ДОКЛАД
на тему:
Подготовил учитель обществознания
Тавеев Рамиль Насыхович
(для ММО учителей истории и обществознания)
с. Лекаревка, 2020 год
Из опыта работы
Тавеева Рамиля Насыховича
учителя обществознания
МБОУ Лекаревская СОШ
Использование цифровых технологий для проведения контрольных и проверочных работ (из опыта работы).
В современном мире каждому учителю нужно уметь правильно организовать любой урок, в любых сложившихся обстоятельствах. В связи с нехваткой времени на уроке, на написание на доске или распечатывание и дальнейшую проверку, контрольные и поверочные работы можно представить в формате цифровых ресурсов.
Преловская Мария Анатольевна, в своей статье «Цифровые технологии в практике учителя» (https://moluch.ru/archive/313/71272/ (28.10.2020)) утверждает о том, что с введением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) радикально меняется содержание начального образования, его цели и вместе с этим его технологии. ФГОС фактически обязывают педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ и научить эффективному использованию его учащимися. Цифровое пространство — это не просто школа, которая наполнена проекторами и интерактивными досками. Это пространство, в котором возможно создание каждым учащимся своей личной школы при помощи цифровых технологий. Цифровые компетенции не могут быть целью образования, а могут быть только средством. Они позволяют нам выйти на новые актуальные задачи. Цифровая школа дает каждому безграничные возможности: ребенок сам может выбирать для себя источники знаний. Использование новых информационных технологий в современной начальной школе является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и наполнить урок интересными и запоминающимся материалами для учащихся. Уроки с мультимедийной поддержкой позволяют учителю максимально эффективно вовлекать ребенка в учебно-познавательный процесс, вовремя переключать его внимание. Использование цифровых технологий в ходе уроков и во внеурочной деятельности:
- повышает уровень обучения;
- формирует функционально грамотную личность;
- подготавливает детей к самостоятельному решению возникающих проблем;
- позволяет раскрыть свои возможности и способности;
- развивает творческую и познавательную активность детей;
- дает возможность реализовывать ребёнку свои лучшие личностные качества;
- позволяет создать благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет и на учебную деятельность.
Я согласен с данным утверждением Марии Анатольевны Преловской, и хочу добавить то, что проверка и оценка знаний, умений и навыков является очень важной и необходимой составной частью учебного процесса. От правильной постановки проверки и оценки знаний зависит во многом успех всего учебно-воспитательного процесса. Овладение методикой проверки знаний и выставление оценок является одной из очень важных и трудных задач, стоящих перед учителем.
Каждый из нас, педагогов, старается активно, по-своему использовать цифровые технологии в своей педагогической деятельности.
Роль учителя, по моему мнению, остается очень важной в жизни обучающегося, так как педагог не только помогает создать условия для развития личности каждого, даёт возможность проявиться способностям, заложенным природой, и, если кому-то учеба дается тяжело, подталкивает найти ту нишу, в которой ребенок будет успешным, но и остаётся личностью, со своей позицией, мировоззрением. Потому, что ни одна цифровая технология (машина) не заменит душу и сердце человека. Это цифровые технологии (машины) должны становиться придатком (инструментом) человека, а не наоборот.
На сегодняшний день, официально контрольные и проверочные работы составляется по школьному учебнику «Обществознание» под редакцией Л.Н. Боголюбова. К сожалению, большинство учебных пособий, которые издаются сегодня, рассчитаны на тех, кто сдает ЕГЭ, и для обучающихся основной школы сложны. Можно обратиться к сайту «Интернетурок.ру» (на данном сайте требуется регистрация) и посмотреть материалы по темам, которые вызывают наибольшие затруднения. Тестовые задания можно взять из открытого банка заданий на сайте ФИПИ. Так же есть сайты где не требуется регистрация https://sdamgia.ru/ и https://soc.reshuct.by/. Здесь я перечислил сайты, которые в большей степени отвечают моим требованиям и условиям, так как существует много тестирующих программ с готовыми тестами, но для повседневной работы они не удобны, так не учитывают специфику конкретной школы и конкретного класса. Поэтому нужна программа конструктор тестов (оболочка тестов). Таких программ очень много. В своей работе я иногда пользуюсь помощью таких программ: MyTest,Tester, Master test и др.
Программа MyTest работает с семью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении. В этой программе при включении обучающего режима учащийся получает информацию о своих ошибках и верных ответах.
Tester. Средство для создания тестов и проведения универсального тестирования с простым конструированием тестов различной степени сложности, с последующим выводом оценок.
Master test. Оболочка состоит только из одной программы, которая объединяет в себе редактор тестов, тестирующую программу и просмотр результатов.
Использование цифровых технологий для проведения контрольных и проверочных работ стало особенно актуально в режиме дистанционного обучения, которое было введено в связи с эпидемиологической обстановкой весной 2020 года. В данный период я, как и другие мои коллеги, пытался в полной мере использовать возможности интернета, обратился к вышеперечисленным сайтам и многим другим, но оказалось, что более половина обучающихся не обладают, ни соответствующим техническим оснащением, ни выходом в интернет. Например, я задал обучающимся 8 класса по предмету обществознание изучить тему «Роль государства в экономике» рассмотрев презентацию на сайте https://infourok.ru/prezentaciya-po-obschestvoznaniyu-klass-fgos-rol-gosudarstva-v-ekonomike-2523074.html и видеоролик на сайте https://www.youtube.com/watch?v=faV9x4MhFmU, далее выполнить задание (тест) на данном сайте под видеороликом. Справились с заданием 16,7% обучающихся.
В итоге получается, что цифровые технологии являются прекрасным средством и инструментом в процессе обучения школьников, но полностью зависят от технического оснащения как школы в целом, так и педагога и учащегося.