МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт гуманитарных и социальных наук
Кафедра теологии
Утверждаю: Зав. кафедрой Теологии _____________ иерей Л.Л. Махно «25» мая 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины (модуля)
«Новые религиозные движения»
Уровень профессионального образования: бакалавриат
Направление подготовки: 48.03.01 Теология
Профиль (специализация) подготовки:
классическая православная литература и авторы
Квалификация выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная, заочная
Тула 2017
ЛИСТ
согласования рабочей программы дисциплины (модуля)
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) «Новые религиозные движения» разработана д.ф.н, профессором Мирошниковой Е.М. и обсуждена на заседании кафедры теологии института ТулГУ (протокол заседания кафедры № 10 от «25» мая 2017 г.)
Разработчик(и) рабочей программы дисциплины (модуля) ____________________________.
личная подпись(и)
СОДЕРЖАНИЕ
1 Цель и задачи освоения учебной дисциплины (модуля) 4
2 Место учебной дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы.. 4
3 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю) 4
4 Содержание и структура учебной дисциплины (модуля) 5
4.1 Содержание разделов учебной дисциплины (модуля)
4.2 Распределение часов по семестрам и видам занятий.
4.3 Темы, выносимые на лекционные занятия. 5
4.4 Лабораторные работы.. 5
4.5 Практические занятия (семинары) 5
4.6 Самостоятельная работа студента. 5
|
5 Образовательные технологии. 5
6 Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
6.1 Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий. 6
6.2 Требования к оборудованию рабочих мест преподавателя и обучающихся. 6
6.3 Требования к специализированному оборудованию.. 6
6.4 Требования к программному обеспечению учебного процесса.
7 Порядок проведения текущего контроля и промежуточных аттестаций. Шкалы оценок. 7
7.1 Шкала академических оценок освоения дисциплины (модуля) 7
7.2 Система оценки достижений обучающегося по дисциплине (модулю) 7
7.3 Система оценки компетенций или их элементов, сформированных у обучающихся в ходе освоения дисциплины (модуля) 14
8 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся 14
9 Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля)
9.1 Основная литература.
9.2 Дополнительная литература.
9.3 Периодические издания. 15.
9.4 Интернет-ресурсы..
9.5 Методические указания к лабораторным занятиям..
9.6 Методические указания к практическим занятиям..
9.7 Методические указания к курсовому проектированию и другим видам самостоятельной работы
1 Цель и задачи освоения учебной дисциплины (модуля)
Целью изучения дисциплины является формирование целостного представления о феномене новых религиозных движений в зарубежных странах и в России.
Задачами изучения дисциплины являются:
- дать возможность профессионально и объективно рассматривать новые религиозные движения;
- сформировать навыки религиоведческой экспертизы в области новых религиозных движений;
|
- предоставить основные знания о предмете, методах и системе категорий сектоведения, его специфике;
- показать отличия религиоведческого и антикультового подхода к анализу новых религиозных движений,
- упрочить навыки работы с первоисточниками по данной тематике.
2 Место учебной дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы
2.1. Учебная дисциплина (модуль) относится к дисциплинам базовой части учебного плана направления подготовки 48.03.01 «Теология».
2.2. Для успешного освоения учебной дисциплины (модуля) необходимо владение знаниями, умениями и навыками, сформированными обучаемыми при изучении дисциплин (модулей): «Библеистика», «История религий», «Нравственное богословие».
2.3 Знания, умения и навыки, сформированные при изучении данной учебной дисциплины (модуля), необходимы для успешного написании выпускной квалификационной работы и в профессиональной деятельности.
3 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю)
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО по данному направлению подготовки:
- общекультурных компетенций (ОК):
способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
- общепрофессиональных компетенций (ОПК):
способностью использовать базовые знания в области теологии при решении профессиональных задач (ОПК-2);
|
- профессиональных компетенций (ПК):
способностью использовать знание основных разделов теологии и их взаимосвязь, собирать, систематизировать и анализировать информацию по теме исследования (ПК-1);
готовностью выделять теологическую проблематику в междисциплинарных исследованиях (ПК-3);
способностью оформлять и вводить в научный оборот полученные результаты (ПК-4);
способностью использовать теологические знания в решении задач социально-практической деятельности, связанных с объектами профессиональной деятельности (ПК-7);
способностью применять базовые и специальные теологические знания к решению экспертно-консультативных задач, связанных с объектами профессиональной деятельности выпускника (ПК-8).
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
1. основные понятия, касающиеся новых религиозных движений (ПК-4, ПК-8): тоталитарные секты, деструктивные секты, культы, нетрадиционные религии, молодежные религии, альтернативные религии, религии нового века.
2. основные закономерности возникновения и распространения новых религиозных движений среди различных слоев населения, в том числе молодежи (ОПК-2).
Уметь:
1. применять основы государственно-правового регулирования деятельности новых религиозных движений (ОПК-2);
2. анализировать и оценивать комплекс феноменов, связанных с деятельностью новых религиозных движений (ПК-3, ПК-8).
Владеть:
1. Понятийным аппаратом, описывающим вероучительное, обрядовое и социально-нравственное содержание деятельности различных типов новых религиозных движений(ПК-8),
2.навыками работы с основными источниками по новым религиозным движениям (ПК-1);
3.навыками применения знаний и умений в практической жизни (ОК-6, ОПК-2, ПК-7);
4.навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения в области новых религиозных движений (ОК-6, ОК-7, ПК-7).
4 Содержание и структура учебной дисциплины (модуля)
Содержание разделов дисциплины
4.1.1. Категориально-понятийный аппарат:
- Тоталитарные и деструктивные секты.
-Альтернативные и нетрадиционные религии.
- Отличия религиоведческого и антикультового подходов при анализе новых религиозных движений.
- Основные признаки новых религиозных движений.
-Варианты классификации НРД.
Новые религиозные движения в зарубежных странах и в России.
- Причины возникновения и распространения новых религиозных движений в зарубежных странах.
-Государственно-правовое регулирование деятельности НРД в зарубежных странах.
- Антикультовое движение, его участники, формы и способы противодействия распространению новы религиозных движений.
- Особенности деятельности НРД в современной России.
- Государственно-правовое регулирование деятельности НРД в современной России.
- история сектантства в России.
-Отношение к НРД Русской православной церкви, других традиционных конфессий.