Рассматривание рисунков к главе «Солнечное утро».
Каждый ученик — автор рисунка — выходит к стенду, где выставлены работы детей, и защищает свой рисунок, т.е. читает строчки из текста, которые он изобразил.
Учащиеся выборочно читают текст первой главы, отвечая на вопросы:
• Каким выдалось зимнее утро? Прочитайте.
• Что пообещал плотник Пахом Никите?
• Найдите в тексте описание того, как плотник мастерил скамейку.
• О чём мечтал Никита, когда проснулся? Прочитайте.
• Кто и как остановил побег Никиты?
В первой главе есть два предложения, в которых использована прямая речь. Это слова плотника Пахома и учителя Аркадия Ивановича. Чтобы выразительно прочитать их, четвероклассники должны сначала определить чувства и настроения, которые переданы в речи героев, а затем уже попытаться выразить их. Так, первую часть своей фразы «Вот я её смажу да полью хорошенько» Пахом говорит поучительно, а вторую: «А ты утром встанешь — садись и поезжай» — ласково, доброжелательно. Также весело, с любовью, даже с нежностью произносит свою фразу «Встаёшь, разбойник?» учитель Аркадий Иванович.
Чтение учителем второй главы «Аркадий Иванович»
Выявление эмоционального восприятия текста
4. Перечитывание текста учащимися «по цепочке».
5. Воспроизведение текста по вопросам учителя:
• Почему Никите не удалось «улизнуть» на улицу?
• Что заставил сделать Никиту учитель?
• Как вёл себя Аркадий Иванович? Прочитайте.
• Расскажите, как Никита занимался по математике.
• Почему мальчик не мог сосредоточиться?
• Почему он без настроения писал диктант?
• Как Никита воспользовался переменой? Прочитайте.
6. Составлении характеристики героев (учителя, Никиты)
Характеристика учителя Аркадия Ивановича.
Автор неоднократно в тексте характеризует героя. Поэтому в начале работы важно увидеть вместе с учащимися, как во второй главе характеризует учителя Алексей Толстой. Прежде всего можно составить его портрет: высокий, худощавый человек (поскольку у него были длинные, как карандаш, пальцы), в очках, с рыжей бородкой и рыжими усами. Затем во втором абзаце автор характеризует его как человека «удивительно расторопного и хитрого».
¾ В чём же проявлялось, по мнению Никиты, его хитрость?
И четвероклассники должны заметить, что вошёл он в комнату посмеиваясь, тем самым намекая своей улыбкой, что он в курсе Никитиных новостей и его желания «улизнуть».
Далее идёт характеристика поведения учителя Никитой. Учащиеся зачитывают абзац «Аркадий Иванович был невыносимый человек...», из которого следует, что учитель хорошо понимал мальчика, знал о его проделках и хитростях, но не выдавал его.
Характеристика Никиты
Подведение итогов урока
8. Домашнее задание: прочитать текст, составить характеристики героев.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: А. Н. Толстой. Глава «Сугробы» из повести «Детство Никиты»
Цели: развитие умения составления характеристики героев; формирование умения составления рассказа по предложенному плану; развитие творческих способностей; воспитание серьёзного отношения к учёбе.
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Коллективное определение черт характеров героев (Никиты, его матери, учителя)
Никита — жизнерадостный, сообразительный, наблюдательный мальчик, любит зиму, любит кататься на санках (скамейке), но не очень любит учиться, поэтому иногда хитрит. Эти черты характера героя учащиеся доказывают примерами из текста.
Матушка мальчика показана только в одном маленьком эпизоде, но и из него следует, что эта женщина доброжелательная, внимательная к людям, заботливая, нежная.
Знакомство с главой повести «Сугробы».
Учитель предлагает четвероклассникам подробный план главы «Сугробы» (запись на доске), по которому ученики пытаются представить её содержание и, художественно оформляя каждый пункт плана, рассказать.
1. Зимнее утро во дворе.
2. Новенькая скамейка-санки возле дома.
3. Путь Никиты со скамейкой к реке.
4. Сугробы на крутых берегах реки.
5. На снежном обрыве — друзья Никиты.
6. Скамейка с Никитой несётся с горы.
7. На дороге показался Аркадий Иванович.
8. Никита прячется в снежной пещере.
9. Аркадий Иванович зовёт мальчика.
10. Никите приходится подать голос.
Вначале ребята изучают план, затем к каждому пункту плана придумывают по несколько предложений. Получается как бы сокращённый вариант главы. Затем учитель читает текст главы, а учащиеся определяют, что из текста можно было бы добавить в их рассказ. Таким образом учитель пытается заинтересовать учащихся чтением повести А. Н.Толстого «Детство Никиты».
Подведение итогов урока
5. Домашнее задание: прочитать следующую главу из повести «Приезд гостей» или придумать её самостоятельно.
Литературное чтение