Проверка домашнего задания




Рассматривание рисунков к гла­ве «Солнечное утро».

Каждый ученик — автор рисунка — выходит к стенду, где выставлены работы детей, и защища­ет свой рисунок, т.е. читает строчки из текста, которые он изобразил.

Учащиеся выборочно чи­тают текст первой главы, отвечая на вопросы:

• Каким выдалось зимнее утро? Прочитайте.

• Что пообещал плотник Пахом Никите?

• Найдите в тексте описание того, как плотник мастерил скамейку.

• О чём мечтал Никита, когда проснулся? Прочитайте.

• Кто и как остановил побег Никиты?

В первой главе есть два предложения, в которых ис­пользована прямая речь. Это слова плотника Пахома и учителя Аркадия Ивановича. Чтобы выразительно про­читать их, четвероклассники должны сначала опреде­лить чувства и настроения, которые переданы в речи героев, а затем уже попытаться выразить их. Так, пер­вую часть своей фразы «Вот я её смажу да полью хоро­шенько» Пахом говорит поучительно, а вторую: «А ты ут­ром встанешь — садись и поезжай» — ласково, добро­желательно. Также весело, с любовью, даже с нежнос­тью произносит свою фразу «Встаёшь, разбойник?» учи­тель Аркадий Иванович.

Чтение учителем второй главы «Аркадий Иванович»

Выявление эмоционального восприятия текста

4. Перечитывание текста учащимися «по цепоч­ке».

5. Воспроизведение текста по вопросам учителя:

• Почему Никите не удалось «улизнуть» на улицу?

• Что заставил сделать Никиту учитель?

• Как вёл себя Аркадий Иванович? Прочитайте.

• Расскажите, как Никита занимался по математике.

• Почему мальчик не мог сосредоточиться?

• Почему он без настроения писал диктант?

• Как Никита воспользовался переменой? Прочитайте.

6. Составлении характеристики героев (учителя, Никиты)

Характеристика учителя Аркадия Ивановича.

Автор неод­нократно в тексте характеризует героя. Поэтому в начале работы важно увидеть вместе с учащимися, как во второй главе характеризует учителя Алексей Толстой. Прежде всего можно составить его портрет: высокий, худощавый человек (поскольку у него были длинные, как карандаш, пальцы), в очках, с рыжей бородкой и рыжими усами. Затем во втором абзаце автор характеризует его как че­ловека «удивительно расторопного и хитрого».

¾ В чём же проявлялось, по мнению Никиты, его хитрость?

И четвероклассники должны заметить, что вошёл он в комнату посмеиваясь, тем самым намекая сво­ей улыбкой, что он в курсе Никитиных новостей и его же­лания «улизнуть».

Далее идёт характеристика поведения учителя Никитой. Учащиеся зачитывают абзац «Аркадий Иванович был невы­носимый человек...», из которого следует, что учитель хоро­шо понимал мальчика, знал о его проделках и хитростях, но не выдавал его.

Характеристика Никиты

Подведение итогов урока

8. Домашнее задание: прочитать текст, составить харак­теристики героев.


ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

 

Тема: А. Н. Толстой. Глава «Сугробы» из повести «Детство Никиты»

Цели: развитие умения составления характеристики ге­роев; формирование умения составления рассказа по пред­ложенному плану; развитие творческих способностей; вос­питание серьёзного отношения к учёбе.

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Коллективное определение черт характеров героев (Никиты, его матери, учителя)

Никита — жизнерадостный, со­образительный, наблюдательный мальчик, любит зиму, лю­бит кататься на санках (скамейке), но не очень любит учиться, поэтому иногда хитрит. Эти черты характера героя учащиеся доказывают примерами из текста.

Матушка мальчика показана только в одном маленьком эпизоде, но и из него следует, что эта женщина доброжела­тельная, внимательная к людям, заботливая, нежная.

Знакомство с главой повести «Сугробы».

Учитель предлагает четвероклассникам подробный план главы «Сугробы» (запись на доске), по которому уче­ники пытаются представить её содержание и, художествен­но оформляя каждый пункт плана, рассказать.

1. Зимнее утро во дворе.

2. Новенькая скамейка-санки возле дома.

3. Путь Никиты со скамейкой к реке.

4. Сугробы на крутых берегах реки.

5. На снежном обрыве — друзья Никиты.

6. Скамейка с Никитой несётся с горы.

7. На дороге показался Аркадий Иванович.

8. Никита прячется в снежной пещере.

9. Аркадий Иванович зовёт мальчика.

10. Никите приходится подать голос.

Вначале ребята изучают план, затем к каждому пункту плана придумывают по несколько предложений. Получается как бы сокращённый вариант главы. Затем учитель читает текст главы, а учащиеся определяют, что из текста можно было бы добавить в их рассказ. Таким образом учитель пы­тается заинтересовать учащихся чтением повести А. Н.Тол­стого «Детство Никиты».

Подведение итогов урока

5. Домашнее задание: прочитать следующую главу из повести «Приезд гостей» или приду­мать её самостоятельно.


Литературное чтение



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: