Рассказы о животных в творчестве Л.Н.Толстого: «Лев и собачка», «Булька», «Котенок» и др. Драматизм повествования. Идеи привязанности и дружбы.




Лев Николаевич Толстой всю свою жизнь пытался помочь людям. Он любил и уважал простых людей. Работал вместе с ними: пахал, сеял, колол и пилил дрова, хоть и не было в этом необходимости. Богатый он был человек – граф. И если кто-то обращался за помощью – никому не отказывал. Недалеко от барского дома росло дерево с «колоколом для бедных». Каждый, кто приходил к писателю, звонил в колокол.

А для крестьянских детей открыл Лев Николаевич школу, в которой работал вместе с дочерьми. Сам писал для ребят учебные книжки. Был в этих книжках рассказ о Филиппке, который отправился вместе со старшими ребятами в школу; история о двух мальчиках, чуть не погибших в акульей пасти. И все из-за того, «что вздумали они плавать в открытом море». И много других интересных рассказов. Помогают они детям познать мир, учат честности и добру.

Лев Николаевич впервые сближает стиль научно-популярных и художественных произведений в учебных книгах для детей. В его коротких познавательных рассказах научность гармонично соединяется с поэтичностью, образностью.

Писатель стремился дать детям доступные им сведения о законах природы, советовал, как практически использовал эти законы в крестьянском быту и хозяйстве: «Слушай меня, мой пес: на вора лай, к нам в дом не пускай, а детей не пугай и с ними играй».

«Девочка поймала стрекозу и хотела рвать ей ноги. Отец сказал: эти самые стрекозы поют по зорям. Девочка вспомнила их песни и отпустила».

Географические сведения и описания природных явлений, исторических событий, физических свойств тел даются с учебно-познавательными целями и в то же время художественно.

Толстого можно считать и родоначальником реалистических рассказов о животных. Они привлекают ребенка своей живостью, близостью к тому, что ему уже знакомо, яркостью внешних характеристик. Вот, например, как мышка описывает петуха и кота в маленьком рассказе из азбуки: «Один страшный ходит по двору во этак: ноги у него черные, хохол красный, глаза навыкате, а нос крючком… Другой лежал на солнышке грелся. Шейка у него белая, ножки серые, гладкие, сам лижет свою белую грудку и хвостиком чуть движет, на меня глядит». В такой характеристике ребенок угадывает и повадки знакомого домашнего животного, и разгадывает ошибку доверчивой мышки.

Особенной поэтичностью отличаются рассказы Л.Н.Толстого - «Лев и собачка», «Мильтон и Булька», «Булька», «Котенок» и др. Они оказывают наибольшее воспитательное воздействие на маленьких детей. Писатель учит детей дружбе и преданности на примерах жизни животных. Действие в рассказах полно драматизма, эмоциональности, образности.

В рассказе «Котенок» рассказывает автор про брата Васю и сестру Катю. Была у них кошечка. Весной она куда-то пропала. Дети искали ее везде. Один раз играли они и услыхали как кто-то мяучит. Полез Вася на крышу и нашел кошку, да не одну, а с котятами. Мать раздала котят, а одного котенка, серого с белыми лапками дети оставили себе. Кат-то раз пошли дети играть на дорогу, увидели щавель и забыли про котенка. Вдруг они услышали, что кто-то громко кричит. И увидели охотника, а впереди собак, которые увидели котенка и хотят схватить его. Катя испугалась собак и убежала. А Вася не испугался, он бросился к котенку и упал животом на него и закрыл от собак. Охотник отогнал собак, а Вася принес котенка домой и больше не брал его с собой в поле.

Рассказы о «Бульке» рисуют собачку, ее поведение в разных жизненных ситуациях – то на охоте, то в схватке с волком, то в борьбе с колодником. И везде перед читателем выступает индивидуализированный образ мужественного и самоотверженного «друга

человека». В то же время автор так сумел показать «черты характера» Бульки, что он сразу запоминается. Яркая внешняя характеристика дополняется анализом внутренних качеств, которые угадываются по поведению собаки. Ум, привязанность к человеку проявляется по-разному. Когда раненному на охоте Бульке «зашивали живот и прокалывали кожу, он все лизал мне руки», - говорит рассказчик. В другом месте «Булька рычал и толкал меня головой – он, видно, хотел что-то рассказать, но не умел». В таких характеристиках нет ничего такого, что противоречило бы биологическим свойствам животного, но в то же время они делают образ живым, запоминающимся.

Незабываемое впечатление на детей производит рассказ «Лев и собачка». Реалистичность картины смерти собачки и глубокий драматизм поведения льва отразились в психологически точном и лаконичном повествовании: «…он обнял своими лапами мертвую собачку и так лежал пять дней. На шестой день лев умер».

Описание поведения льва здесь не только передает его повадки, но и черты так называемой зоопсихологии: переживания, чувства льва, потерявшего любимого друга.

В зообеллетристических рассказах Толстой знакомит детей с повадками животных и птиц, очеловечивая их, наделяя индивидуальными чертами характера: «Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода стала выше, и можно было пить». Сообразительность и находчивость галки легко запоминаются маленькими детьми. С повадками птицы писатель познакомил читателя в конкретных, зримых картинах, из сцепления которых состоит рассказ.

Произведения Л.Н.Толстого для детей разрабатывают важные нравственные проблемы, дают проникновенный анализ внутреннего мира героев, отличаются художественным совершенством формы, поэтической ясность, и лаконизмом языка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: