Федеральные законы как источник земельного права.




Тема №2. Источники земельного права.

Вопросы:

1. Понятие источников земельного права, их система.

2. Конституционные основы земельного права.

3. Федеральные законы как источник земельного права.

4. Указы Президента Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации как источники земельного права;

5. Законы субъектов РФ как источники права, их соотношение с федеральными законами. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ как источники земельного права.

6. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления как источники земельного права.

Понятие источников земельного права, их система.

Под источниками права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, в которых закрепляются, формулируются правила поведения, обязательные для исполнения. В соответствии со ст. 2 ЗК РФ источниками земельного права являются:

- Конституция РФ,

- общепризнанные нормы и принципы международного права, международные договоры,

- федеральные законы,

- указы Президента РФ,

- постановления Правительства РФ,

- нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти,

- законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ,

- нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

 

Конституционные основы земельного права.

Конституция РФ устанавливает значение земли, формы собственности на землю, определяет вопросы совместного ведения РФ и субъектов РФ в области регулирования отношений, связанных с землей, закрепляет права граждан на землю, а также иные положения, имеющие значение для земельного права.

В части I ст. 9 Конституции РФ закреплена исключительная общественная значимость земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно ст. 72 Конституции РФ земельное законодательство, а также вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся «совместном ведении РФ и субъектов РФ. В соответствии с данной нормой регулирование земельных отношений осуществляется как федеральными законами, так и законами субъектов РФ: на федеральном уровне закрепляются основные принципы, основы регулирования земельных отношений, которые впоследствии развиваются в законодательстве субъектов РФ с учетом региональной специфики.

Права граждан на землю закреплены в ст. 36 Конституции РФ: граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. При этом устанавливаются пределы осуществления правомочий собственников земельных участков в целях недопущения нарушения ими общественных интересов, ущемления общественной значимости земли: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Большое значение для земельного права имеют положения Конституции РФ, устанавливающие экологические права граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. А также обязанности граждан по сохранению природы и окружающей среды, бережному отношению к природным богатствам, уплате законно установленных налогов и сборов.

Конституцией РФ закреплен также ряд гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, которыми могут воспользоваться и участники земельных отношений. В частности, каждому гарантируется судебная зашита его прав, в том числе связанных с землей.

 

Федеральные законы как источник земельного права.

 

 

Федеральные законы. Основополагающим федеральным законом в области регулирования земельных отношений является Земельный кодекс РФ 25 октября 2001 г. № 136, который:

- определяет принципы земельного законодательства, источники земельного права, понятие земельных отношений, устанавливает полномочия РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в области регулирования земельных отношений;

- регулирует отношения, связанные с осуществлением имущественных прав на землю, их возникновением, ограничением и прекращением, закрепляет механизмы защиты прав на землю и порядок рассмотрения земельных споров;

- устанавливает мероприятия по охране земель, основные положения в области государственного управления земельным фондом — мониторинга земель, землеустройства, государственного земельного кадастра и контроля за использованием земель, а также платы за землю;

- закрепляет правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, земель поселений, земель промышленности и иного специального назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного фонда, земель водного фонда, земель запаса.

Иные федеральные законы, входящие в состав земельного законодательства, регулируют отношения, связанные с оборотом земель сельскохозяйственного назначения; с платой заземлю; с осуществлением функций государственного управления в области использования и охраны земель: государственного земельного кадастра, землеустройства.

Нормы земельного права содержатся также в федеральных законах, не входящих в состав земельного законодательства. Так, в Лесном кодексе РФ закреплены нормы, касающиеся перевода лесных земель в нелесные, в Кодексе РФ об административных правонарушениях и Уголовном кодексе РФ установлены составы правонарушений, связанных с неправомерным использованием земель, и т.д.

В случае несоответствия норм земельного права, содержащихся в таких законах, нормам ЗК РФ действуют нормы ЗК РФ. Особое внимание законодатель уделил случаю противоречия норм ГК РФ и ЗК РФ, регулирующих отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением земельными участками. В соответствии со ст. 3 ЗК РФ нормы земельного законодательства в имущественных отношениях имеют приоритет перед нормами гражданского законодательства.

4. Указы Президента Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации как источники земельного права;

Указы Президента РФ. Право Президента РФ на регулирование земельных отношений закреплено п. 1 ст. 2 ЗКРФ и может осуществляться путем издания нормативных указов.

Указы Президента РФ играли важную роль в регулировании земельных отношений и период с 1993 по 2001 г., когда были приняты основополагающие указы Президента РФ в данной области, в их числе Указ Президента РФ от 7 марта 1996 г. № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю»; Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России». На данный момент вышеназванные указы не действуют.

В настоящее время указы, регулирующие отношения, связанные с землей, принимаются крайне редко и касаются, как правило, признания утратившими силу принятых ранее указов либо изменения их отдельных норм. Основным из них является Указ Президента РФ от 25 февраля 2003 г. № 250 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента РФ». В случае противоречия ЗК РФ или иного федерального закона и указа Президента РФ, принятого после введения в действие ЗК РФ, т.е. после 30 октября 2001 г., действуют нормы федеральных законов. Действующие указы Президента РФ, изданные до введения в действие ЗК РФ, т.е. до 30 октября 2001 г., и регулирующие земельные отношения, применяются в части, не противоречащей ЗК РФ.

 

Акты Правительства РФ. Правительство РФ осуществляет регулирование земельных отношений путем издания постановлений, принимаемых на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Согласно п. 3 ст. 2 ЗК РФ Правительство РФ регулирует земельные отношения в пределах полномочий, определенных ЗК РФ, иными федеральными законами и указами Президента РФ,

ЗК РФ закреплены полномочия Правительства РФ по регулированию:

1) отношений, связанных с охраной земель, в том числе установление порядка консервации земель;

2) отношений, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися в государственной собственности;

3) отношений, связанных с государственным управлением в области использования и охраны земель, в том числе установление порядка осуществления государственного земельного контроля;

4) отношений, связанных с использованием земель промышленности, транспорта, иного специального назначения.

Правительство РФ активно участвует в регулировании земельных отношений. В настоящее время приняты постановления Правительства РФ по большинству вопросов, отнесенных ЗК РФ к его компетенции.

Постановление Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков"

Постановление Правительства РФ от 2 сентября 2009 г. N 717 "О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса"

В случае противоречия норм, содержащихся в постановлениях Правительства РФ, нормам ЗК РФ или иных федеральных законов действуют нормы федеральных законов. Действующие постановления Правительства РФ, изданные до введения в действие ЗК РФ и регулирующие земельные отношения, применяются в части, не противоречащей ЗК РФ.

 

Законы субъектов РФ как источники права, их соотношение с федеральными законами. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ как источники земельного права.

Субъекты РФ осуществляют регулирование земельных отношений, отнесенных к совместному ведению РФ и субъектов РФ, на основе федерального законодательства.

К полномочиям субъектов Российской Федерации относятся:

- резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации;

- разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации;

- иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

В Воронежской области – это Закон Воронежской области от 13 мая 2008 г. N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" (принят Воронежской областной Думой 24 апреля 2008 г.)

В случае противоречия закона субъекта РФ, принятого по вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ, федеральному закону действует федеральный закон.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: