Вариант 1
1. Социально-экономическое развитие России в начале 19 века: экономика, социальная структура общества, религия, политический строй.
2. Дайте характеристику Александру I как человеку и политику
Прочтите отрывок из документа XIX в. и укажите, что вменялось в вину подсудимым, о которых идет речь в отрывке.
«По указу его императорского величества, правительствующий сенат, в особом присутствии для суждения дел о государственных преступлениях, выслушав дело и прения сторон, постановил подсудимых: крестьянина таврической губернии, Феодоссийского уезда, Петровской волости, деревни Николаевки, Андрея Иванова Желябова, 30-ти лет; дворянку Софью Львовну Перовскую, 27-ми лет; сына священника Николая Иванова Рысакова, 19-ти лет;...и крестьянина Смоленской губернии, Сычевского уезда, Ивановской волости, деревни Гаврилково, Тимофея Михайлова, 21-го года, на основании ст. улож. о нак. 9, 13, 18, 139, 152, 241, 242, 243, 279 и 1459-й, лишить всех прав состояния и подвергнуть смертной казни чрез повешение».
1)покушение на императора Павла I 2)выступление на Сенатской площади
3)убийство императора Александра II 4)покушение на императора Александра III
4. Словарная работа: объясните понятия: абсолютизм, временнообязанные крестьяне, министерства.
Вариант 2
1. Сравните развитие сельского хозяйства в первой и второй половине 19 века. Расскажите о развитии сельскохозяйственной техники в 19 веке.
2. Какое событие в истории 19 века произвело на Вас особое впечатление? Назовите действующих лиц, основные даты, оцените значение этого события.
Прочтите отрывок из книги Н.И. Тургенева и укажите, как в первой половине XIX в. назывались крестьяне, о которых идет речь.
«В России есть два способа извлекать доход из поместья: крестьян либо заставляют работать на земле, либо взимают с них определенную подать, называемую оброком... Более половины... крестьян платит в России свою подать помещику деньгами; лишь меньшая часть обязана вносить подати <помещику> натурой или работать на барщине».
1)экономическими 2) государственными 3)приписными 4) крепостными
4. Словарная работа: объясните понятия – декабристы, теория официальной народности, земства.
Вариант 3
1. Расскажите о развитии общественного движения в первой половине 19 века.
2. Какие географические открытия были сделаны русскими исследователями в 19 веке?
3. Словарная работа: объясните понятия –народники, кодификация, «аракчеевщина».
4.Прочтите отрывок из книги Н.И. Тургенева и укажите, как в XIX веке назывались представители сословия, о которых идет речь. «Они платят подушную подать, от которой освобождены дворяне и купцы; следовательно, они, как и крестьяне, подлежат рекрутскому набору. Они обязаны постоянно проживать в городах, где могут заниматься ремеслами и вести мелкую розничную торговлю» 1)мещане 2)священники 3)бояре 4)казаки
Вариант 4
1. Охарактеризуйте идеи российских социалистов-утопистов. Расскажите об одном из них.
2. В чем проявилось братство славянских народов во время русско-турецкой войны 1877-1878гг.
3.Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите даты реформ, о которых идет речь.
«Прослушавши в церкви Высочайший Манифест со слезами восторга, сделался таким оптимистом, что теперь стыдно становится того увлечения и того, что говорил я тогда по этому поводу....Радовался я и гласному суду <присяжных заседателей>, и земским учреждениям, нарочно ездил даже за 35 верст в Пошехонье на первое земское собрание послушать и поглядеть на мужичков гласных, заседавших за одним столом рядом с купцами и дворянами. Под влиянием увлечения новыми порядками охотно переменил я должность волостного писаря на таковую же письмоводителя земской управы и в здании ее смотрел первое заседание уголовного отделения окружного суда».
1)1803-1810 гг. 2)1837-1841 гг. 3)1861-1864 гг. 4)1881-1883
4. Словарная работа: объясните понятия – Отечественная война, Государственный Совет, промышленный переворот.
Вариант 5
1. Расскажите об общественном движении в России во второй половине 19 века
2. Приведите примеры развития законодательства в России в 19 веке.
Прочтите отрывок из доклада, составленного в XIX в., и укажите фамилию министра, составившего доклад.
«...Исцелить новейшее поколение от слепого необдуманного пристрастия к... иноземному, распространяя в юных душах радужное уважение к отечественному..., оценить... все противоположные элементы нашего гражданского образования..., искать этого знаменателя в тройственном понятии православия, самодержавия, народности - такова была цель, к которой Министерство народного просвещения приближалось десять лет...».
1)С.С. Уваров 2)Г.А. Потемкин 3)Г.Р. Державин 4)С.Ю. Витте.
4. Словарная работа: объясните понятия – партизанское движение, рекрутские наборы, суд присяжных.
Вариант 6
1. В чем состояла революционная деятельность народников? Расскажите о каком-либо представителе этого движения. Дайте оценку народничеству.
2. Дайте краткую характеристику Николая I как человека и царя.
3.Прочтите отрывок из сочинения В. О. Ключевского и укажите имя императора, о мероприятиях которого идет речь.
«Для того, чтобы существующий порядок действовал правильно, надо было дать учреждениям строгий кодекс. Такой кодекс мог быть выработан при указанной программе: если решено поддерживать существующий порядок, то в свод законов должны быть взяты существующие узаконения; новый свод законов должен быть сводом законов действующих, а не кодексом, созданным отвлеченной мыслью. Эту задачу прежде всего и взялся разрешить <император>. Для этого он учредил при себе особое отделение Собственной канцелярии (II отделение) и в руководители дела призвал лицо, давно искусившееся в этой работе... М.М. Сперанского».
1)Павел I 2)Николай I 3)Александр II 4)Александр III
4. Словарная работа: объясните понятия –генеральное сражение, Государственная Дума, Негласный комитет.
Вариант 7
1. В чем сущность восточного вопроса в 19 веке. Оцените роль России в его решении.
2. Расскажите о проекте М.М. Сперанского.
3.Установите соответствие между событиями и фамилиями полководцев
4. Словарная работа: объясните понятия – партизанское движение, военные поселения, Сенат.
Билет 8
1. Расскажите о развитии науки в 19 веке. Покажите на примерах, как развитие науки способствовало изменению жизни людей.
2. Какие исторические деятели 19 века Вам особенно запомнились? Почему? Какими качествами они обладали?
3. Установите соответствие между фамилиями исторических личностей и их принадлежностью к течениям общественной мысли.
4. Словарная работа: объясните понятия – партизанское движение, военные поселения, континентальная блокада.
Билет 9
1. Покажите по карте, какие народы вошли в состав России в 19 веке? Расскажите о вхождении в состав России одного из них. Сравните его положение до и после вхождения в состав России.
2. Назовите произведения русских художников, в которых отразилась жизнь России в 19 веке. Какие общественные идеи выражают эти полотна?
3 Введение института присяжных заседателей стало возможным в результате проведения
1)Судебной реформы 1864 г. 2)Земской реформы 1864 г.
3)Крестьянской реформы 1861 г. 4)Военной реформы 1874 г.
4. Словарная работа: объясните понятия – Генеральное сражение, Государственная Дума, Негласный комитет.
Билет 10
1. Какие реформы были проведены в России в 1860-1870-егг.? Какое значение они имели? Для развития страны? Более подробно расскажите об одной из реформ.
2. Какие внешнеполитические вопросы, которые приходилось решать России в 19 веке?
Расскажите об одной из проблем. Какие действия России способствовали возрастанию международного престижа страны?
3. В 1861 г. в результате проведения Крестьянской реформы помещичьи крестьяне получили
1)право свободного выхода из общины с наделами земли
2)полное освобождение от барщины и оброка
3)землю бесплатно
4)свободу от крепостной зависимости
4. Словарная работа: объясните понятия – Великая армия, чересполосица, Негласный комитет.
Билет 11
1. Назовите выдающихся композиторов, музыкантов 19 века. Какие произведения созданные ими вы слушали?
2. В каких произведениях русских писателей отражен героизм русского народа, проявленный в борьбе с врагами в 19 веке?