведенной Иваном Грозным. Однако ни те, ни другие меры значительных результатов не принесли.
Постепенно формируется юридический порядок возникновения прав на землю. Так, права на землю возникали уже не в результате их захвата, а путем пожалования и передачи недвижимости. Пожалование — комплекс юридических действий, включающий в себя выдачу жалованной грамоты, составление справки, т.е. запись в приказной книге определенных сведений о наделяемом лице, на которых основывается его право на землю: обыск, проводимый по просьбе наделяемого землей и заключающийся в установлении факта незанятости передаваемой земли, ввод во владение, заключавшийся в публичном отмере земли, проводимом в присутствии местных жителей и сторонних людей.
|
Другим основанием для обладания правом земельной собственности была исковая приобретательная давность, срок которой постепенно изменялся и окончательно утвердился как 40-летний. При разрешении земельных споров, связанных с приобретательной давностью, на второй план постепенно отодвигались свидетельские показания, а на первый выходили документы, подтверждающие право собственности. Права на землю возникали также на основе договорных грамот, которые составлялись заинтересованными лицами, а законную силу приобретали только после их заверения в государственной инстанции.
Основными источниками земельного права в этот период были Судебник 1550 г., который усилил наказания за земельные правонарушения; Уложение о службе 1556 г., согласно которому проводилась опись земель, и вотчинное землевладение приобрело условный характер; Указная книга Поместного приказа 1626—1648 гг., в которой содержалось Уложение о вотчинах и поместьях 1636 г.; Соборное Уложение 1649 г. (гл. 16,17), которое ограничивало приобретение земель церковью, определяло правовой режим поместного и вотчинного землевладения, содержало нормы о залоге и сервитуте.
Во второй половине XVII в. Россия вступила в период абсолютной монархии. В этот период был установлен единый режим вотчинного и поместного землевладения. Распоряжение вотчинами и поместьями осуществлялось свободно, единственное ограничение состояло в запрете на передачу земель по наследству посторонним лицам. При этом право собственности на земельный участок предполагало также и право собственности на недра и леса, находящиеся на нем. Срок обязательной службы дворян постепенно сокращался, и в 1762 г. они были освобождены от такой обязанности.
|
Значительные изменения произошли и в церковном землевладении — начинался процесс подчинения церкви государству, ее вхождения в состав государственного аппарата, который предполагал секуляризацию земель, т.е. их изъятие в собственность государства. Данный процесс шел медленно и завершился только в 1764 г., когда церковь окончательно лишилась своих вотчин.
Изменений в общинном землепользовании не происходило — крестьяне составляли основную массу населения и находились в очень тяжелом положении. Так, барщина могла достигать пяти-шести дней в неделю.
Из числа источников права, содержащих земельные нормы, следует выделить Указ Петра 1 от 23 марта 1714 г. «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах», который установил единый правовой режим вотчинного и поместного землевладения; «Жалованную грамоту дворянству» Екатерины II от 1782 г., наделившую дворян в том числе и правом на недра и леса, находящиеся на их земельных участках.
В XIX в. в Российской империи продолжается разложение феодально-крепостного строя и развитие буржуазных отношений, которое началось еще во второй половине XVIII в., но особенно усилилось в первой половине XIX в. Именно этот процесс обусловил значительные изменения, произошедшие в регулировании земельных отношений.
Формирование буржуазных отношений потребовало вовлечения земель в гражданско-правовой оборот и установления четких правовых механизмов такого оборота. В связи с этим в Своде законов Российской империи 1835 г. было закреплено значительное количество норм, регулирующих земельные отношения. В частности, была установлена система вещных прав на землю, которая состояла из права владения, права собственности, права на чужую вещь и залогового права; различались законное и незаконное владение; споры о владении землей отграничивались от спора о собственности на землю, обеспечивалась неприкосновенность владения, независимо от решения вопроса о собственности и т.д.
Интересным представляется определение собственности как власти в порядке гражданскими законами установленной, исключительно и независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и потомственно. При этом право собственности на землю распространялось и «на все произведенные на ее поверхности постройки, на все, что заключается в недрах ее, на воды, в пределах ее находящиеся, и, словом, на все ее принадлежности». Привлекает внимание также содержание серви-тутныхправ, которые делились на два вида: ограничение на «право участия общего» — для прохода, проезда по дорогам и ограничения на «право участия частного» — право владельца земли требовать, чтобы сосед не устраивал запруд и не затоплял его земель и т.п.
Развитие буржуазного производства требовало также наличия свободного населения — основной рабочей силы. Однако основную часть населения в данный период составляли крестьяне, находящиеся в крепостной зависимости от помещика, что являлось значительным тормозом для развития буржуазных отношений. Такая ситуация была преодолена в результате земельной реформы 1861 г., осуществленной на основе значительного количества документов, основным из которых был Манифест от 19 февраля 1861 г. «Об освобождении крестьян от крепостной зависимости». В результате реформы крестьяне были освобождены от крепостной зависимости и стали свободными людьми. Освобождая крестьян, государство должно было решить немало социальных, экономических и других сложных вопросов, но основным из них был вопрос о правах освобожденных крестьян на землю. Данный вопрос был решен следующим образом. Сохранялась помещичья собственность на землю, а бывшие крепостные крестьяне наделялись землей (усадебной и полевой) в пользование за выполнение повинностей, а после ее выкупа — в собственность. Земля закреплялась лишь за лицами мужского пола по норме, которая определялась для черноземной, нечерноземной и средней зон.
Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне объединялись в сельское общество и вели землепользование в соответствии с обычаями, сформировавшимися в их общинах. Поэтому в роли землепользователя и собственника в основном выступал не отдельный крестьянин, а крестьянская община в целом.
В этот же период произошло реформирование исторически сложившихся форм крестьянского землепользования в рамках Столыпинской земельной реформы. Правовой основой реформы стал Указ от 9 ноября 1906 г. «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землеустройства».
Исторически сложившимися формами крестьянского землепользования были общинная, где периодически осуществлялся передел участков, закрепленных за семьями, в зависимости от количества членов семьи и иных факторов, и подворная, при которой передел дворовых и полевых участков, закрепленных за каждой семьей, не производился. Основными мероприятиями по реформированию общинной формы землепользования были упразднение общинного порядка землепользования в общинах, где переделы не проводились в течение последних 24 лет, признание крестьян, входивших в их состав, частными собственниками земли, а также признание таких общин перешедшими к подворному порядку землевладения.
Кроме того, каждый домохозяин — член общины был наделен правом на выдел из общинных земель в частную собственность обрабатываемого им земельного участка либо отруба — объединения всех разрозненных земельных участков. Предусматривались также меры по переселению крестьян на земли, свободные от помещичьего землевладения. Регулирование земельных отношений советским государством
В 1917 г. начался период советской власти, произошли кардинальные изменения в государственном строе России, что в первую очередь отразилось на земельных отношениях. В соответствии с Декретом «О земле», принятым 26 октября (8 ноября) 1917 г.
II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов, право частной собственности на землю отменялось навсегда без каких-либо компенсаций ее бывшим собственникам, вся земля обрашалась во всенародное достояние и переходила в пользование всех трудящихся на ней.
При этом не проводилась конфискация земель рядовых крестьян и рядовых казаков. Усадебная земля и сельская земля с домашними садами и огородами также оставалась в пользовании их владельцев. Право на использование земли получали все граждане, желающие и способные обрабатывать ее своим трудом, между которыми земля распределялась в зависимости от местных условий, трудовой или потребительской нормы.
Более детальное регулирование земельных отношений было закреплено Декретом «О социализации земли», принятым 19 февраля 1918 г.
Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов, который имел значительный объем, состоял из XIII разделов и закреплял основы регулирования земельных отношений, в том числе
1) круг лиц, имевших право пользования землей, — в зависимости от целей использования ими могли быть государство, общественные организации, сельскохозяйственные коммуны и товарищества, сельские общества, отдельные семьи и лица, торгово-промышленные и транспортные предприятия, органы советской власти;
2) приоритет трудового коммунистического, артельного и кооперативного хозяйства перед единоличным;
3) порядок предоставления земли в пользование и установления земледельческой потребительно-трудовой нормы и нормы землепользования при отводе земли под различные цели;
4) условия землепользования, в частности к использованию земельного участка, выделенного под застройку, необходимо было приступить не позднее трех месяцев со дня получения уведомления от местной Советской власти;
5) основания прекращения прав на пользование землей, в числе которых значилось явное нежелание пользования землей, использование земли способом, законом недозволенным, в частности с применением наемного труда.
Вопрос о земле был решен также во второй главе первого раздела «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» Конституции (Основном Законе) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, принятой V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г.: «в осуществление социализации земли частная собственность на землю отменяется и весь земельный фонд объявляется общенародным достоянием и передается трудящимся без всякого выкупа на началах уравнительного землепользования».
Таким образом, в период с октября 1917 г. по июль 1918 г. были решены следующие основные задачи: 1) ликвидирована частная собственность на землю; 2) крестьяне обеспечены землей на уравнительных началах; 3) помещики лишены экономического преимущества; 4) создана правовая основа для организации совхозов и коллективных хозяйств.
14 февраля 1919 г. ВЦИК принял Положение «О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию», в котором:
1) вводилось понятие единого государственного фонда, включающего все земли, в чьем бы пользовании они ни находились;
2) устанавливался приоритет общественного землепользования над единоличным — «проходящим и выживающим»;
3) землеустройство определялось как совокупность мероприятий технического характера, направленных на обобществление производства, устанавливались цели землеустроительных мероприятий: уничтожение дальнопользования, чересполосицы и др.;
4) определялся порядок отвода земель различным лицам, при этом приоритет имели совхозы и коммуны, в частности совхозам отводились лучшие земли в первоочередном порядке;
5) закреплялся порядок учета землепользовании, проводимого с целью учета землеустроительного земельного фонда, землепользователей и всех происходящих с течением времени изменений;
6) определялся правовой режим советских хозяйств, сельскохозяйственных производительных коммун, а также закреплялись положения, касающиеся общественной обработки земли.
В 1922 г. был принят первый Земельный кодекс РСФСР, который стал одним из важнейших источников земельного права. Данный акт подробно регламентировал правовой режим земель сельскохозяй ственного назначения:
1) такие земли предоставлялись гражданам или земельным обществам (сельскохозяйственным коммунам, артелям или товариществам по общественной обработке земли) в бессрочное трудовое землепользование, осуществляемое без привлечения наемного труда;
2) определялось правовое положение земельного общества, трудового земледельческого хозяйства;
3) определялся порядок трудового землепользования: общинный — с уравнительными переделами между дворами, участковый— с неизменным размером земли, закрепленной за двором в виде чересполосных, отрубных или хуторских участков, товарищеский — с совместным пользованием землей членами земельных обществ;
4) устанавливался порядок смены домохозяина в крестьянском хозяйстве в случае нерадивого ведения им хозяйства, что изменяло сложившийся порядок отношений между членами крестьянского хозяйства, не допускавший смены домохозяина.
Земельный кодекс РСФСР определял также правовой режим городских земель, т.е. земель внутри действующей городской черты, и «государственных земельных имуществ» — земли советских хозяйств и общегосударственного земельного запаса. Устанавливались нормы, связанные с управлением земельным фондом:
1) регламентировалось землеустройство;
2) вводилась государственная регистрация землепользовании с целью сбора и хранения в систематическом и наглядном виде верных, современных сведений о правовом и хозяйственном положении всех землепользовании;
3) закреплялся порядок разрешения земельных споров земельными комиссиями, которые находились вне системы судебных органов, но разрешали споры по правилам, установленным для рассмотрения дел в народных судах.
В 1928 г. постановлением ЦИК СССР были утверждены Общие начала землепользовании и землеустройства, где закреплялись:
- распределение обязанностей между СССР и РСФСР по управ
лению земельными ресурсами: к ведению Союза ССР было отнесено
распоряжение землями, отводимыми в порядке особых общесоюз
ных законов учреждениям Союза ССР, предприятиям и организаци
ям общесоюзного значения; к ведению союзных республик — общее
распоряжение землей во всех иных случаях;
- расширенный круг лиц, имеющих право на предоставление зе
мельных участков, втом числе земельные общества, объединения с еди
ноличными и смешанными формами землепользования, государствен
ные учреждения и предприятия, общественные организации и др.;
- положения о трудовой аренде, которая допускалась в исключи
тельных случаях, в том числе для трудовых хозяйств, ослабленных
недостатком инвентаря или убылью рабочей силы, на срок не более
шести лет при условии регистрации договора об аренде в сельском
совете;
- обязательность ведения государственной записи землепользо
вании (земельная регистрация) по единой системе, которое возлага
лось на соответствующие органы союзных республик и республик,
входя щих в их состав;
- положения о землеустройстве и поощрении коллективных форм
хозяйствования, атакже правовое положение советских хозяйств, зе
мельных обществ;
- правовой режим земель специального назначения — земель, пре
доставленных государственным учреждениям, предприятиям и об
щественным организациям для целей несельскохозяйственного ха
рактера, городских земель — земель, находящихся внутри городской
черты, за исключением земель специального назначения, земель го
сударственного запаса, находящихся в ведении земельных органов.
В период коллективизации регулирование земельных отношений значительно изменилось:
1)были отменены нормы, разрешающие аренду земли и использование наемного труда;
2) упразднены земельные комиссии, ранее разрешавшие земельные споры, основными органами по разрешению земельных споров стали сельские советы и земельные отделы райисполкомов;
3) краевые (областные) исполкомы и правительства автономных республик наделялись правом применять в районах сплошной коллективизации необходимые меры борьбы с кулачеством вплоть до полной конфискации их имущества и выселения их из отдельных районов, краев или областей;
4) в районах сплошной коллективизации ликвидировались земельные общества, если в их пределах было коллективизировано не менее 75% крестьянских хозяйств, а их земли передавались в трудовое пользование колхозов, образованных из состава такого земельного общества;
5) крестьяне, вступающие в колхоз, в личном пользовании могли сохранить только приусадебный участок, размер которого первоначально определялся общим собранием, а затем был законодательно установлен и составлял от 0,25 до 0,5 га.
Нормативную базу коллективизации составили постановление ЦИК и СНК СССР от 1 февраля 1930 г. «О мероприятиях по укреп лению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством»; постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10 октября 1930 г.; постановление ВЦИК и СНК от 30 июля 1930 г, «О ликвидации земельных обществ в районах сплошной коллективизации»; Примерный устав сельскохозяйственной артели, утвержденный ЦИК и СНК СССР 1 марта 1930 г.; Примерный устав сельскохозяйственной артели, утвержденный СНК СССР и ЦК ВКП(б) в 1935 г,
В период Великой Отечественной войны при регулировании земельных отношений основное внимание уделялось производству сельскохозяйственной продукции: важно было обеспечить сельское хозяйство необходимой рабочей силой и получить максимально возможное количество сельскохозяйственной продукции. В этих целях колхозам разрешалось обрабатывать необработанные земли другого колхоза, рабочим и служащим выделялись участки под огороды.
Важная роль в регулировании земельных отношений в послевоенный период принадлежала Основам земельного законодательства Союза ССР и союзных республик от 13 декабря 1968 г., многие положения которых были продублированы в Земельном кодексе РСФСР 1970 г. Согласно данному акту земля являлась государственной собственностью — общим достоянием всего советского народа и единый государственный земельный фонд был разделен на 6 категорий земель с различным правовым режимом:
1) земли сельскохозяйственного назначения,
2) земли населенных пунктов,
3) земли промышленности, транспорта, курортов, заповедников и иного несельскохозяйственного назначения,
4) земли государственного лесного фонда,
5) земли государственного водного фонда,
6) земли государственного запаса.
Кроме того, Основы закрепляли: 1) права граждан и юридических лиц на пользование землей, а также виды права пользования землями: бессрочное —для колхозов, краткосрочное временное пользование — до трех лет и долгосрочное временное пользование — по общему правилу, от трех до десяти лет;
2) круг лиц, имеющих право на приобретение земли в пользование, к ним относились сельскохозяйственные организации — колхозы, совхозы и др.; несельскохозяйственные организации — промышленные, транспортные и др.; граждане СССР; иные организации и лица в случаях, предусмотренных законодательством СССР;
3) бесплатность землепользования;
4) порядок предоставления земель в пользование, а также основания прекращения права землепользования как добровольные, связанные с отказом гражданина от права, так и принудительные, связанные с изъятием для государственных или общественных нужд, неосвоением земельного участка в течение двух лет;
5) положения об охране земель, о государственном контроле за использованием земель, о государственном земельном кадастре, о землеустройстве;
6) административный порядок разрешения земельных споров.
В 1990 г. в связи с изменением основ государственного строя России началось коренное реформирование земельных отношений, которое продолжается по сей день.
Земельная реформа началась со следующих преобразований:
1) установления новой системы имущественных прав на земельные участки, порядка их возникновения и прекращения: были введены право пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования; правочастной и коллективной (общей совместной и общей долевой) собственности граждан на землю; право аренды;
2) введения платности землепользования;
3) установления семи категорий земель;
4) создания нормативной базы для формирования крестьянских (фермерских) хозяйств.
Началась также реорганизация колхозов и совхозов, приватизация сельскохозяйственных угодий, которая осуществлялась на основании решения общего собрания работников колхозов и совхозов. Работники колхозов и совхозов, принявшие решения о реорганизации своих предприятий, получали землю, закрепленную за таким предприятием, в коллективную собственность и каждый из них становился собственником земельной доли — доли в коллективной собственности на земельный участок.
Основными актами начального этапа земельной реформы были Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о земле от 28 февраля 1990 г., Закон РСФСР от 23 ноября 1990 г. № 374-1 «О земельной реформе», Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г., Закон РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю», постановление Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», постановление Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и др.
24 декабря 1993 г. был принят Указ Президента РФ «О приведении земельного законодательства РФ и соответствие с Конституцией РФ», который отменил значительную часть норм Земельного кодекса РСФСР, некоторые нормы Закона РСФСР «О земельной реформе» и Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
С этого момента регулирование земельных отношений осуществлялось преимущественно указами Президента РФ, которые не содержали и не могли содержать системного регулирования земельных отношений, а затрагивали отдельные их аспекты. Так, устанавливались основания и порядок предоставления земельных участков в частную собственность, переоформления ранее предоставленных земельных участков в собственность граждан, приватизации земель юридическими лицами, атакже порядок оборота и выдела земельных долей, предоставленных гражданам при реорганизации колхозов и совхозов.
С 2000 г. регулирование земельных отношений вновь стало осуществляться на законодательном уровне, благодаря этому были решены следующие основные задачи:
установлено системное и последовательное регулирование земельных отношений, направленное на обеспечение рационального
использования и охраны земель, равного доступа граждан и юридических лиц к приобретению прав на земельные участки, создание
правовой основы формирования рынка земельных участков, ограничение оборота земель сельскохозяйственного назначения — Земельный кодекс РФ, Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
заложена правовая основа ведения государственного земельного кадастра, государственного кадастрового учета земельных участков, осуществления различных видов землеустройства — Федеральный закон «О государственном земельном кадастре» и Федеральный
закон «О землеустройстве»;
начат процесс разграничения государственной собственности
на землю на собственность РФ, субъектов РФ и муниципальных образований — Федеральный закон «О разграничении государственной
собственности на землю».
До сих пор земельное законодательство продолжает трансформироваться под реалии современного мира. Последние крупные изменения в ЗК РФ были внесены Федеральным законом 31.12.2014 г. № 499. (процедура изъятия земель для государственных и муниципальных нужд) ФЗ 21.07.2014 г № 234 (государственный контроль и надзор) и ФЗ 23.06.2014 г № 171 (предоставление земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности).