Знакомство с жизнью и творчеством Ю. Коваля





Беседа о писателе

• Что вы знаете о писателе?

• Какие произведения Ю. Коваля читали?

• Чем они запомнились вам?

• Про что чаще всего писал Ю. Коваль?

• Чем интересны его произведения?

Бывает так, что фамилия многое может сказать о человеке. Коваль — кузнец — мастер, рукодел. Так что к Юрию Ковалю, наверное, вместе с фамилией перешёл и особый дар. И плавил он не железо, а слова, ковал не подковы да лемехи, а строки.

Родился Юрий Иосифович Коваль в Москве. В 1955 г. после окончания школы поступил в МГПИ им. В. И. Ленина на факультет русского языка и литера­туры. Годы «оттепели», студенческая творческая среда (тогда же учились Ю. Визбор, Ю. Ким, Ю. Ряшенцев, и все сочиняли и пели песни) — всё это в разной степени «питало» его талант.

Впервые печататься начал в институтской многоти­ражке. После окончания института в 1960г. учительство­вал в д. Емельянове. Вернувшись в Москву, Ю. Коваль работал в школе, печатался в «Пионере», «Мурзилке». «Смене», «Огоньке». «Я никогда не писал для детей. Но всегда получалось для детей», — говорил писатель.

«Станция «Лось» (1967) — первая его самостоятель­ная работа. В 1968 г. Ю. Коваль отравляется в творче­скую командировку вместе с художником В. Лосиным: писатель должен был написать стихотворение, худож­ник — «нарисовать картину». «Творческая бригада» за­дание выполнила. Юрий Коваль тогда написал рассказ «Козырёк». Настоящим же итогом этой поездки стал рассказ «Алый» (1969). Это произведение сам Ю. Коваль считал началом своей писательской жизни.

1969 г. был для писателя урожайным. Выходят: сборник стихов «Слоны на Луне: Весёлые стихи», от­дельными изданиями — рассказ «Особое задание» и «Путешествие за границу». «Сюжеты моих книг впря­мую связаны с моей биографией»,— писал Ю. Коваль. Таков сборник рассказов «Чистый дар», такова повесть «Приключения Васи Куролесова», «материалом» для которой стали «детективные» истории, когда-то рас­сказанные отцом.

Событием писательской биографии Юрия Коваля стала повесть «Недопёсок», вышедшая впервые в 1975 г. с иллюстрациями Г. Калиновского, которые писатель сам ценил очень высоко. Ю. Коваль любил природу, много путешествовал по средней полосе России, и впечатления от увиденного и пережитого часто ложились в основу его произведений. Так было и с «Недопёском». В основе повести — собственный учительский опыт Коваля и впечатления от посеще­ния зверофермы, на которой работал бригадиром его друг. Главная сюжетная линия — приключенческая, почти детективная: побег — преследование — по­имка. В «Недопёске» люди и звери в равной степени выступают героями произведения. О животных автор рассказывает так же, как о людях. Недопёсок бежит от привычной невольничьей жизни на свободу северных снегов. Но свобода — лишь половина его мечтаний, она нужна ему для того, чтобы там, на воле, обзавестись семьёй: мечта о любви, значит, о взаимопонимании, сердечном общении, об узах — лирический стержень произведения.

Юрий Коваль оригинально и плодотворно разра­батывал малые жанры, прежде всего рассказ и сказку. Этапной стала для него книга «Самая лёгкая лодка в мире», куда вошли повесть с одноимённым заглавием и рассказы. Приключения и путешествия происходят не только вовне, герои стремятся найти самый верный путь к мечте и к самим себе, лирическое и комическое переплетены и взаимно отражают друг друга.

Герои Коваля — мечтатели и открыватели не­ведомого, но самые важные открытия принадлежат всё-таки ему самому — это открытия богатейших залежей русской речи. Коваль-стилист не напрасно учился у мастеров сказа: С. Писахова, Б. Шергина,

И. Соколова-Микитова. Он имел абсолютный слух на народное слово, оттого ему удалюсь написать не только рассказы, где «слово найдено», но и за­мечательную книгу «Полынные сказки», где «чужое слово» Э. Сетона-Томпсона — лишь свидетельство оригинальности написанного Ковалем. Книга эта — художественная фантазия и памятная быль, расска­занная автору Лелей — его мамой — о своём детстве. Художественная фантазия, конечно, не жанр, потому каждый реалистичный сюжет «Полынных сказок» ав­тор и назвал «сказкой». Воссоздание событий глазами маленького ребёнка позволяет автору посмотреть на разнообразные явления жизни, опираясь на Лёлькино восприятие, на её переживания. Это оберегает писателя от иллюстративности нудной фактографии, так же, впрочем, как и от псевдоромантики, которой нередко прикрывается отсутствие больших чувств и мыслей.

Последние годы Коваль много работал и как пи­сатель, и как живописец, и как сценарист (им создан сценарий мультипликационного фильма по сказам Б. Шергина), встречался с читателями, отдавал много времени работе с литературной молодёжью в объеди­нении при журнале «Мурзилка». Человек разносторонне одарённый, он обладал и редким человеческим даром любви ко всему сущему. Он ушёл из жизни полный твор­ческих планов в возрасте, в котором П. Бажов только начал свой писательский путь.

Книги Ю. Коваля переведены на все европейские языки.

Чтение детьми статьи о писателе в учебнике.

5. Чтение отрывков из повести «Приключения Васи Куролесова»

6. Подведение итогов урока

7. Домашнее задание:прочитать статью о писателе, в библиотеке познакомиться с книгами автора.


ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ





Читайте также:
Как оформить тьютора для ребенка законодательно: Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать...
Методы цитологических исследований: Одним из первых создателей микроскопа был...
История государства Древнего Египта: Одним из основных аспектов изучения истории государств и права этих стран является...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.011 с.