Духовно-нравственное воспитание дошкольников




Духовно-нравственное воспитание дошкольников - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы

Современная система дошкольного образования не в полной мере реализует задачу духовно-нравственного воспитания и развития ребенка, этому способствует ряд причин. Среди них: низкий уровень духовного развития современного общества; внутрисемейные отношения; несогласованность методологических позиций религиозного и светского образования.

В послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию РФ от 12 декабря 2012 года В.В. Путин говорил о том, что «сегодня Российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп – милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, - дефицит того, что всегда, во все времена исторически делало нас крепче, сильнее…». Он считает, что необходимо «укреплять прочную духовно-нравственную основу общества». В этом вопросе большое значение имеет система образования, а «качественное обучение без воспитания невозможно» [1]. Светское и религиозное образование и воспитание – взаимодополняющие составляющие единой целостной системы воспитания личности.

Светское образование и воспитание главной целью ставит подготовку ребенка, прежде всего и только к объективной реальности жизни. Религиозное образование и воспитание призвано расширить представление ребенка о мире ином, его субъективной реальности как полноте и подлинном смысле жизни человека [2, стр. 107].

Возникает очевидная необходимость объединения канонов религиозного и светского воспитания в стремлении сохранить чистоту детских душ, целенаправленно содействуя становлению и развитию духовного мира ребенка в соответствии с нравственными ценностями, принятыми в обществе.

Не секрет, что представления дошкольников о духовности и религии отрывочны и поверхностны, поэтому есть необходимость восполнения пробела в воспитании этих знаний.

Главную роль в религиозном воспитании играет, конечно, семья. Когда родители приводят в храм своего ребенка, церковная обстановка, огоньки свечей и лампад, запах ладана, пение хора, звон колоколов - все оставляет в его душе светлые впечатления, погружают в атмосферу церкви.

Мы, педагоги можем косвенно и ненавязчиво прививать интерес к православию, используя различные методы и приемы.

Уже в раннем дошкольном детстве происходит процесс формирования музыкального вкуса, воспитания подлинных эстетических ценностей. Основы музыкальной культуры дошкольника закладываются, прежде всего, на музыкальных занятиях в детском саду. Именно здесь он может приобщиться к искусству, от которого, по словам Гете, «расходятся пути по всем направлениям». Годы жизни, когда ребенок особенно чуток ко всему окружающему, годы жизни, которые становятся решающими в его музыкальном и эстетическом развитии.

Конечно же, духовно-нравственное воспитание традиционно основано на православной культуре, фольклоре. Поэтому слушая народную, музыку и произведения великих русских композиторов, в основу которых легла народная песня, сказка, былина, ребята осваивают бесценный культурный опыт поколений, осознают и усваивают народную мелодию, переживания простого русского народа, воспевание красоты родной природы. Через ознакомление дошкольников с народной музыкой мы прививаем любовь к ближнему, умение выразить свои чувства при помощи голоса, жеста, движения.

Одним из ведущих видов музыкальной деятельности является пение. Песенный жанр способствует эмоциональной отзывчивости ребенка, его творческому самовыражению в сольном, ансамблевом и хоровом исполнении народных, классических и современных песен с сопровождением и без сопровождения. На музыкальных занятиях звучит музыка вокальная и инструментальная, связывая ее с выразительным, художественным словом, я помогаю детям осознать нравственную идею произведения. Благодаря этому перед ребятами возникают воплощенные в мелодии и непосредственно переживаемые чувства: ценность дружбы и товарищества, взаимопомощи, проявления чуткости по отношению к другому человеку. Наиболее используемые в воспитательном процессе элементы фольклера: песни, заклички, частушки, народные сказки, поговорки, потешки, прибаутки.

Использование народных игр в работе с детьми дает возможность донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре, к ее традициям. Воспитанникам нравятся подражательные игры, игры забавы: «Где ты был Иванушка?», «На мосточке», «Горелки», «Как у бабушки Маланьи» и другие.

Возможность выразить свои чувства в движении, внимательно слушая музыку, в огромной степени влияет на способность ребенка контролировать свои движения и делать их более гармоничными. Через танец, который приносит радость, как исполнителю, так и зрителю, мы раскрываем духовные силы каждого ребенка, воспитываем художественный вкус и любовь к прекрасному.

Народные праздники и традиции являются средством духовно- нравственного воспитания и развития детей. Организуя праздники и развлечения, мы воспитываем нравственные и культурные качества. Воспитываем любовь к своей стране, своей семье, родному городу. Это ярко просматривается в праздниках: Рождество, Масленица, Пасха, Праздник урожая, Осенины.

Благодаря этому дети накапливают знания о различных церковных праздниках, о народных традициях. Чтобы праздник удался, предварительно проводится подготовка, во время которой детям подробно рассказываем о том, чему посвящен праздник, как он проводился в старину, что означают отдельные обряды. Все это позволяет детям сознательно относиться к восприятию праздника [3].

Красочные и торжественные праздники глубоко влияют на детское сознание и находят отклик. В дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания [4].

Несмотря на значительную роль ДОУ в педагогическом процессе, основы духовно – нравственного воспитания детей закладываются в семье. Семья является первоисточником формирования личности и определяет поведенческие стереотипы. От родителей ребенок перенимает не только практический жизненный опыт, но и моральные ценности, любовь к искусству, культуре, Родине, традициям. Единое стремление обеспечить дошкольнику гармоничное духовное и нравственное развитие объединяет педагогов и родителей. Только в тесном сотрудничестве, в непрерывном взаимодействии эта цель может быть достигнута.

 

Список литературы

1. Послание президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года.

2. Абраменкова В.В. Проблема духовно-нравственного развития современного ребенка [Электронный ресурс] /Вестник

3. Петракова, Т. И. Духовные основы нравственного воспитания / Т. И. Петракова — М., 1997.

4. Островская, Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника / Л. Ф. Островская — М.: Просвещение, 1987.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: