Цели: развитие интереса к самостоятельному чтению, творческих способностей учащихся, чувства художественного слова; выработка навыка выборочного выразительного чтения; воспитание поэтического вкуса.
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Вступительное слово
¾ Воспоминания о своём детстве есть и у многих поэтов. Один из низ - Александр Александрович БЛОК (1880- 1921).
Веселимся, кружимся,
Хороводом тешимся —
Мальчики да девочки —
Ясные звёздочки.
Водил такие хороводы и Саша Блок. Приезжал он на лето в гости к своему дедушке в деревню Шахматове под Москвой. Ходил мальчик с друзьями в лес за ягодами и грибами. Устав, присаживались дети отдохнуть в теньке рядом с говорливым ручейком:
Есть в дикой роще, у оврага,
Зелёный холм. Там вечно тень.
Вокруг — ручья живая влага
Журчаньем нагоняет лень.
А как только заканчивалось лето, начинали желтеть листья на деревьях, и солнышко всё чаще пряталось за тучи, возвращался Саша Блок в Петербург, к маме и папе, к любимой нянюшке, которая каждый вечер, перед сном, рассказывала ему сказки:
Внемлю сказке древней, древней
О богатырях,
О заморской о царевне,
О царевне...ах...
Или водила посмотреть на «голубые корабли», приплывавшие в Петербург из далеких заморских стран. Они:
...Шли, как сказочные феи,
Вымпелами даль пестря,
Тяжело согнулись реи,
Наготове якоря.
«Загорелые матросы», пропахшие солёным морем, важно сходили на берег. И мальчику хотелось поскорее вырасти и отправиться на корабле, похожем на белокрылую птицу, к неизведанным землям, навстречу бурям и ветрам.
Но стал Александр Блок не моряком, а поэтом. Первое стихотворение он написал в 5 лет и подарил его маме.
|
Стихи Блока необыкновенны. Что-то есть в них завораживающее и таинственное. Притягивают они к себе, как притягивает небо, бегущая вода в реке:
Оставь заботы навсегда,
Такой прозрачной глубины
Не видел никогда...
Такой глубокой тишины
Не слышал никогда...
А. Блок писал стихи не только для взрослых, но и для детей. Он был постоянным автором детского журнала «Тропинки», печатался в детском альманахе «Огоньки». Составил две книги стихов для детей. Прочтите эти стихи. Я думаю, они вам очень понравятся.
¾ Александр Блок вспоминает о зимних забавах детей в стихотворении «Ветхая избушка». По всей вероятности, в стихотворении описана деревенская детвора, поскольку автор назвал своё стихотворение «Ветхая избушка» — т.е. старая.
Чтение и анализ стихотворения «Ветхая избушка»
Выразительное чтение стихотворения учителем
Выявление эмоционального восприятия учащимися
Понравилось ли стихотворение?
Что понравилось, показалось интересным?
Чтение стихотворения «про себя»
Ответы на вопросы:
• Кто и как наблюдает за ребятами? Прочитайте.
• Найдите строчки в стихотворении, в которых рассказывается о детских забавах зимой.
• Как поэт называет детей в тексте?
• Какие чувства выражает Александр Блок в этих словах?
• Любит ли зиму сам поэт? Докажите текстом.
• Каким настроением проникнуто стихотворение?
Подготовка к выразительному чтению
• Какие знаки препинания часто использует поэт.
• Прочитайте строчки, в которых использовано многоточие. Какую роль оно играет, какое значение придаёт предложениям? (Недосказанности, недоговорённости.)
|
• А какие картины детских развлечений можно было бы сюда добавить?
• Попытайтесь определить настроение, которое помогают выразить восклицательные знаки. Передайте его при чтении.
• Прочитайте строчки, в которых использовано тире, с соответствующей паузой.
• Меняется ли настроение в первой и в последней строфах стихотворения по сравнению со строчками, где описаны зимние забавы детей? Как следует прочитать начало и конец стихотворения? (Повествовательно.) Как вторую, третью и четвёртую строфы?(Весело, радостно.)
Поочерёдное выразительное чтение стихотворения
Выбранные члены жюри (3-4 человека) оценивают выразительность чтения одноклассников.
Дополнительный материал к уроку
Стихотворение Александра Блока «Летний вечер»
Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошеной межи.
Ни ветерка, ни крика птицы,
Над рощей — красный диск луны,
И замирает песня жницы
Среди вечерней тишины.
Забудь заботы и печали,
Умчись без цели на коне
В туман и луговые дали,
Навстречу ночи и луне.
• Определите картины, которые можно нарисовать к стихотворению. Какие краски вы используете в рисунках?
• Определите настроение, которое передаёт автор в первой и второй строфах. Меняется ли оно в третьей строфе? Как?
• Прочитайте стихотворение выразительно.
Подведение итогов урока
6. Домашнее задание: стихотворение «Ветхая избушка» наизусть
Литературное чтение