1. Принципы построения системы управления социальным развитием организации.
2. Отечественная и зарубежная практика организации социального управления на предприятии.
3. Задачи социальной службы предприятия.
4. Основные функции социальной службы предприятия.
Контрольные вопросы по теме:
1. Какая модель управления социальными процессами на предприятии будет наиболее эффективной?
2. Перечислите задачи, решаемые социальной службой предприятия.
3. Назовите основные функции социальной службы предприятия.
4. Раскройте содержание стимулирующей функции социальной службы предприятия.
5. В чем заключается информативная функция социальной службы предприятия?
6. Какие основные документы составляют нормативно-правовую базу управления социальными процессами в организации?
2.2. Основные понятия и определения, необходимые студенту для усвоения тем, подлежащих самостоятельному изучению
Адаптация - приспособление личности к социальной среде, в том числе к условиям труда, профессиональным требованиям, морально-психологической атмосфере в коллективе.
Аудит социальный - это ревизия условий социальной среды организации с целью выявления факторов социальных рисков и выработки предложений по снижению их воздействия, своеобразный инструмент менеджмента.
Быт - уклад повседневной жизни людей, включающий удовлетворение их материальных и духовных потребностей, отношения в семье, неделовое общение, отдых, развлечения.
Внешние социальные условия (факторы внешней социальной среды) организации - конъюнктура рынка труда, характер и интенсивность профсоюзного движения, социальная политика государства (система государственного обеспечения, правового регулирования и т.п.), общие мировые тенденции.
|
Внутренние социальные условия организации - использование рабочей силы (условия организации труда, профессиональной квалификации); воспроизводство рабочей силы (условия жизни, быта, досуга, условия изменения профессиональной компетентности, ротация кадров и т.п.); современная тенденция изменения внутренних организационных условий (приоритетным становится принцип качества; функциональный управленческий стиль сменяется партнерским; специалистов узкого профиля сменяют профессионалы, работающие на стыке специальностей; формируется стиль работы командой).
Время внерабочее - время, не занятое трудовой деятельностью, включающее затраты времени на восстановление сил и удовлетворение естественных физиологических потребно стей (сон, личную гигиену, прием пищи и т.п.), передвижение на работу и обратно, а также досуг.
Время рабочее - время участия в трудовой деятельности, измеряемое продолжительностью рабочего дня или недели; время, служащее мерой оценки различных затрат труда.
Время свободное - досуг, часть внерабочего времени (в пределах суток или недели), остающаяся у человека за вычетом затрат времени на удовлетворение естественных физиологических потребностей, передвижение на работу и обратно, ведение домашнего и личного подсобного хозяйства.
Воспитание - систематическое воздействие на духовное и физическое состояние человека с целью формирования его характера, нравственных ценностей, навыков и норм социального поведения;
|
Генеральное соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне и определяющий согласованные позиции общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства РФ по основным направлениям проведения социально-экономической политики.
Государственная социальная политика - действия государства в социальной сфере, преследующие определенные цели, соотнесённые с конкретно-историческими обстоятельствами, подкреплённые необходимыми организационными и пропагандистскими усилиями, финансовыми ресурсами и рассчитанные на определённые социальные результаты.
Гуманизация труда - совершенствование управления трудовой деятельностью с целью предоставления работникам возможности раскрыть свои производительные резервы, прежде всего интеллектуальные и психологические.
Гуманизм - признание социальной ценности человека права личности на свободное и всестороннее развитие, проявляемое в подлинной заботе о благе человека и реализации им своих способностей, уважении к человеческому достоинству.
Здоровье - состояние полного физического, духовного и социального благополучия, самочувствие отдельного человека, социальной общности, населения региона или всей страны.
Качество жизни человека - социологическая категория, которая выражает качественную сторону общественного благосостояния, степень удовлетворения материальных и культурных потребностей людей.
Качество трудовой жизни - понятие, производное от понятия качества жизни, выражает степень и полноту удовлетворения материальных и культурных потребностей работников предприятия и членов их семей, обусловленных характером, условиями, содержанием и результатом их труда.
|
Количественные индикаторы качества трудовой жизни - комплекс показателей уровня жизни, отражающих состав и объем различных благ, приходящихся в среднем на одного работника или группу работников (рабочих, служащих), состояние окружающей среды (как производственной, так и социальной) и т.п.
Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
Конституционные социальные обязанности - обязательства государства перед гражданами совершать определенные действия в их социальных интересах с учетом прав, свобод, законных интересов и обязанностей граждан, закрепленных в Основном Законе государства - Конституции.
Корпоративная (организационная) культура - важнейшая характеристика ее социальной общности - заключается в представлениях ее сотрудников о назначении организации (миссии), разделяемых большинством ценностях, идеалах, целях, используемых средствах их достижения, традициях, нормах отношений между коллегами, руководителями и исполнителями.
Корпорация - общее название для многих видов союзов, обладающих внутренней организацией, сплачивающих членов союза в одно целое, или совокупности лиц, объединившихся для достижения какой-либо цели, являющихся субъектом права и обязанностей, юридическим лицом.
Личность - конкретное выражение сущности человека, определенным образом реализованная интеграция в индивиде социально значимых черт и социальных отношений данного общества.
Льгота - предоставление человеку, организации каких-либо преимуществ, полное или частичное освобождение от соблюдения общих правил и обязанностей (например, социальные льготы).
Мораль - нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу.
Объект социального управления - социальные системы, подсистемы, их элементы и связи, на которые оказывается целенаправленное воздействие. В социальных системах имеет место совпадение (большее или меньшее) объекта и субъекта управления.
Объект социальной политики предприятия - работники предприятия и члены их семей, местное сообщество.
Организация - в самом полном и общем виде (общефилософское понятие) рассматривается в современной науке в трех основных значениях - как: социальный институт; процесс упорядочения; объект (система), имеющий упорядоченную структуру.
Переговоры - технология обсуждения проблем с целью достижения соглашения между конфликтующими сторонами посредством обмена мнением, обоснования интересов.
План социального развития - официальный документ, служащий основным средством управления социальным развитием организации. Определяет состав мероприятий, количественные значения показателей объема материальных, социальных, культурных и других благ, предоставляемых работникам организации и членам их семей, сроки предоставления, а также состав необходимых для этого ресурсов.
Планирование стратегическое - процесс выбора целей и решений, необходимых для их достижения в отдаленном пространственно-временном измерении.
Пожизненный наем - система найма на предприятия и в организации, предусматривающая заключение договора (контракта) между работодателем и наемным работником, в соответствии с которым последний (наемный работник) должен и обязан работать до предельного (пенсионного) возраста только на этом предприятии или в этой организации.
Пособие - вид материального обеспечения и социальной поддержки граждан (например, пособие по временной нетрудоспособности).
Предпринимательство - вид добровольной деятельности по изысканию и привлечению капиталов, организации производственных процессов и выпуска продукции (оказанию услуг) с целью получения прибыли в условиях предпринимательского риска.
Предприятия - хозяйствующие субъекты, производящие востребованные обществом товары и услуги; субстратом предприятия являются человеческие (трудовой коллектив) и имущественные (имущественный комплекс) ресурсы, или производительные силы; внешним экономическим индикатором эффективности предприятия является прибыль.
Проблема социальная - объективно возникающее в процессе функционирования и развития общества противоречие; задача, требующая решения средствами социального управления.
Программа социального развития - комплекс мероприятий, подчиненных решению наиболее актуальной социальной проблемы (задачи) организации, которые должны быть выполнены в течение заданного отрезка времени.
Проектирование социальное - процесс создания прообраза (прототипа) предполагаемого социального объекта, социального явления или социального процесса посредством научно обоснованного определения вариантов их планового развития и с целенаправленным изменением конкретных социальных институтов.
Профессиональные союзы - массовые общественные организации, добровольные объединения людей, связанных общими производственными и профессиональными интересами по роду своей деятельности, создаваемые в целях представления и защиты социально-трудовых прав и интересов граждан.
Самозащита трудовых прав работника - работник может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Семья - малая социальная группа, основанная на брачных узах или кровном родстве (муж, жена, дети и другие близкие родственники); лица, связанные родством или свойством, проживающие совместно и ведущие совместное хозяйство.
Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями и заключаемый на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, территории, отрасли, профессии.
Социализация - усвоение человеком самостоятельно и посредством целенаправленного воздействия (воспитания) определенной системы ценностей, социальных норм и образцов поведения, необходимых для становления личности, обретения социального статуса (положения) в обществе.
Социальная группа - совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности.
Социальная деятельность организации - деятельность, направленная на развитие и совершенствование условий использования и воспроизводства человеческого капитала; изменение организацией социальных условий своего персонала.
Социальная инфраструктура организации - комплекс объектов, предназначенных для жизнеобеспечения работников предприятия и членов их семей, оказания им социально-бытовых, культурных, интеллектуальных услуг.
Социальная общность - разновидность элементов социальной структуры, общее свойство которых - частичное сходство (общность) лишь некоторых существенных характеристик социального положения.
Социальная ответственность предприятия - степень осознания предприятием потребностей работников, которые не в полной мере удовлетворяются государством через реализацию им социальной функции, а также учет в своей деятельности ожиданий внешних влиятельных лиц и общества в целом.
Социальная политика - составная часть общей стратегии государства, относящаяся к социальной сфере, целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающаяся человека, его положения в обществе, предоставления социальных гарантий с учетом особенностей различных социально-демографических групп населения.
Социальная роль предприятия - характеристика предприятия как элемента социальной системы государства, определяется реализацией предприятием социальной функции по отношению к своим работникам, являющейся дополнением к социальной функции государства.
Социальная система - объединение людей, комплекс учреждений, их элементы, существующие как единое целое, активно взаимодействующее со средой, способное к целенаправленным действиям, самоорганизации и развитию.
Социальная служба организации - субъект управления социальным развитием организации, должностные лица и управленческие подразделения, наделенные соответствующими полномочиями и несущие ответственность за решение социальных проблем.
Социальная среда организации - окружающие работников общественные, материальные и духовные условия их существования и деятельности.
Социальная экспертиза - деятельность с целью формирования мотивированного заключения по социальным проблемам, явлениям, процессам, социально ориентированным планируемым или осуществляемым решениям.
Социальное партнерство - система взаимоотношений, между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Социальное развитие - социальный процесс, заключающийся в таком изменении социальных систем, которое влечет за собой обогащение и дифференциацию их элементов и связей между ними. В результате социального развития происходит переход социальной системы из одного качественно определенного состояния к другому, отличающемуся большим разнообразием свойств и возможностей
Социальное страхование - система социально-экономических отношений, при которых за счет взносов предприятий, организаций и населения создаются страховые фонды, предназначенные для возмещения ущерба от стихийных бедствий и других неблагоприятных случайных явлений, а также для оказания гражданам или их семьям помощи при наступлении определенных событий в их жизни, являющихся предметом страхового договора.
Социальное управление - воздействие на общество и составляющие его подсистемы, элементы и связи между ними с целью упорядочения, обеспечения устойчивого функционирования, совершенствования и развития.
Социальные гарантии - материальные и духовные средства, юридические акты, обеспечивающие реализацию прав человека в современном сообществе.
Социальные институты - элементы социальной структуры общества, представляющие собой относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.
Социальные нормативы - установленные обществом, государством, отдельной организацией правила, правовые нормы, образцы поведения, определяющие устойчивые формы общения и социального взаимодействия людей, а также количественная и качественная характеристика требований к условиям жизни и труда, совокупность социальных стандартов, регламентированных значений социальных показателей.
Социальные обязательства предприятия - показатель ресурсного обеспечения социальной ответственности предприятия, сформулированный в конкретных социальных программах, в коллективном договоре, трудовом договоре (контракте).
Социальные приоритеты - социальные задачи, признаваемые обществом неотложными, требующими первоочередного решения.
Социальные слои - социальные общности, выделяемые по одному или нескольким близким признакам дифференциации общества - доходам, престижу, уровню образования и т.п.
Социальные технологии - основанные на знаниях о человеке, содержании и формах социальных связей совокупности средств упорядочения, воспроизводства и обновления социальной среды организации в целях гуманизации труда, создания условий, благоприятствующих совместной работе, свободному и всестороннему развитию личности. Социальный прогресс - тип, направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее к более совершенному общественному устройству.
Социальный процесс - совокупность различных внутренне связанных между собой явлений, складывающихся в логическую закономерную цепь и определяющих развитие той или иной сферы социальной (внеэкономической) жизни общества.
Социальный регресс - движение от высшего к низшему, процессы социальной деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам общественного устройства.
Социальный ресурс - способность человека (личности), группы лиц, сообщества людей к проявлениям адекватного отношения относительно окружающей действительности, выражающаяся в осознанных действиях, направленных на решение производственных и общественных задач.
Социальный ресурс бизнеса - возможность человека, группы лиц, сообщества обеспечивать выполнение задач, связанных с производством, продвижением и реализацией товаров (услуг), а также способность населения оценивать результаты и последствия производственной деятельности бизнеса (корпорации, компании, фирмы, предприятия).
Социальный статус - общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с совокупностью прав и обязанностей.
Социально-психологический климат - состояние межличностных и групповых связей работников организации, отражающее их деловой настрой, трудовую мотивацию, жизненную позицию, отношение к совместной работе и друг к другу.
Способы защиты трудовых прав работников - государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства; защита трудовых прав работников профессиональными союзами; самозащита работниками трудовых прав.
Среда - совокупность всех объектов, изменение свойств которых влияет на систему, а также тех объектов, чьи свойства меняются в результате поведения системы.
Субъект социального управления - государство, организация, предприятие, социальная общность или выступающие от их имени учреждения, принимающие решения и обеспечивающие их выполнение с целью создания, функционирования и развития объектов и систем, служащих удовлетворению материальных и культурных потребностей людей.
Субъекты социального партнерства - активные стороны социального партнерства, объединенные общими интересами в сфере социально-трудовых отношений.
Трипартизм - специфическая форма социального партнерства, при котором к постоянным партнерам, представляющим работников и работодателей, присоединяются представители органов государственной власти и местного самоуправления в целях регулирования социально-трудовых отношений.
Трудовой коллектив - разновидность трудовой общности, большинство членов которой воспринимают общие производственные цели как свои собственные.
Трудовой конфликт - конфликт, возникающий и развивающийся в сфере социально-трудовых отношений между наемными работниками и работодателями, их организациями и государственными органами.
Управление социальными процессами - в широком смысле это управление всей совокупностью условий жизнедеятельности, формированием социальной структуры, социальной инфраструктуры, приводящее к переходу социального объекта из одного качественного состояния в другое; в узком - управление сторонами общественной жизни, касающихся взаимоотношения людей и социальных групп.
Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.
Фактор - причина, движущая сила какого-либо явления, процесса, определяющая его характер или отдельные его черты.
Факторы социального развития - совокупность явлений или процессов природного, культурного, правового и социального характера, а также научно-технического, производственно-экономического, влияющих па качественные изменения социальных систем {обществ, институтов, организаций, больших и малых социальных групп).
Формы социального партнерства - механизмы реализации социально-трудовых интересов субъектов социального партнерства.
Функционирование социальных систем - регулярная, преимущественно циклическая деятельность социальных общностей, институтов, организаций, подчиненная выполнению стандартных, рутинных задач.
Эффективность социального развития - характеристика социальной среды организации, выражающая соответствие между воздействием на персонал результатов социальных мероприятий, в том числе внедрения новых социальных технологий, и затратами материально-финансовых и иных ресурсов на их осуществление.
Юридическое лицо - понятийная характеристика целевой организации, используется в правовой литературе; юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, иметь самостоятельный баланс или смету.
2.3. Материалы для самопроверки знаний
Тестовые задания для самостоятельного контроля уровня подготовки студентами вопросов темы 1.1. «Социальная политика государства как вектор социального развития организации»
1. | Качество жизни - это: |
1.1. | Степень удовлетворения всего комплекса потребностей людей, возникающих в общественном производстве и вне его |
1.2. | Степень удовлетворения комплекса потребностей людей, возникающих в общественном производстве |
1.3. | Сводный показатель, позволяющий с помощью количественно определяемых параметров оценить уровень социально-экономического развития общества |
1.4. | Синтетическая характеристика уровня и условий жизни населения |
1.5. | Все названное |
1.6. | Все названное за исключением 1.2 |
2. | Качество трудовой жизни - это: |
2.1. | Условия производственной жизни людей |
2.2. | Один из элементов качества жизни людей в целом |
2.3. | Более широкое по содержанию понятие, чем понятие «качество жизни» |
2.4. | Более узкое по содержанию понятие, чем понятие «качество жизни» |
2.5. | Все названное |
2.6. | Все названное за исключением 2.3 |
3. | Показатели качества жизни людей используются для: |
3.1. | Оценки уровня социального развития общества |
3.2. | Оценки уровня социального развития общества наряду с другими показателями |
3.3. | Все названное |
3.4. | Среди перечисленных правильного ответа нет |
4. | Для анализа качества жизни населения не используются показатели: |
4.1. | Стоимостные |
4.2. | Натуральные |
4.3. | Средние |
4.4. | Общие |
4.5. | Частные |
4.6. | Демографические |
4.7. | Все названное |
4.8. | Среди перечисленных правильного ответа нет |
5. | По методике ООН к компонентам качества жизни человека относятся: |
5.1. | Здоровье, потребление продуктов питания, одежда |
5.2. | Занятость и условия труда, образование, жилищные условия |
5.3. | Отдых и свободное время, социальное обеспечение |
5.4. | Права человека |
5.5. | Все названное |
5.6. | Все названное за исключением 5.4 |
5.7. | Среди перечисленных правильного ответа нет |
6. | Какие из терминов использовались в советский период для оценки социального развития общества: |
6.1. | Благосостояние, качество жизни |
6.2. | Уровень жизни, качество трудовой жизни |
6.3. | Образ жизни, уровень жизни, благосостояние |
6.4. | Качество жизни |
6.5. | Все названное |
6.6. | Среди перечисленных правильного ответа нет |
7. | Частные показатели качества жизни: |
7.1. | Связаны с отдельными группами населения, территориями |
7.2. | Связаны с отдельными аспектами жизни людей |
7.3. | Показывают изменение качества жизни во времени |
7.4. | Более детализированы по сравнению с общими |
7.5. | Все названное |
7.6. | Все названное за исключением 9.3 |
7.7. | Среди перечисленных правильного ответа нет |
8. | Относительные - это показатели качества жизни: |
8.1. | Характеризующие изменение качества жизни во времени |
8.2. | Измеряемые в процентах |
8.3. | Характеризующие изменение качества жизни по территории |
8.4. | Все названное |
8.5. | Среди перечисленных правильного ответа нет |
9. | Какие изменения социальной системы относятся к процессам социального развития: |
9.1. | Простые количественные изменения системы или ее элементов |
9.2. | Повторяющиеся изменения элементов системы, не вызывающие изменений ее общих свойств как целого |
9.3. | Появление новых элементов, обогащение существовавших ранее элементов системы и связей между ними, приводящие к изменению общих свойств системы |
9.4. | Все названное |
9.5. | Среди перечисленных правильного ответа нет |
10. | Результатом процесса социального развития является: |
10.1. | Количественное преобразование объекта развития |
10.2. | Качественное преобразование объекта развития |
10.3. | Все названное |
10.4. | Среди перечисленных правильного ответа нет |
11. | Какие из перечисленных изменений социальной системы можно назвать социальным процессом: |
11.1. | Простые количественные изменения |
11.2. | Процессы функционирования, или репродуцирования |
11.3. | Переход системы в качественно иное состояние, делающее ее более устойчивой, адаптивной к изменениям внешних условий |
11.4. | Все названное |
11.5. | Среди перечисленных правильного ответа нет |
12. | Принципиальное отличие развития социальных объектов от развития объектов иной природы (биологических, технических) в том, что: |
12.1. | Оно происходит в соответствии с известным алгоритмом, позволяющим точно предвидеть наступление смены одних состояний объекта - другими |
12.2. | Отсутствуют четкие алгоритмы изменений или, по крайней мере, они не известны |
12.3. | В результате изменений появляется способность объекта к более гибкому реагированию на изменения внешней среды |
12.4. | Среди перечисленных правильного ответа нет |
13. | Единичные, случайные изменения состояния социальной системы называются: |
13.1. | Социальным событием |
13.2. | Социальным процессом |
13.3. | Социальной трансформацией |
13.4. | Социальной репродукцией |
13.5. | Среди перечисленных правильного ответа нет |
14. | Социальный процесс – это: |
14.1. | Случайные изменения элементов социальной системы и их функций |
14.2. | Единичные изменения состояния социальной системы, ее элементов и их функций |
14.3. | Единичные, случайные изменения состояния социальной системы |
14.4. | Внутренне связанные последовательности изменений или серии сменяющих друг друга состояний социальной системы, ее элементов, их функций, свойств |
14.5. | Все названное |
14.6. | Среди перечисленных правильного ответа нет |
15. | Рост как один элементов процессов развития социальной системы характеризует: |
15.1. | Степень приближения к определенной цели или идеальному состоянию системы |
15.2. | Количественное изменение в сторону увеличения какого-либо параметра или элемента системы без изменения ее качества |
15.3. | Утрату полезных свойств, снижение конструктивных возможностей социальной системы или ее элементов |
15.4. | Среди перечисленных правильного ответа нет |
16. | Корпоративный социальный пакет – это |
16.1. | Набор дополнительных льгот, предоставляемых работникам за счет предприятия |
16.1. | Элемент системы премирования персонала |
16.2. | Часть должностного оклада, часовой тарифной ставки работника |
16.3. | Набор дополнительных льгот и компенсаций, предоставляемых работникам и членам их семей за счет предприятия |
16.4. | Все названное |
16.5. | Среди перечисленных правильного ответа нет |
17. | Содержание корпоративного социального пакета (набор дополнительных льгот и компенсаций) определяется: |
17.1. | Генеральным соглашением между Общероссийским объединением профсоюзов, Общероссийским объединением работодателей и Правительством РФ |
17.2. | Коллективным договором предприятия, трудовым контрактом работника, приказами и распоряжениями руководителя |
17.3. | Коллективным договором предприятия |
17.4. | Уставом предприятия, должностной инструкцией работника, приказами и распоряжениями руководителя |
17.5. | Трудовым кодексом Российской Федерации |
17.6. | Среди перечисленных правильного ответа нет |
18. | Правильная организация корпоративного социального пакета предполагает: |
18.1. | Разделение сотрудников по категориям |
18.2. | Гибкую структуру социального пакета, учитывающую потребности и интересы конкретного работника |
18.3. | Ежеквартальный пересмотр набора льгот и компенсаций |
18.4. | Неизменный в течение календарного года набор льгот и компенсаций |
18.5. | Неизменный в течение трех-пяти лет набор льгот и компенсаций |
18.6. | Все названное за исключением 18.3 |
18.7. | Все названное за исключением 18.3 и 18.5 |
18.8. | Среди перечисленных правильного ответа нет |
Тестовые задания для самостоятельного контроля уровня подготовки студентами вопросов темы 1.2. «Особенности социальной среды организации как объекта и предмета управления»