Группы 141, 142 и 144 выполняют задание к 25 мая. Группа 143 – к 30 мая.
Читать: учебник А. Блумана, стр. 472 – 489
https://www.hse.ru/data/2012/05/11/1253362177/Bluman%20A.G.%20Elementary%20Statistics-%20A%20Step%20By%20Step%20Approach.pdf
Решать:
Задача 1. Имеются данные о явке на избирательные участки в 2003 и 2007 гг. в некотором регионе России (в % от зарегистрированных избирателей). Данные представлены по всем участковым избирательным комиссиям (УИКам) этого региона. Всего на территории региона 150 УИКов.
- Сформулируйте исследовательский вопрос к имеющимся данным
- Предложите метод решения поставленной Вами задачи с помощью проверки статистической гипотезы
- Решите поставленную задачу, если в 80 УИКах явка повысилась, 65 – понизилась, а в 5 не изменилась. Дайте ответ на уровне доверия 0.95 при двусторонней альтернативе.
Задача 2. Даны две выборки из нормальной совокупности со следующими характеристиками:
Объем выборки | Оценка среднего | Оценка дисперсии | |
X | |||
Y |
Считая, что дисперсии обеих совокупностей равны, определите на уровне доверия 0.99, различаются ли средние значения рассматриваемых совокупностей.
Задача 3. В Высшей школе экономики проводится исследование того, как результаты зачета/экзамена по дисциплинам сказываются на отношении студентов к преподавателям этих дисциплин. Выбирается несколько «жестоких» дисциплин на разных факультетах. Случайная выборка объемом 1600 студентов опрашивается на предмет отношения к одному случайно выбранному преподавателю, ведущему у студента занятия. Опрос проводится до проведения зачета/экзамена. Студенты ставят преподавателю одну оценку по 5-тибалльной шкале. Те же 1600 студентов опрашиваются после зачета/экзамена и снова оценивают преподавателя.
|
- Каким образом можно понять, меняется ли мнение студента о преподавателе после экзамена/зачета?
- Пусть у 100 мнение не изменилось, у 900 ухудшилось, у 600 улучшилось. Какой вывод Вы сделаете? Решите задачу при уровне доверия 0.99 и двусторонней альтернативе.
Задача 4. Рассмотрим задачу об измерении отношения человека (респондента) к некоторому объекту. Это типичная задача, возникающая в социальных науках (социология, психология, политология). Посмотрим, что на эту тему пишут социологи:
«Пусть в качестве оцениваемого респондентами объекта выступает некоторый политический лидер. Представим себе также, что у нас имеется некий «градусник», позволяющий мгновенно измерять отношение к этому лидеру любого человека и что мы многократно «приставляем» «градусник» к некоему респонденту. Если мы будем опрашивать респондента при разных условиях, то, наверное, вообще говоря, будем получать разные результаты. При хорошем весеннем настроении и симпатичной интервьюерше наш «градусник» вполне может показать завышенную оценку. Напротив, если респондента разбудит среди ночи неприятный ему интервьюер, то на «градуснике» появится показатель неоправданно низкого уровня установки. С утра респондент может весьма плохо думать о рассматриваемом политическом лидере, поскольку под руководством этого лидера в стране произошло много негативных явлений. Но, по дороге домой почитав газету и увидев, что этот лидер, вопреки ожиданию, совершил нечто положительное с точки зрения респондента, последний приедет к месту работы с повысившимся уровнем установки. А к вечеру, поговорив с сотрудниками, респондент вполне может прийти к выводу, что радоваться нечему, и уровень его установки снова двинется вниз и т.д. Таким образом, мнение нашего респондента не будет точечным, а будет представлять собой некоторое распределение»[1].
|
Каково это распределение? Со времен работы Луи Леона Терстоуна (Louis Leon Thurstone) «Метод шкалирования психологических и образовательных тестов» (1925 г.) (см. приложение, с.434) широко распространено допущение о том, что это распределение является нормальным. Исходя из этого допущения Л.Л. Терстоун предложил свой метод построения оценочной шкалы (модель Терстоуна).
Ниже представлены результаты опроса случайно выбранных мужчин и женщин старше 18 лет об их отношении к некоторому политику в 7-мибалльной шкале.
Баллы, выставленные мужчинами | Баллы, выставленные женщинами |
Исходя из допущений подхода Л.Л. Терстоуна, ответьте на вопрос: можно ли говорить о статистически значимых различиях в оценке рассматриваемого политического деятеля мужчинами и женщинами? (проблемой репрезентативности следует пренебречь). Ответ дайте на уровне доверия 0.95 при двусторонней альтернативе.
Задача 5. 11 экспертов оценивали в 7-мибалльной шкале качество двух рекламных роликов. Более высокие оценки соответствуют более высокому качеству ролика. Результаты их экспертных оценок приведены в таблице.
Эксперт | |||||||||||
Ролик 1 | |||||||||||
Ролик 2 |
Можно ли считать, что оба ролика одинакового качества (произвели на экспертов в целом одинаковое впечатление)? При ответе на вопрос используйте нормальную аппроксимацию. Дайте ответ на уровне доверия 0.95 при двусторонней альтернативе.
|
Задача 6. Имеется выборка из нормального распределения объемом 25 наблюдений. Выборочное среднее равно 12.064. Стандартная ошибка (выборочное стандартное отклонение) равна 5. Вопрос: можно ли при таких данных утверждать на уровне доверия 0.95, что математическое ожидание равно 10? Все вычисления проводите с точностью до третьего знака после запятой.
1. Дайте ответ, используя соответствующий статистический критерий
2. Дайте ответ, используя доверительный интервал для среднего
3. Сравните результаты, полученные в п.1 и п.2. Совпадают ли они? Объясните, почему.
[1] Толстова Ю.Н. Измерение в социологии: учебное пособие. – М.: КДУ, 2007. – С.55.