Российское правительство, учитывая потенциальные возможности лизинга в дальнейшем экономическом развитии страны и его преимущества, приняло ряд нормативных и законодательных актов, положивших начало созданию правовой базы регулирования лизинговых отношений: ГК РФ (ст.665-670 параграф 6 глава 34 «Финансовая аренда (лизинг)»), ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»; Россия также присоединилась к конвенции UNIDROIT «О международном финансовом лизинге». Согласно ГК РФ лизинг является финансовой арендой, т.е. разновидностью арендных отношений.
Поскольку ГК РФ не может осуществлять целостное правовое регулирование сделок по лизингу, существенную роль в решении данного вопроса играет ФЗ – единый для хозяйствующих субъектов основополагающий документ в области лизинга; все отношения, которые регулируются законом, возникают как отношения по реализации (исполнению) договора лизинга.
Помимо перечисленных выше актов, важное значение имеют следующие положения ГК РФ: об обязательствах (ст.307,308 гл.21), поручения (гл.49), нормы (гл.30 «Купля-продажа», гл.40 «Перевозка», гл.42 «Заем и кредит», гл.48 «Страхование»), поскольку субъекты лизинга заключают сделки, сопутствующие основному договору лизинга. Кроме того, используются положения законодательных и нормативных документов, регламентирующих общие вопросы налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности (НК РФ – ч.1,ч.2).
Этапы развития правового регулирования лизинга в России
Выделяемые четыре периода развития лизинга в России отражают хронологию наиболее существенных изменений лизингового законодательства.
Первый период, до начала 90-х годов, характеризуется отсутствием какого-либо законодательства, имеющего отношение к лизингу.
|
Второй период развития лизинга продолжался с начала 90-х до середины 90-х годов. С продолжением рыночных реформ и переходом к многоукладной экономике в деятельности предприятий начали появляться договоры, которые носили в себе элементы лизинговых сделок. Однако лизинговое законодательство федерального уровня по-прежнему отсутствовало. Тем не менее лизинг развивался с применением норм законодательства об аренде, и наличие высоких рисков для участников лизинга сдерживало его развитие. До 1996 года лизинг мог осуществляться в виде сделок, «хотя и не предусмотренных законом, но и не противоречащих ему».
Третий период развития лизинга в России – с середины 90-х до 2002 года.
Этот период характеризуется принятием специального законодательства о лизинге, увеличением числа лизинговых компаний и объемов заключенных ими сделок (1998г. – 4 млрд. дол., «Рослизинг»). Важным событием в становлении лизинга в России стало принятие 2 части ГК РФ, которая вступила в силу в марте 1996 года. С тех пор как все нормативные документы, регулирующие отношения финансовой аренды (лизинга) должны были рассматриваться в соответствии с ГК РФ.
8 февраля 1998 года Президент России подписал федеральный закон №16 «О присоединении РФ к Конвенции УНИДРУА «О международном финансовом лизинге»».
29 октября 1998 г. был принят ФЗ № 164 «О лизинге». Практика показала, что закон в целом не соответствовал экономической ситуации того периода и создал юридические сложности, мешающие развитию лизинга. Юристы и экономисты считали, что закон требует серьезной доработки. Он противоречил ГК и в силу этого не мог подлежать бесспорному применению.
|
Законодательная база российского лизинга продолжала развиваться. Между тем, данные из экономических и юридических исследований показывают, что развитие лизингового бизнеса в России в значительной степени зависит от общей инвестиционной ситуации в стране и общих налоговых условий ведения бизнеса, нежели от принятия нового и совершенствования уже созданного специального законодательства о лизинге. Так, по мнению многих специалистов-практиков, развитию российского лизинга в последние годы способствовали изменения в экономике страны:
Ø В целом улучшилась инвестиционная ситуация по сравнению с кризисом 1998 г.
Ø Изменения в налоговом законодательстве, которые произошли в России относительно недавно – отмена 20%-го налога на приобретение автотранспортных средств и снижение налогов с оборота с 4% до 1% (в 2001г) и его отмена в 2002г.
Четвертый период развития лизинга начался во второй половине 2001г. и продолжается в настоящее время. Он характеризуется реформированием законодательства, регулирующего лизинговую деятельность. Наиболее существенные изменения таковы:
ü Вступившая в действие в начале 2002 года 25-ая глава Налогового Кодекса отчасти закрепила имеющийся льготный налоговый режим для проведения лизинговых операций в РФ. Изменения, внесенные в текст этого документа летом 2002 г. устранили некоторые противоречия с иным законодательством.
ü 26 декабря 2001 г. Государственная Дума приняла закон «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О лизинге». 2.02.2002г он вступил в силу. В основном изменения были направлены на преодоление внутренней несогласованности предписаний закона, коллизий с иными нормативными правовыми актами и унификацию терминов.
Резюмируя представленный ретроспективный обзор отмечу, что российское законодательство о лизинге существенно отличается от законодательства стран с рыночной экономикой. Данные из опубликованных исследований и мнения специалистов-практиков свидетельствуют о том, что развитие лизингового бизнеса в России в большей степени зависит от общей инвестиционной ситуации в стране (в конкретной области – в частности) и общих условий ведения бизнеса, нежели от принятия нового и совершенствования уже созданного специального законодательства для лизинга.