Читаем вторую часть вслух (учитель или ученики) и переходим к анализу текста:
• Какие неудачи подстерегали Чинка?
• Кто такой койот? (Обращаем внимание учащихся на сноску в конце рассказа.)
• Почему он находился под защитой закона?
• Есть ли у нас такие территории, где животные находятся под защитой государства?
• Как вы считаете, правильно ли делает государство, создавая такие заповедники?
• Как вёл себя койот? Найдите ответ в тексте и прочитайте.
• Что он искал в лагере?
• Кто обнаружил следы койота? (Повествование ведётся от лица автора.)
• Почему койот так смело вёл себя?
• Какое приказание получил Чинк? Как он его выполнял? Расскажите.
• Ожидали ли вы от собаки иного поведения? Почему?
• Что произошло дальше?
• Как вели себя Чинк и койот?
• Кому вы сочувствовали?
• Хотелось ли помочь? Каким образом?
• Что произошло с Чинком?
• Каким стал койот?
• Почему автор пишет: «...жизнь Чинка превратилась в сплошное мучение»? Как вы это понимаете?
• Куда уехал хозяин Чинка, и что он велел делать собаке?
4. Подготовка учащимися плана подробного пересказа
Дети делятся на группы. Каждой группе дается своё задание. Например, одна группа будет готовить пересказ про Чинка, другая — про койота. При этом можно использовать не только авторский текст, но и свои знания.
Подведение итогов урока
6. Домашнее задание: подготовить подробный пересказ второй части.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: Э. Сетон-Томпсон «Чинк»
Цели: знакомство с произведением Э. Сетон-Томпсона «Чинк» (3-й частью); совершенствование умения подробно пересказывать текст; развитие воображения, речи учащихся; воспитание любви к животным, природе.
|
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Учащиеся при пересказе кратко пересказывают первую часть рассказа и подробно вторую.
Чтение и анализ третьей части рассказа Э. Сетон-Томпсона «Чинк»
Читаем третью часть рассказа и анализируем текст:
• Понравилась ли вам третья часть рассказа? Чем?
• Какие сцены, описанные автором в этой части, особенно взволновали?
• Кого вам было жаль? Кого вы осуждали? Почему?
• Почему автор пишет: «При всей своей щенячьей глупости Чинк был сторожевым псом...»? Доказал ли это в действительности Чинк? Расскажите.
• Как встретил Чинк проезжающего горца? Прочитайте.
• О чём свидетельствовали действия Чинка?
• Что чувствовал терзаемый голодом Чинк? Почему он не взял копчёную грудинку в мешке хозяина?
• Какие перемены произошли в поведении Чинка? Прочитайте.
• Как он встретил появление койота?
• Что придавало силы собаке?
• Хотелось ли вам помочь щенку? Почему? Как бы вы это сделали?
• Прочитайте, какой была осада Чинка.
• Вызывает ли у вас уважение поведение собаки?
• Во что превратила беда Чинка? Найдите ответ в тексте.
• Представьте себе, четыре дня и четыре ночи голодный маленький щенок оберегал палатку и хозяйское добро. А заслужил ли это хозяин? Позаботился ли он, уезжая, о щенке?
• О чём подумал хозяин, возвращаясь домой? Найдите в тексте.
• Что он увидел?
• Почему хозяин смутился? Было ли ему стыдно?
Учащиеся должны понять, что в данной ситуации на высоте оказался не человек, а щенок. Так бывает, когда животных берут в дом, а затем выбрасывают на улицу.
|
Французский писатель Сент-Экзюпери справедливо утверждал: «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Хозяин Чинка в первую очередь подумал не о собаке, а о грудинке, от которой, наверное, ничего не осталось. Однако вид щенка: «Его ноги дрожали от страха и голода, но он всё ещё принимал самый воинственный вид, и без сомнения, готов был умереть, защищая свой пост», — вызвал у этого, на наш взгляд, не совсем хорошего хозяина чувство вины. Преданность щенка: «Щенок, дрожа от страха и усталости, подполз к нему, заглянул в лицо и стал лизать руку...», — вызвали у старика Обри слезы. И эти слезы оправдывают хозяина.
• Что сделал потом хозяин? Можно ли оправдать его действия по отношению к койоту?
• Как был наказан Обри? Справедливо ли было это наказание?
4. Составление плана подробного пересказа третьей части:
1. Отъезд хозяина и его приказ Чинку.
2. Чинк сторожит палатку.
3. Голод.
4. Борьба с койотом.
5. Беда придаёт силы.
6. Приезд хозяина.
7. Чинк выполнил свой долг с честью.
Подробный пересказ третьей части рассказа
Перед подробным пересказом просим детей вспомнить две предыдущие части и кратко пересказать их.
Подведение итогов урока
7. Домашнее задание: одна группа учащихся подготовит подробный пересказ рассказа, вторая — краткий, третья выделит начало рассказа, самые напряжённые эпизоды в рассказе, четвёртая сделает заключение.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ