Пейзажная лирика 19 века в детском чтении. Особенности восприятия пейзажной лирики учащимися разных возрастных групп.




А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов выдающиеся поэты первой половины 19 века. Основным видом творчества у обоих поэтов является лирика. В своих стихах каждый из них описывал много тем, например, тема свободолюбия, тема Родины, природы, любви и дружбы, поэта и поэзии. Все стихи Пушкина наполнены оптимизмом, верой в существование прекрасного на земле, яркими красками в изображении природы, а у Михаила Юрьевича везде прослеживается тема одиночества. Лермонтовский герой одинок, он пытается что-то найти в чужом краю. Что ищет он в краю далеком, Что кинул он в краю родном.

В стихотворениях Пушкина "Осень" мы видим разнообразные картины: зимние праздники, охота помещиков, от которой страдают земли крестьян, катание на коньках и многое другое. Здесь он размышляет и о положении поэта в годы крепостничества в России. Александр Сергеевич из всех других времен года отдавал предпочтение осени: "из годовых времен, я рад лишь ей одной". Живописными, красочными цветами он описывает осенний пейзаж: "прекрасное природы увяданье", "в багрец и золото одетые леса". Читая его стихотворения о природе, которые наполнены волшебными звуками, мы невольно видим, представляем себе великолепные просторы русской природы.

Природа в поэзии М.Ю. Лермонтова свободная, романтическая стихия. В своих стихах он как бы перекликается с разными природными явлениями. Для него ветер в небесах, нечто могучее и сильное. Шуми, шуми же, ветер в ночи, Играй свободно в небесах И освежи мне грудь и очи. Лермонтовскому лирическому герою приходится вступать в единоборство с природой, и это борьба равных сил. В его ранней лирике преобладают экзотические картины Кавказа, его любимого края. Он создает в стихотворении "Утро на Кавказе" романтический пейзаж, описывая звезды, луну, туман, тучи, облака. Светает - вьется дикой пеленою Вокруг лесистых гор туман ночной... Для Пушкина природа - это родной дом, в котором он скрывается от надоевших ему проблем, где он отдыхает от суеты жизни. В стихотворении "Деревня" он говорит: "Я здесь от суетных оков освобожденный, учусь в истине блаженство находить". У Лермонтова же природа предстает в обличии могучего, сильного существа, но в стихотворении "Утро на Кавказе" появляется и сентиментальное описание пейзажа. Вот на скале новорожденный луч Зародился вдруг, прорезавшись меж туч, И розовый по речке и шатрам Разлился блеск, и светит там и там. Поэзия этих двух великих поэтов очень различна, хотя Михаил Юрьевич и является продолжателем пушкинских творений, но он творил в эпоху формирования периода жестокого режима николаевской реакции; а Пушкин во времена революционного подъема и веры в прекрасные идеалы свободы и равенства всех людей. Поэзия Лермонтова глубоко трагична, она полна разочарований в жизни.

В творчестве Александра Сергеевича, мы находим для себя много тех вещей, которые близки нам, его творчество учит нас жизни, воспитывает в нас добрые чувства, говорит о любви.

Пейзажная лирика в стихотворениях этих поэтов является основным направлением их произведений, они ощущали себя детьми природы, которая являлась вдохновением на творчество.

16. А.С Пушкин: «Осень», «Зимняя дорога», «Зимний вечер», «Зимнее утро» (Мороз и солнце; день чудесный!», «Под голубыми небесами».

Александр Сергеевич Пушкин – величайший русский поэт, прозаик, критик, драматург, публицист, основоположник новой русской литературы, реформатор русского литературного языка.

Родился Пушкин 6 июня 1799 г. в Москве, в Немецкой слободе. Отец Пушкина принадлежал к старинному дворянскому роду. Мать, урожденная Ганнибал, была внучкой А. П. Ганнибала — "арапа Петра Великого".

Из домашнего обучения Пушкин вынес хорошее знание французского языка и любовь к чтению. Раннему развитию его литературных склонностей способствовали литературные вечера в доме Пушкиных, где собирались известные писатели.

В 1811 г. Пушкин поступил в Царскосельский лицей — привилегированное учебное заведение, предназначенное для подготовки детей дворянского сословия.

После окончания лицея в 1817 г. был определен на службу в Коллегию иностранных дел. К этому периоду относятся стихотворения Пушкина "К Чаадаеву", "Вольность", "Деревня", "На Аракчеева". Еще до окончания лицея Пушкин начал писать поэму "Руслан и Людмила", которую закончил в 1820 г.

В 1828 г. Пушкин сватается к Н. Гончаровой, первой красавице Москвы. Не получив определенного ответа от Гончаровой, Пушкин уехал на Кавказ, где написал стихотворения "Кавказ", "Обвал", "На холмах Грузии...".

18 февраля 1831 г. Пушкин обвенчался с Н. Гончаровой в Москве.

Летом 1831 г. вновь поступил на государственную службу в Иностранную коллегию с правом доступа в государственный архив.

В конце 1835 Пушкин издал свой журнал "Современник", где собрались такие таланты как Жуковский, Тютчев, Гоголь, Баратынский, Вяземский, Кольцов.

Зимой 1836 враги Пушкина из петербургской аристократии пустили в ход клевету на его жену, связывая ее имя с именем барона Дантеса, нагло ухаживавшего за Натальей Николаевной. Чтобы защитить свою честь, Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, которая состоялась 8 февраля 1837 г. Поэт был смертельно ранен и через два дня скончался.

Похоронен Пушкин в пяти верстах от села Михайловское, на кладбище Святогорского монастыря.

Пейзажная лирика всегда занимала особое место в творчестве А.С.Пушкина. Он был первым русским поэтом, который не только сам узнал и полюбил чудесный мир природы, но и открыл для читателя удивительную прелесть пейзажей родины.

Родная природа дорога поэту, с помощью пейзажей Пушкин описывает внутреннее состояние души, настроение, переживания.На протяжении всего своего творчества Пушкин обращается к пейзажной лирике.

У каждого человека есть любимое время года.Поэтов и писателей оно вдохновляет на создание бессмертных произведений, является источником впечатлений и чувств. Любимым временем года для А.С.Пушкина была осень.
Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной...
Мне кажется, осень - самая противоречивая пора.Это очень точно отражено в строчке :"Унылая пора!Очей очарованье!" Действительно, осень бывает унылой:с монотонными дождями, тяжелыми серыми тучами, промозглой сыростью и ветром.Но ни одно время года не может сравниться с яркими красками золотой осени:
Люблю я пышное пророды увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...
Живописно и ярко описывает автор осенние пейзажи.Красота природы пробуждает в сердце поэта все самое лучшее, осенью его душа расцветает, наполняется любовью и желанием жить:
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят - я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн...
Для Пушкина "пышное увяданье" природы - само по себе прекрасное явление, он видит в нем проявление жизни.Осень влечет его к себе, возможно, поэт сам точно не понимает, чем эта "унылая пора" манит его, пробуждая в душе волнующие чувства:
Как это объяснить?
Мне нравится она...
Осень предстает перед нами действительно очаровательной порой. Она-символ увядания природы, но за ее унылостью скрывается стремление к новой жизни.
Описания зимней природы всегда занимали достаточно большое место в пейзажной лирике Пушкина. Зима у поэта всегда разная и неповторимая. Например, стихотворение "Зимнее утро". Поэт великолепно описывает красоту русской зимы:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Это стихотворение очень близко к народному творчеству и фольклору.
Но уже в стихотворении "Зимняя дорога" эта пора предстает тоскливой и холодной.Пустынная дорога кажется поэту скучной, бесконечной, а на душе автора тоска, пробужденная песнями ямщика:
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,

То седечная тоска.

Но, все же, мастерство в описании зимы автором расскрывается в стихотворении "Зимний вечер". Казалось бы, здесь описывается обычное для русского человека явление природы - зимняя вьюга. Но Пушкин наделяет ее магическими, таинственными свойствами; он слышит в ней то завывание зверя, то плач ребенка, то просто шорох соломенной крыши под порывами ветра, то стук в окно заблудившегося путника:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Пейзажи Кавказа всегда завораживали и поражали воображение поэта.Кавказ всегда ассоциировался у автора с бескрайней свободой и независимостью.В стихотворении "Кавказ" главный герой уходит от людей.Он стоит на высокой вершине, где лишь гордый орел "парит неподвижно".

17. Н.А Некрасов: «Не ветер бушует над бором…» (из поэмы «Мороз Красный нос»); «Зеленый шум».

Никола́й Алексе́евич Некра́сов (28 ноября (10 декабря) 1821, Немиров — 27 декабря 1877 (8 января 1878), Санкт-Петербург) — русский поэт, писатель и публицист. Признанный классик мировой литературы.

Любовь к русскому народу, к родной земле и природе сливались у Некрасова в одно чувство. Вечно милыми казались ему скудное поле, кудрявые березы, студеные зимы, жаркое лето. Он всей душей стремился передать это чувство своим читателям, в том числе и маленьким. Считая, что его поэтическое слово - это глас народа, он постоянно рисовал органическую связь жизни народной с природой, с ее животворящими силами.

В детскую литературу давно перешли созданные Некрасовым образы, олицетворяющие русскую природу, - Зеленый Шум, Мороз Красный нос.

Именно в таких персонажах особенно ясно просматривается народность некрасовского творчества, его тесная связь с жизнью народа, ведь эти образы пришли в его поэзию прямо из сказок и поверий. При всем этом картины природы у него - образцы высокой поэзии. Стоит, к примеру, прочитать лишь две стихотворные его строчки - «Идет-гудет Зеленый Шум, Зеленый Шум, весенний шум» - и могучая стихия пробуждающейся природы охватывает душу человека любого возраста. А тридцатая глава поэмы «Мороз Красный нос», где Мороз грозно и величественно шествует по лесу.

Каждый писатель вырабатывает своеобразный стиль исходя из своих художественных задач. В зависимости от темы и идеи произведения ведется отбор средств выразительности.

В поэме «Мороз, Красный нос» очень большую роль играет народно поэтический пласт. Поэма посвящена описанию жизни крестьян, их быту, воссозданию народного духа. Поэтому в ней органически появляются фольклорные образы, художественные средства, свойственные фольклору. Большую роль играют природные метафоры. Умерший муж Дарьи подобен соколу в представлении горюющих родных:
Сплесни, ненаглядный, руками,
Сокольим глазком посмотри,
Тряхни шелковыми кудрями,
Сахарны уста раствори!
Передаче истинного, глубокого горя служит и особый ритм стиха, схожий своей мелодикой с народной песней, и использование народно поэтических эпитетов: «горючие слезы», «сизокрылый», «желанный». Прием лирического параллелизма – сравнения человека, его чувств с явлением природы – используется для описания безутешной вдовы:
Береза в лесу без вершины –
Хозяйка без мужа в дому.
Идея поэмы – прославление «величавой славянки». Образу Дарьи придается обобщенно лирический характер. Она представляет собой национальный женский тип. Некрасову важно выделить основные ее качества – внешнюю красоту и душевную силу, жизненную стойкость и мудрость. Эпитеты, которыми наделяется Дарья, эмоционально оценочные:
Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока…
В ее описании сочетаются моменты реалистические с моментами во многом романтическими: сила, ловкость, мужество женщины гиперболизируются:

В игре ее конный не словит,
В беде – не сробеет, – спасет:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!
Поэма Некрасова очень эмоциональна, в ней присутствуют метафорические эпитеты, гиперболические сравнения, свойственные легендарно сказочным жанрам устной народной поэзии. Во сне Дарьи колосья ржи сравниваются с «бусурманской ратью», что вышла воевать с женщиной.
Природа у Некрасова во всей поэме предстает чем то враждебным, с ней воюют, ее покоряют. Лютый холод губит Прокла, голоса животных сливаются в тревожный шум нечистой силы:
Слышу я конское ржанье,
Слышу волков завыванье,
Слышу погоню за мной…
Символика зимы, непогоды очень важна в поэме, явления природы служат знаками грядущих бед, люди будто окружены мраком, неподвластной им губительной силой:

Черная туча, густая густая,
Прямо над нашей деревней висит,
Прыснет из тучи стрела громовая,
В чей она дом сноровит?
Появление Мороза воеводы сопровождается изменением ритма стиха, изменяется характер повествования, что указывает на приближение кульминации произведения. Поэт пользуется приемом анафоры – повторения начальных частей стихов в строфе. Этот единый зачин делает поэтическую речь более экспрессивной:
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз воевода дозором
Обходит владенья свои.

 

Образ Мороза воеводы далеко не однозначен. Это вовсе не сказочный Морозко, который должен одарить девушку за ее стойкость. Он изначально враждебен тем жизненным устоям, к которым привыкла Дарья. Он уговаривает ее стать царицей в его ледяном царстве. То, что Некрасов – поэт в первую очередь реалистический, то, что вся его поэма посвящена изображению тяжелого быта крестьян, не приукрашенного ничем, указывает читателю на то, что Мороз воевода нужен автору совсем не для подражания сказке. Это символ – многозначный и глубокий по смыслу образ, он обозначает идею иносказательно. Мороз воевода – это символ всего того, что губит человека, всего, чему он не в силах противостоять в одиночку: изматывающего труда, порабощающих человека властителей, по вине которых он оказывается в тяжелейших жизненных обстоятельствах, враждебной природы и даже холодной смерти, не жалеющей никого.
Мы увидели, что поэт заимствует изобразительные средства из народно поэтического творчества, вплетает их в авторский текст. Н. А. Некрасову не свойственно многообразие собственно авторских поэтических приемов, сложных метафор, но от того еще более значимыми становятся созданные им символы.

18. Ф.И. Тютчев: «Весенние воды» (Еще в полях белеет снег…»; «Весенняя гроза»(люблю грозу в начале мая…»); «Зима недаром злиться»; «Есть в осени первоначальной…»; «Чародейкою зимою».

Художественная судьба замечательного русского поэта Ф. И. Тютчева необычна: это, как писал критик А. М. Гуревич, «судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху торжества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романтического искусства». И романтизм этот сказывается прежде всего в понимании и изображении природы.

Преобладание пейзажей — одна из примет лирического творчества Ф. И. Тютчева. Однако поэт — не простой созерцатель природы, он стремится проникнуть в глубину ее жизни, познать ее смысл. Вся его лирика отличается глубиной анализа душевных переживаний и восприятия природы. И не удивительно, что природа, как и человеческая душа, как и сама жизнь, кажется ему противоречивой, вызывает совершенно противоположные чувства. В явлениях окружающего мира поэт старается найти отклик на свои переживания, стремится преодолеть терзающие его противоречия.

Дыхание солнца, жизнь морских просторов, говор лесов — все это вызывает светлые романтические чувства в душе поэта. Он восхищается певучестью морских волн, «гармонией в стихийных спорах», «созвучьем полным», существующим в природе. Грозы, бури, волнения на море, весеннее оживление лесов и полей вызывают у него необыкновенный восторг. Это чувствуется из самих строчек, которыми Тютчев начинает некоторые свои произведения: «Как весел грохот летних бурь...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Люблю грозу в начале мая...» и др. Читая такие стихотворения, как «Весенние воды», «Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной...» и многие другие, всем сердцем ощущаешь радость, прелесть окружающего мира, и на душе становится весело и легко.
Стихотворение «Весенние воды» можно отнести к пейзажной лирике Тютчева. Оно было написано в 1830 году. В этом произведении описывается чудесный период ранней весны, пробуждение природы от зимнего сна, наступление радостных весенних дней
Читая стихотворение, действительно ощущаешь весеннюю атмосферу. Чувствуется, как в воздухе пахнет талым снегом, вокруг раздается пение птиц, солнце растапливает зимнюю стужу, наполняя душу восторженным возбуждением и радостью.
Стихотворение можно разделить на две части, основываясь на настроении автора в начале и в конце произведения. В первой части у земли состояние ещё сонное – она «ещё не проснулась», но на помощь весне спешит вода, которая будит и гласит: «Весна идёт»! Автор рисует два плана – землю и воду.
В первой части слышим шум воды, быстрое движение, которое вызывает бурную радость. Повтор согласного звука (б) (аллитерация) и шипящего (ш), в слове шумят, помогает передать начинающее движение воды. Ф. Тютчев использует много глаголов (шумят, бегут, гласят). Эти глаголы позволяют услышать ритмичность произведения и почувствовать движение и шум весенней воды, наступающей весны. В конце первого предложения автор поставил многоточие. Наверное, поэт хочет ещё многое сказать о весенней воде.
Вторая часть стихотворения – это ожидание майских дней.
Весне художник придаёт черты молодой девушки. Майские дни олицетворяются с маленькими детьми, которые водят хороводы и у них румяные щёки.
В стихотворении Ф.Тютчева зима и весна олицетворены. «Зима недаром злится», Зима – «ведьма злая», бесится, злится, хлопочет, ворчит на Весну, бросает в неё снег. Весна – «прекрасное дитя», в окно стучится, гонит Зиму со двора и хохочет ей в глаза. В стихотворении смена времён года осмыслена в соответствии с народно-поэтическими представлениями как борьба двух врагов.

Природа у Тютчева, действительно, не «слепок»: она живет, движется, дышит. Так построено знаменитое стихотворение «Весенняя гроза» («Люблю грозу в начале мая…», 1828). С восторгом, С эмоциональным подъемом воссоздает поэт буйство, высшее проявление стихийных сил природы. Природа у него одушевлена, очеловечена; и в этом проявляется его убеждение в целостности мира, и единстве человека и природы. Характерные для поэта олицетворении являются не просто поэтическим приемом, но становятся структурообразующим началом, выражая один из основных принципов осознания и изображения жизни.

Поэзия Тютчева часто строится на контрастах. Свету противопоставляется тьма, югу — север, дню — ночь, зиме — лето или нос па. Но это не механическое противопоставление. Тютчев воспринимает мир в его диалектическом единстве. Вот почему он так часто обращается к переходным состояниям, идет ли речь о временах года или временах суток («Весна», «День вечереет, ночь Мизка…», «Зима недаром злится…»). Диалектическое восприятие действительности придает его стихотворениям подлинно философскую глубину.

Стихи Тютчева зачастую проникнуты тревогой и мрачными предчувствиями. По сравнению с вечно обновляющейся природой жизнь человеческая скоротечна. Отсюда грустные раздумья о «непрочности и хрупкости» человека, о ничтожестве его перед всемогущим хаосом, который прорывается наружу в бурях стихий и в бурях страстей. И не случайно большое место в его лирике занимают мотивы грозы и бури. Так проявляется в поэзии Тютчева тома беспощадной судьбы, рока и в жизни природы, и в истории, и в любви.

Стихотворение “Чародейкою Зимою…” Ф. И. Тютчев. Здесь зима – добрая колдунья, окутавшая лес “снежной бахромой”, оковавшая его легкой пуховой цепью. Зимний лес стоит, очарованный волшебным сном. Когда солнце касается его своими лучами, лес вспыхивает и сияет “ослепительной красой”.Величественная, волшебная и необыкновенная пора.Словно живая, чародейка-зима меняет маски и играет с нами, заставляя нас то тосковать, то восхищаться ею.

 

Тютчева недаром называют певцом природы. Красота русской природы с юных лет вошла в сердце поэта. Правда, свои первые стихи о природе Тютчев написал еще в Германии. Там родилась его «Весенняя гроза». Всякий раз, приезжая в родные места, поэт одаривает нас прекрасными стихотворениями о родине, создав целый цикл картин природы. Таким было и его стихотворение «Чародейкою зимою…» И хотя все вокруг было засыпано пушистым снегом, стояла жуткая тишина, ни тени уныния не слышится в стихе. Даже в ненастное время осени, несмотря на хлябь размытых брянских дорог, неудобство на постоялых дворах, грязь, клопов и мух, душа Тютчева оттаивает при виде родных мест. Возникает потребность в карандаше и бумаге, чтобы высказать поэтическими строками переполнявшие душу чувства. Так однажды случилось по дороге в Москву:

Есть в осени первоначальной
Короткая и дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…»

Чем старше становился поэт, тем большую глубину и философичность приобретали его произведения о родном крае. Здесь и обожествление природы, и стремление точнее разгадать ее тайны.
В его стихах, которые воспевали картины и явления природы, нет обыкновенного любования. Природа заставляет поэта думать о загадках мироздания, о вопросах человеческого бытия.
Идея слияния природы и человека в лирике Тютчева развита в двух направлениях. Он говорит о конечном слиянии человека с хаосом и приобщении к нему ночью во время сна. Такого рода слияние страшно, так как оно несет с собой утрату телесного и сознательного начала.

 

19. А.А Фет: «Я пришел к тебе с приветом…»; «Это утро, радость эта…»; «Зреет рожь над жаркой нивой…»; «Летний дождь»; «Ласточки пропали…».

 

Афана́сий Афана́сьевич Фет (первые 14 и последние 19 лет жизни официально носил фамилию Шенши́н, 23 ноября (5 декабря) 1820, усадьба Новосёлки, Мценский уезд, Орловская губерния — 21 ноября (3 декабря) 1892, Москва), немец, русский поэт-лирик, переводчик, мемуарист.

Фет ― поэт самых светлых, теплых и прекрасных чувств. Он заслуженно и широко известен как лирик, чуткий художник, создавший яркие, незабываемые картины природы, отразив сложнейшие переживания человеческой души. Многие стихотворения тончайшего лирика написаны на различные темы, среди них основные: природа, ее красота, любовь, родина, дружба, страданье. Его стихи музыкальны, а образы волнуют звуками, они почти ощутимы, зримы, как яркие мгновения жизни. Природа у Фета одухотворена и гармонична на душе человека, она взаимосвязана с настроением лирического героя.

Моим самым любимым стихотворением является “Я пришел к тебе с приветом...”. Этот поэтический шедевр с самого юношества ассоциируется с красотой фетовских творений.
Стихотворение было впервые напечатано в журнале “Отечественные записки” в 1843 г., в седьмом номере. Основная тема стихотворения — любовь. И пусть сама тема стара и избита, произведение отличается новизной и свежестью. А уж о необычайности приемов написания поэтических текстов свидетельствовали многие современники Фета.
Само начало стихотворения уже необычно хотя бы потому, что поэты того времени придерживались пушкинской традиции стихосложения, которая требовала предельной точности в словах и сочетаниях слов. Строка из текста:

Я пришел к тебе с приветом, рассказать...
является неточной и даже не совсем “правильной”. Критики того времени видели в Фете дерзкого и смелого поэта. Фет знал о неточностях своих поэтических слов, о приближенности их к живой, оттого более яркой и выразительной речи. Поэт свои сочинения в шутку называл стихами “в растрепанном виде”.
Не совсем правильные и как бы неряшливые выражения фетовских стихов создают причудливые, необыкновенно новые образы. Уже первые слова стихотворения “Я пришел к тебе с приветом...”, такие вроде бы случайные и нелепые, создают органичную естественность живой речи. Ощущение импровизации делает начало поэтического текста еще более легким и доступным.

 

Момент импровизации можно заметить и в последних словах стихотворения:
...не знаю сам, что буду
Петь, — но только песня зреет.

Читая это стихотворение Фета, мне иногда кажется, что слово обладает у Афанасия Афанасьевича каким-то особым свойством, что при всей его широте, зыбкости рождает в мыслях разнообразные ассоциации. Это можно сравнить лишь с музыкальным образом.
В зачине фетовского стихотворения некоторые слова звучат особо ярко. В первой строфе это: “привет”, “солнце”, “свет”, “трепет листьев”. Их эмоциональный смысл близок друг к другу. По вызываемым ассоциациям они говорят о сильных чувствах — радости, счастье, любви. Напоминая музыкальный аккорд, постепенно увеличивающий свое звучание, воспринимается стройность в звуковом и словесном ряду. Важное достоинство любого поэтического текста — его цельность. Здесь она проявляется с удивительной живостью. В стихотворении “Я пришел к тебе с приветом..” замечается и стройность предметов, и стройность тона В одном движении находятся предметы внешнего мира и чувства героя.
Многочисленные повторы в стихотворении также способствуют цельности композиции произведения. Повторы как бы скрепляют слова в данном стихотворении. Повторами достигается стройное, целостное движение звуков и слов. Это называется художественным воздействием на читателя.
Например, глагол “рассказать” — главное слово-скрепа в стихотворении, придающее тексту единое ощущение целостности. Заметно это слово во втором стихе первой строфы и в первом стихе всех последующих строф: “Рассказать, что с той же страстью”, “Рассказать, что отовсюду...”. В тексте можно и еще найти слова-повторы: “Лес проснулся” — “весь проснулся”, “веткой каждой — каждой птицей”.
Хочется отметить и тот факт, что все рифмы в стихотворении женские. Это окончание безударным слогом придает протяжность и музыкальность.
Большое внимание в своих поэтических произведениях Фет придавал концовке. Здесь можно отметить, что лирический сюжет завершается песней — высшей точкой радости. У песни и слов-то еще нет, а она уже рвется наружу.


"Это утро, радость эта…" - одно из них. Это стихотворение о чудесном, на мой взгляд, времени года - о весне. Весной всё живое на земле пробуждается от зимней спячки и приходит в движение. И главное, к чему стремился Фет, - не упустить, не утратить миг этого безостановочного движения, запечатлеть пробуждение природы; добиться того, чтобы каждая строка "дышала", "звенела", одним словом, "жила".
В чём "изюминка" этого стихотворения? Здесь нет ни одного глагола. Но сколько движения, сколько жизненной энергии заложено в каждой строке. Здесь нет ни единой точки (кроме конца стихотворения)! Читаешь это стихотворение на одном дыхании, ни на секунду не останавливаясь, сразу же представляя себе всю весеннюю суматоху. Этот приём "одного предложения" смог как нельзя лучше передать движение жизни, "воскрешение" природы весной:

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод…

В Короткие строки будто "набегают" одна на другую. Фет не случайно написал стихотворение четырёхстопным хореем, где последняя стопа каждой третьей строчки строфы неполная. Благодаря этому задаётся определённый ритм, напоминающий биение сердца. Каждая строка словно "пульсирует".
"Это утро, радость эта…" Первая строка передает ликование весенней природы. Обратим внимание на то, что Фет начинает стихотворение словами "это утро, радость эта", а заключает выражением "это всё весна". Между первой и последней строками - образы, "рисующие" начало, середину и конец весеннего дня. Если приглядеться внимательнее, то мы заметим, что это стихотворение "вмещает" целые сутки, без единого глагола поэт передает движение времени: в первой строфе изображается утро, во второй - день, а в третьей - ночь, наполненная запахами весны, с чарующими трелями соловья. Все образы объединены, связаны анафорой: указательным местоимением "это" в разных формах, что создает эффект движения не только природного времени, но и "поэтической мысли" в стихотворении. Но одновременно с этим - и движение пространства: взгляд лирического героя охватывает и небо, и землю, и мельчайшие частицы окружающего мира.

 

Стихотворение «Ласточки пропали», написанное Афанасием Фетом в 1854 году, являясь одной из поэтических вершин поэта, будет рассмотрено нами как синтез пейзажной лирики и глубокого, драматического переживания. Переживание это наиболее ярко выражено в последней, пятой, строфе стихотворения, именно поэтому после его окончания читатель остаётся не только с чувством умиротворённо-созерцательного спокойствия, навеянного картинами неброской красоты русской природы, певцом которой принято считать Фета, но и с чётким пониманием того, что в душе лирического героя зреет конфликт с жизнью.
Данное заключение имеет биографическое подтверждение. Известно, что поэт-лирик прожил жизнь сложную, двойственную. Противостояние мира Фета-помещика, его мировоззрения, его житейской практики — и мира лирического, явленного в произведениях, который по отношению к тому, первому, был, скорее, антимиром, завершилось 21 ноября 1892 года.

20. А.Н. Майков: «Ласточка примчалась из-за бела моря…».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: