Модель народно-хозяйственного кругооборота




Модель народнохозяйственного кругооборота — это модель эконо­мической системы, описывающая потоки товаров и услуг, которыми обмениваются экономические субъекты, сбалансированные потоками денежных платежей.

В теории макроэкономики различают три основные модели круго­оборота.

Модель кругооборота в закрытой экономике без участия государства, в которой участвуют только две группы экономических субъектов: домашние хозяйства и фирмы (рис. 1). Здесь представлены направления денежных потоков.

Рис. 1. Модель народнохозяйственного кругооборота в закрытой экономике без участия государства

В этой модели отсутствуют государство и внешний мир, т. е. предполагается замкнутая экономическая система, где доходы одних экономических субъектов показываются как расходы других экономических субъектов. Например, расходы фирм на ресурсы в то же время выступают как доходы домашних хозяйств, а поток потребительских расходов составляет доход фирм от продажи готовой продукции. Мо­дель предполагает, что объем продаж фирм равен объему доходов до­машних хозяйств. Потоки «доходы-расходы» и «ресурсы-продукция» совершаются одновременно в противоположных направлениях и постоянно возобновляются.

Чтобы в данной модели наблюдалось равновесие, необходимо сле­дующее:

· национальный доход (доходы фирм) должен быть равен расходам: Y = потребительские расходы (С) + плановые инвестиции (I). Если же кроме запланированных инвестиционных расходов суще­ствуют неплановые инвестиции, то экономическая система выхо­дит из равновесия;

· соблюдение тождества инвестиций и сбережений на финансовом рынке: I = S.

Модель кругооборота в закрытой экономике с участием государства. Государство участвует в регулировании экономики тремя основными способами (рис. 2):

• собирает налоги и осуществляет социальные выплаты опреде­ленным категориям граждан: тем, кто «еще» не работает (например, стипендии), и тем, кто «уже» не работает (пенсии, пособия). Налоги государство собирает и с предприятий, и с отдельных граждан, но в модели кругооборота предполагается, что экономические субъекты разделены по функциональному назначению и собственники фирм, уплачивающие налоги, находятся в сфере домохозяйства. Поэтому домохозяйства уплачивают налоги, получая трансферты, разница между ними образует чистые налоги;

• выступает в качестве покупателя на рынке благ, где осуществляются государственные закупки товаров и услуг. Государственные закупки — это закупки на строительство и со­держание школ, дорог, армии и государственного аппарата управ­ления. Помимо затрат на товарном рынке государство осуществля­ет расходы на оплату труда государственных служащих, поэтому эти расходы также входят в государственные закупки;

• оказывает косвенное воздействие на экономику, регулируя коли­чество денег в экономике. Государственные расходы по закупке и налоги, как правило, не совпадают по величине. Разница между чистыми налогами и государственными расходами образует сбе­режения государства. Если сбережения государства — величина положительная, то они составляют бюджетный избыток, если отрицательная — бюджетный дефицит, который может быть профинансирован эмиссией денег или облигаций. Сбережения государства, как и сбережения домохозяйств, направ­ляются в сектор имущества.

 

Рис. 2. Модель народнохозяйственного кругооборота в закрытой экономике

с участием государства

Модель кругооборота с участием заграницы (рис. 3). Еще сложнее становится модель, когда в нее вводится иностранный сектор, который замкнутую систему превращает в открытую экономи­ку. Иностранный сектор (внешний мир, заграница) связан с экономи­ческой системой тремя способами:

· через импорт товаров и услуг;

· через экспорт товаров и услуг;

· через международные и финансовые организации.

Реальный и денежный потоки совершаются свободно, если сово­купные расходы домашних хозяйств, фирм, государства и внешнего мира равны совокупному объему производства.

Разница между экспортом и импортом образует чистый экспорт, деньги за который направляются на рынок благ и тем самым увеличивают доходы фирм.

Рис. 3. Модель народнохозяйственного кругооборота в открытой экономике с участием государства

При импорте денежный поток идет заграницу. Если экспорт не покрывает импорта, то разница должна быть оплаче­на посредством займов у иностранных финансовых посредников или путем продажи реальных или финансовых активов иностранным поку­пателям. Такие операции называются чистым притоком капитала.

Отток капитала — чистая величина кредитов, выданных иностран­ным заемщикам, и средств, использованных для покупки реальных или финансовых активов у иностранных продавцов.

В рыночной экономике расход одного субъекта является доходом другого субъекта, и наоборот. В связи с этим все бюджеты экономичес­ких субъектов взаимосвязаны, а в экономике страны возникает кругоо­борот денег. С этих позиций кругооборот представляет собой совокуп­ность бюджетов всех экономических субъектов в их взаимосвязи.

Народно-хозяйственный кругооборот может быть представлен че­тырьмя способами:

· уравнением;

· таблицей (матрицей);

· диаграммой (схемой);

· бухгалтерским счетом, который используется для построения системы национального счетоводства.

Бюджет будет сбалансирован, если суммарные значения указанных потоков будут равны у всех экономических субъектов.

Домашние хозяйства:

Y = С + Т + S. (1)

Фирмы:

Y + Z=C + I+G + E. (2)

Государство:

G = T+(G-T),

где (G - Т) представ­ляет собой дефицит государственного бюджета.

Заграница:

Z = E + (Z-E),

где (Z - E) — сальдо торгового баланса.

Основные потоки народно-хозяйственного кругооборота представ­лены в виде схем (рис. 1- 3).

В открытой экономике с государствен­ным вмешательством из потока «доходы-расходы» происходят «утечки» и одновременно происходят вливания дополнительных средств в виде «инъекций».

Утечкой (изъятием) называется любое использование факторных доходов не на покупку произведенной отечественной продукции, поскольку:

· домашние хозяйства не тратят весь полученный доход на покупку товаров и услуг, они сберегают часть дохода;

· часть факторных доходов домашних хозяйств идет на уплату налогов государству;

· домашние хозяйства покупают продукцию не только отечественных фирм, но и делают закупки по импорту.

Утечки выступают в виде сбережений, налоговых платежей и импорта (S+T+Z).

Каждой утечке соответствует «инъекция». Инъекцией (вливанием) называют расходы на покупку отечественной продукции не из факторных доходов домашних хозяйств. Это:

· расходы фирм на покупку (создание) инвестиционных товаров – инвестиции – I,

· государственные расходы на закупку товаров и услуг – G,

· расходы (остального мира) на экспорт – Е.

Таким образом, мы приходим к выводу, что условие макроэкономического равновесия заключается в равенстве суммы всех утечек сумме всех инъекций,

Т. е. условие макроэкономического равновесия приобретает следующий вид:

S + T + Z = I + G + Е.

Уравнение «утечек» и «инъекций» можно представить в виде:

I + (G-T)=S + (Z-E),

где S - внутренние сбережения; (G - Т) представ­ляет собой дефицит государственного бюджета; Z -Е- чистый импорт, финансируе­мый притоком капитала.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: